Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философия техники




Техника и технологии существовали всегда, поскольку история человечества начинается с того времени, когда люди стали использовать орудия труда, т. е. простейшую технику. Более того, ход человеческой истории во многом определяется процессом постепенного развития техники и набором доступных обществу технологий.

Бурное развитие техники началось в Новое и Новейшее время, когда западная цивилизация, использовавшая комбинации простейших механизмов древности, получила в ходе научной революции в свое распоряжение новые знания и источники энергии в виде пара, минерального топлива, электричества, и, наконец, атомного распада. С этого времени ни одно государство мира уже не могло игнорировать то, что происходит в сфере техники.

По мере своего развития техника стала предметом философского осмысления. В 1877 г. в Брауншвейге вышла в свет книга философа-антрополога Э. Каппа «Основания философии техники», которую принято считать начальным пунктом систематической философской разработки проблем техники. Примерно в это же время во Франции А. Эспинас приступил к разработке обшей теории техники, основанной на философском подходе с использованием философских терминов. Из работ русских философов по этой проблеме широкую известность получили труды выдающегося инженера П. К. Энгельмейера «Теория творчества» (1910) и «Философия техники» (1910-1913).

Строгого и однозначного философского определения самого понятия «техника» не существует до сих пор. Так, например, если под техникой понимать созданные искусственно предметы (артефакты), то, как быть, скажем, с городскими постройками, картинами и скульптурами? Французский философи социолог Ж. Эллюль (1912-1994 гг.)в книге «Техническая система» определяет «технику» как «сумму рационально выработанных методов, обладающих безусловной эффективностью... в любой сфере человеческой деятельности». Другими словами, техника рассматривается им как определенный тип рациональности, свойственный техногенной цивилизации.

Немецкий философ техники Ф. Раппе предложил два типа определений: в узком смысле под техникой он подразумевает артефакты, созданные и связанные с инженерной деятельностью; а в более широком - любую эффективную методологическую деятельность.

В наше время ключевым остается вопрос о связи техники с природой и обществом. Обычно при рассмотрении этой проблемы используются две базовые идеи, обоснованные наукой и философией Нового времени. Первая из них настаивает на неограниченности природных ресурсов планеты, вторая утверждает, что человек, как «царь природы», призван господствовать над нею. Однако обе они оказались ошибочны. С одной стороны, ресурсы планеты ограничены, и потому безграничный экстенсивный рост производства невозможен. С другой стороны, приходит понимание, что человек - всего лишь часть природы, и вне нее, и без нее существовать не может.

Философия техники занялась обоснованием взаимосвязи социальной и технологической сторон развития человеческого общества. Среди многообразия моделей детерминизма наибольшее распространение получил «технологический» детерминизм, имеющий различные формы. Согласно марксистской философии, уровень развития производительных сил, т.е. состояние техники, определяет уровень производственных отношений. Действие закона соответствия характера производственных отношений уровню развития производительных сил раскрывается в марксизме через понятия «способ производства материальных благ» и «общественно-экономическая формация». Марксисты утверждают, что общество развивается от одной формации к другой (от первобытнообщинной - к рабовладельческой, феодальной, капиталистической и, в перспективе, - социалистической и коммунистической) на основе смены способов производства, форм собственности и неуклонного развития технических средств производства.

В марксистском подходе существенно то, что технический прогресс понимается как некий квазиавтономный процесс, определяющий все социокультурные изменения, происходящие в обществе. Истина, содержащаяся в таком подходе к пониманию исторического и технологического прогресса, заключается в том, что деятельность людей ограничена тем набором средств, который предлагает им существующая в данном обществе технология.

С этой точки зрения сторонники технологического детерминизма, безусловно, правы. К их числу относятся Г.-М. Мак-Люэн, М. Кастельс Л. Мэмфорд и другие. Для XXI века характерен рост интенсивного использования техники в самых различных социальных сферах. Техника всё активнее применяться в управлении, она оказывает воздействие на выбор тех или иных путей социального развития. Иными словами, техника постепенно превращается в реальную социальную силу.

Социолог М. Кастельс в трилогии «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» замечает: « Мы живем в эпоху интенсивных и сбивающих с толку преобразований, сигнализирующих, возможно, о движении за пределы индустриальной эры. Однако где великие социологические работы, которые наносят на карту этот переход? Интеллектуально хилые объясняют информационное общество, интеллектуально пустые дают самостоятельные социальные интерпретации постмодернизма».

Всесторонне проанализировав фундаментальные цивилизационные процессы, Кастельс приходит к выводу, что информационные технологии играют принципиально новую роль в современном мире. Критикуя примитивный технологический детерминизм, он высказывает предположение, что в эпоху информационных технологий усиливается взаимосвязь между производством, опытом, властью и социальными идентичностями.

По Кастельсу, «способы развития - это технологические схемы, через которые труд воздействует на материал, чтобы создать продукт, детерминируя, в конечном счете, величину и качество экономического излишка». Он подчеркивает, что «в новом, «информациональном» способе развития источник производительности заключается в технологии генерирования знаний, обработки информации и символической коммуникации.

Утверждение М. Мак-Люэна, что «вначале мы формируем технологии, а потом они формируют нас» актуально и сейчас. В свое время ученый указал на выход в большую жизнь «поколений, с телевизором своей матери всосавших все времена и пространства мира через рекламу». Еще в середине ХХ века он предсказал «большое слияние руки с кнопкой телевизора …, компьютера с телом, человека с Сетью». Мак-Люэн возвестил приход новой реальности, «где есть web-серфинг, кликанье, мгновенная ответная реакция, ощущение себя доступным», когда мир «не больше деревни».

Американский философ и социолог Л. Мэмфорд (1895-1990 гг.) усматривает причину кризиса общества в чрезмерном усилении роли «Мегамашин». В книге «Миф о машине» он рассуждает о том, что технократические представления о человеке как производителе орудий и их использователе устарели. С позиции негативного технологического детерминизма Мэмфорд показывает, что уже не люди используют и управляют техникой, а она управляет людьми и использует их. Подмеченная им тенденция получила свое концентрированное воплощение в описанной им «бездушной и безличной Мегамашине». Она, по Мэмфорду, представляет собой предельно рационализированную, технократическую социальную организацию человеческой деятельности.

Яркой иллюстрацией становления социальной функции техники является изменение отношения между трудом и материалом, как функции использования средств производства путем применения энергии и знаний. Современная техника оказывает воздействие на все сферы жизни общества, в частности на те революционные изменения, которые претерпела сфера материального производства; на изменение социальной структуры развитых стран. В книге «Современная техника» К.Ясперс отмечает: «Реальность техники привела к тому, что в истории человечества произошел невероятный перелом, все последствия которого не могут быть предвидены и не доступны даже для самой пылкой фантазии. Но очевидно следующее: техника - только средство, сама по себе она не хороша и не дурна. Всё зависит от того, что из нее сделает человек, чему она служит, в какие условия он ее ставит. Весь вопрос в том, что за человек подчиняет ее себе и каким образом он проявит себя с ее помощью. Техника не зависит от того, что может быть ею достигнуто, то есть это не самостоятельная сущность, это скорее триумф средств над целью».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-09; Просмотров: 707; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.