Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы к экзамену




1. Понятие мировоззрения, его структура и исторические формы.

2. Философия, круг ее проблем.

3. Философия и наука. Их взаимоотношения.

4. Возникновение философии.

5. Древневосточная философия.

6. Античная философия (ранний период).

7. Философская революция софистов и Сократа.

8. Философия Платона.

9. Философская система Аристотеля.

10. Философия эпохи эллинизма.

11. Духовно-бытийный смысл и основные проблемы средневековой философии.

12. Философия Возрождения.

13. Социально-философский смысл европейской религиозной Реформации.

14. Философия Нового времени: общая характеристика.

15. Рационализм в философии Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц).

16. Философия английского сенсуализма (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк).

17. Философский эмпиризм Дж. Беркли и Д. Юма.

18. Философия Ф. Бэкона.

19. Французская философия XVIII в.

20. Немецкая классическая философия: общая характеристика.

21. Философия И. Канта.

22. Философия И.Г. Фихте.

23. Философия Ф. Шеллинга.

24. Философская система Гегеля.

25. Марксизм и современность.

26. Философия жизни (Ф. Ницше, А. Шопенгауэр).

27. Философия позитивизма: основные направления (от О. Конта до Э. Маха).

28. Неопозитивизм и другие сциентистские направления в философии ХХ века.

29. Философские аспекты психоанализа.

30. Философия экзистенциализма.

31. Феноменология Э. Гуссерля.

32. Феноменологическая философия М. Хайдеггера.

33. Особенности и основные проблемы русской философии.

34. Проблема взаимоотношений России и Запада в истории русской философии (славянофилы и западники).

35. Русская религиозная философия конца XIX – начала ХХ века.

36. Философская система Вл. Соловьева.

37. Категории бытия в философии.

38. Философские и научные представления о материи.

39. Движение – способ существования бытия.

40. Категории пространства и времени в философии и естествознании.

41. Проблема идеального в философии.

42. Развитие представлений о сознании в истории философии.

43. Сознание, деятельность, информация, их связь и соотношение.

44. Социально-практическая природа сознания.

45. Происхождение сознания (основные концепции).

46. Сознание и бессознательное.

47. Мышление и язык.

48. Сознание и мозг. Проблема «искусственного интеллекта».

49. Проблема познаваемости мира. Агностицизм.

50. Структура познания. Субъект и объект.

51. Единство чувственного и рационального в процессе познания..

52. Проблемы истины.

53. Формы и методы научного познания.

54. Диалектика, принципы диалектики.

55. Закон «единства и борьбы» противоположностей.

56. Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.

57. Закон отрицания отрицания.

58. Категории единичного, особенного и общего.

59. Категории причины и следствия.

60. Категории явления и сущности.

61. Категории формы и содержания.

62. Категории части и целого.

63. Категории случайности и необходимости.

64. Категории возможности и действительности.

65. Природа и общество, этапы их взаимодействия.

66. Понятие общества.

67. Общество как развивающаяся система.

68. Экономическая жизнь общества.

69. Духовная сфера жизни общества.

70. Формы духовного производства: мораль, искусство, религия, наука.

71. Социальная структура общества.

72. Политическая организация общества.

73. Происхождение и сущность государства.

74. Проблема человека в философии.

75. Проблема антропосоциогенеза (основные концепции).

76. Проблема смысла жизни.

77. Личность и общество. Свобода и ответственность личности.

78. Современные философские концепции будущего общества.

79. Направленность исторического процесса.

80. Глобальные проблемы современности и пути их решения.

6.3 Критерии оценки качества освоения дисциплины студентами:

Пороговый уровень (оценка «удовлетворительно») в семестре составляет 120 – 149 баллов. На пороговом уровне студент демонстрирует низкую мотивацию обучения, не выполняет чуть менее половины аудиторных и внеаудиторных заданий, обнаруживает незначительные пробелы в теоретических знаниях (например, не может назвать и объяснить некоторые из функций, разделов философии, проблем философских школ, категорий или законов развития, недостаточно ориентируется в персоналиях). Не всегда правильно использует философские понятия для анализа предложенных конкретных примеров, затрудняется предложить их самостоятельно.

