Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Определение заработной платы и ее общий уровень 2 страница




 

Важной качественной характеристикой продукта является его местоположение. Для розничной торговли и многих видов услуг именно географическое размещение имеет решающее значение. Так, если сеть заправочных станций редка, то ближайшая бензоколонка автоматически становится почти монополистом для своей округи.

 

Наконец, основой дифференциации продуктов могут служить даже мнимые качественные различия между ними. Давно известен, в частности, тот факт, что значительный процент курильщиков на тестовых испытаниях оказывается неспособным отличить "свою" марку от других, хотя в обычной жизни преданно покупает только ее. Обратим на это обстоятельство особое внимание: с точки зрения рыночного поведения потребителя не имеет значения, действительно ли отличаются товары. Главное - чтобы ему так казалось.

 

Различия в сервисе объединяют вторую (после качества) крупную группу факторов дифференциации товара. Дело в том, что для широкой группы продуктов, в особенности для технически сложных потребительских товаров и многих товаров производственного назначения, свойствен долговременный характер взаимоотношений продавца и покупателя. Дорогая машина должна исправно работать не только в момент совершения покупки, но и на протяжении всего срока службы.

 

Полный цикл сервиса включает предпродажное обслуживание (помощь в выборе нужного продукта; для товаров производственного назначения это часто предполагает проведение целого исследования); сервис в момент покупки (проверка, доставка, наладка) и послепродажное обслуживание (гарантийный и постгарантийный ремонт, внесение текущих улучшений, консультации по оптимальной эксплуатации).

 

Каждая из этих операций может выполняться в разном объеме (или не выполняться вообще). В результате один и тот же продукт как бы разлагается на целый спектр разновидностей, резко отличающихся по своим сервисным характеристикам и потому превращающихся вроде бы в совершенно разные товары. Такое явление в настоящее время можно, в частности, наблюдать на российском компьютерном рынке, где считанное число типов компьютеров предлагается на разных условиях и по очень разным ценам.

 

Третья крупная группа факторов дифференциации продукта связана с рекламой. Во-первых, реклама, подобно фотореактивам, проявляет скрытые в товаре отличия от аналогичных. Редкий потребитель, например, сам правильно выберет сорт пасты из многих сотен присутствующих на рынке. Реклама же точно адресует того, кому нравится обильная пена, - к одному, того, кто страдает от кровоточащих десен, - к другому, а озабоченного желтым налетом от табака на зубах - к третьему сорту.

 

Во-вторых, она способствует формированию новых потребностей. Вспомним популярный на нашем телеэкране ролик: многие ли ощущали потребность иметь "салон-шампунь и кондиционер в одном флаконе", а не, скажем, в двух, пока удобство этого не объяснила реклама ("я просто мою волосы и иду")?

 

В-третьих, реклама создает дифференциацию продуктов там, где действительной разницы между ними нет. Как уже отмечалось, на рынке сигарет многие качественные отличия носят мнимый характер. Так вот, за мнимыми отличиями качества очень часто скрываются вполне реальные отличия в рекламной подаче товара, хотя потребитель об этом может и не подозревать. Вряд ли кто- нибудь скажет: "Я курю "Мальборо" потому, что хочу походить на мужественного ковбоя". Но, по общему мнению экспертов, миллионам поклонников этой марки ее вкус кажется столь пленительным именно из-за подсознательного стремления отождествить себя с образом ковбоя, удачно найденного в рекламе марки.

 

Дифференциация продукта обеспечивает фирмам известные монополистические преимущества. Но у ситуации есть и еще одна интересная сторона. Ранее мы говорили, что доступ в отрасль, в которой сложились условия монополистической конкуренции, относительно свободен. Теперь мы в состоянии уточнить эту формулировку: выход на такой рынок, не блокирован никакими иными барьерами, за исключением препятствий, связанных с дифференциацией продукта. Иными словами, дифференциация продукта не только создает для фирмы преимущества, но и помогает защитить их от конкурентов: не так-то легко точно повторить тонкий вкус знаменитого ликера или хотя бы найти равноценный ответ на удачную рекламную кампанию. Поэтому фирмы совершенно сознательно создают и поддерживают дифференциацию, тем самым добиваясь для себя дополнительных прибылей, а на рынок страны принося многообразие товаров.

