Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семинарские занятия




Название темы Литература Неделя  
         
    1. Раздел 1. Введение в проблему. Тема: Предмет изучения. Цель: Формирование представления об основных проблемах девиантного поведения, с опорой на современные психологические теории. План. 1. Поведение как психологическая категория. 2. Критерии определения «отклоняющегося поведения» 3. Определение понятия. Основная литература. 1.Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы.-СПб: Питер, 2010-352с. 2. Змановская Е.В. Девиантология.-М.:Академия, 2006.-288с. 3. Акажанова А.Т. Девиантология.-Алматы, 2008.-114с. 4. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.М.: Академический Проект, 2005.336с. Дополнительная литература: 5. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодёжи. -Р-н-Д: Феникс, 2006.-440с 6. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения.-СПб: Питер, 2005.-382с.      
    2. Тема: Социальная норма и социальные отклонения. План. 1. Понятие «социальная норма» 2. Нормы в психологии. 3. Виды социальных норм и механизмы их регулирования. 4. Социальные отклонения. Основная литература. 1.Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы.-СПб: Питер, 2010-352с. 2. Змановская Е.В. Девиантология.-М.:Академия, 2006.-288с. 3. Акажанова А.Т. Девиантология.-Алматы, 2008.-114с. 4. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.М.: Академический Проект, 2005.336с. Дополнительная литература: 5. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодёжи. -Р-н-Д: Феникс, 2006.-440с 6. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения.-СПб: Питер, 2005.-382с.    
3. Тема:Классификация видов отклоняющегося поведения. План. 1. Проблемы классификации. 2. Психологическая классификация. 3. Медицинская классификация. 4. Сравнительная характеристика поведенческих феноменов.   Основная литература. 1.Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы.-СПб: Питер, 2010-352с. 2. Змановская Е.В. Девиантология.-М.:Академия, 2006.-288с. 3. Акажанова А.Т. Девиантология.-Алматы, 2008.-114с. 4. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.М.: Академический Проект, 2005.336с. Дополнительная литература: 5. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодёжи. -Р-н-Д: Феникс, 2006.-440с 6. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения.-СПб: Питер, 2005.-382с.  
4. Раздел 2. Детерминация отклоняющего поведения. Тема: Единство социального и природного в детерминации отклоняющегося поведения. План. 1.Введение в проблему. 2. Социальные факторы. 3. Биологические предпосылки девиаций. Основная литература. 1.Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы.-СПб: Питер, 2010-352с. 2. Змановская Е.В. Девиантология.-М.:Академия, 2006.-288с. 3. Акажанова А.Т. Девиантология.-Алматы, 2008.-114с. 4. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.М.: Академический Проект, 2005.336с. Дополнительная литература: 5. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодёжи. -Р-н-Д: Феникс, 2006.-440с 6. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения.-СПб: Питер, 2005.-382с.  
5. Тема: Психологические механизмы отклоняющегося поведения. План. 1.Экзистенциально-гуманистический подход. 2. Психодинамические аспекты. 3. Отклоняющееся поведение как результат получения. Основная литература. 1.Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы.-СПб: Питер, 2010-352с. 2. Змановская Е.В. Девиантология.-М.:Академия, 2006.-288с. 3. Акажанова А.Т. Девиантология.-Алматы, 2008.-114с. 4. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.М.: Академический Проект, 2005.336с. Дополнительная литература: 5. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодёжи. -Р-н-Д: Феникс, 2006.-440с 6. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения.-СПб: Питер, 2005.-382с.  
6. Раздел 3. Краткая психологическая характеристика основных видов отклоняющегося поведения личности. Тема: Агрессивное поведение. План. 1. Агрессия агрессивное поведение. 2. Условия формирования. 3. Агрессия и делинквентное поведение. Основная литература. 1.Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы.-СПб: Питер, 2010-352с. 2. Змановская Е.В. Девиантология.-М.:Академия, 2006.-288с. 3. Акажанова А.Т. Девиантология.-Алматы, 2008.-114с. 4. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.М.: Академический Проект, 2005.336с. Дополнительная литература: 5. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодёжи. -Р-н-Д: Феникс, 2006.-440с 6. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения.-СПб: Питер, 2005.-382с.  
7. Тема: Делинквентное поведение (1часть) План. 1. Делинквентное поведение. 2. Условия формирования делинквентного поведения. Основная литература. 1.Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы.-СПб: Питер, 2010-352с. 2. Змановская Е.В. Девиантология.-М.:Академия, 2006.-288с. 3. Акажанова А.Т. Девиантология.-Алматы, 2008.-114с. 4. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.М.: Академический Проект, 2005.336с. Дополнительная литература: 5. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодёжи. -Р-н-Д: Феникс, 2006.-440с 6. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения.-СПб: Питер, 2005.-382с.  