Стандартный уровень (оценка «хорошо») в семестре составляет 150 – 179 баллов. На стандартном уровне студент демонстрирует среднюю мотивацию обучения, практически не обнаруживает пробелов в теоретических знаниях, выполняет большую часть аудиторных и внеаудиторных заданий без ошибок, почти всегда правильно использует понятия для анализа предложенных конкретных примеров, но затрудняется предложить их самостоятельно.

Эталонный уровень (оценка «отлично») в семестре составляет 180 – 200 баллов. На эталонном уровне студент демонстрирует высокую мотивацию обучения, полное знание и понимание теории, выполняет все аудиторные и внеаудиторные задания практически без ошибок, самостоятельно находит примеры применения изученных понятий, методов философского познания, законов.

 

Раздел 7 Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

7.1 Учебники и учебные пособия.

Основная литература:

1. Губин В. Д. Философия: Учебник. – М., 2007.

2. Философия: Учебник для нефилос. спец. / под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова - М., 2008.

3. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.П. Кохановского /. – Ростов-на-Дону., 2008.

4. Философия. Учение о бытии, познании и ценностях человеческого существования. Учебник для вузов / В. Г. Кузнецов, И. Д. Кузнецова, В. В. Миронов, К. Х. Момджян. – М., 2009.

5. Спиркин А.Г. Философия. Учебник. – М., 2010.

Дополнительная литература:

6. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.

7. Вундт, Вильгельм Введение в философию. – М., 2006.

8. История русской философии: Учебник для вузов / Под ред. М.А. Маслина. – М., 2008.

9. Канке В.А. Философия для юристов. – М., 2009.

10. Философия для бакалавров / Под ред. В. И. Пржиленского. – Ростов- на-Дону, 2007.

 

 

7.2 Список методических рекомендаций по семинарским занятиям для дневного отделения.

 

7.2.1 Философия, ее происхождение и сущность. Философия, и ее место в культуре.

1. Понятие мировоззрения: мироощущение и миропонимание. Обыденное /жизненно-практическое/ и теоретическое представления о мире.

2. Историко-генетическая типология мировоззрения: мифология, религия, философия.

3. Смысл и назначение философии, как системно-теоретической основы мировоззрения, и ее основные направления и проблемы.

4. Значение и роль философского образования в современном мире.

 

Темы докладов и рефератов.

1. Мифология и современность.

2. От мифа к логосу. Культурно-исторические предпосылки возникновения философии.

3. Проблема бескорыстия в философии, науке и искусстве.

4. «Вечные» философские проблемы.

5. Мудрость как знание и добродетель.

6. Философия и наука.

7. Зачем нужна философия?

8. Что такое философия?

 

 

7.2.2 Философия Древнего Востока.

1. Специфика и основные черты древневосточной философии.

2. Древнеиндийская философия. Веды и их художественно-философский слой. Упанишады как религиозно-мифологический источник. Ортодоксальные философские школы: санкхья, ньяя, вайшешика, йога, веданта. Философские системы джайнизма и буддизма. Материализм в философии Древней Индии.

3. Своеобразие древнекитайской философии. Антропология и этика конфуцианства. Онтология и этика даосизма.

 

Темы докладов и рефератов.

1. Этико-политическое учение Конфуция.

2. Конфуций о человеке.

3. Теория познания Мо-Цзы.

4. Социально-этический идеал даосов.

5. Система йога: индивидуальный путь спасения.

6. Соотношение религии и философии в буддизме.

7. Ранняя философия Древнего Китая.

 

 

7.2.3 Античная философия.

1. Общая характеристика, основные этапы и уникальность древнегреческой философии.

2. Космоцентризм ранней греческой философии. Бытие природы и бытие человека в философии досократиков. Атомистическая и идеалистическая трактовка бытия. Начала диалектики.

3. Антропологический период древнегреческой философии. Человек как «мера всех вещей» в античном Просвещении /софисты/. Сократ.

4. Учение Платона об «идеях».

5. Философская система Аристотеля.

6. Закат античности. Этические учения стоиков и Эпикура.

7. Диалектика неоплатонизма.

 

Темы докладов и рефератов.

1. Элейская школа, идея и парадоксы бытия.

2. Апории Зенона и их современные решения.

3. Судьба древнегреческого атомизма и философский вклад Эпикура.