 

Вместе с тем не следует преувеличивать доступную таким фирмам степень рыночного господства. Изоляция сегментов рынка одного и того же продукта не абсолютна. Компаниям постоянно приходится считаться с конкуренцией чужих товаров, похожих на собственный.

 

Хотя "фрут энд нат" и "сникерс" безусловно разные шоколадки, они все же достаточно одинаковы, чтобы находиться в прямой конкуренции. Спрос на каждую из них высокоэластичен: стоит слегка поднять цены одной - и он переключится на другую.

 

Сочетание элементов монополии и конкуренции определяет основные черты поведения фирм на рынке, для обозначения которого экономисты не случайно используют название, включающее оба этих термина.

 

Для анализа поведения фирмы в условиях монополистической конкуренции мы, как обычно, прибегнем к графику. На рис. 1 представлена ситуация, складывающаяся в коротком периоде.

 

В первую очередь обращает на себя внимание кривая спроса (D). Она удовлетворяет критерию несовершенной конкуренции - спрос не абсолютно эластичен. Другими словами, кривая не идет параллельно оси абсцисс, а имеет отрицательный наклон. Причину этого мы только что выяснили. Она состоит в дифференциации продукта.

 

Рис. 1. Выбор оптимального объема производства в коротком периоде фирмой, максимизирующей свою прибыль (а) или минимизирующей убытки (б)

Фирма, действующая в условиях монополистической конкуренции, конечно, не совпадает с целой отраслью, как это было в случае фирмы-монополии. Но благодаря дифференциации на своем сегменте рынка она монополист. Поэтому и кривая спроса приобретает характерный отрицательный наклон: рост объема реализации достигается за счет снижения цен.

 

Во-вторых, виден механизм определения фирмой оптимального размера производства. В условиях монополистической конкуренции (как и на любом другом типе рынка) фирма максимизирует прибыль при таком объеме, при котором SМС = SMR.

 

Иными словами, фирма наращивает производство до тех пор, пока дополнительные затраты, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, не начинают превышать выручку от ее реализации. Соответственно точка пересечения SМС и SMR на графике задает тот размер выпуска продукции Q1, продавая который по цене Р фирма максимизирует свою прибыль.

 

Из графика видно, что Q1 меньше Q2. Если бы та же самая цена Р при тех же самых предельных затратах фирмы сложилась на рынке совершенной конкуренции, то фирма выбрала бы объем продаж Q2.

 

Таким образом, при анализе поведения фирмы в коротком периоде наиболее заметны "родовые" черты, сближающие монополистическую конкуренцию с другими видами несовершенной конкуренции (Разумеется, отличия тоже есть, в частности отличия количественные. Так, при монополистической конкуренции кривая спроса не идет столь круто вниз, как при монополии. Причины этого тоже понятны. При монополистической конкуренции велика возможность переключения спроса с данного товара на его близкий заменитель, поэтому эластичность спроса здесь при прочих равных условиях выше, чем при монополии).

 

Более отчетливо специфика монополистической конкуренции как особого типа рынка проявляется в длительном периоде (рис. 2). Для простоты изложения примем, что кривая затрат не меняется. Допустим также, что первоначально фирма получает экономическую прибыль (линия D1 лежит выше минимального уровня LAC). В условиях чистой монополии такая ситуация имела бы тенденцию к закреплению на длительное время, так как господствующая фирма не допустила бы на рынок новых производителей.