8. Тема:Делинквентное поведение (II часть). План. 1. Противоправная мотивация. 2.Антисоциальная личность. Основная литература. 1.Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы.-СПб: Питер, 2010-352с. 2. Змановская Е.В. Девиантология.-М.:Академия, 2006.-288с. 3. Акажанова А.Т. Девиантология.-Алматы, 2008.-114с. 4. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.М.: Академический Проект, 2005.336с. Дополнительная литература: 5. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодёжи. -Р-н-Д: Феникс, 2006.-440с 6. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения.-СПб: Питер, 2005.-382с.  
9. Тема: Зависимое поведение (1 часть). План. 1. Общая характеристика зависимого поведения. 2. Концентуальные модели. 3. Факторы зависимости поведения личности. Основная литература. 1.Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы.-СПб: Питер, 2010-352с. 2. Змановская Е.В. Девиантология.-М.:Академия, 2006.-288с. 3. Акажанова А.Т. Девиантология.-Алматы, 2008.-114с. 4. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.М.: Академический Проект, 2005.336с. Дополнительная литература: 5. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодёжи. -Р-н-Д: Феникс, 2006.-440с 6. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения.-СПб: Питер, 2005.-382с.  
10. Тема: Зависимое поведение (2 часть) План. 1. Феномен со-зависимости. 2. Химическая зависимость. 3. Пищевая зависимость. Основная литература. 1.Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы.-СПб: Питер, 2010-352с. 2. Змановская Е.В. Девиантология.-М.:Академия, 2006.-288с. 3. Акажанова А.Т. Девиантология.-Алматы, 2008.-114с. 4. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.М.: Академический Проект, 2005.336с. Дополнительная литература: 5. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодёжи. -Р-н-Д: Феникс, 2006.-440с 6. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения.-СПб: Питер, 2005.-382с.    
11. Тема:Суицидальное поведение. План. 1. Определение понятия, типология. 2. Возрастные особенности. 3. Концепции формирования суицидов. 4. Суицидальная мотивация. Основная литература. 1.Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы.-СПб: Питер, 2010-352с. 2. Змановская Е.В. Девиантология.-М.:Академия, 2006.-288с. 3. Акажанова А.Т. Девиантология.-Алматы, 2008.-114с. 4. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.М.: Академический Проект, 2005.336с. Дополнительная литература: 5. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодёжи. -Р-н-Д: Феникс, 2006.-440с 6. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения.-СПб: Питер, 2005.-382с.  
12. Раздел 4. Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности. Тема: Превенция и интервенция отклоняющего поведения (1 часть). План. 1. Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности. 2. Профилактика отклоняющегося поведения. Основная литература. 1.Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы.-СПб: Питер, 2010-352с. 2. Змановская Е.В. Девиантология.-М.:Академия, 2006.-288с. 3. Акажанова А.Т. Девиантология.-Алматы, 2008.-114с. 4. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.М.: Академический Проект, 2005.336с. Дополнительная литература: 5. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодёжи. -Р-н-Д: Феникс, 2006.-440с 6. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения.-СПб: Питер, 2005.-382с.  
13. Тема: Превенция и интервенция отклоняющегося поведения(2 часть). План. 1.Психологическая интервенция. 2. Стратегии социально-психологического вмешательства. Основная литература. 1.Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы.-СПб: Питер, 2010-352с. 2. Змановская Е.В. Девиантология.-М.:Академия, 2006.-288с. 3. Акажанова А.Т. Девиантология.-Алматы, 2008.-114с. 4. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.М.: Академический Проект, 2005.336с. Дополнительная литература: 5. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодёжи. -Р-н-Д: Феникс, 2006.-440с 6. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения.-СПб: Питер, 2005.-382с.  
14. Тема: Психологическая коррекция отклоняющегося поведения личности (1 часть). План. 1. Цели и принципы поведенческой коррекции. 2. Стимулирование позитивной мотивации. 3. Методы коррекции. Основная литература. 1.Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы.-СПб: Питер, 2010-352с. 2. Змановская Е.В. Девиантология.-М.:Академия, 2006.-288с. 3. Акажанова А.Т. Девиантология.-Алматы, 2008.-114с. 4. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.М.: Академический Проект, 2005.336с. Дополнительная литература: 5. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодёжи. -Р-н-Д: Феникс, 2006.-440с 6. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения.-СПб: Питер, 2005.-382с.  
15. Тема. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения (2 часть) План. 1. Методы саморегуляции. 2. Когнитивное переструктурирование. 3. Методы угашения пожелательного поведения. 4. Методы формирования позитивного поведения. Основная литература. 1.Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы.-СПб: Питер, 2010-352с. 2. Змановская Е.В. Девиантология.-М.:Академия, 2006.-288с. 3. Акажанова А.Т. Девиантология.-Алматы, 2008.-114с. 4. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.М.: Академический Проект, 2005.336с. Дополнительная литература: 5. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодёжи. -Р-н-Д: Феникс, 2006.-440с 6. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения.-СПб: Питер, 2005.-382с.  
           