4. Платон: трагедия «жизни» и драма идей.

5. Социальная утопия Платона.

6. Знание как главная добродетель: Сократ и Ницше.

7. Тема судьбы в стоицизме.

8. Гедонизм и проблема смерти у Эпикура.

9. Демокрит о человеке, его жизни и человеческих ценностях.

 

7.2.4 Философия Средневековья.

1. Философия в духовной культуре средневековья. Особенности понимания предмета, метода и назначения философии. Теоцентризм, монотеизм, креационизм – определяющие черты средневекового мировоззрения.

2. Судьба платонизма и аристотелизма в философии средневековья. Решение вопросов о соотношении души и тела, разума и воли, свободы воли, сущности и существования.

3. Патристика и ее крупнейший представитель Августин Блаженный: креационизм, волюнтаризм, теодиция.

4. Спор о природе универсалий и проблема обоснования бытия Бога. Номинализм и реализм.

5. Система Фомы Аквинского как вершина схоластического рационально-философского богословия. Теория двух истин и новые самостоятельные возможности философии.

 

Темы докладов и рефератов.

1. Философское значение Библии.

2. Философский смысл христианства.

3. «Верую, ибо абсурдно».

4. «Я ошибаюсь /заблуждаюсь, обманываю себя/, следовательно, существую».

5. Исповедь Августина Блаженного.

6. Историософия Августина.

7. Верить, чтобы понимать или понимать, чтобы верить?

8. Проблема зла. Теодиция.

9. «Доказательства» бытия Бога – попытка рационализации религии.

10. «Утешение философией» последнего римлянина Боэция.

11. Августин «Град Божий».

 

7.2.5 Философия Нового Времени.

1. Становление буржуазного общества и научная революция XVII в. Формирование механико-материалистической картины мира.

2. Проблема метода познания в философии: эмпиризм /Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк/ и рационализм /Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц/.

3. Основные онтологические идеи Нового Времени: дуализм Р. Декарта; пантеистический монизм /Бог - субстанция – природа/ Б. Спинозы; плюралистическая монадология Г.В. Лейбница; первичные и вторичные качества бытия Д. Локка.

4. Социально-политические концепции и проблема человека. «Левиафан» Т. Гоббса, политический либерализм Д. Локка, величие и ничтожества человека в «Мыслях» Б. Паскаля.

5. Человек, природа и общество в философии Просвещения /Ф. Вольтер, Ж. Ж. Руссо/ во французском материализме XVIII в. /П. Гольбах, К. Гельвеций, Д. Дидро/.

Темы докладов и рефератов.

1. Характерные черты Новоевропейской культуры.

2. Понятие западноевропейской философской классики.

3. Зарождение классической науки.

4. «Знание – сила». У истоков прагматизма.

5. Проблема интеллектуальной интуиции в гносеологии Р. Декарта

6. Декарт о существовании Бога и человеческой души.

7. Детерминизм и свобода в системе Б. Спинозы.

8. Пессимистический рационализм Паскаля.

9. «Естественное право» и «общественный договор» Т. Гоббса.

10. Философские проблемы «Фауста» И. Гете и их значение в современном мире.

11. «Исповедь» Ж. Ж. Руссо и соотношение науки и нравственности в его системе.

12. Философия истории Просвещения XVIII в.

 

 

7.2.6 Немецкая классическая философия.

1. Немецкая классическая философия как завершение немецкого Просвещения. Исторические условия формирования.

2. Трансцендентальный идеализм философии И. Канта.

3. Философская система Гегеля. Сущность идеалистической диалектики.

4. Антропологический материализм Л. Фейербаха.

Темы докладов и рефератов.

1. Антиномии чистого разума и проблема агностицизма в гносеологии И. Канта.

2. Категорический императив и проблема бытия Бога в нравственно-религиозном учении И. Канта.

3. Кант о свободе человека как источнике нравственности.

4. Кант и либерализм.

5. Диалектическая логика Гегеля.

6. Гегелевская концепция гражданского общества.

7. Философская антропология Гегеля.

8. Гегель о проблеме свободы.

9. Гегель о философии истории.

10. Гегель и марксизм.

11. Проблема свободы в системе Ф. Шеллинга.

 

7.2.7 Современная Западная философия.

