Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Немецкая классическая философия – особое философское явление, сложившееся в Германии в последней четверти XVIII века и просуществовавшее примерно до середины




НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

 

Немецкая классическая философия – особое философское явление, сложившееся в Германии в последней четверти XVIII века и просуществовавшее примерно до середины XIX вв. Представители этого направления: И. Кант, И. Г. Фихте, Ф.-В. Шеллинг, Г. В.-Ф. Гегель. Указанных мыслителей сближают общие идеи, теоретическая и личная преемственность и последовательность в постановке проблем и выдвижении задач. Основные достижения немецкой классики связаны с пересмотром и одновременно завершением ключевых тенденций европейской философии Нового времени (в частности, эпохи Просвещения) в их классической форме, это интеллектуальное явление некоторые философы склонны характеризовать «вершиной европейской рационалистической метафизики эпохи Просвещения»:

 

- онтологизм традиционной философии, основанный на представлении о прямом соответствии между знанием и объективным бытием и считающий источником истины познаваемый объект, сменяется т.н. «гносеологизмом» - стремлением исходить из идеи первичности и активности субъектав познании, и на основе этого понимать бытие;

- в качестве субъекта познания перестает выступать индивидуальное замкнутое сознание (что в XVII веке лежало в основе концепции т.н. «гносеологической робинзонады» Д. Локка), на его место становится универсальный трансцендентальный субъект, обладающий всеобщими и необходимыми формами мышления, и активно творящий структуру объекта;

- метафизический метод в философии сменяется диалектическим, предполагающим принципы всеобщей связи и развития путем взаимного перехода противоположностей (субъекта и объекта, категорий мышления и т.п.); постепенная разработка диалектических принципов привела к созданию идеалистической диалектики Гегелем;

- история как способ бытия субъекта становится основой онтологии, а принцип историзма начинает применяться в качестве универсального в рассмотрении любого явления;

- философия предстает в качестве максимально полной систематизации взаимозависимых явлений бытия и мышления, немецкая классика дает образцы всеобъемлющих систем, включающих все основные разделы знания в качестве взаимосвязанных и вытекающих из единого принципа;

- в основу этических, социально-политических и правовых взглядов кладется принцип свободы и активности субъекта социального действия, осознание этого принципа, в свою очередь, становится основой исторического прогресса.

 

Немецкая классическая философия: http://ru.wikipedia.org/wiki/Немецкая_классическая_философия

 

Основные произведения: http://www.philos.msu.ru/library.php?sid=5

 

Иммануил Кант (1724-1804) - родоначальник немецкой классической философии, которая является поворотным периодом в истории мировой философской мысли. Сам Кант проводил аналогию между своей философией и революционными идеями Коперника, поскольку Канту удалось «перевернуть» господствовавшие до него взгляды на познание, научное творчество, и человеческую деятельность в целом (т.н. «коперниканский переворот в гносеологии»).

 

Творчество Канта обычно делят на два периода:

- докритический

- критический (связанный с созданием важнейших работ – «Критики чистого разума», «Критики практического разума», «Критики способности суждения»).

 

В начале своего философского творчества Кант, следуя духу эпохи Просвещения, пытался преодолеть противоречия, сложившиеся между метафизикой и наукой Нового времени, занимаясь философскими проблемами естествознания. В частности, он разрабатывает оригинальную космологию (в работе «Всеобщая естественная история и теория неба»), которая опирается на открытия Коперника, Галилея, Ньютона. Философ утверждает идею естественного происхождения мира из газообразной, бесформенной материальной массы (гипотеза Канта-Лапласа). Кант показал, что первоначальному состоянию мира, существующему в виде хаоса, присуще противоречие, борьба силы притяжения и силы отталкивания, закладывая, таким образом, основы дальнейшего развития диалектики. Именно это противоречие является причиной движения тел в природе. Идея всеобщего развития стала впоследствии основополагающей для немецкой классической философии.

 

В 1781 году Кант опубликовал “Критику чистого разума”, принесшую ему всемирную известность и положившую начало новому периоду в его творчестве. Годом раньше Кант определил метафизику как учение о «пределах человеческого разума», в отличие от традиционных представлений о ней как науке, изучающей субстанциальное бытие. Основа критического замысла Канта – изучить условия самой возможности познания, прежде чем пытаться строить всеобъемлющие философские выводы. Кант называет новый подход трансцендентальным (от слова transcendere – переступать, переходить), т.к. стремится рассмотреть условия в сознании субъекта, позволяющие переходить от реальности к системе знаний.

 

Чтобы иметь право называться научным, знание, по Канту, должно быть:

а) всеобщим

б) необходимым

в) объективным.

 

Условия для этого не могут находиться ни в самих вещах, поскольку они не даны нам непосредственно в своей всеобщности, ни в сознании отдельного (эмпирического) субъекта, поскольку опыт отдельного человека всегда ограничен и субъективен. Поэтому Кант рассматривает идеальную модель сознания трансцендентального или «гносеологического» субъекта, который является общим для всех конкретных субъектов уровнем, где происходит собственно научное познание.

 

По форме все возможные в науке суждения Кант делит:

1) на существующие до или после опыта (априорные и апостериорные, соответственно);

2) на аналитические (раскрывающие смысл уже известных понятий) и синтетические (дающие новое знание).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.