Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Многообразие философских направлений и систем




Философия - это не только наука, но и форма общественного сознания, теоретическая основа мировоззрения. Ее основной вопрос – это вопрос об отношении бытия и мышления. Данный вопрос имеет два аспекта: 1) онтологический: что первично – материя или сознание; 2) гносеологический: можем ли мы познать этот мир. Отвечая на эти вопросы, философы разделяются на материалистов и идеалистов; на гносеологических оптимистов, скептиков и агностиков.

Вся история философии есть история борьбы материализма и идеализма. Правда, эта борьба не всегда была явной. Более того, противоречие между материализмом и идеализмом не является абсолютным, поскольку и то, и другое направление – лишь взаимосвязанные между собой стороны единого процесса развития философской мысли. Однако уже древнегреческий философ Парменид поднимает вопрос об отношении мышления и бытия. По свидетельству Аристотеля, Парменид, отрицая идеи движения и развития, сотворения сущего, утверждал, что «… не-сущее является ничем, …что сущее есть одно, и что нет ничего иного». Его материализм основан на учении о неподвижности и неизменности бытия.

Платон также говорил о двух типах философов, из которых «… одни все совлекают с неба и из области невидимого на землю, утверждают, будто существует только то, что допускает прикосновение и осязание, и признают тела и бытие за одно и то же», а другие настаивают на том, что «истинное бытие» - это некие умопостигаемые и бестелесные идеи...».

У Аристотеля нет столь очевидной формулировки основного вопроса философии. Постановка этого вопроса присутствует у него в неявной форме и в нескольких вариантах, когда мыслитель обращается к самому себе. Это, во-первых, его размышления о том, существуют ли какие-либо сущности кроме тех, которые даны нам в нашем чувственном восприятии: «... следует выяснить, существует ли помимо чувственно воспринимаемых сущностей какая-нибудь неподвижная и вечная..., и что же она такое, если существует...». При рассмотрении природы противолежащего и его видов Стагирит более четко формулирует его, называет «началом для всех других аксиом». В аристотелевском изложении это звучит так: «...невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении...»; и, более, кратко: – «не может, кто бы то ни было, считать одно и то же существующим и не существующим».

Философское учение – это система определенных, логически взаимосвязанных друг с другом, воззрений. Поскольку то или иное учение, созданное отдельным философом, находит своих последователей, постольку формируются философские школы.

Философские школы – это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми идейными принципами.

Совокупность различных модификаций одних и тех же идейных принципов, развиваемых различными, нередко конкурирующими школами, принято называть философскими направления. Они представляют собой наиболее крупные и значительные образования в историко-философском процессе, которые имеют общие принципиальные положения и допускают отдельные частные разногласия.

Органичное соединение в философии научно-теоретического и практически-духовного начал определяет специфику ее как совершенно уникальной формы общественного сознания. Это нашло отражение в развитии идейного содержания философских учений, которые исторически связаны между собой необходимым образом:

- во-первых, это история единой, хотя и растянувшейся во времени (более двух тысячелетий), попытки людей логически мыслить и посредством «воспитания ума» – философии - узнавать о себе и о мире;

- во-вторых, история философии - многогранное диалектическое единство коллективного опыта человечества;

- в-третьих, история философии есть отражение общей логики развития всей общественной мысли, культуры в целом.

Эта логика развития философского мышления учитывается при определении философской проблематики каждой исторической эпохи. Поэтому возможно, как параллельное рассмотрение философской мысли разных стран и народов, так и выявление специфики философии конкретного исторического этапа.

Без обращения к историко-философской тематике ни один из разделов философии не способен решать свои проблемы. История философии является школой теоретического мышления, поскольку для его развития «… не существует до сих пор никакого иного средства, кроме изучения всей предшествующей философии» (Ф. Энгельс).

Для истории философии основополагающим является вопрос ее периодизации. Наиболее общепринят подход Г.В.Ф. Гегеля, который назвал философию «духовной квинтэссенцией эпохи». Он лег в основу западноевропейской философской традиции, различающей ряд исторических этапов, каждый из которых характеризуется особым способом философствования:

- античная философия - философские учения, развивавшиеся в древнегреческом и древнеримском обществах с конца VII в. до н. э. по VI в. н. э.

- средневековая философия охватывает концепции, создававшиеся в Европе во II - XIV вв.

- философия эпохи Возрождения включает учения, разработанные в Западной Европе XIV-ХVI вв.

- философия Нового времени объединяет философские теории западноевропейских и американских мыслителей XVII в. - 70-х гг. XIX в.

- современная европейская философия включает все множество философских учений, существующих в мире с 70-х гг. ХIХ в. и по настоящее время.

В приведенной периодизации временные рамки этапов историко-философского развития хотя и не совпадают, но «перекрывают» друг друга. Обусловлено это тем, что в реальной истории происходит постепенная смена способов философствования: еще творили мыслители по канонам античной философии, но уже в произведениях отцов церкви начинала оформляться парадигма средневековой философии. В период, когда в Германии Гегель строил систему в духе классической философии Нового времени, в Англии уже появились позитивисты - первые представители современной философии. Каждому периоду свойственен собственный способ философствования, под которым обычно понимают характерные для того или иного времени способы постановки и решения философских проблем.

Ныне множество философских идей и учений упорядочивают не только по времени, но и по содержанию: история философии, онтология и социальная философия, эпистемология и теории диалектики, философская антропология, аксиология, философия любви, философия религии, философия истории и политики, философия культуры и образования, философия техники и глобальных проблем современности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 3944; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.