Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От лотоса к пренауке 5 страница




— натурализация мышления, которое отныне опи­рается на фундамент каузализма, парадигму за­коносообразной, объективно-сущей природы с естественной причинностью, едиными прони­кающими и охватывающими ее как целое зако­нами;

— согласование Логоса с Сенсусом: развенчание средневекового представления о существова­нии априорного оправдания разума, которое выводилось «из его провиденциальной гармо-

 

Спиноза Б. Избранные произведения. Т. 1. М., 1957. С. 301.


 

Глава И. Классическая наука

' Кузнецов Б.Г. Ньютон. М„ 1982. С. 25. 2 Эйнштейн А. Собрание научных трудов. М., 1967. Т. IV. С. 82 3 Бор Н. Избранные научные труды. М., 1971. Т. 2. С. 526.

нии и из его совпадения с ratio scripta»'; отказ от интерпретации понятий как самостоятель­ных стихий, действующих в качестве реальных универсалий; отказ от понимания логико-тео­ретического мышления как самодостаточного инструмента постижения мира; осознание не­обходимости опытной апробации, эмпиричес­кого контроля дискурсивно развертываемых схем и конструкций (начертанный на гербе Ко­ролевского общества девиз: «Nullius in verba»). Оценивая эту сторону дела, Эйнштейн отмечал: «...прежде чем человечество созрело для науки, охватывающей действительность, необходимо было...фундаментальное достижение, которое не было достоянием философии до Кеплера и Галилея. Чисто логическое мышление не могло принести нам никакого знания эмпирического мира...Именно потому, что Галилей сознавал-это, и особенно потому, что он внушал эту ис­тину ученым, он является отцом современной физики и, фактически, современного естествоз­нания вообще»2; — метризация и операционализация, внедрившие в знание понятия числа и величины и положи­ли начало образованию точной науки; исполь­зование количественных методов анализа, рас­чета, обработки и оценки эмпирических данных, которые хорошо математически моделируются, поддаются квантитативизации (относительно этого Бор писал: «Галилеева программа, соглас­но которой описание физических явлений дол­жно опираться на величины, имеющие коли­чественную меру, дала прочную основу для упорядочения данных во все более и более ши­рокой области»3); утверждение гипотетико-де-дуктивной архитектоники естественно-научно­го знания (физика принципов), которая обес­

1 Бернал Д. Наука в истории общества. М, 1956. С. 276.

печивала формулировку количественно детали­зируемых и опытно опробуемых положений; — кристаллизация необходимых семантических структур для установления в качестве домини­рующего механического миропонимания: заме­на сверхъестественных индивидуализирующих объяснений через «скрытые качества», ответ­ственные за частные свойства и поведение изу­чаемых явлений, на естественные объяснения через использование «материи» и «движения», позволяющие истолковывать существо явлений на основе общего принципа механического вза­имодействия вещества с веществом; упрочение программы корпускуляризма (атомизм Галилея, Хэриота, Хилла, Гассенди, Гоббса; сформирова­лось учение о частицах Декарта, Бойля, Зеннер-та), т. е. концепции составимости действитель­ности из мельчайших материальных образова­ний; утверждение в качестве фундаментальных смыслообразующих категорий мышления мате­матически выразимых и представимых «разме­ра» (протяженности) и «перемещения» (относи­тельного движения). В итоге: «была создана последовательная методо­логия эксперимента и математического анализа, после­довательный метод, с помощью которого можно было рано или поздно взяться за решение любой проблемы. Основы науки могли быть позднее пересмотрены и изменены, однако воздвигнутое на них сооружение было прочным. И, что еще важнее, общий метод для построения его был теперь известен и уже не подвер­гался угрозе быть когда-либо снова забытым»!.



Глава S


 

НЕКЛАССИЧЕСКАЯ НАУКА


на ясном небосклоне почивавшей на лаврах, казалось бы, несокрушимой классики.

Это отрицательный результат опыта Майкельсона и сложности в объяснении спектра абсолютно черного тела. Усилия преодолеть данные сложности, собствен­но, и породили то новое в познавательной сфере, что именуется неклассикой.

