Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции ботанических садов




Основной предмет деятельности БС – коллекции. Основные методы работы БС – коллекционирование и интродукция новых растений. В настоящий момент в 153 странах мира функционирует уже более 2200 ботанических садов, численность коллекций которых варьирует от сотен до десятков тысяч таксонов. В Европе известно более 400 БС, в США – около 200. В бывшем СССР существовало 150 БС.

Считается, что основная исследовательская задача БС – поиск новых полезных растений и ввод их в культуру (БСЭ, 2001). Ботанические сады обладают присущими только им возможностями выступать в качестве моста между традиционной систематикой и потребностями сельского хозяйства, лесоводства и медицины в изучении и сохранении биологического разнообразия (Стратегия ботанических садов, 1994).

Список важнейших направлений деятельности ботанических садов, очерченный в рамках Международной программы ботанических садов по охране растений (Global Strategy for Plant Consrevation, 2000), исключительно обширен и, наряду с научными исследованиями, включает меры по организации использования растительных ресурсов в различных направлениях для устойчивого развития. Конечно, ни один из ботанических садов не способен в полной мере осуществить все названные виды деятельности. Однако сам список показывает, сколь уникальны возможности ботанических садов в изучении и охране биологического разнообразия, разработке научных основ использования растительных ресурсов, информационно – просветительской и образовательной деятельности (табл. 3).

Таблица 3

Важнейшие формы деятельности ботанических садов

(составлено по Международной программе БС по охране растений, 2000; International Agenda for Botanical Gardens in Consrevation, 2000)

 

Изучение и охрана биологического разнообразия Разработка научных основ использования растительных ресурсов Информационно-просветительская и образовательная деятельность
1. Биология сохраниения растений в культуре. 2. Оценка негативного водействия на окружающую среду. 3. Создание генных банков природной флоры (банков семян и тканевых культур). 4. Работа с гербарием и исследования по систематике. 5. Реинтродукция и исследования по восстановлению популяций. 6. Снижение загрязнения окружающей среды и программы наблюдений. 7. Систематика. 8. Исследование видов природной флоры, сохранение и поддержание ex -situ и in-situ 9. Привлечение местного населения к охране растений. 10. Дендрология 1. Культивирование растений, питомниководство, размножение высококачественного посадочного материала для садоводов. 2. Городское планирование, распределение ресурсов и землепользование, озеленение населенных пунктов. 3. Этнобиологические исследования. 4. Исследования в области садоводства, декоративного садоводства и цветоводства. 5. Комплексные меры борьбы с болезнями и вредителями. 6. лабораторные исследования, включая размножение растений in vitro (тканевые культуры). 7. Интродукция и оценка генетических ресурсов новых пищевых культур. 8. Сохранение и разведение культиваров (форм, сортов и пр.) 1. Экологические образовательные программы. 2. Профессиональное обучение, стажировки по садоводству. 3. Услуги библиотек и информационных центров. 4. Отдых населения. 5. Повышение квалификации учителей. 6. Содействие экологическому туризму. 7. Издание специальной научно-популярной литературы. 8. Консультирование населения.

 

.

 

Зачастую ботанические сады – это основные организации, занимающиеся изучением, формированием и поддержанием коллекционных фондов и сохранением видов природной флоры в культуре. Многие из них сосредотачивают усилия на сохранения важнейших пищевых и сельскохозяйственных растений, а также тех видов, которые могут быть использованы в других экономически значимых целях. Каждый БС, исходя из имеющихся ресурсов, возможностей и социальных запросов, определяет свою стратегию и направление развития научных и образовательных проектов, а также социальной роли в регионе. Важно, чтобы ботанический сад сумел идентифицировать, на какие целевые группы и слои населения следует ориентировать публичные программы, чтобы они были востребованы и имели социальный резонанс.

Ресурсоведческие работы осуществляются во всех ботанических садах мира, но их направленность и характер различаются в разных странах. Эти различия связаны с богатством растительных ресурсов, освоенностью и величиной территории, особенностями экономики страны, национальными традициями.

В странах с развитой рыночной экономикой ботанические сады играют роль природоохранных учреждений и образовательных центров для публики, т.е для всех слоев населения [Международная программа ботанических садов по охране растений, 2000]. Традиционно ботанические сады являлись, преимущественно, либо научными учреждениями, либо базой для обучения студентов университетов и при этом имели ограниченный доступ для населения. Ботанические сады России имеют богатые коллекции живых растений из конкретного региона и мира, библиотеки, гербарные образцы и музейные изделия из растений. Однако, при сравнении с ботаническими садами развитых стран с рыночной экономикой, ресурсы российских садов пока мало доступны для широкой публики. Это связано с недостаточным развитием специальных программ для образования и просвещения населения, а также слаборазвитой инфраструктурой.

Одной из главнейших задач ботанических садов является отбор и введение в культуру дикорастущих видов из природной флоры (Ботанические сады и сохранение…., 2001). Особый интерес и большие возможности для привлечения новых видов представляет флора. