Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения по проведению технико-экономического обоснования проекта




ЛЕКЦИЯ 15,16

 

Универсальных рецептов, применимых во всех технико-экономических обоснованиях (ТЭО), нет. Вместе с тем существуют методики, позволяющие структурировать и унифицировать процесс проведения обоснования проекта. Пособие по подготовке промышленных ТЭО, разработанное Организацией Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), представляет собой один из наиболее полных документов, содержащих описание порядка проведения ТЭО. Понятно, что в процессе ТЭО могут использоваться и другие методические документы, в том числе отраслевые и ведомственные. Выбор методики сбора информации и проведения расчетов – задача, решение которой зависит от конкретных особенностей проекта и условий его реализации.

Разработчик определяет структуру и содержание отдельных частей обоснования с учетом специфики проекта, наличия необходимой информации, степени проработанности разделов будущего проекта. Для крупных предпринимательских проектов характерно проведение ТЭО в несколько этапов, каждому из которых соответствует некоторая форма отчетного документа, обобщающего результаты расчетов и оценок.

A. Этап выявления возможностей. Готовится относительно краткое описание идеи проекта, носящее общий характер и базирующееся на обобщенных оценках, аналогиях, экспертных оценках и т.п. Подготовка необходимой информации не требует значительных затрат, но должна быть осуществлена достаточно быстро.

B. Этап предварительного выбора. Если после первого этапа идея проекта представляется перспективной – производится предварительный (грубый) расчет технико-экономических показателей проекта (ТЭПП). Затраты на его проведение составляют до 1% от стоимости всего проекта, а точность получаемых оценок находится в пределах ±20%.

C. Этап проектирования. Разрабатываются полные ТЭПП. Здесь затраты могут составлять 2-3% от стоимости проекта, а точность достигает ±10%. Ясно, что требования к достоверности используемой информации на этом этапе возрастают. Расчеты должны быть максимально объективными. С учетом возможных изменений условий и содержания проекта следует предусматривать «запас прочности» в значениях обобщающих показателей. Расчет полных ТЭПП служит базой для принятия предпринимательского решения.

D. Этап оценки и принятия решения. На этом этапе составляется технико-экономический доклад (ТЭД), обобщающий основные результаты ТЭО (на основе ТЭПП).

 

РАЗДЕЛЫ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ
ПРОЕКТА И ИХ СОДЕРЖАНИЕ

 

Рекомендуется следующая примерная последовательность проведения расчетов при предварительном и полном ТЭО (рис. 5.1).


Рис. 5.1. Расчет технико-экономических показателей проекта (ТЭПП)


Раздел 1. Исходные данные и условия, идея проекта

В этом разделе отражаются собственно идея проекта, основной замысел организации, географические аспекты, отраслевая направленность и т.п.

Раздел 2. Оценка рынков и мощности организации

Примерная последовательность выполнения и содержание работ:

2.1. Анализ полученной маркетинговой информации

2.1.1. Пользователи будущих объектов инвестиций:

- рынки (потребителей, производителей, промежуточных продавцов, госучреждений, международный);

- размеры рынков, их рост, географическое расположение;

- виды потребителей (что пользуется спросом);

- периоды потребности (когда есть спрос);

- перспективы роста спроса.

2.1.2. Поставщики (доступность и перспективы бесперебойного снабжения ресурсами для нужд производства, доступность и цены капитального имущества).

2.1.3. Конкуренты:

- основные конкуренты;

- их задачи и стратегии;

- сильные и слабые стороны;

- размеры и показатели занимаемых долей рынка;

- качество и цены товаров;

- степень конкуренции;

- возможная реакция на сбытовую политику фирмы.

2.1.4. Посредники:

- доступность и цены транспортных услуг;

- доступность и цены складских услуг;

- доступность и цены финансирования;

- доступность и цены рекламных агентств.

2.1.5. Экономические, социальные и законодательные факторы.

2.1.6. Демографические факторы.

2.1.7. Научно-техническая обстановка и тенденции развития отрасли.

2.1.8. Вопросы экологии.

2.2. Отбор целевых рынков

2.2.1. Сегментирование рынка и выбор целевых сегментов.

2.2.2. Позиционирование товара в выбранных сегментах.

2.2.3. Объем спроса и предполагаемая доля рынка фирмы в выбранных сегментах.

2.3. Комплекс маркетинга

2.3.1. Решения по товару.

2.3.2. Установление цен на товар.

2.3.3. Методы распределения товара.

2.3.4. Методы стимулирования сбыта.

2.4. Стратегия и планирование маркетинга

Основной итог раздела:

- предполагаемый жизненный цикл предприятия;

- предполагаемая производственная программа (в стратегическом и тактическом аспектах);

- предполагаемый жизненный цикл продукции фирмы;

- политика цен фирмы и предполагаемая рыночная цена продукции;

- предполагаемые затраты на сбыт и стимулирование сбыта продукции.

Раздел 3. Проектная документация, основные фонды

Раздел включает в себя расчет издержек на выполнение примерно следующих работ и на приобретение капитального имущества (основных фондов):

3.1. Разработка товара (продукции) фирмы

3.1.1. НИР и ОКР.

3.1.2. Функциональные испытания.

3.1.3. Конструкторская подготовка производства.

3.1.4. Изготовление опытной партии.

3.1.5. Рыночные испытания продукции.