 

Напротив, при монополистической конкуренции вход на рынок сравнительно свободен. Поэтому в длительном периоде на него неизбежно проникнут привлеченные экономической прибылью компании. Новички станут производить товары, по своим характеристикам близкие к продукции рассматриваемой нами фирмы.

 

В результате кривая спроса на продукцию фирмы-старожила снизится, так как часть клиентов перейдет к конкурентам и ее сегмент рынка сократится. Очевидно, что этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не исчезнет экономическая прибыль и кривая спроса не займет положение касательной к кривой затрат (D3 на рис. 2).

 

К такому же финалу приведет развитие событий и тогда, когда в начальный момент фирма несла экономические убытки. Только в этом случае компании будут сужать ассортимент убыточных товаров и кривая спроса для той фирмы, которая не покинет рынок, будет повышаться, пока тоже не займет положение касательной.

 

Рассмотрим более внимательно состояние устойчивого долгосрочного равновесия при монополистической конкуренции (точка А). Для начала зафиксируем уже установленный факт. Точка А лежит на кривой LAC. Таким образом, монополистическая конкуренция, подобно совершенной конкуренции в длительном периоде, обнаруживает тенденцию к получению фирмами нулевой экономической прибыли. Эта черта обеих структур является следствием свободы вхождения на рынок и выхода с него.

 

Другая важная особенность положения точки долгосрочного равновесия заключается в том, что, находясь на кривой LAC, она, однако, не совпадает с точкой минимума средних затрат. И в этом состоит важное отличие равновесия в длительном периоде при монополистической конкуренции от равновесия при совершенной конкуренции. Почему же названные две точки не могут совпасть? Дело в том, что кривая спроса может быть касательной к кривой затрат в точке их минимума только в том случае, если кривая спроса горизонтальна.

 

Такое условие выполняется для совершенной, но не для монополистической конкуренции (вспомним: спрос при монополистической конкуренции не является совершенно эластичным). Если же кривая спроса не касается, а проходит через точку минимума затрат под углом (D2 на рис. 2), то это значит, что какая-то ее часть проходит выше кривой затрат, т. е. существует зона экономической прибыли. А в этом случае сохранится приток новых фирм в отрасль и кривая спроса продолжит свое смещение, пока не займет положение касательной в какой-то иной точке. На рис. 2 мы не случайно изобразили проходящую через минимум средних затрат линию спроса D2 как промежуточное, неустойчивое состояние спроса на его пути из положения D1 к стабильному положению D3.

 

Из несовпадения точки долговременного равновесия с точкой минимума средних затрат вытекают три важных следствия.

 

Во-первых, равновесная цена при монополистической конкуренции в длительном периоде превышает равновесную цену, которая установилась бы при совершенной конкуренции (напомним, что последняя равна минимуму средних затрат). Другими словами, структура рынка монополистической конкуренции заставляет потребителя переплачивать за товар "лишние" деньги.

 

Во-вторых, при монополистической конкуренции устанавливается несколько меньший, чем наиболее эффективный, объем производства (см. лекцию 26, раздел 4). В случае совершенной конкуренции каждая фирма производит продукцию в объеме, соответствующем минимуму средних затрат, так что производство всего продаваемого на рынке объема продукта достигается при минимально возможных затратах. При монополистической конкуренции объем производства каждой фирмы несколько меньше оптимального, так что весь рыночный объем товара мог бы быть произведен дешевле - меньшим числом более крупных фирм.

 

В-третьих, поскольку в точке долгосрочного равновесия цена спроса выше предельных затрат фирмы, найдутся покупатели, которые согласились бы заплатить за дополнительную единицу товара больше, чем израсходовала бы на производство этой единицы фирма. И такая ситуация возникает на всех сегментах рынка. С точки зрения покупателей, отрасль недоиспользует ресурсы для производства нужного им товара. Но увеличение выпуска не в интересах фирм, так как при этом сократилась бы их прибыль,

 

Заметим, что чем выше степень дифференциации продукта, тем более несовершенной является конкуренция на рынке и тем значительнее отклонение используемых мощностей, объемов производства и цен от наиболее эффективных. По традиции эту закономерность принято называть теоремой об избыточной мощности при монополистической конкуренции.

