Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧАСТЬ 5 Развитие двигательных качеств у пловцов. В процессе работы над развитием выносливости часто возникает проблема углубленного совершен­ствования отдельных компонентов




СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВАЖНЕЙШИХ КОМПОНЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ

В процессе работы над развитием выносливости часто возникает проблема углубленного совершен­ствования отдельных компонентов, определяющих уровень этого качес­тва — аэробных или анаэробных возможностей, экономичности ра­боты и др. Научные исследования и данные практики показывают, что в процессе целостного развития об­щей и специальной выносливости часто не удается обеспечить равно­мерное совершенствование всех важнейших составляющих этого ка­чества, некоторые из них трудно поддаются развитию и требуют уз­конаправленной специальной тре­нировки.

В первую очередь речь идет о повышении мощности и емкости анаэробных и аэробных процессов энергообеспечения,

Повышение анаэробных воз­можностей организма пловцов предполагает совершенствование двух основных путей энергообеспе­чения работы в анаэробных услови­ях: 1) увеличение количества мак-роэргических соединений в мыш­цах (алактатные возхможности); 2) повышение возможностей глико­лиза (лактатные возможности).

Для повышения анаэробных возможностей используются уп­ражнения:





Рис. 22.6

Зависимость между восстановлением АТФ и креатинфосфата (КрФ) и продолжительностью па­уз отдыха при выполнении работы с максимальной интенсивностью и продол­жительностью 15—20 с (по обобщенным литера­турным данным)


 

• преимущественно способству­ющие повышению алактатных ана­эробных возможностей; продолжи­тельность работы — 5— 15 с, интен­сивность — максимальная;

• позволяющие параллельно со­вершенствовать алактатные и лак-татные анаэробные способности; продолжительность работы — 15 — 30с, интенсивность — 95—100% максимально доступной;

• способствующие повышению лактатных анаэробных возможнос­тей; продолжительность работы — 30 —60 с, интенсивность — 85 — 90% максимально доступной;

• позволяющие параллельно со­вершенствовать лактатные анаэ­робные и аэробные возможности; продолжительность работы — 1 — 5 мин, интенсивность — 85 — 95% максимально доступной.

Планируя тренировку, направ­ленную на совершенствование раз­личных сторон анаэробной произво­дительности, очень важно правиль­но определить продолжительность интервалов отдыха между отдельны­ми упражнениями и количество их повторений.

При включении упражнений, способствующих повышению алак-татной производительности, нес­мотря на кратковременность их выполнения, необходимо, чтобы интервалы отдыха были значитель­ными и достаточными для устране­ния большей части образовавшего­ся алактатного кислородного долга


(рис. 22.6). Так, длительность пауз между 25-метровыми отрезками может достигать 1,5 —2 мин. Рабо­ту желательно выполнять сериями по 3 — 4 повторения в каждой. Между сериями предусматривают продолжительный (до 2 — 3 мин) отдых. Потребность в нем объяс­няется тем, что запасы макроэрги-ческих соединений в мышцах не­велики и для их восстановления требуется значительное время. Та­ким образом, методика повышения алактатной анаэробной производи­тельности имеет много общего с методикой совершенствования скоростных возможностей. Поэто­му работа, "направленная на уве­личение уровня алактатной произ­водительности, способствует при­росту скоростных способностей пловцов, и, наоборот, при совер­шенствовании скоростных качеств повышаются запасы макроэргичес-ких соединений в мышцах.

Применяя упражнения для по­вышения возможностей гликолиза, следует исходить из необходимости выполнения работы в условиях вы­соких величин кислородного долга. Решению этой задачи способству­ют непродолжительные интервалы отдыха, при которых очередное повторение выполняется на фоне значительных сдвигов в организме пловца. Продолжительность пауз между упражнениями может быть постоянной, а может сокращаться по мере увеличения объема выпол­няемой работы. Если между повто­рениями планируются непродолжи­тельные паузы (5 —20 с), то работу целесообразно производить в пос­тоянном режиме. Если же интерва­лы между первыми повторениями значительно больше, то по мере вы­полнения работы нужно их сокра­щать, что позволит поддерживать высокие величины кислородного долга. В противном случае работа будет стимулировать дыхательные процессы и затормаживать глико­лиз.

Выполнение упражнений при повышении возможностей гликоли-



ГЛАВА 22 Развитие выносливости


       
   
 
 


Рис. 22.7

Барокамера

с гидродинамическим

бассейном (схема),

функционирующая

на олимпийской базе

подготовки пловцов США

в Колорадо Спринте


тической системы может быть не­прерывным и серийным. Хорошо тренированные пловцы могут про­плывать в занятии до 20 — 30 отрез­ков по 50 м, 10 — 20 по 100 м. Одна­ко с увеличением* объема выполня­емой работы гликолитический путь ресинтеза АТФ постепенно сменя­ется аэробным и воздействие тре­нировочного режима приобретает смешанный характер. При серий­ном планировании упражнений со значительными интервалами отды­ха между сериями этого не проис­ходит и работа выполняется преи­мущественно за счет анаэробных источников энергии.

Повышению анаэробных глико-литических возможностей пловцов способствует использование так называемой гипоксической трени­ровки. В ее основе лежит ухуд­шение снабжения кислородом работающих тканей. Достигается это различными путями: трениров­кой в условиях среднегорья, дыха­нием через дополнительное «мер-


твое» пространство (обычно через трубку длиной 25 —30 см), ограни­чением актов дыхания при про-плывании отрезков и дистанции и др. (Моногаров, 1994; Булатова, Платонов, 1996). В последние годы в крупнейших центрах подготов­ки пловцов высокого класса в раз­ных странах (Германия, США) построены специальные барокаме­ры с гидродинамическими бассей­нами (рис. 22.7), позволяющие выполнять специфические нагруз­ки в различных гипоксических ус­ловиях.

Тренировка в гипоксических ус­ловиях при одних и тех же характе­ристиках тренировочной работы вызывает значительно более глубо­кие изменения во внутренней сре­де организма квалифицированных пловцов (табл. 22.8).

В процессе гипоксической тре­нировки рекомендуется учитывать следующие положения:

1. Тренировка с задержкой ды­хания является средством интен-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 467; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.