Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Жизненный цикл товаров и услуг




Рисунок 15

Другой, очень важный и часто забываемый предпринимателями момент – наглядное изображение изделий, изготовленных с помощью их технологии. Очень трудно бывает получить деньги под идею, которая еще не привела к появлению хотя бы одного экземпляра нового товара. Об этот камень регулярно спотыкаются в переговорах с зарубежными бизнесменами российские ученые и конструкторы. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, поэтому в бизнес-плане обязательно нужно поместить фотографию или очень хороший рисунок товара, позволяющий составить о нем достаточно четкое представление.

Таблица 7 - Основные характеристики этапов жизненного цикла товаров и типичные маркетинговые действия предприятия

 

  Этапы жизненного цикла товара
Создание, разработка Внедрение на рынок Экспансия, рост Зрелость, насыщение рынка Упадок
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Сбыт Отсутствует, возможны опытные продажи Слабый Быстрорастущий Медленно-растущий Падающий, поиск новых рынков
Прибыль Отсутствует Минимальная или нулевая прибыль, убытки Наибольшая Стабилизи-руется и начинает снижение Низкая или нулевая
Потребители Нет Любители нового Расширяющийся массовый рынок Массовый рынок Консерва-тивные
Число конкурентов Нет или единичные потенциальные Небольшое Возрастающее Большое Подавля-ющее
Производство Подготовка Освоение Крупное серийное Максималь-ное Сокраща-ющееся
МАРКЕТИНГОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Основные стратегиче-ские усилия Поиск ниши на рынке Расширение рынка Утверждение положения на рынке Отстаива-ние своей доли прибыли Поддержа-ние прибыли, снижение издержек
Затраты на маркетинг Возрастающие Высокие Высокие, но уменьшающиеся Сокращаю-щиеся Низкие
НИОКР Исследования и проектирова-ние Доработка изделия Усовершенство-вание, модернизация Модерниза-ция Поиск замены
Распределе-ние товара Нет Неравномер-ное Интенсивное Интенсив-ное Селектив-ное
Установле-ние цены Пробная Высокая Средняя Низкая Самая низкая
Товар Проектирова-ние, опытные образцы Основной вариант Усовершенство-ванный Дифферен-цированный Селектив-ный

 

Проблематика подраздела «Анализ рынка» выглядит следующим образом:

  • анализ предыдущего развития рыночной потребности на продукт (услугу), состояние внешней среды, конкуренции, каналов распределения;
  • описание текущего состояния рынка продукта (услуги);
  • прогнозирование будущего изменения рынка продукта (услуги);
  • разработка параметров возможных сценариев развития рыночной ситуации.

Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует о том, что слабое знание рынка является одной из главных причин несостоятельности многих коммерческих проектов.

SWOT-анализ удобная форма оформления результатов анализа рынка. SWOT – аббревиатура от английского Strengths (силы, сильные стороны), Weaknesses (слабости), Opportunities (возможности), Treats (угрозы). Простая методика, позволяющая оценить и позиционировать свою компанию на рынке. Вся методика сводится к:

  • описанию сильных сторон организации, её слабых сторон – это внутренние факторы организации;
  • описанию возможностей и угроз – это внешние факторы;
  • определения стратегий использования результатов;
  • ранжированию сильных и слабых сторон, возможностей и угроз по степени влияния на ваш бизнес.

Затем составляются таблица для SWOT-анализа (см. табл. 8) и матрица стратегий использования результатов SWOT-анализа (см. табл.9).

Таблица 8 – Таблица для SWOT-анализа

 

  Внутренние факторы Внешние факторы
Сильные стороны Силы (S)   Сильные внутренние достоинства фирмы в области маркетинга, финансов, производства и персонала Возможности (О)   Перспективные рыночные потребности, их удовлетворение может принести дополнительную прибыль
Слабые стороны Слабости (W)   Внутренние недостатки фирмы в различных областях управления Угрозы (Т)   Неблагоприятные внешние факторы, их влияние, без принятия защитных мер, может принести убытки

 

Таблица 9 – Матрица стратегий использования результатов SWOT-анализа

 

SO мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны для увеличения возможностей компании;
ST мероприятия, которые используют сильные стороны организации для избегания угроз;
WO мероприятия, которые необходимо провести, преодолевая слабые стороны и используя представленные возможности;
WT мероприятия, которые минимизируют слабые стороны для избегания угроз.