 

Задания для СРС и СРСП

Номера названий тем Виды СРС/СРСП Неделя
  Тема 1. Предмет изучения. 1. Раскройте содержание понятий: девиация, отклоняющееся поведение, социальное отклонение, девиантность, девиантология, асоциальное поведение, дезадаптация. 2. Изучите и представьте в виде таблицы сходство и различие понятий отклоняющееся поведение и паталогическое поведение. 3. Подумайте и обоснуйте: размытость границ между понятиями нормальное/аномальное поведение. 4. Обсуждение итогов (СРОП)  
  Тема 2. Социальная норма и социальные отклонения. 1. Раскройте содержание понятий: социальная норма, социальные отклонения, установка, аттитюд. 2. Осмыслите общее особенное в подходах Б.С.Братуся, Ч.Лобраза, Платона, З.Фрейда, К. Юнга и др. К проблеме нормы в психологии. 3. Дайте определение и приведите примеры нормативного поведения личности в основных сферах: семья, сексуальные отношения, здоровье, правовые отношения. 4. Обсуждение итогов (СРОП).  
  Тема 3. Классификация видов отклоняющегося поведения. 1. Раскройте содержание понятий: школьная дезадаптация, социальная дезадаптация, антисоциальное поведение, саморазрушительное поведение, нестандартное поведение, 2. Представьте в виде таблицы основные виды социальных отклонений. 3. Предложите свою классификацию видов отклоняющегося поведения. 4. Обсуждение итогов (СРОП).  
  Тема 4. Единство социального и природного в детерминации отключающегося поведения. 1. Раскройте содержание понятий: детерминация, биологические предпосылки, социальные факторы отклоняющегося поведения, аномия. 2. Обобщите в форме таблицы с указанием авторов социальные детерминанты девиантного поведения. 3. Подготовьте таблицу «биологические предпосылки отклоняющегося поведения». 4. Обсуждение итогов (СРОП).  
  Тема 5. Психологичесие механизмы отклоняющегося поведения. 1. Раскройте содержание понятий: копинг-стратегия, психологическая защита, фрустрация, самоактулизация, стресс, научение. 2. Представьте в виде таблицы два наиболее полярных подхода к пониманию психологических механизмов отклоняющегося поведения. 3. Найдите какую-либо форму нежелательного поведения в личном опыте. 4. Проведите его анализ на схеме (см. Змановская Е.В. Девиантология.-М:.Академия, 2006-с.78-81). 4. Обсуждение итогов.  
  Тема 6. Агрессивное поведение. 1. Раскройте содержание понятий: агрессия, агрессивное поведение, деструктивность, гендерный фактор, агрессивность, агрессивное влечение. 2. Дайте развернутое описание основных психологических теорий, объясняющих агрессивное поведение. 3. Осмыслите общее и особенное в подходах известных психологов к пониманию агрессивного поведения (в виде таблицы). 4. Обсуждение итогов (СРОП).  
  Тема 7. Делинквентное поведение (часть). 1. Раскройте содержание понятий: делинквентное поведение, делинквент, деликт, психопатология. 2. Представьте наглядно основные классификации различных форм делинквентного поведения. 3. Составьте схему условий формирования делинквентного поведения. 4. Обсуждение итогов (СРОП).  