В едва ли не всеобъемлющую механическую кар­тину мира, рассчитанную на относительно малые ско­рости, не упаковывался электромагнетизм, имеющий дело со скоростями значительными. Внутренняя логи­ка концептуализации явлений, скорость движения ко­торых сравнима со скоростью света, привела к созда­нию релятивистской физики, использующей суще­ственно иную сетку понятий (замена дальнодействия близкодействием, замена принципа относительности Галилея принципом относительности Эйнштейна, ре­лятивизация пространственно-временных отношений и т. д.). Параллельно «ультрафиолетовая катастрофа» обнаружила предел применимости классических поня­тий (разбаланс теории и эмпирии в определении спек­трального распределения энергии черного тела в осо­бенности ультрафиолетовой части спектра и спектра более высоких волновых частот), поставила перед необ­ходимостью различения процессов в макро- и микро­мире, учета специфики поведения микрообъектов. Адек­ватная модель, связанная с отказом от классической непрерывности и вводящая понятие порционного (дис­кретного) изменения энергии по закону излучения Планка, означала возникновение принципиально не­классического квантово-механического описания. От­куда вытекает, что непосредственные точки поворота от классики к неклассике — релятивистская и кванто­вая теории. В качестве констанции сказанное справед­ливо, но не настолько, чтобы исчерпать существо дела.

Переход от классики к неклассике — нечто неиз­меримо большее, нежели включение в наукооборот постоянных «с» и «h», разграничивающих масштабы природы как предметы освоения предыдущего и пос­ледующего знания. Неклассику от классики отделяет пропасть, мировоззренческий, общекультурный барь-


 

Глава 5. Нвкдассичвская наука

ер, несовместность качества мысли. Замещение клас­сики неклассикой поэтому основательнее понимать в смысле повсеместного и интенсивного реформистско­го процесса тектонического порядка, который, отбирая из тогдашней духовной среды созвучные ему далеко идущие параметры, шквалом обрушился на традицию и смял ее, утвердил на ее обломках причудливый, не­ведомый тип ментальности. С целью демонстрации этого обратим внимание на исходные стилеобразую-щие слагаемые неклассики, для чего в множестве со­держательно инспирировавших ее факторов в качестве доминант обособим следующие идейные линии.

Психоанализ. В контексте нашего изложения инте­ресен тремя моментами. Первый — мотив непрозрач­ности субъективного, признание наличия в нем затем­нений, пустот, уплотнений, требующих специали­зированной рефлексии. Антитрансценденталистские психоаналитические трактовки субъективного при­внесли перспективные модуляции в звучание гносео­логической партии интерсубъективности: последняя стала расцениваться не как общее и само собой разу­меющееся место, не как средство, но как цель. В усло­виях отсутствия антропологически очевидного, во всех точках высвеченного субъекта проблема интерсубъек­тивного породила глубокую методологическую тему по­знавательного консенсуса: какова техника его дости­жения? Нетрудно увидеть, что именно погружение в эту тему индуцировало внедрение в арсенал поиска не­традиционных верификационистских, операционали-стских, инструменталистских идей, соображений в духе теории когеренций. Второй — мотив синкретичности психического, рассматриваемого в психоанализе в трехмерном пространстве с динамическими, энергети­ческими, структурными осями (идеи многоуровневое™, целостности, комплексности явлений). Третий — мотив общих психических механизмов символизации и коди­фикации (идея инвариантов в способах фиксации ин­формации — принципы симметрии, теоретико-группо­вые, логико-алгебраические подходы).

Психологизм. Питает неклассику: а) представлени­ем психологически очевидного, достигаемого в резуль­тате генетически-конструктивных и операциональных процедур (интуиционизм, ультраинтуиционизм, конст­руктивизм, финитизм, операционализм); б) понятием непосредственно наблюдаемого (принцип наблюдаемо­сти); в) идеей объективности (интерсубъективности) субъективных познавательных образов, которая обус­ловливается способом их варьирования, компоновки (релятивистские императивы альтернативных, эквива­лентных описаний, концептуальный плюрализм).

