Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дхарма и санатана-дхарма




Понимание своего истинного положения естественным образом приводит к пониманию того, что мне следует делать в этом положении. Естественная, неотъемлемая деятельность, соответствующая определенному положению называется дхармой. Например, президент страны должен действительно управлять страной, издавать какие-то указы, встречаться с государственными деятелями других стран и т.д. Просто называться не достаточно. Любое положение естественным образом подразумевает определенные обязанности и привилегии. Например, дхарма сахара – быть сладким и иметь привилегию быть основным компонентом для сладостей, которые очень любит Кришна. Дхарма воды – быть мокрой, дхарма соли – соленой и т.д.

Слово дхарма часто переводят как «религия», но это не точный перевод. Религия – это лишь частный случай проявления дахрмы – для человека, отождествляющего себя с определенной традицией – христианской, мусульманской, индуистской и т.д. Слово дхарма переводят также как предписанные обязанности. Но следует понимать, что это не какие-то внешне навязанные правила, а совершенно естественные, по принципу: «Назвался груздем – полезай в кузов».

Дхарма живого существа бывает двух видов: вечная и временная, истинная и иллюзорная. Вечная дхарма живого существа называется на санскрите санатана-дхармой. Господь Чаитанья описал ее словами: дживера сварупа хайа – кришнера нитйа даса, «по своей изначальной природе живое существо – вечный слуга Кришны». Эта потребность служить присутствует во всех живых существах – и в вечно освобожденных, и в обусловленных, и в человеческих формах, и в телах кошек и собак. Даже у самого отвратительнейшего из эгоистов, готового буквально «сожрать» весь мир, обязательно есть кто-то, к кому он питает слабость и ради кого идет на личные неудобства – спутница жизни, собственный ребенок, кошка, собака или какой-нибудь тропический таракан. Разница лишь в том, что совершенные души служат Кришне непосредственно и осознанно, в то время как обусловленные служат различным проявлениям Его внешней энергии, не понимая, что, в конце концов, все равно служат Ему.

Все остальные дхармы временны и связаны с тем положением в материальном мире, с которым живое существо себя отождествляет. Если я считаю себя мужчиной, то я должен заботиться о женщине. Если я считаю себя руководителем, то я должен развивать дела своей фирмы и заботиться о ее сотрудниках. Если я считаю себя россиянином, то должен по мере сил служить своей стране. Если я считаю себя христианином, то должен по крайней мере носить нательный крест.

Все эти положения временны. Большинство из них можно поменять даже в этой жизни. Не говоря уже о смене профессии, гражданства или религии, благодаря современным «ультратехнологиям» можно поменять даже пол. Другие, такие как принадлежность к определенной семье, нам придется оставить в момент смерти. Однако ни одно из этих изменений не затрагивает вечную дхарму живого существа – служение Кришне – осознанное или нет. Она остается при всех ситуациях и если мы служим Кришне с пониманием этого, то мы будем вечно счастливы, если же нет, то материальное счастье и страдания будут сменять одно другим.

Когда мы говорим здесь о служении, мы подразумеваем не «прислуживание», говоря языком Чацкого, или служение, совершаемое из расчета что-то получить, а подлинное желание доставить удовольствие другому. У нас у всех есть такой опыт – желание сделать что-то хорошее для родителей, детей, друга или подруги. Это и есть крошечное проявление нашей санатана-дхармы, которая несоизмеримо ярче блистает в духовном мире на Голока-Вриндаване.

Мы уже подробно обсуждали природу преданного служения или санатана-дхармы. Здесь можно лишь добавить, что есть довольно много людей, которые внешне следуют принципам, напоминающим преданное служение – поклоняются Вишну, ведут чистый образ жизни, повторяют джапу. Но делают они это ради обретения освобождения или материальных благ. К этой категории принадлежат прежде всего кастовые брахманы, имперсоналисты, а также последователи всевозможных отклонений от Вайшнавских сампрадай (сахаджийи, баулв, атибари и др.). Такую деятельность нельзя считать санатана или вечной, поскольку она служит лишь временным средством достижения каких-то личных целей. Шрила Прабхупада, следуя по стопам Бхактисиддханты Сарасвати и Бхактивинода Тхакура, строго предостерегал нас от опасности отклонения от чистого пути преданного служения. Мы лишь в очередной раз обманем себя.

В разделе, посвященном Вайшнавскому этикету мы рассмотрим практические аспекты саната-дхармы, главные и второстепенные принципы преданного служения, а также связь между санатана-дхармой и варнашрама-дхармой. Мы познакомимся с тем, как на практике реализовать наставление Кришны сарва-дхарма паритьйджа / мам экам шаранам враджа – «оставь все виды временной дхармы и просто вручи себя Мне». То есть каким образом построить свою повседневную жизнь так, чтобы превратить все ее аспекты в преданное служение или санатана-дхарму.