  Тема 8. Делинквентное поведение (2 часть). 1. Раскройте содержание понятий: мотив, мотивация, социопатическая личность, внутренний конфликт. 2.Раскройте мотивацию законопослушного и противоправного поведения (см.:Змановская Е.В., Рыбников В.Ф. девиантное поведение личности и группы – СПб: Питер, 2010.-с.112) Приводите примеры. 3. Представьте в виде таблицы содержание понятия «антисоциальная личность» (см.:Змановская Е.В. Девиантология.-М.: Академия,200/.-с.115-116) 4. Обсуждение итогов (СРОП).  
  Тема 9. Зависимое поведение(1 часть). 1. Раскройте содержание понятий: зависимость, зависимое поведение, аддиктивное поведение. 2. Представьте в виде таблицы концептуальные модели зависимого поведения. Дайте им краткую характеристику. 3. Приведите примеры феномена со-зависимости. 4. Обсуждение итогов (СРОП).  
  Тема 10. Зависимое поведение (2 часть). 1.Раскройте содержание понятий: самооценка, депрессия, анорексия, булимия. 2. Осмыслить роль и значение химической зависимости, примеры из художественной литературы. 3. Какие виды зависимого поведения распространены в настоящее время и почему? 4. Обсуждение итогов (СРОП).  
  Тема 11. Суицидальное поведение. 1. Раскройте содержание понятий: суицид, суицидальное повыедение, суицидальная попытка. 2. Представьте в виде таблицы типологию суицидов. 3. Представьте в виде таблицы наиболее значимые концепции формирования суицидов. 4. Обсуждение итогов (СРОП).  
  Тема 12. Превенция и интервенция отклоняющегося поведения (1 часть). 1. Раскройте содержание понятий: превенция, интервенция, психодиагностика, психопрофилактика. 2. Раскройте принцип комплектности в оказании воздействия на отклоняющиеся поведение личности. 3. Принципы психопрофилактической работы. Выразите свое отношение к этим принципам. 4. Обсуждение итогов (СРОП).  
  Тема13. Превенция и интервенция отклоняющегося поведения (2 часть). 1. Раскройте содержание понятий: психотерапия, пенитенциарная психотерапия, ресоциализация. 2. Составьте таблицу: формы социально-психологической реабилитации наркоманов. Ваше отношение к этим формам (необходимо обосновать). 3. Почему стратегии интервенции основных форм отклоняющегося поведения не всегда оказываются эффективными? 4. Обсуждение итогов (СРОП).  
  Тема 14. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения (1 часть). 1. Раскройте содержание понятий: эмоциональные процессы, саморегуляция поведения, десенсибилизация, имплюзивная терапия. 2. Обобщите в форме таблицы возможности и ограничения, преимущества и недостатки поведенческого подхода. 3. Определите основные методы поведенческой интервенции и области их применения. 4. Обсуждение итогов (СРОП).  
  Тема 15. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения (2 часть). 1. Раскройте содержание понятий: релаксация, аутотренинг, подкрепление. 2. В чём сущность и процедура саморелаксации. Подумайте и обоснуйте ваше отношение к саморелаксации. 3. Что такое тренинг ассертивности. Приведите примеры. 4. Обсуждение итогов (СРОП).  