 

Итак, теорема об избыточной мощности утверждает, что обществу приходится расплачиваться за разнообразие продуктов. Однако согласилось ли бы общество снизить издержки производства ценой полного однообразия товаров?

 

Несовершенная конкуренция на рынке труда.

Заработная плата, или ставка заработной платы - это цена, выплачиваемая за использование труда в единицу времени.

Необходимо проводить различие между денежной, или номинальной, и реальной заработной платой. Номинальная заработная плата - это сумма денег, полученная за час, день, неделю и т.д. Реальная заработная плата - это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальную заработную плату. Номинальная и реальная заработные платы не всегда изменяются в одном и том же направлении. Реальная заработная плата снизится, если цены на товары возрастут быстрее, чем номинальная заработная плата.

Последующий анализ будет основываться на ставках реальной заработной платы с условием постоянного уровня цен.

Заработная плата имеет тенденцию к дифференциации по странам, регионам, различным видам деятельности и индивидуумам (по полу и расовым признакам).

Общий, или средний, уровень заработной платы, как и общий уровень цен, включает в себя широкий диапазон различных конкретных ставок заработной платы. Он зависит от соотношения спроса на труд и предложения труда.

Спрос на труд есть величина зависимая. Как было выяснено в предыдущей теме, спрос на труд зависит от его производительности. Предложение труда определяется:

а) численностью населения:

б) долей в нем трудоспособного населения;

в) средним числом часов, отработанным рабочим за год:

г) качеством труда, квалификацией рабочих, которые будут его затрачивать. При данном совокупном предложении труда чем больше спрос, тем выше средней уровень реальной заработной платы.

Спрос на труд повышается при увеличении производительности труда, которая зависит от:

а) количества основного капитала, приходящегося на одного рабочего;

б) уровня технологического процесса (качества основного капитала);

в) количества и качества природных ресурсов по отношению к размерам рабочей силы;

г) качества труда, состояния здоровья работника, его решительности в принятии производственных решений, уровня его образования и подготовки, отношения к труду;

д) других факторов: эффективности и гибкости системы управления; делового, социального и политического климата, стимулирующего производство и производительность; размера внутреннего рынка. Какая же зависимость между реальной почасовой заработной платой и выпуском продукции в трудо-час в длительном периоде? Поскольку реальный доход и фактический объём производства, как известно, равнозначны, то реальный доход (общий заработок) на одного рабочего будет возрастать теми же темпами, что и объём производства на одного рабочего. Однако рост предложения труда может вызвать снижение общего уровня заработной платы даже при условии роста производительности труда.

Как определяется конкретная ставка заработной платы? Её размер будет зависеть от соотношения спроса на труд и предложения труда на конкретном рынке труда.

Рассмотрим модель конкурентного рынка. Он характеризуется:

1) большим числом конкурирующих фирм при найме конкретного вида труда:

2) независимых друг от друга при найме рабочих, имеющих одинаковую квалификацию,

3) отсутствием контроля над рыночной ставкой заработной платы как со стороны фирм, так и со стороны рабочих. Предлагается также отсутствие влияния профсоюзов на предложение труда и наличие свободной конкуренции на имеющиеся свободные места между рабочими.

При одновременном спросе на конкретный вид труда конкурентных фирм общий, или рыночный, спрос на данный вид труда определяется суммированием по горизонтали кривых спроса на труд отдельных фирм.

Кривая предложения труда будет плавно подниматься, так как в условиях полной занятости на конкурентном рынке труда нанимающие фирмы должны платить более высокие ставки заработной платы, чтобы нанять больше рабочих. Ставка заработной платы должна покрывать издержки упущенных возможностей альтернативного использования времени или же на других рынках труда, или в домашнем хозяйстве или на отдых.