1. Общая характеристика. Основные направления и содержание зарубежной философии XIX-XX вв. Рационализм и иррационализм, биологизм и психологизм.

2. Возникновение позитивизма. «Первый» позитивизм /О. Конт, Г. Спенсер/. «Социальная физика» О. Конта. Махизм. Неопозитивизм /Л. Витгенштейн, Б. Рассел, К. Поппер, Р. Карнап/. Понятие аналитической философии. Современная философия науки. /Т. Кун, П. Фейерабенд/.

3. Марксизм – диалектико-материалистическое понимание природы, общества и мышления К. Марксом и Ф. Энгельсом.

4. Феноменология Э. Гуссерля.

5. Формирование и основные идеи иррационалистической философии. «Философия жизни» /А. Шопенгауэр, Ф. Ницше/. Интуитивизм А. Бергсона. Экзистенциализм /М. Хайдеггер, А. Камю, К Ясперс, Ж.-П. Сартр/.

Темы докладов и рефератов.

1. Экзистенциализм в философии и литературе.

2. Учение о сверхчеловеке в мировоззрении Ф. Ницше.

3. Философские и религиозные основания творчества Ф. Кафки.

4. Философская эволюция Ж.-П. Сартра.

5. «По ту сторону добра и зла» как принцип сверхчеловека.

6. С. Кьеркегор: чем меньше я мыслю, тем больше я чувствую.

7. Философия марксизма: история и современность.

8. Философия истории: К. Маркс, О. Шпенглер, А. Тойнби.

9. Проблема абсурда в философии А. Камю.

10. Психоанализ и проблема Бога.

11. Зигмунд Фрейд. Психоанализ. Религия. Культура.

12. Теория творчества и психоанализ З. Фрейда.

13. Аналитическая психология К.-Г. Юнга.

14. «Феномен человека» Тейяр де Шардена и современность.

15. Проблема человека в немецком и французском экзистенциализме.

16. Философия языка Л. Витгенштейна и проблема мистики.

17. Исторические судьбы и эволюция марксизма в ХХ веке.

18. Дорога к рабству: Фридрих фон Хайек против К. Маркса.

19. «Закат Европы» О. Шпенглера и русская философия.

20. Либерально-консервативные социальные модели Ф. Хайека и М. Фридмана и проблемы тоталитаризма.

 

 

7.2.8 Русская философия.

1. Исторические традиции и особенности развития отечественной философии, ее связь с литературой и социально-политической историей России.

2. Традиции гуманизма и просвещения в воззрениях русских мыслителей. (М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, В.Н. Татищев, Ф. Прокопович.)

3. Историософия П.Я. Чаадаева. Проблема национального самосознания и путей исторического развития России в дискуссиях славянофилов и западников.

4. Понятие Русской идеи /Ф.М. Достоевский, Вл. Соловьев, Л.Н. Толстой, И. Ильин, Н. Бердяев/.

5. Философия «всеединства» Вл. Соловьева.

6. Основные идейные течения русской философии начала ХХ века: русский марксизм /Г.В. Плеханов, В.И. Ленин, А.А. Богданов, Н.А. Бухарин/ его религиозно-философские альтернативы /Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский, С.Н. Булгаков, С.Н. Франк, И.А. Ильин, Ф.А. Степун, Г.П. Федотов, П.А. Флоренский и др./ Русский космизм /Н.Ф. Федоров, В.Н. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский/.

Темы докладов и рефератов.

1. Вл. Соловьев: философия любви и добра.

2. Проблема человека в философии Вл. Соловьева.

3. Человек и история в философских трудах Н.А. Бердяева.

4. Человек и история в философских трудах С.Н. Булгакова.

5. Человек и история в философских трудах С.Л. Франка.

6. Человек и история в философских трудах И.А. Ильина.

7. Философия богоискательства.

8. «Русская идея»: истоки и эволюция.

9. «Бесы» Ф.М. Достоевского и проблема русского революционного радикализма.

10. Проблема свободы в философии Н. Бердяева.

11. Идеи гуманизма в русской философии начала ХХ века.

12. Проблема будущего России в теории Евразийцев.

13. Проблема смысла жизни в философии С.Л. Франка.

14. Проблема смысла жизни в русской философии.

 

7.2.9 Онтология как философское учение о бытии.