 

Список литературы:

Основная литература.

1.Змановская Е.В., Рыбников В.Ю. Девиантное поведение личности и группы.-СПб: Питер, 2010-352с.

2. Змановская Е.В. Девиантология.-М.:Академия, 2006.-288с.

3. Акажанова А.Т. Девиантология.-Алматы, 2008.-114с.

4. Шнейдер Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков.М.: Академический Проект, 2005.336с.

Дополнительная литература:

5. Самыгин П.С. Девиантное поведение молодёжи. -Р-н-Д: Феникс, 2006.-440с

6. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения.-СПб: Питер, 2005.-382с.

7. Назмутдинов Р.А. психология девиантного поведения –Костанай: КГПИ, 2005.-68с.

8. Гилинский Я.И. Девиантология.-СПб.: Речь,2004.-464с.

9. Змановская Е.В. Психология девиантного поведения. Структурно-динамический подход.-СПб. Питер,2005.-362с.

10. Кондращенко В.Т. Девиантное поведение подростков. - Минск,1988.-182с.

11. Можгинский Ю.Б. Агрессия у подростков.-СПб: Питер.1999-460с.

12. Клейберг Ю.А. Психология девиантоного поведения.-М. Академия, 2004.-214с.

Глоссарий

Агрессия — тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними.

Агрессивное поведение — поведение, нацеленное на подавление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Адаптация — процесс приспособления к требованиям окружающей среды.

Адекватность поведения — согласованность поведения с конкретной

ситуацией, условиями.

Аддиктивное поведение — зависимое поведение.

Аддикция — зависимость.

Анозогнозия — отрицание болезни или ее тяжести.

Антисоциальное поведение — поведение, противоречащее социальным нормам, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей.

Асоциальное поведение — поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм.

Аттитюд — социальная установка — ориентация личности на групповые или социальные ценности, готовность действовать в соответствии с ними.

Аутистическое поведение — поведение, проявляющееся в виде непосредственной отгороженности от людей и окружающей действительности, погруженности в мир собственных фантазий.

Аутодеструктивное поведение — поведение, связанное с причинением себе вреда, разрушение своего организма и личности.

Вуайеризм (визионизм) — сексуальная девиация, связанная со стремлением к подглядыванию за обнаженными людьми или интимными отношениями.

Тендер — пол.

Геронтофилия — сексуальная девиация, связанная с половым влечением к пожилым людям и старикам.

Гомосексуализм — выбор объекта того же пола для достижения субъектом сексуального возбуждения и удовлетворения.

Гэмблинг — игровая зависимость.

Девиантология — раздел науки, изучающей девиации.

Девиация — отклонение от нормы.

Дезадаптация — состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.

Деликт — действие, нарушающее правовые нормы.

Деликвентное поведение — действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время правовых норм, угрожающие общественному порядку.

Деструктивное поведение — поведение, причиняющее ущерб, приводящее к разрушению.

Детерминация поведения — совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих и поддерживающих определенное поведение.

Зависимое (аддиктивное) поведение — поведение, связанное с психологической или физической зависимостью от употребления какого-либо вещества или от специфической активности, с целью изменения психического состояния.

Зависимость — стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации.

Защитное поведение — действия, посредством которых люди избегают боль и фрустрацию в социальных отношениях.

Зоофилия (содомия) — сексуальная девиация, связанная с половым влечением к животным.

Интервенция — воздействие с целью позитивных изменений, например преодоление нежелательного поведения (коррекция поведения, реабилитация личности).

Классическое обусловливание (условный или респондентный рефлекс) — это научение условной реакции (реакции на индифферентный стимул), соединенной во времени и пространстве с безусловным стимулом (вызывающим врожденные реакции организма).

Клептомания — патологическое воровство.

Конформистское поведение — поведение, лишенное индивидуальности, риентированное исключительно на внешние авторитеты.

Копинг-поведение — совладание со стрессом.

Копинг-ресурсы — совокупность внутренних и внешних ресурсов, способствующих успешному преодолению стресса конкретной личностью.