Равновесная ставка заработной платы и равновесный уровень занятости данного вида труда определяется точкой пересечения предложения и спроса на труд.
Каждая из многих нанимающих фирм покупает такую небольшую долю общего, или рыночного, предложения данного вида труда, что никто не может влиять на ставку заработной платы.
Кривая предложения труда (S) будет совершенно эластична. Поскольку цена на ресурс для конкурентной фирмы задана, то предельные издержки на данный ресурс (MRC) будут постоянны и равны цене ресурса, т.е. ставке заработной платы. Каждый дополнительно нанятый рабочий добавляет свою ставку заработной платы к общим издержкам фирмы на ресурсы. Фирме наиболее выгодно нанимать рабочих до точки, где ставка заработной платы и, соответственно, предельные издержки нa ресурс равны их предельному продукту в денежном выражении (MRC=MRP). Площадь OahQc отражает общий доход фирмы, из которого OWcbQc представляет совокупные издержки на заработную плату, а остальная часть - Wсab - предназначена для оплаты других вводимых факторов производства - капитала, земли, предпринимательства.

Проанализируем теперь случай с монопсонией - монополией одного покупателя рабочей силы (иллюстрация: добывающее серебро предприятие может оказаться основным источником занятости в отдаленном городке), олигопсонией, когда три или четыре фирмы нанимают большую часть предложенного труда на конкретном рынке, и которая а тенденции проявляется как монопсония.

В условиях монопсонии рабочие, занятые конкретным видом труда, не имеют достаточной мобильности в смысле изменения их специальности и места жительства.

В отличии от конкурентного рынка монопсонист нанимает значительную часть всех занятых каким-то конкретным видом труда, поэтому ставка заработной платы, которую он выплачивает, находится в прямой зависимости от количества нанимаемых рабочих. Фирма в условиях монопсонии вынуждена платить более высокую ставку заработной платы, чтобы получить больше труда

Но более высокую зарплату, установленную для привлечения дополнительных рабочих, монопсонист должен выплачивать всем рабочим, уже нанятым по более низким ставкам заработной платы, с целью сохранения среди рабочих нормального морального климата.

В подобной ситуации издержки на дополнительного рабочего, или предельные издержки на ресурс (труд), - MRC -будут превышать ставку заработной платы на величину, необходимую для доведения ставки заработной платы всех уже нанятых рабочих до нового уровня заработной платы. Т.е. для монополиста предельные издержки ресурса (труда) будут превышать цену на ресурс, или ставку заработной платы.

Условием максимизации прибыли для монопсонической фирмы будет равенство предельных издержек на ресурс (труд) и MRP (MRC=MRP). Кривая предельных издержек (MRC) расположена выше кривой средних издержек труда или кривой предложения труда. Точка пересечения MRP и MRC показывает то количество рабочих, которое монопсонисту наиболее выгодно нанимать (Qm). Это количество рабочей силы определит ставку заработной платы (Wm). По сравнению с конкурентной фирмой монопсонист при прочих равных условиях будет нанимать меньшее количество рабочих и платить меньшую ставку заработной платы. Qc и Wс - количество рабочих и ставка заработной платы в условиях конкуренции.

Тактика поведения фирмы в условиях монопсонии аналогична тактике монополиста-продавца. По сравнению с конкурентным рынком монопсонисту-нанимателю будет выгодно сокращать занятость с целью снижения ставок заработной платы, следовательно, и издержек, т.е. устанавливать ставки заработной платы ниже конкурентной. В итоге общество получает меньше продукции, а рабочие получают ставку заработной платы меньше, чем их предельный продукт в денежном выражении.

