Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия религии




Философия религии как раздел метафизики заявила о себе с IV в., в период становления и развития арабо-мусульмнской и европейской схоластики. Религиозная философия IV-XIX вв. достаточно подробно изложена в учебнике. А потому рассмотрение философии религии правомерно начать с современного периода.

В XX веке к «классикам» философии религии относятся католические философы Ж. Маритен, Э. Жильсон, Г. Марсель, а в исламском мире Джемал ад-Дина ал-Афгани, поэт и философ Мукаммада Икбала. Можно также вспомнить русских религиозных философов конца XIX - первой половины XX столетия - В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова.

Философия религии имеет несколько направлений. Это неотомизм - наиболее развитое течение (М. де Вульф, Ж. Маритен, Э.Жильсон); персонализм (В.Штерн, Ф.Якоби, Н.Бердяев, Э.Мунье), диалектическая теология (К.Барт, Э.Бруннер), религиозный экзистенциализм (П.Тиллих, М.Бубер, Г.Марсель), теология «смерти Бога» (Д.Бонхеффер,Т.Альтицер).

Неотомизм, как следует из самого наименования, своим предшественником имеет томизм. В широком смысле томизм - это название системы, которая следует учению Аквината при рассмотрении философских и теологических вопросов.

Основным разделом философии неотомизма является учение о бытии. Ее предмет и основная категория - бытие - понимаются неоднозначно, поскольку неотомизм исходит из признания и сверхъестественного, и материального, вторичного по отношению к сверхъестественному, миров. Дать определение бытия, согласно неотомизму, невозможно. Бытие - это «абсолютно первое понятие», о котором лишь можно сказать, что оно обладает существованием. С одной стороны, бытие предстает как абстракция общих свойств материальных и нематериальных объектов, с другой - как Бог. Поэтому учение неотомизма о бытии выступает и как учение о свойствах явлений природы, и как учение о бытии Бога.

Внутри неотомизма существует большое число школ и направлений, которые в большей или меньшей степени модернизируют, пересматривают учение Фомы, заимствуя при этом идеи других философских направлений (феноменологии, экзистенциальной философии, критического реализма и др.). Наиболее ортодоксальной (близкой к средневековому томизму) является Римская школа. Самое влиятельное направление внутри неотомизма - это так называемый «экзистенциальный» томизм, наиболее значительными представителями которого являются Ж. Маритен и Э. Жильсон. Главная составляющая неотомистского учения - это онтология - философская теория бытия. Онтология классического неотомизма исходит из различия бытия «самого по себе» (esse) и «существующего» (ens) - т.е. всего того, что не есть само бытие, но лишь обладает бытием - то, чему присуще бытие. Это различие ведет к своеобразному дуализму бытия и сущего: бытие - есть то, что существует само по себе или «из самого себя», тогда как сущее - есть лишь нечто, наделенное бытием или приобретшее бытие. Иными словами, различие между бытием и сущим есть различие между «нетварным» и «тварным» бытием, между Богом и миром. Бог, таким образом - есть «чистое бытие», или бытие как таковое. Бытие составляет сущность Бога: Бог есть тот, чья сущность есть само бытие.

В теологии «сущности» вещи противопоставляется «существование» (exsistencia). Для вещей тварного мира сущность и существование не совпадают - из наличия идеи вещи не вытекает с необходимостью, что данная вещь существует в действительности. Для Бога же христианская теология постулирует тождество сущности и существования, поскольку «Бог существует не случайно, а с необходимостью».

Возможны, однако, две различные интерпретации формулы «сущность равна существованию». В традиционной августинианской теологии в этой формуле акцент делается на сущности. Сущность Бога такова, что из нее с необходимостью вытекает его существование. Иначе говоря, достаточно лишь образовать «верную идею Бога», чтобы признать его существующим (на этом принципе, в частности, строится знаменитое доказательство бытия Бога Ансельма Кентерберийского). С этой точки зрения существование Бога не нуждается в особых доказательствах, поскольку его существование самоочевидно.

Фома, а вслед за ним и неотомисты, в формуле «сущность=существованию» делают акцент на существовании. Не из сущности Бога вытекает его существование, а, напротив, сущность Бога и есть существование как таковое. Сущность здесь есть нечто производное от существования. Именно эта идея примата существования над сущностью (которую Фома заимствовал из философии Аристотеля) и определяет наиболее существенные черты философии томизма и неотомизма. В частности, из примата существования над сущностью следует невозможность априорных (внеопытных) доказательств бытия Бога - бытие Бога невозможно вывести из той или иной идеи Бога. Такие доказательства объявляются неотомистами «ненаучными». Вместе с тем, они признают, что существование Бога несамоочевидно, потому требует доказательства. Если с точки зрения теолога-неотомиста Бог может быть познан лишь через посредство его творений, то отсюда следует, что всякое научное знание о тварном мире может быть полезно и даже необходимо в деле богопознания. Отсюда и проистекают постоянные попытки католических теологов использовать достижения современной науки для подтверждения основных положений своего вероучения. По их мнению, факт «расширяющейся Вселенной» приводит современных физиков и космологов к теории «Большого взрыва», согласно которой наша Вселенная возникла «из ничего» (из физического вакуума) около 15 миллиардов лет тому назад. Эту теорию неотомисты рассматривают как научное подтверждение христианского догмата о сотворении Богом мира «из ничего» в некоторый отдаленный момент прошлого. На этом основании, они считают, что и современная наука, и христианское вероучение говорят о том, что мир возник из «ничего», что он конечен во времени и пространстве.