3.2. Технологическая и организационная подготовка производства

3.2.1. Технологическая и проектная документация (в том числе строительно-монтажная).

3.2.2. Капитальное имущество (основные фонды) для основного, вспомогательного и обслуживающего производств и общефирменных функциональных служб (здания, сооружения, оборудование и средства технологического оснащения, энергетическое оборудование и коммуникации, транспортные средства, инвентарь и прочее капитальное имущество).

По перечисленным выше разделам производится отбор наилучших технологических решений. Производится сравнительная оценка потенциальных поставщиков необходимого капитального имущества. Разрабатывается план размещения объектов строительства и реконструкции, и определяются необходимые производственные и общие площади.

Основной итог раздела:

- расчет стоимости проектной документации (конструкторской, технологической, строительной и др. или лицензий «ноу-хау», патентов и т.д.);

- стоимость капитального имущества, в том числе строительно-монтажных работ;

- стоимость капиталовложений по вариантам проекта.

В помощь проектанту, при выполнении разделов 3,6,7 проекта, предлагается примерная функциональная структура производственной фирмы, на основе которой можно разработать производственную и организационную структуры фирмы (рис. 5.2).

Рис. 5.2. Функциональная структура производственной фирмы

 

Раздел 4. Месторасположение организации, стоимость земельного участка

Этот раздел особенно важен, если проект предусматривает создание нового объекта, организации канала сбыта, лаборатории и т.д. Когда содержанием ТЭО служит проект, осуществляемый действующим предприятием, оценивается необходимость выделения и расширения площадей, возможность их перераспределения и т.д. Производится отбор района и конкретной площадки для размещения объекта. Проблема эффективного месторасположения организации состоит в удобном в течение длительного времени (и прибыльном) пространственном размещении деятельности фирмы. Причиной проблемы месторасположения являются экономическая неоднородность пространства или площадей, в силу чего каждое месторасположение оказывает специфическое влияние на предпринимательский успех (затраты и выгоды), связанные с выбором и использованием данного места. Основная цель выбора месторасположения – максимизация разницы между выгодой и затратами.

Кроме этой экономической цели, могут решаться и другие, неэкономические – престиж, надежность и т. п.

Основные факторы выбора месторасположения:

1. Заготовительно-ориентированные факторы:

- земельные участки (структура, цена покупки или аренды);

- сырье, вспомогательные и производственные материалы (цены, транспортные издержки);

- трудовые ресурсы (потенциал, цены, социально-культурная инфраструктура);

2. Факторы, ориентированные на производство:

- естественные характеристики (структура почвы, климата и т.д.);

- технические характеристики и инфраструктура (близость к партнерам по кооперации, наличие коммуникаций и (или) удобство их сооружения);

3. Факторы, ориентированные на сбыт:

- потенциал рынка (структура населения, структура потребления, покупательная способность, конкуренция в регионе, репутация местности);

- сообщения (магистральные связи, транспортные издержки);

- торговая инфраструктура и деловые контакты (наличие посредников, ярмарок, рекламных агентств);

4. Факторы, установленные государством:

- экономическая система страны и ее правовая основа;

- регулирование во внешней торговле (импортно-экспортные ограничения);

- законодательство и ограничения по защите окружающей среды;

- налоговая система и льготы;

- государственная политика по приоритетным направлениям и в отношении регионов страны.

К этим общим факторам месторасположения могут добавляться и другие показатели, обусловленные спецификой соответствующего производства или услуг.

Основной итог раздела – расчет стоимости земельного участка или арендной платы по вариантам размещения.

Раздел 5. Материальные факторы производства

Оцениваются потребности в сырье, материалах, полуфабрикатах, комплектующих изделиях, энергии.

Определяется количественная потребность и выявляется возможность взаимодействия с потенциальными поставщиками.

Основной итог раздела – расчет годовых издержек на материальные факторы производства.

Раздел 6. Организационная структура организации и накладные расходы

В этом разделе формируется организационная структура организации:

а) производственная:

- основное производство;

- вспомогательное производство;

- обслуживающее производство;

б) сбытовая – каналы сбыта;

в) управленческая;

г) социально-бытовая.

Основной итог раздела – расчет сметы накладных расходов.

Раздел 7. Трудовые ресурсы

Здесь оценивается потребность в трудовых ресурсах с разбивкой по категориям (рабочие ИТР, служащие) и основным специальностям.

Основной итог раздела – расчет ежегодных расходов на трудовые ресурсы.

Раздел 8. Планирование сроков осуществления проекта

Этот раздел включает примерный график осуществления проекта:

- НИР;

- ОКР;

- подготовка производства;

- строительство (реконструкция) предприятия;

- монтаж оборудования, пусконаладка;

- освоение производства;

- план производства по годам.

Раздел 9. Финансово-экономическая оценка проекта

Это – завершающий раздел определения ТЭПП, служащий предпосылкой для принятия окончательного решения о реализации проекта или отказа от него. Он лежит в основе вырабатываемых условий соглашения с поставщиками, потребителями, партнерами, акционерами, банками и т.д.

Раздел носит комплексный характер и обычно состоит из следующих частей:

- общие инвестиции;

- финансирование проекта;

- производственные издержки;

- таблица денежных потоков;

- финансово-экономические показатели проекта.

Таким образом, раздел содержит расчет комплекса обобщающих технико-экономических показателей проекта.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 1042; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.