На рынках труда монопсоническая модель не является распространенной - это рынки труда медицинских сестер, профессиональных спортсменов, учителей государственных школ, работников газетных издательств. Многим рынкам труда характерно заключение коллективных договоров между нанимателями и профсоюзами. Основной задачей профсоюзов является повышение заработной платы. Рассмотрим случай, когда профсоюз ведет переговоры с относительно большим числом нанимателей, т.е. формируется на открытом рынке. Профсоюз может поднять ставку заработной платы, применяя:

1. Повышение спроса на труд через:

а) увеличение спроса на продукты или услуги. Путем рекламы, использования политического лобби. Профсоюзы способствуют росту спроса на продукт, а, соответственно, производственного спроса на свои собственные трудовые услуги;

б) повышение производительности труда. Это проявляется в создании совместных рабоче-административных комитетов для повышения производительности труда, что также способствует процессу технологических нововведений;

в) рост цен на ресурсо-заменители через более высокий минимум зарплаты для нечленов профсоюза, что обусловит ограничения для предпринимателей замещения этими рабочими членов данного профсоюза. Это приведет к росту спроса на труд членов профсоюза.

 

2. Ограничение предложения труда с использованием:

а) замкнутого, или цехового, тред-юнионизма, объединяющего

рабочих только по какой-то определенной профессии.

Обеспечивая в большинстве случаев полный контроль за предложением труда, такие профсоюзы путем

проведения определенной политики (длительный срок обучения, непомерно

высокие вступительные взносы, ограничение или запрещение принятия

новых членов) создают искусственное сокращение предложений труда:

б) квалификационного лицензирования профессий, представляющего собой перечень определенных требований к практикующим специалистам, являющегося разновидностью политики, замкнутых профсоюзов.

Снижение предложения труда приводит к сокращению рабочих, что обуславливает повышение заработной платы (Wu) сверх конкурентной ставки (Wс) для оставшихся работать.

3. Непосредственного увеличения ставки -заработной платы выше равновесной с помощью открытых профсоюзов.

Большинство профсоюзов стремится объединить всех имеющихся и потенциальных рабочих. В противном случае, при ограничения числа членов в отраслевых профсоюзах, создается достаточный резерв необъединенных профсоюзом рабочих, легко замещающих членов профсоюза. Открытый профсоюз имеет возможность контроля над предложением труда и влияния на ставку заработной платы (члены профсоюзов в среднем получают на 10-15% больше по сравнению с нечленами профсоюзов).

Требование профсоюзом более высокой, чем конкурентная, ставки заработной платы (Wu) переместит кривую предложения труда из SS в WuaS (темная линия). На участке Wua кривая предложения труда будет абсолютно эластичной, MRC здесь будут равны ставке заработной платы выше равновесной (Wu). Рабочие не будут предлагать свой труд, когда ставка заработной платы будет ниже затребованной профсоюзом. Поэтому, если фирме выгоднее заплатить повышенную ставку, чем столкнуться с забастовкой, она сократит начальный наем (Qc) до уровня занятости Qu, который обеспечивает равенство MRC и MRP (MRC=Wu).

Повышение ставки заработной платы выше равновесной сопровождается уменьшением числа занятых рабочих. Эффект безработицы может сдерживать требования профсоюзов по повышению заработной платы. Профсоюз не может расчитывать на солидарность в своих рядах, если он пытается так поднять ставку зарплаты, что в результате этого 20-30% его членов окажутся безработными. Эффект сокращения занятости при повышении заработной платы может уменьшиться, если учесть, что:

а) общий рост экономики приводит к повышению спроса на большинство видов труда. Вместе с тем, требование профсоюзов о повышении заработной платы сдерживает темпы прироста вакантных мест:

б) величина эффекта безработицы зависит от эластичности спроса на труд. Чем неэластичнее спрос, тем меньше величина безработицы, которая сопровождает увеличение ставки заработной платы. Иллюстрация: профсоюз способен добиться от предпринимателя принять правила, которые препятствуют введению нового оборудования и станков, или же договориться о выплатах за приостановку производства. Это повышает издержки фирмы по замещению труда капиталом, когда увеличиваются ставки заработной платы. В ряде важных для экономики отраслей на рынке труда проявляется двусторонняя монополия, при которой сильный профсоюз договаривается с монопсоническим покупателем рабочей силы.