Со стороны современных ученых, особенно физиков-теоретиков, которые в наше время заново открывают реальность, в свою очередь тоже делаются шаги навстречу религиозному, основанному на вере толкованию устройства мироздания. Иными словами, научная и религиозная картины мира находят точки соприкосновения. В частности, новая научная парадигма, описывая современную модель реальности, подчеркивает глубинную связь т.н. «универсальной калибруемой сети» или «межпространственной паутины» с преобразованием универсальной вселенской энергии, энергии мысли и эволюцией энергии любви к ближнему (У.Тиллер, А.Детел, П.Даброу, Т.Бирден и др.). Применяя критическое мышление к тонкоэнергетической информации, физики-теоретики выстраивают мост между разумом и духом, объединяя науку, метафизику и религию в совместных поисках ответа на вопрос «Что есть Бог?». А то, что он существует, у них со времен Нильса Бора сомнений не вызывает.

Современные научные исследования, и в первую очередь квантовая физика и биофизика, на теоретическом уровне указывают на то, что вся Вселенная пронизана духовностью, а вся энергетика Мироздания подчинена высшей реальности - Сознанию. Об этом пишут английский физик Д.Бом (автор концепции Голографической Вселенной), физик-теоретик У.Тиллер в книге «Наука и преобразование человека», Т.Бирден в работе «Гравитобиология – новая биофизика» и другие современные исследователи, выстраивающие мост между наукой, философией и религией и доказывающие, что мозг человека – это связующее звено между многомерными реальностями, а в сущности – между Богом и человеком. Они подчеркивают, что в базовых понятиях наука и религия не противоречат друг другу, и, следовательно, можно и нужно ставить знак равенства между человеком и мирозданием, между человеком и Богом.

Персонализм – это теистическая тенденция в западной философии, признающая личность и ее духовные ценности высшим смыслом земной цивилизации. Американский персонализм возник в конце XIX-го века, основан Б. П. Боуном и Дж.Ройсом. В Германии его, как «личностный метод» разрабатывает в этот период В.Штерн, в России – Н.Бердяев. Центральное для персонолизма понятие - «личность» - трактуется как неповторимая, уникальная субъективность, направленная на созидание социального мира. Но наряду с «вещным», в личности (персоне) имеется и «невещное» начало – «божественный духовный свет Творца». Поэтому, согласно персонализму, личность имеет три вектора существования: «в миру», где происходит встреча «Я с Ты»; в духовной самоуглубленности, поскольку душа человека нуждается в свободе; и трансцендентное начало, т.е. вера-доверие в Бога. Современный французский персоналист Ж.Лакруа эту «тройственность» бытия человека аргументирует следующим образом: «Человек – это требование смысла, Бог – это смысл мира, мир – это язык Бога».

История человечества в персонализме предстает в виде одностороннего процесса развития личностного начала человека, а сам человек, согласно этому учению, достигает наивысшего блаженства в единении с Богом. Основное внимание они уделяют вопросам свободы и нравственного воспитания.

В философии религии спорным остается вопрос – признавать ли теологию, считать ли ее положения философскими? В своей работе «Философ и теология» известный французский неотомист Э. Жильсон приводит замечание одного доминиканца: «Из теологических систем Бонавентуры и Фомы Аквинского извлекают некоторое число положений, упорядочивают их таким образом, чтобы они походили на философию, и увенчивают авторов званием философов. В действительности же их произведения относятся к теологии, и сами они не что иное, как теологи. Таким образом, в результате получается урезанная теология».

По его мнению, в целом выходит, что ученым кажется, будто понятия «теология» и «философия» взаимно исключают друг друга, словно чисто философским истинам, зависящим только от разума, нет места в теологии, где все выводы согласуются с верой.

С точки зрения теологов, существуют догматы, при постижении которых обнаруживается ограниченность философии, а тем более науки. К примеру, догматы Боговоплощения, воскресения, триадичности Бога, которые постигаются только путем божественного Откровения. Жильсон считает, что теология являет собой в одно и то же время и вершину рационального знания, доступного человеку, и нерационального сверхразумного знания, тождественного вере.

История философии религии свидетельствует, что теология может включать в себя чисто рациональные рассуждения, не теряя при этом своей сущности и не изменяя сущности последних. Например, теологические учения Альберта Великого, Иоанн Дунса Скотта, Уильяма Оккама богаты оригинальными находками, многие из которых перешли затем в такие разделы философии, как эпистемология, этика, неотъемлемой частью которых они остаются до сих пор.

Контрольные вопросы

Категория бытия в истории философии.

Образы человека в истории философской мысли (античность, средневековье, Новое время и современность).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 769; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.