Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Построение процесса подготовки пловцов. Денису Панкратову было 22 года, а возраст других чемпионов варьиро­вал от 23 до 26 лет, в финальном заплыве на 200 м брассом вторым был 28-летний Карой




ЧАСТЬ 4



 


Денису Панкратову было 22 года, а возраст других чемпионов варьиро­вал от 23 до 26 лет, в финальном заплыве на 200 м брассом вторым был 28-летний Карой Гюттлер, а четвертым 29-летний Ник Джил-лингхем, лучшими представителя­ми украинского плавания ока­зались 27-летний Павел Хныкин и 25-летняя Светлана Бондаренко. Вероятно, это во многом следствие совершенствования системы мно­голетней подготовки, "открывшего" направления дальнейшего роста мастерства, казалось, уже достиг­нувших своей вершины спортсме­нов. Повысилась эффективность ее организационных основ в различ­ных странах, существенно возросло качество ее научного и материаль­но-технического обеспечения, эф­фективность системы восстановле­ния, реализации других внетрени-ровочных и внесоревновательных факторов. Более профессиональ­ным стал процесс занятий спортом в целом. Не могло не сказаться на возрасте достижения пловцами на­ивысших результатов и повышение роли силового компонента в струк­туре их подготовленности. Несом­ненно, повлияло и введение в прог­рамму крупнейших соревнований 50-метровой дистанции, предъявля­ющей особенно высокие требова­ния к силовым возможностям и, поэтому, с наиболее "взрослыми" лидерами. Но, очевидно, одной из главных, если не основной при­чиной "повзросления" плавания, как, вероятно, и многих других ви­дов спорта, стала возрастающая коммерциализация.

Наивысшие достижения все ча­ще устанавливаются спортсменами с ярко выраженной индивидуаль­ностью, и поэтому при построении многолетней подготовки возрастает актуальность учета не только усред­ненных параметров ее общей структуры, но и их возможной ва­риативности. Анализ становления мастерства более 200 сильнейших в мире в 70-е —90-е годы пловцов позволил выделить основные вари-


анты динамики становления спор­тивного мастерства (рис. 15.12).

Усредненный вариант предпола­гает достижение вершин мастерства мужчинами-стайерами в 19 — 22 го­да, а спринтерами — в 21-24 года в итоге 10— 13-летней подго­товки, женщинами-стайерами — в 17—19лет, а спринтерами — в 19 — 22 года в итоге 9—12-летней подго­товки и планомерную динамику ста­новления мастерства. Этот вариант характерен для 60 — 70 % сильней­ших пловцов мира и был реализован Марком Спитцем, Кристин Отто, Александром Поповым, Владимиром Сальниковым и Тамашом Дарньи.

Ускоренный вариант предпола­гает достижение максимальных ре­зультатов мужчинами-стайерами в 17—19 лет, а спринтерами — в 18 — 20 лет после 7 —9-летней подготов­ки, женщинами-спринтерами — в 15—17лет, а стайерами — в 14 — 15 лет после 6 —8 лет подготовки. Ему присуща "скачкообразная" ди­намика мастерства, что, обычно, обусловлено не столько характером подготовки, сколько индивидуаль­ными особенностями пловца: уско­ренным биологическим созревани­ем и лабильностью функциональ­ных систем организма, обеспечива­ющей быструю и эффективную адаптацию. Очень быстрое, иногда за 2 — 3 года, "прохождение" базо­вых этапов спортивного совершен­ствования, в особенности типичное для женщин, специализирующихся в вольном стиле на длинных дис­танциях, не позволяет четко разгра­ничивать этапы предварительной и специализированной базовой под­готовки и они, по сути, сливаются в единый этап базовой спортивной подготовки. Стремительное вос­хождение к вершинам мастерства характерно примерно для 15 — 20% сильнейших пловцов мира. В их числе многократные олимпийские чемпионки Кристина Эгерсеги, Джаннет Эванс, Рика Райниш, двукратный олимпийский чемпион Брайан Гуделл и др. В качестве раз­новидности рассматриваемого ва-



ГЛАВА 15 Построение многолетней подготовки


рианта формирования мастерства может быть выделен характерный для спортсменов, "прошедших" предварительную подготовку в дру­гих видах спорта и, соответственно, поздно приступивших к системати­ческим занятиям плаванием. Их примерно 5 % и это, в основном, мужчины-спринтеры, достигающие вершин мастерства в обычном для их специализации возрасте 21 — 24 года, но после всего лишь 8 — 9-летних целенаправленных занятий плаванием. Типичным здесь являет­ся спортивный путь Мэтью Бионди и Роуди Гайнеса, которые, занима­ясь до начала подготовки в плава­нии другими видами спорта, затем лишь за 5 —б лет достигли мастер-


ства, обеспечившего олимпийские победы и мировые рекорды.

Применительно к рассматривае­мому варианту становления мастер­ства уместно отметить, что опреде­ленная категория спортсменов спо­собна к достижению успехов лишь в юношеских соревнованиях. Напри­мер, в бывшей ГДР система много­летней подготовки спортсменов бы­ла строго подчинена требованиям спорта высших достижений, но зна­чительная часть сильнейших в юном возрасте восточногерманских спорт­сменов не становились сильнейши­ми среди взрослых. Это было ре­зультатом не форсирования, а уско­ренного биологического созревания части спортсменов.








Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.