Феноменология. Созвучна неклассике подчерки­ванием возможности конструирования и конституи-рования действительности из субъективной спонтан­ности (абстрактное моделирование, интенсивная тео-ретизация).

Персонализм. Важен доктриной личности как са­мотворящей стихии. Изначальное отрицание мониз­ма и панлогизма на фоне допущения множественно­сти субъективных потенциалов навевает противосто­ящий классике образ полнокровно переживающего субъекта — носителя конкретных (не среднестатисти­ческих, омассовленных) способностей. Идеология са­модеятельности познавателя не только разрушает модель зеркального копирования действительности, но мощным потоком вводит в эпистемологию умонастро­ение активизма: индивид как сгусток воли, цели, ин­тереса самостийно творит законы, привносит стандар­ты в природу; мир человека — арена бытия, а не мир бытия — арена человека (конкретность, вышеупомя­нутые релятивистские и активистские императивы).

Модернизм. Для перспектив неклассики значим подчеркнутостью отхода от наглядности, духом эпата­жа, борьбой с устоявшимся, склонностью к допуще­нию новых типов реальности, опорой на условность, экспериментаторство. Идейные силовые линии мо­дерна и неклассики совпадают буквально: интенции на ревизию вечных истин, релятивизацию стандартов, экзистенциализацию ситуаций, увязывание истины с субъективным взглядом на мир, признание уникально­сти личностного видения, самоценности избранных систем отсчета (неопределенность, локальность, момен-тализм), отрицание зеркальности, прямолинейности вектора от реальности к ее изображению и понима­нию; идея самовыражения — обусловленная новыми задачами индивида установка не на внешний, а на внутренний мир (роль субъекта в познании, акцент объективно-идеальных ракурсов знания); сюрреализа-ция действительности — сращение реального и нере­ального в ее (действительности) изобразительных ре­конструкциях.

Анархизм и волюнтаризм. Поставляют клише че­ловека-бунтаря, восстающего против косной массы, —■ релятивизация норм, индивидуализация ценностей, ставка на нетрадиционность, подрыв универсалий, абсолютов, канонов.

Прагматизм. Привносит стереотипы инструмен­тальное™, эффективности, свободы поиска, волеизъ­явления (неклассичность истины, активность познава-теля).

Связав эти разнокалиберные особенное™ идейных предтеч неклассики в систему, возможно подытожить, что в архетипе духовности начала нашего века зало­жены столь многозначительные для грядущих судеб знания идиомы, как новаторство, ревизия, самоутвер­ждение, пикировка с традицией, экспериментаторство, нестандартность, условность, отход от визуальное™, концептуализм, символичность, измененная стратегия изобразительности.

В этой во всех отношениях стимулирующей смыс-ложизненной среде смогла сложиться нетрадиционная интеллектуальная перспектива с множеством некано­нических показателей. Вбирающие принципиальные черты неклассического миропредставления, они дос­тойны того, чтобы сосредоточить на них самое при­стальное внимание.

Полифундаментальность. Развал монистического субстанциализма с принятием образа целостной, мно-гоуровнево-системной реальности. По сути речь идет о нетрадиционном антифундаменталистском мирови-дении, отправляющемся от идеи гетерогенной, поли­морфной, сложной (несложенной) предметности, кото­рая ни структурно, ни генетически не опосредуется какими-то базовыми комплексами, трактуемыми как


 

моноцентричный онтологический первофундамент. Учитывая, что разнообразие не вторично, не производ­ив, не порождено более глубоким единосущностно-единым, допускать подобный фундамент нет никаких резонов. Логичнее, последовательнее модель субстан­циального плюрализма, навевающего картину исход­но богатой, ипостасной реальности, способной на са­моорганизацию, автоэволюцию.

Интегратизм. Ипостасная структура мира, вытес­няющая классический фундаментализм с догмами типа: сложное аддитивно, механически редуцируется к простому; целое не влияет на части; в расчленении сложного (целого) на составляющие (простое, части) свойства его сохраняются и т. д. В противовес этому принимается не отягощенная фундаменталистским дизайном схема многомерной, поливариантной дей­ствительности, где целое и часть самодостаточны: це­лое не агрегат разрозненных, недоразвитых относи­тельно него частей; часть не миниатюра целого.