В заключение же этой главы мы приведем отрывок из Чайтанья-Чаритамриты, (Антья-лила 10.81-101), демонстрирующий нам пример служения преданного Говинды, совершаемого из подлинной любви. Говинда был личным слугой Господа Чатаньи во время его последних восемнадцати лет, проведенных в Джаганнатха-пури. Действие происходит после того удивительного киртана, который Господь Чайтанья устроил со своими спутниками в храме Господа Джаганнатхи.

«Понимая усталость преданных, Шри Чаитанйа Махапрабху остановил совместное воспевание. Затем Он вместе со всеми омылся в море».

«Затем Шри Чаитанйа Махапрабху принял прасад вместе с ними и затем попросил их вернуться по домам отдохнуть».

«Шри Чаитанйа Махапрабху улегся у порога Гамбхиры, и Говинда пришел туда, чтобы массировать Его ноги».

«Это было неизменным и давнишним правилом, что Шри Чаитанйа Махапрабху после обеда ложился отдохнуть, а Говинда приходил массировать Его ноги. Затем Говинда почитал остатки пищи Шри Чаитанйи Махапрабху.»

«В этот раз, когда Господь лег, Он занял весь дверной проем. Говинда не мог войти в комнату, поэтому он обратился со следующей просьбой»:

«Пожалуйста, перевернись на бок, Позволь мне войти в комнату» Однако Господь ответил: «У меня нет сил пошевелиться».

«Говинда просил вновь и вновь, но Господь отвечал: «Я не могу пошевелиться».

«Говинда вновь и вновь просил: «Я хочу помассировать Твои ноги»,— но Господь отвечал: «Массируй или не массируй—решай сам».

«Тогда Говинда закрыл тело Господа Его чадаром и таким образом вошел в комнату, переступив через Него».

«Говинда массировал ноги Господа как обычно. Он очень мягко надавливал на талию и спину Господа, и таким образом вся усталость Господа прошла».

«Пока Говинда гладил Его тело, Господь очень крепко спал в течение около сорока-пяти минут, а затем Его сон прекратился».

«Когда Шри Чаитанйа Махапрабху увидел сидящего рядом Говинду, Он немного рассердился: «Почему ты сегодня так долго здесь сидишь?»— спросил Господь».

«Почему ты не пошел обедать после того, как я заснул?»— спросил Господь. Говинда ответил: «Ты лежал, загородив проход, и я не мог пройти».

«Господь спросил: «Как ты вошел в комнату? Почему тебе было бы подобным образом не выйти и не пообедать?»»

«Говинда ответил в уме: «Мой долг—служить, даже если мне придется совершать оскорбления или отправиться в ад».

«Я не имею ничего против совершения сотен и тысяч оскорблений ради служения Господу, но я очень боюсь совершить даже тень оскорбления ради самого себя».

«Думая так про себя, Говинда молчал. На вопрос Господа он не ответил».

«Обычно когда Господь засыпал, Говинда отправлялся обедать. Однако в этот день, видя усталость Господа, Говинда продолжал массировать Его тело».

«Он не мог пройти. Как же он мог выйти? Когда он подумал о том, что ему предстоит переступить через тело Господа, он посчитал это огромным оскорблением».

«Таковы некоторые из более тонких моментов этикета в преданном служении. Только тот, кто получил милость Шри Чаитанйи Махапрабху, сможет понять эти принципы».

Комментарий Шрилы Прабхупады: Карми, действующие ради плодов, не могут понять более тонкие заключения о преданном служении, потому что они принимают лишь его ритуальную ценность, но не понимают, как преданное служение удовлетворяет Верховную Личность Бога. Карми видят формальности как средство продвижения в религии, экономическом развитии, чувственном удовлетворении и освобождении. Хотя это лишь материальные результаты следования религиозным принципам, карми считают их всем. Такие ритуальные действия называются кармой. Карми, относящиеся к преданному служению очень свободно и которые поэтому остаются на платформе материальной деятельности, именуются пракрита-сахаджийи. Они не могут понять, как чистое преданное служение может совершаться в родительской или супружеской любви, ибо это можно понять только по особой милости, которую дарует Шри Чаитанйа Махапрабху чистым преданным.

Господь очень заинтересован в том, чтобы явить всем возвышенные качества Своих преданных, и именно поэтому Он создал этот случай.

Задание 122. Что для Вас лично означает понимание того, что Вы являетесь вечной духовной душой?

Задание 123. Какой из вышеприведенных стихов из Бхагавад-гиты (4.11-30) оставляет у Вас наиболее яркое впечатление и почему?

Задание 124. Приведите какую-либо аналогию, поясняющую принцип качественного единства дживы и Господа, но количественной разницы.

Задание 125. Объясните значение слов дхарма и санатана-дхарма.

Задание 126. Приведите 5 примеров временных обозначений, с которыми Вы себя, возможно, все еще иногда отождествляете, и соответствующих обязанностей или дхармы, которая с ними связана. Опишите, к каким последствиям на практике приводит каждый из подобных видов отождествления.

Задание 127. Приведите наиболее яркий пример бескорыстного преданного служения, с которым Вам довелось столкнуться в своей жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.