 

Все данные, сводятся в одну таблицу, состоящую из 4 основных полей: сила, слабость, возможности и угрозы. Такую таблицу, так же называют матрицей SWOT-анализа (см. табл.10).

Анализируя расположенные в таблице 8 сведения, составляется список возможных действий для нейтрализации слабых сторон компании, в том числе за счет сильных. Так же, разрабатываются возможные варианты развития компании при изменении внешних факторов, способы использования сильных сторон для уменьшения рисков и т.д.

Таблица 10 – Матрица SWOT-анализа

 

  Возможности Угрозы
Сильные стороны SO. Насколько сильные стороны позволяют использовать эту возможность ST. Могут ли сильные стороны позволить избежать этой угрозы
Слабые стороны WO. На сколько слабые стороны мешают использованию этой возможности WT. На сколько слабые стороны препятствуют избеганию угроз

 

В подразделах «Сегментация рынка» и «Конкуренция» информация делится на три основных блока:

1. Сегментация рынка:

1) выявление и описание параметров, качественно отличающих рыночные сегменты друг от друга (критерии сегментации):

  • емкость рыночного спроса;
  • платежеспособность покупателей;
  • групповые предпочтения;
  • перспективы изменения рыночной потребности (включая анализ этапа жизненного цикла товара);
  • иные параметры.

2) определение возможных рыночных сегментов

2. Конкуренция: результаты конкурентного анализа и выявление конкурентных преимуществ продукта (услуги) в каждом из рыночных сегментов

3. Анализ привлекательности отдельных рыночных сегментов и выбор Целевых рыночных сегментов

Выбор конкретного целевого сегмента происходит после сравнительного анализы рыночных сегментов, который представляет собой следующее: по критериям оценки привлекательности сегментов сравниваются возможные рыночные сегменты методом выставления оценки по десятибалльной шкале, затем для каждого критерия определяется весовой коэффициент так, чтобы сумма всех этих коэффициентов была равна 1. После этого подводится итог. «Побеждают» сегменты с максимальной итоговой оценкой.

Таким образом, «План маркетинга» состоит из:

1) определения целей маркетинга и этапов их реализации;

2) обоснования и четкой формулировки программы маркетинговых действий для каждого этапа по всем составляющим программы маркетинг-микс (маркетингового комплекса) «четырех Р» с их уточнением для различных сценариев (см. табл ниже);

 

Составляющие маркетинговой программы «4Р»

 

Product Place Price Promotion
Номенклатура продуктов (услуг) Качество Дизайн Характеристики Торговая марка (бренд) Упаковка Размеры Обслуживание Гарантии Возврат Каналы распределения Географический охват рынков Товарный ассортимент Размещение производственных и сбытовых подразделений Управление запасами Транспорт Прейскурант цен Система ценовых скидок Система ценовых надбавок Периодичность платежей Условия коммерческого кредита Меры по стимулированию сбыта Реклама Служба сбыта Связи с общественностью Прямой маркетинг

3) уточнение бюджета маркетинга (затраты, необходимые на осуществление плана маркетинга) для каждого этапа и сценария.

В «Плане маркетинга» излагаются действия и мероприятия, которые предприятие планирует осуществить при реализации своего товара на рынке.