Копинг-стратегии — индивидуальные стратегии преодоления стресса.

Маргинальность — принадлежность к крайней границе нормы, а также к пограничной субкультуре.

Мотивированность поведения — внутренняя готовность действовать, регулируемая ведущими потребностями, ценностями и целями личности.

Нарциссическое поведение — поведение, управляемое чувством собственной грандиозности, обращением либидо на себя, а также повышенной потребностью в подтверждении своей значимости извне.

Некрофилия — сексуальная девиация, связанная с половым влечением к трупам.

Научение — процесс приобретения и сохранения определенных видов поведения на основе реакции на возникшую ситуацию.

Оперант — поведение, определенное своим последствием.

Оперантное обусловливание — выработка условной реакции (научение) благодаря последствиям поведения и самоподкреплению.

Оперантное поведение — поведение, которое оперирует в окружающей среде, производя последствия.

Отклоняющееся (девиантное) поведение — устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией.

Педофилия — сексуальная девиация, связанная с сексуальным влечением к детям.

Пенитенциарная система — система содержания правонарушителей, места отбывания ими наказания.

Перверсия — фиксированное стойкое сексуальное поведение, связанное с отклонениями в выборе сексуального объекта или способа сексуального удовлетворения.

Пиромания — патологическое влечение к поджогам.

Поведение — процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и поступков.

В структуру человеческого поведения входят: мотивация и целе- полагание, эмоциональные процессы, саморегуляция, когнитивная переработка информации, речь, вегето-соматические проявления, движения и действия. Основные формы поведения: вербальное и невербальное, осознаваемое и неосознаваемое, произвольное и непроизвольное.

Превенция — воздействие с целью предупреждения — профилактики нежелательного явления.

Продуктивность поведения — степень реализации в поведении сознательных целей личности.

Промискуитет — беспорядочные половые связи, представляющие угрозу для здоровья субъекта и его межличностных отношений.

Психологическая защита — бессознательные механизмы уменьшения или устранения любого изменения, угрожающего цельности и устойчивости индивида.

Релаксация — расслабление.

Ретризм — уход от выполнения социальных норм, от социального взаимодействия.

Садомазохизм — сексуальная аддикция, связанная с достижением сексуального удовлетворения путем страдания или причинения страдания партнеру.

Социальные отклонения — нарушения социальных норм, которые характеризуются массовостью, устойчивостью и распространенностью, например преступность или пьянство.

Социопатическая личность — антисоциальная личность, испытывающая дефицит доверия и враждебность к окружающим людям, не способная устанавливать длительные близкие отношения, активно использующая силу и манипуляции для достижения своих целей.

Суицид — умышленное лишение себя жизни.

Суицидальное поведение — осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни.

Трансвестизм — перверсия, сексуальная девиация, приписываемая мужчинам, связанная с воображаемым или действительным переодеванием в женскую одежду с целью достижения психологического комфорта или возбуждения.

Транссексуализм — расстройство половой принадлежности, проявляющееся в стремлении к хирургическому изменению своего пола (вследствие идентификации с противоположным полом).

Трихотиломания — патологическое выдергивание волос.

Толерантность — терпимость, переносимость чего-либо, устойчивость к воздействию.

Фанатическое поведение — поведение, выступающее в форме слепой приверженности к какой-либо идее, взглядам.

Фетишизм — сексуальная девиация, при которой личность в целях сексуального возбуждения и удовлетворения использует фетиш (неодушевленный предмет или части тела).

Фрустрация — психическое состояние, связанное с препятствием на пути достижения цели или невозможностью удовлетворить потребности.

Эвтаназия — самоубийство с помощью врача, в случае когда страдания больного невыносимы, его болезнь неизлечима, он находится в здравом уме и неоднократно просил об эвтаназии.

Эксгибиционизм — сексуальная девиация, при которой обнажение используется для сексуального удовлетворения.

Костанайский государственный педагогический институт

Психолого-педагогический факультет

Кафедра психологии

 

 

«Утверждено»

Советом факультета

Протокол №____от «___» июня 2012г.

Председатель совета_______________

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 575; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.