Целое и часть (система и подсистема) нераздель­ны и неслиянны, будучи ипостасями, обладают само­стояньем, суверенностью, они единосущны, однопоряд-ковы, не редуцируемы, но проникаемы друг в друга. Здесь правильно указать на отвергаемую неклассикой фундаменталистскую онтологию точечности (вводящую допущения «деление вещества безгранично», «целое больше части», «часть несамодостаточна» и т. п.). Факт образования элементарных частиц друг из друга (нук­лона из пионов и т. д.) опровергает фундаменталистскую модель онтологически неограниченной дробности (бе­зостаточной разложимости целого на части), жесткой субординированности объектов действительности. Са­мокоординированные элементарные частицы напря­мую выпадают (идея единого мультиплета) из этой плоской модели, что служит решающим основанием ее дискредитации.

Синергизм. Классическая наука имела дело с ми­ром, который с известной долей условности все же мог моделироваться как совокупность движущихся мате­риальных точек (корпускул, конкреций, атомов, амеров, какуменов и т. д.), механически ассоциируемых в теле­сные многообразия. С расширением границ изучаемой реальности, необходимостью понимать внутреннее устройство активных, избирательных, целеориентиро-ванных систем (когерентные квантовые, молекулярные, биохимические, биофизические явления), свойства которых определяются текущими в них процессами (самоиндукция, самодействие), обнажился предел клас­сических подходов. Самоорганизующиеся, неравновес­ные, нестационарные, открытые, каталитические сис­темы ни при каких обстоятельствах не ведут себя как классические элементарные. Теоретическим плацдар­мом их описания ни в коем случае не могут быть клас­сически базовые принципы сложенности (принцип Анаксагора —Демокрита) и механистичности (принцип Кеплера). Потребовалась, следовательно, иная эврис­тика, выступающая адекватным инструментом истол­кования когерентных, кооперативных явлений. Ею стал синергизм, трактующий образование макроскопически упорядоченных структур в нетривиальных (немехани­ческих) системах с позиций формирования порядка из хаоса вследствие коллективных эффектов согласова­ния множества подсистем на основе нелинейных, не­равновесных упорядочивающих процессов. С этим пришел конец элементаристско-фундаменталистской онтологии механицизма с обслуживающим ее катего­риальным блоком — стабильность, неизменность, по­стоянство, линейность, равновесность, обратимость, устойчивость, простота и т. д. На ее развалинах утвер­дилась организмическая картина, зиждущаяся на до­пущении совокупных эффектов самоорганизации, кон­структивной роли времени, динамической нестабиль­ности систем — категориальный блок, составленный неустойчивостью, неравновесностью, сложностью, нелинейностью, когерентностью, необратимостью, синхронностью, изменчивостью и т. д. Трансформиро­валось и понятие элементарности. Неклассическое его прочтение таково: оно, во-первых, не инспирирующее фундаментальное, а минимальное, остающееся зачас­тую равнодостойным композиционному и служащее его полномочным выражением; во-вторых, вопреки классическому аддитивно-матрешечному, оно обеспе-


 

чивает генетически-конструктивную интерпретацию явлений посредством отслеживания этапов становле­ния, взаимодействия одних структур с другими (метод квазичастиц).

Холизм. Антифундаменталистский, антиредукци­онистский интеллектуальный блок, предопределяю­щий интерпретацию действительности как иерархию целостностей. В подобных случаях руководствуются планами: 1) кооперативной самоизменчивости — кван­товая когерентная синхронизация изменений (кван­товые процессы в лазерах); 2) гетерогенных много­мерных структур, каждая им которых представляет самодетерминируемый инвариант в вариантах, —тот же нейтрон как кооперативное образование трех квар­ков осмысливается на базе соображений системнос­ти, динамичности, взаимосвязанностн коллективов, от­ветственных за итоговую структуру.