1. Философский смысл проблемы бытия. Развитие понятия о бытии в современной философии. Основные онтологические вопросы философии.

2. Философско-научные понятия материи, Вселенной, Космоса. Идея многообразия и единства мира.

3. Понятие движения. Формы движения материи.

4. Понятия пространства и времени в философии и науке.

5. Проблемы онтологии в философии и науке ХХ века. /М. Хайдеггер, Н. Гартман, П. Тейяр де Шарден, Г. Рейхенбах, А Эйнштейн, В. Гейзенберг, В.И. Вернадский, П. Флоренский/.

Темы докладов и рефератов.

1. Развитие представлений о пространстве и времени в истории культуры.

2. «Возможность-бытие» в системе Н. Кузанского.

3. Что значит «быть».

4. Время человеческого бытия.

5. Специфика социального времени.

6. Бытие человека в экзистенциализме и марксизме.

7. Фундаментальная онтология Хайдеггера.

8. Феноменальная онтология Ж.П. Сартра.

9. «Новая онтология» Гартмана.

 

7.2.10 Сознание как способ бытия человека в мире.

1. Понятия «душа», «дух», «психика», «мышление», «сознание».

2. Структура индивидуального сознания. Психическая реальность человека (самосознание, эмоции, чувства, память, воображение, мышление). Сознание и язык.

3. Проблема генезиса и развития сознания: роль труда, общения и языка в его формировании. Социально-историческая сущность сознания. Проблема идеального.

4. Проблема бессознательного.

 

Темы докладов и рефератов.

1. Концепция психофизиологического параллелизма.

2. Спонтанность сознания и проблема самоорганизации в биосфере и космосе.

3. Учение о сознании в феноменологии Э. Гуссерля.

4. Тема души и тела в истории культуры

5. Реальность идеального.

6. Проблема бессмертия души и современная наука.

7. Сознание и мозг.

8. Происхождение и сущность языка.

9. Коллективное и индивидуальное бессознательное.

10. Проблема «искусственного» интеллекта.

11. Концепция Ю.М. Бородая о происхождении сознания.

12. Измененное состояние сознания по Ст. Грофу.

 

7.2.11 Гносеология как философское мышление о познании.

1. Проблема познаваемости мира: релятивизм, скептицизм, агностицизм. Проблема тождества бытия и мышления. Разновидности агностицизма в философии и науке.

2. Социально-практическая природа познания. Взаимодействие субъекта и объекта в познании.

3. Соотношение чувственного и рационального в познании. Уровни и формы в познании. Иррациональное, интуиция, сомнение, вера в познании.

4. Проблема истины в философии и науке. Объективность, относительность и конкретность истины. Истина и заблуждение. Критерии истинности знания.

5. Специфика естественнонаучного и социогуманитарного познания и отличие их от вненаучных форм познания (обыденное, религиозное, художественно-эстетическое познание).

6. Методы научного познания: эмпирическое, общенаучное (логическое), теоретическое.*

7. Проблемы гносеологии в философии и науке ХХ столетия: прагматизм, нео- и постпозитивизм, конвенционализм, экзистенционализм, интуитивизм и феноменологизм.

Темы докладов и рефератов.

1. Мистицизм в познании.

2. Творчество и интуиция.

3. Скептицизм как принцип и метод познания.

4. Специфика гуманитарного познания.

5. Познание и реальность в когнитивной психологии.

6. «Правда-истина» и «правда-справедливость» как центральная категории цельного знания русской философии.

7. Современные теории эпистемологии.

 

7.2.12 Диалектика.

1.Диалектика как учение о всеобщих связях и развитии. Софистика, эклектика и метафизика как альтернативы диалектики.

2. Принципы, законы и категории диалектики как элементы философского мышления. Понятие закона.

3. Содержание основных законов диалектики: закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания отрицания.

4. Диалектика как концепция развития: взаимоотношения количественных и качественных изменений –мера и скачек; внутренняя противоречивость бытия и развития –«единство и борьба» противоположностей как источник и механизм развития, «отрицание отрицания» как выражение направленности, преемственности и поступательного развития.

