Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анумана




Анумана означает логический вывод. Мы получаем информацию об окружающем мире с помощью чувств. В виде образов она хранится в нашей памяти. И затем, анализируя и сопоставляя эту информацию с уже имеющейся, мы делаем определенные выводы, приписываем ей определенный смысл. Это называется также индуктивным методом познания, когда, основываясь на полученных фактах, мы строим определенные теории и модели окружающего мира.

Например, как-то Сэр Исаак Ньютон прогуливался по королевскому фруктовому саду, размышляя о природе сущего. Неожиданно его что-то больно ударило по голове. Это было яблоко – большое спелое яблоко. Сэр Исаак Ньютон начал яростно растирать шишку и был уже готов проклясть и все творение, и его Творца, но в его ушибленную голову пришла гениальная идея. После долгих препирательств с учеными из Королевского Ботанического Общества, которые никак не могли понять, как эта идея поможет поднять урожайность яблоневых садов, он все-таки прославился как открыватель закона всемирного тяготения.

Какие же ограничения есть у этого метода? Во-первых, он основывается на фактах, которые мы получаем из чувственного опыта, а как мы обсуждали это в предыдущем параграфе, чувственный опыт всегда несовершенен. Во-вторых, наша логика тоже зачастую содержит изъяны. Поэтому все выводы, которые мы сделаем из несовершенных фактов с помощью несовершенной логики тоже будут несовершенными. И поскольку мы все ошибаемся по-разному, из одних и тех же фактов можно сделать разные выводы. Есть классическая история, иллюстрирующая этот момент.

Однажды четверо слепцов затеяли спор, о том, что из себя представляет слон. После нескольких часов бурных дебатов они решили поставить эксперимент, и на его основании прийти к окончательным выводам. Они попросили прохожего провести их к слону. Подойдя к нему, первый слепец начал ощупывать его. Часть тела, которую он ощупывал, оказалась ногой слона. Тщательно исследовав ее, и проанализировав свой опыт, он вернулся к своим товарищам и заявил: «Слон – это большая колонна». Другой слепец подошел к хоботу слона, и, ощупав его, сказал: «Нет, слон – это страшная змея!» Третий слепец пощупал ухо слона и пришел к выводу, что слон – это пальма с огромными листьями. Четвертый подергал слона за хвост и заявил, что слон – это просто особая веревка.

Эта история проливает свет на еще одно несовершенство индуктивного метода. Суть его в том, чтобы собирать факты, и затем обобщать их. Но нас окружает бесконечное разнообразие. И фактов будет бесконечно много. Поэтому такой процесс познания просто никогда не сможет привести к совершенной, абсолютной картине мира. Так как будут находиться все новые и новые факты, и придется до бесконечности строить все новые и новые теории, объясняющие их. Пунах пунаш чарвита чарвананам – пережевывание уже жеванного, как говорит Прахлада Махарадж. Это именно то, что происходит в современной науке.

Этот научный метод познания, несомненно, имеет свою пользу, так как он позволяет решать человеку множество практических вопросов (и преданные с благодарностью пользуются плодами современной науки, занимая их в служении Кришне). Но важно понимать, что с его помощью мы можем получить лишь ограниченную модель определенной области окружающего нас материального мира. Эта модель при каких-то условиях будет работать, при каких-то нет. Так, например, было с физикой. Законы Ньютона были хороши для описания движения планет, но совершенно не годились для работы с атомными частицами. Для этого они были слишком грубыми. Поэтому была разработана квантовая механика. Но, в свою очередь, пользоваться этой квантовой механикой совершенно не практично для вычисления скорости баржи, плывущей по течению.

Кришна посылает ученым в головы множество замечательных идей и гипотез, но все эти теории не являются полным описанием природы вещей. Это относительное описание части материального мира, предназначенное для решение определенного круга задач. К сожалению, заложенная в обусловленной душе склонность к самообману и обману приводит к тому, что эти модели начинают объявляться абсолютной истиной. Их преподают в школе и ВУЗах, утверждая, что именно так и устроен мир. На них строят целые философии и идеологии. Но они подобны зданию на слабом фундаменте, которое с течением времени непременно рухнет. Надо ли много говорить о том, что даже самый острый материальный разум совершенно бессилен, чтобы проникнуть в природу того, что по определению лежит за его пределами – природу духовного мира и Верховной Личности Бога?!




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.