Антисозерцательность (оперативно-деятельнос-тное начало). Деятельностный подход в виде ориента­ции не на репродукцию заданных структур, а на пре­образование внешней человеку действительности сам по себе не является чем-то новым: его упрочение в истории относится ко времени Реформации. Нам же принципиально то, что сферы влияния деятельнос-тного подхода, складывавшегося в рамках класси­ческой фазы новоевропейской культуры как крити­ческое преодоление лишенного интенции на широкий социальный активизм схоластического средневековья, охватывали лишь область общественно-политической жизни (становление гражданского общества), не зах­ватывая науку. Этим и объясняется такая черта клас­сики, как антидеятельностная антисубъективность, предполагающая прямолинейное вытеснение из кон­текста исследования (фиксация и генерация резуль­татов) субъективной деятельности. На стадии же не­классики субъект, поисково-изыскательское оснаще­ние оказываются имманентно вплетенными в самую ткань науки — постановку, решение обсуждаемых ею вопросов.

Парадигма классической науки с узаконенным в ней объектным стилем мышления нацеливала на по-


 

Глава 5. Нвкдассичвская наука

знавательное освоение предмета, так сказать, самого по себе в его натуралистичной естественности и не­посредственности. Последнее означало некритическую абсолютизацию «природного процесса», выделяемого безотносительно к условиям его изучения, что влекло повсеместную элиминацию из науки субъективной деятельности, игнорирование роли средств исследова­тельского воздействия на объект познания. Между тем стратегия герметичности объективного предмета ни­как и ничем не оправдана.

1 Бор И. Избранные научные труды. Т. 2. М, 1972. С. 31.

Изоляционистская посылка отделения поведения материального объекта от его изучения, пренебреже­ние взаимодействием между объектом и прибором обнаруживает фиктивность со стадии атомной физи­ки, поставляющей нестандартную ситуацию, где спо­собом актуализации предметности оказывается взаи­модействие объекта с познающим субъектом. С этого момента в методологическое сознание вводится зап­рет на объективистскую трактовку характеристик предметности «самой по себе» без учета способов ее освоения. «Согласно квантовому постулату, —уточня­ет Бор, — всякое наблюдение атомных явлений вклю­чает такое взаимодействие последних со средствами наблюдения, которым нельзя пренебречь. Соответ­ственно этому невозможно приписать самостоятель­ную реальность в обычном физическом смысле ни явлению, ни средствам наблюдения»1. Поскольку невозможно исключить внешнее воздействие на пред­мет в ходе его изучения (иначе оно невозможно), рав­но как благодаря тому, что при изучении (наблюде­нии) имеется взаимодействие объекта с измеритель­ным прибором, обессмысливается понятие исконного естественного процесса в чистом виде. По этой при­чине неклассика (от естествоведения до культурове-дения) отвергает объективизм как идеологию, отбра­сывает представление реальности как чего-то не за­висящего от средств ее познания, субъективного фактора.

Релятивизм. Внедряет, закрепляет в знании идею естественного предела значений как величин, так и способов их фиксации. Как умонастроение релятивизм питается двумя источниками.

Первый — онтологический, связан с зависимос­тью объективных характеристик предметности от фактических условий протекания реальных процес­сов: в различных контекстах существования свойства вещей варьируются. Данное с классической точки зрения необычное обстоятельство, вызвавшее массу недоумений и недоразумений, вновь и вновь оттеняет полифундаментальность, многослойность мира, име­ющего плюральную структуру, которая определяет и предопределяет изменчивость его параметров. Тези­су об изменчивости свойств действительности долж­но придавать самую широкую редакцию: вариабель­ны не только характеристики вещей (величины), но и формы, способы, условия бытия вещности, — даже наиболее универсальные, такие, как причинно-след­ственная размерность. Скажем: аксиоматично, что во времениподобных интервалах стандартного макроми­ра причинно-следственные связи общезначимы. В мик­ромире же при сильных полях и градиентах полей причинно-следственная схематика событий нарушает­ся — так называемое самообусловливание, что требует разграничения причинно выполненных и причинно нарушенных интервалов.