В связи с этим в данном плане должны освещаться следующие вопросы:

  • цели и стратегия маркетинга предприятия, т. е. какие товары, на какие рынки, в какие сроки планируется поставлять, каковы способы ведения конкурентной борьбы планируется использовать, какие новые товары или услуги разрабатываются к предложению покупателям, как учитываются их требования;
  • ценообразования, включающие обоснование цены, разработку системы скидок, ценовой политики предприятия в конкурентной борьбе;
  • распространения товаров, предполагающие составление схемы распространения товаров, анализ каналов сбыта, выявление оптимальных партий товаров по размеру, разработка положений при работе с посредниками и др.;
  • методов стимулирования продаж, включающих разработку фирменного стиля, привлекательности торгового знака, этикеток;
  • выбор случаев использования скидок и рассрочек, организации лотерей, конкурсов, выплат премий;
  • организации послепродажного обслуживания, предусматривающей определенный набор услуг, возможностей ремонта и приобретения запасных частей;
  • проведение рекламной кампании, при которой рассматриваются цели рекламы, использование средств массовой информации, величина денежных средств на рекламу;
  • формирование общественного мнения.

Производственный план

Производственный план – неотъемлемая часть любого бизнес-плана, в которой должны быть описаны все производственные и рабочие процессы фирмы.

Этот раздел подробным образом описывает путь, посредством которого предприятие планирует производить продукцию в нужном количестве, требуемого качества в определенные сроки.

Он включает:

  • описание технологического процесса;
  • основные требования к организации производственного процесса;
  • программу производства продукции;
  • состав необходимого оборудования;
  • стоимость основных производственных фондов;
  • потребность сырья, материалов, комплектующих;
  • амортизацию основных фондов;
  • поставщиков сырья и материалов и ориентировочные цены, условия поставок;
  • альтернативные источники снабжения материальными ресурсами;
  • себестоимость (текущие издержки) производимой продукции;
  • экологическая безопасность проекта мероприятия, затраты, эффективность.

Производственные планы обычно классифицируются по широте охвата, временным рамкам, характеру и способу использования (см. табл. 11).

Таблица 11 – Типы производственных планов

 

Широта охвата Временные рамки Характер Способ использования
Стратегические Долгосрочные Общие Одноразовые
Операционные Краткосрочные Конкретные Постоянные

 

Если говорить о долгосрочном стратегическом планировании, то на этом уровне принимаются решения по четырем основным направлениям: загрузка производственных мощностей (в каком количестве будет производиться товар или предоставляться услуга), размещение производственных мощностей (где будет производиться товар или предоставляться услуга), производственный процесс (какие производственные методы и технологии будут применяться для выпуска товара или предоставления услуги) и размещение инструментов и оборудования (как будут размещаться рабочие центры и оборудование на предприятиях). Информацию, которую необходимо отразить в данном разделе, можно представить наглядно на таблице 11а.

 

Таблица 11а. Структура производственного плана

1. Производственная программа Уточненная производственная программа выпуска изделий с учетом: прогноза продаж; оптимальных запасов; графика освоения производства
2. Производственная мощность Выбор варианта номинальной производственной мощности предприятия и его цехов (цель – минимизировать затраты, одновременно исключив возможные «узкие места»)
3. Технология Обоснование выбора технологического процесса, его описание, методы приобретения технологии (через разработку собственной технологии и ее лицензирование или покупку чужой технологии)
4. Оборудование Выбор оборудования, необходимого для реализации технологии в объемах ранее обоснованной номинальной производственной мощности
5. Общий охват проекта Комплекс действий, необходимых для реализации проекта – система снабжения ресурсами, вспомогательная инфраструктура и т.д.
6. Схема расположе-ния объектов Обоснование выбора и характеристика схемы расположения объектов
7. Инженерные работы Описание, календарное планирование и калькуляция необходимых инженерных работ

 

Производственная программа составляется в следующем виде (см. табл. 12):

Таблица 12 – Производственная программа предприятия

 

Содержание Годы
1-й 2-й n-й
Помесячно Поквартально  
  ….        
    m
Объем производства продукции (в натуральном выражении) Продукция 1 Продукция 2              
Общая площадь производственных мощностей, м2: Всего Продукция 1 Продукция 2              

 

Планируемый объем продаж продукции (товаров, работ, услуг) представляется в виде данных, приведенных в таблице 13.