5. Диалектика как концепция связи и упорядоченности бытия:

а) Субстрактно-субстанциональный аспект – категории единичного, особенного и общего; Явления, сущности, закона, формы и содержания; принцип целостности – категории части и целого; принцип системности – понятие элемента, структуры, системы, отношения;

б) Детерминистский аспект – принцип причинности – категории причины и следствия; причинность и целесообразность, категория цели; принцип детерминизма – категории возможности и действительности, вероятности, необходимости и случайности. Понятие свободы.

 

Темы докладов и рефератов.

1. Единство диалектики и логики у Гегеля.

2. К. Поппер о диалектике.

3. Философия «негативной» диалектики.

4. Мистико-пантеистическиая диалектика Н. Кузанского.

5. Детерминизм: дилемма П. Лапласа и К. Маркса.

6. Диалектика как искусство полемики.

 

 

7.2.13 Общество как развивающаяся система.

1. Понятие общества. Понятие общественных отношений и социальных связей. Их исторические формы и виды. Общество как системное единство экономики, политики, социальной и духовной жизни.

2. Экономическая жизнь общества. Роль материального производства в социально-исторической организации общества.

3. Политическая жизнь общества. Власть и политика. Структура политической организации общества. Государство, его сущность и формы. Государство и общество. Этатизм и либерализм.

4. Социальная жизнь общества. Понятие нации, класса, страты.

5. Духовная жизнь общества. Понятие культуры. Типология культуры. Культура и общество. Общество как социокультурная общность.

6. Смысл истории как философская проблема. Движущие силы истории: личности, социальные группы, классы и народные массы. Диалектика цели и средств, свободы и необходимости в истории: либерализм, консерватизм и тоталитаризм.

Темы докладов и рефератов.

1. Материалистическое понимание истории и его альтернативы.

2. Социальное бытие как деятельность людей.

3. Общество как система личной зависимости людей.

4. Проблема взаимодействия общества и природы.

5. Общество как система вещественной зависимости.

6. Государство и гражданское общество: дилемма планомерности и спонтанности социального развития.

7. Идея судьбы и принцип каузальности в обществе.

8. Проблема личности в истории.

9. Современная глобальная социально-историческая реальность и проблема «конца истории».

10. Возможен ли общественный прогресс.

 

 

7.2.14 Человек и смысл его бытия.

1 Проблема сущности и природы человека в философии.

2 Деятельность как способ существования человека. Антропосоциогенез и проблема происхождения человека. Противоречивость биологического, психологического и социального начал в человеке.

3 Бытие человека в природе и Космосе: жизнь, смерть, бессмертие человека как предмет философского, религиозного и эстетического переживания и размышления.

4 Бытие человека в обществе: индивид, индивидуальность, личность как субъект и продукт истории. Диалектика необходимости, свободы и творчества в процессе бытия и самореализации личности.

5 Бытие человека в культуре и цивилизации: деятельная сущность человека – гений, талант, творчество в науке, искусстве, политике и истории. Диалектика цели и средств и проблема бескорыстия реального бытия человека.

 

Темы докладов и рефератов

 

1 Тайна антропогенеза.

2 Смерть как тайна человеческого бытия.

3 Жизнь после смерти: проблема личного бессмертия в философии и религии.

4 Человек в поисках смысла жизни.

5 Проблемы смысла жизни в русской философии.

6 Проблема человеческого “Я”.

7 Я и Ты. Проблема общения в философии.

8 Самоубийство как социальная и психологическая проблема и ее решение в философии и религии.

9 В поисках себя: межличностное общение и одиночество.

10 Феномен страха и его осмысление в философии.

11 Духовная культура и проблема мещанства.

ТЕМЫ КУРСА, ВЫНОСИМЫЕ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ

На самостоятельное изучение выносятся следующие темы:

- гуманизм и технократизм;

- мифология древней Греции;

- философия Римских стоиков;

- антропоцентризм философии Возрождения;

- проблема человека в философии Просвещения XVIII века;

- учение Вольтера, Гельвеция, Руссо об обществе и государстве;

- экзистенциализм Сартра, Камю, Бердяева;

- проблема человека в учениях ранних русских философов;

- социальная философия Евразийцев;

- марксистская философия за рубежом; тенденция ее развития (Г. Лукач, А. Грамши, Л. Альтюссер и др.);

технократические и антитехнократические утопии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 489; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.197 сек.