Второй — эпистемологический, заключается в дискриминации выделенных (привилегированных) си­стем отсчета. Привилегированная система отсчета — неоперациональная, спекулятивная химера, возника­ющая вследствие принятия всеобъемлюще-неизмен­ных рамок событий (вездесущего просцениума) в от­влечении от возможных обстоятельств, обратных воз­действий, порядка и типа приближения. В противовес этому отстаивается линия зависимости аппарата науки (описания, понятия, величины) от конкретных систем отсчета, связанных с определенными онтологически­ми интервалами, сообщающими операциональную и семантическую значимость используемым абстракци­ям. Положению о релятивности знания в эпистемоло­гическом смысле также требуется сообщать макси­мально широкое толкование. Знание не безотноси­тельно, оно интенционально, сцеплено с приемами мыслительной и экспериментальной обработки дей­ствительности, процедурами идентификации объек­тов, правилами их интерпретации, систематизации и т. д. Онтологическая и ментальная региональность знания в конечном счете и выражают то, что именуют относительностью к реальности и средствам позна­ния (понятийная и опытная интервальность— изо­морфная контекстам реальности адекватность, точ­ность, строгость знания).

1 Планк М. Сборник к столетию со дня рождения. М, 1958. С. 59.

В качестве специфической черты неклассики ре­лятивизм, безусловно, поддерживающий плюрализм, свободу выбора, действия (эквивалентные описания согласно принимаемым в локальных системах отсчета способам типологизации реальности), не может быть, однако, отождествлен с субъективизмом. Релятивизм не есть гносеологический анархизм, отрицание обязатель­ности познавательных норм, объективных критериев правильности, состоятельности познания; он не исклю­чает признания абсолютов. Как указывает Планк, «нет большего заблуждения, чем бессмысленное выражение «все относительно»... Без предпосылки существования абсолютных величин вообще не может быть определе­но ниодно понятие, не может быть построена ни одна теория»1. Перцептуальные и концептуальные абсолю­ты входят в знание через эпистемологические универ­салии — законы освоения предметности: на эмпири­ческом уровне — посредством инструменталистских, верификационистских методик, рецептов манипулиро­вания с объектами, метрического, функционального плана понятий; на теоретическом уровне — посред­ством структурных правил преобразования, стандар­тизирующих генерацию внутренних единиц теории — инвариантность, симметрия, морфизмы, фундамен­тальные константы, ковариантность как гарантия не­противоречивого перехода от одних систем координат к другим.


 

Раздел I. Оснввныв зтаны развития вауки

Дополнительность. Являясь неизбежным след­ствием «противоречия между квантовым постулатом и разграничением объекта и средства наблюдения»,1 характеризует сознательное использование в иссле­дованиях (наблюдение, описание) групп взаимоиск­лючающих понятий: сосредоточение на одних факто­рах делает невозможным одновременное изучение других, — анализ их протекает в неидентичных усло­виях с признаками опытной несовместимости (волна-частица, импульс-координата). Как неклассический принцип дополнительность разрушает классическую идею зеркально-однозначного соответствия мысли ре­альности безотносительно к способам ее (реальнос­ти) эпистемической локализации, символизирует име­ющееся в неклассической науке существенное ог­раничение категории объективно существующего явления в смысле независимости его от способов его освоения. Фиксированные системы отсчета, пригод­ные для описания совершенно конкретных парамет­ров (скажем, энергетических), не пригодны для опи­сания иных (скажем, пространственно-временных). Следовательно, дополнительность выражает не про­сто относительность к прибору как таковому, но отно­сительность к разным типам приборов (исследова­тельских ситуаций).

1 Бор Н. Указ. соч. С. 40.