Таблица 13 – Планируемый объем продаж

 

Наименование продукции Годы
1-й 2-й n-й
Объем выпуска, ед. Цена единицы продукции, руб. Объем продаж, тыс. руб.        
          m
Продукция 1              
Продукция 2              
Прочая реализация              
Итого              

 

Решив для себя эти стратегические вопросы, разработчик должен также составить и включить в производственный план своего бизнес-плана три следующих тактических документа:

1. Общий (агрегатный) план (каков общий производственный план по всем видам товаров и услуг, предлагаемых фирмой), который составляется на определенный период времени – как правило, на один год.

При составлении общего (агрегатного) плана на основании прогнозов будущего коммерческого спроса и планирования загрузки производственных мощностей фирмой определяются уровни запасов, нормы выработки и количество персонала (в месяц), которое потребуется ей в течение ближайшего года. Следует помнить, что основное внимание при этом сосредоточено на общей концепции производства, а не на конкретных деталях.

 

2. Главный график работ (сколько единиц каждого товара или услуги должна будет выпустить или предоставить фирма за определенный период времени). График работ составляется на основе агрегатного плана. Можно сказать, что это более подробный вариант агрегатного плана. В главном графике указываются количество и тип каждого вида изделия, выпускаемого компанией; как, когда и где они будут изготавливаться на следующий день, на следующей неделе, в следующем месяце; в него также включаются сведения о необходимой рабочей силе и о потребностях фирмы в товарно-материальных запасах (т.е. совокупности всех запасов предприятия, включая запасы сырья и материалов, комплектующих и полуфабрикатов, незавершенного производства и готовых товаров).

Наиболее наглядной формой представления информации является построение календарного плана-графика реализации проекта (см. табл. 14).

Таблица 14 – Календарный план-график реализации проекта

 

  Периоды
Мероприятие 1                
Мероприятие 2                
Мероприятие 3                
               
Затраты на оборудование                
Затраты на персонал                
Общие инвестиционные затраты                

 

3. План потребности фирмы в материальных ресурсах.

В этом разделе необходимо обосновать потребности в факторах производства, представить расчеты издержек на требуемые материальные факторы: сырье и основные материалы, компоненты и полуфабрикаты, топливо и энергию на технологические цели, производственное снабжение. Расчеты производятся по установленным нормативам каждого вида материальных ресурсов, тарифам и сложившимся ценам для данного региона. Расчет сырья и материалов, как правило, выполняется по каждому виду продукции или услуги и имеет строго индивидуальный характер. При этом необходимо рассмотреть такие моменты, как наименование ресурса, единицы измерения, цена за единицу измерения, расход, стоимость ресурса (см. табл. 15).

Таблица 15 – Расчет потребности в материальных ресурсах

 

Наименование ресурсов Годы
1-й 2-й n-й
Кол-во ед. Цена единицы ресурсов, руб. Стоимость, тыс. руб. Стоимость переходящего запаса, тыс. руб.      
            m
1.Сырье и материалы              
2. Покупные и комп-лектующие изделия              
3. Топливо              
4. Энергия              
Итого              

 

Местоположение оказывает существенное влияние на конечные результаты предпринимательства в любой сфере деятельности. Решения о местоположении бизнеса являются стратегическими. Поэтому их обоснованию в бизнес-плане должно быть уделено достаточно внимания.

Вопрос о выборе местоположения возникает в трех случаях:

1. При создании новой коммерческой организации;

2. При необходимости перебазирования фирмы в другое место по тем или иным причинам;

3. Вследствие создания и перебазирования отдельных структурных подразделений предприятия.

Однако в любом случае местоположение оценивается по таким критериям, как близость к потребителям и поставщикам, климатические условия, наличие рабочей силы, транспортное обеспечение и другие элементы производственной структуры, связь, правовой режим, арендуется место или принадлежит на праве собственности.

Если планируется строительство, то участок строительства рассматривается также с точки зрения перечисленных критериев, но еще одним важным вопросом здесь является калькуляция сметной стоимости строительных работ.

Если бизнес-план касается производства, то в этом случае необходимо кратко охарактеризовать экологические последствия, а именно: определить и проанализировать возможные экологические последствия, составить программу природоохранных действий и рассчитать ее стоимость.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-26; Просмотров: 865; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.