Профсоюз будет настаивать на установлении определенной ставки заработной платы, превышающей равновесную, конкурентную:

монопсонист же будет стремиться к ставке ниже конкурентной. Результат в этом случае будет промежуточным: заработная плата устанавливается между Wu и Wm.

Если же на подобном рынке доминирует одна из сторон и уровень ставки заработной платы установится либо Wu, либо Wm, то занятость будет на уровне Qm, где MRP=MRC, что ниже конкурентного уровня. Если же оппоненты равны в своем влиянии на рынке труда, устанавливается ставка заработной платы, равная We. являющаяся конкурентной. В этом случае у нанимателя отсутствует и стимул к ограничению занятости, и возможность снижения заработной платы посредством сокращения занятости. Монопсонисту становится наиболее выгодно нанимать число рабочих, равное Qc. при котором уравнивается договорная ставка заработной платы Wc (=MRC) с MRP. В этом случае уровни ставки заработной платы и занятости приближаются больше к конкурентным уровням, нежели в случае монополии одной из сторон рынка труда.

Среди экономистов нет единого мнения о законодательно установленном минимуме заработной платы как средстве снижения уровня бедности. Установление минимума заработной платы (выше равновесной), считают критики, приводит к тому, что кривые MRP и спрос на труд поднимаются, обусловленные заинтересованностью предпринимателя к найму меньшего количества рабочих. Это порождает безработицу среди некоторых низкооплачиваемых рабочих, для которых и предназначается минимум заработной платы. Кроме того. минимум заработной платы основное воздействие оказывает на работающих подростков, принадлежащих к относительно обеспеченным семьям, а не на малоквалифицированных рабочих. В целом же, как считают известный американский экономист М.Фридман и его сторонники, сильные позиции профсоюзов и установление минимальной заработной платы усиливают действие нерыночных факторов, дезорганизующих рынки и, таким образом, стимулируют безработицу.

Сторонники же минимума заработной платы считают, что последний приводит на монопсоническом рынке к повышению ставок заработной платы, не вызывая безработицы, поскольку у нанимателя не будет стимула ограничивать занятость. Кроме того, минимальная прожиточная заработная плата обуславливает повышение производительности труда, что компенсирует эффект безработицы. Между минимальной заработной платой и повышением производительности труда существует непосредственная связь:

а) более дорогой ресурс (труд) повысит заинтересованность

предпринимателей в более эффективном его использовании, что повысит производительность труда:

б) труд становится более продуктивным вследствие увеличения реальных доходов. Результат научных исследований подтверждает двойственный характер воздействия минимума заработной платы на снижение бедности: с одной стороны, растет безработица среди низкооплачиваемых рабочих, а с другой стороны, происходит повышение доходов тех, кто продолжает работать.

С 80-х годов во многих развитых странах, в том числе в США, с целью ограничения общего роста заработной платы применяются меры, направленные на сдерживание роста минимальных ставок. Эти меры предусматривают ограничение или отмену индексации, касающейся, главным образом, минимальных ставок, означающей повышение заработной платы в соответствии с ростом общенационального индекса розничных потребительских цен. Еще во второй половине 80-х годов от роста стоимости жизни в США были защищены не более 38% работников наемного труда. В последующие годы во многих коллективных договорах пункт о ежегодной индексации был либо аннулирован, либо заменен системой выплаты компенсации как процент W предыдущей заработной платы или от прибыли предприятия. В результате с начала 90-х годов уровень заработной платы стал отставать от ее более высокого уровня конца 70-х-начала 80-х годов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.08 сек.