Логика развития неклассической науки обуслов­ливает и более широкое толкование дополнительнос­ти. Суть в том, что многоярусные, полифундаменталь­ные вариабельные системы не концептуализируются с каких-то преимущественных позиций. Дополнитель­ность с этой точки зрения — следствие полиморфно-сти, ипостасности, гетерогенности принимаемой он­тологии с атрибутивной ей потенциальностью. Учет данного обстоятельства накладывает отпечаток на трактовку взаимоотношения различных исследова­тельских программ и подходов. Классическая точка зрения определяется проведением гносеологическо­го изоморфизма: единой и единственной сущности взаимосоответствует единая и единственная истина. С точки зрения неклассики подобная линия не прохо­дит: различные ракурсы видения системы не сводят­ся к одному-единственному ракурсу; неустранимая множественность, полилог взглядов на одну и ту же реальность означает невозможность божественного взгляда-обозрения всей реальности. Претендующая на глубину научная теория, фокусируясь в отдельных фрагментах на некоторых онтологических эпизодах, должна выстраивать общую мозаичную панораму со­бытий, создаваемую на разных «сценических площад­ках» методом полиэкрана.

Когерентность. Означает синхронизированность различных и зачастую кажущихся несвязанными со­бытий, которые налагаются друг на друга и оттого усиливают или ослабляют размерность собственного тока. Говоря о когерентности, вводящей новую модель причинения, подчеркнем специфически коллективный, во многом несиловой и творческий строй детермина­ции изучаемых неклассикой явлений, понимаемых как результирующая объемных самоиндуцируемых коопе­ративных связей, дающих начало новым процессам. Это не классическая схема пересечения необходимо-стей в объяснении наблюдаемых реалий, а модель самоформирования макроскопических масштабов со­бытий из внутренней потенциальности (эффекты сис­темных связей, способных на коллективную самоин­дукцию, резонансное самодействие).

Нелинейность. Классические допущения парамет­рической стабильности изменяющихся систем, незави­симости их свойств от происходящих в них процессов предельно сильны и неполноценны.

Чем регулируется естественный ток вещей? Со­гласно классике — строго однозначными зависимостя­ми. Случайность, неопределенность, вероятность ис­ключались из рассмотрения. По Гольбаху, например, «ничего в природе не может произойти случайно, все следует определенным законам; эти законы являются лишь необходимой связью определенных следствий с их причинами... Говорить о случайном сцеплении ато­мов либо приписывать некоторые следствия случайно­сти — значит говорить о неведении законов, по кото­рым тела действуют, встречаются, соединяются... разъе­диняются» 1.

Описание реальной изменчивости производилось по канонической механической модели: аппарат дина­мики (уравнения движения) с фиксацией начальных условий для установленного момента времени,— вот все, что требуется для исчерпывающего воссоз­дания поведения любой развивающейся системы. Столь ограниченный подход, однако, не дает глубокой концептуализации развития; мир классики — тавтоло­гический, атемпоральный (Пригожий) — чужд внут­ренней созидательности.

1 Гольбах П. Избранные антирелигиозные произведения. Т. 1. М, 1934. С. 34-35. 2 Пригожим И., Стэнгерс И. Цит. соч. С. 55 — 56.

Серьезный положительный сдвиг связан с неклас­сической трактовкой объективного формообразования. Векторизованность, качественная изменчивость орга­низации явлений не плод задетерминированности, предзаданности. В соответствии с неклассической иде­ей конструктивной роли случая становление новых форм происходит в неустойчивых к флуктуациям точ­ках бифуркации, дающих начало очередным эволюци­онным рядам. Избирательные, чувствительные к соб­ственной истории, адаптационные механизмы порож­дения этих рядов носят нелинейный характер. В сильно неравновесных точках бифуркации, указывают Приго­жий и Стэнгерс, «установлено весьма важное и нео­жиданное свойство материи: впредь физика с полным основанием может описывать структуры как формы адаптации системы к внешним условиям. Со своего рода механизмом предбиологической адаптации мы встречаемся в простейших химических системах. На несколько антропоморфном языке можно сказать, что в состоянии равновесия материя «слепа», тогда как в сильно неравновесных условиях она обретает способ­ность воспринимать различия во внешнем мире (напри­мер, слабые гравитационные и электрические поля) и «учитывать» их в своем функционировании»2. Здесь-то




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 408; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.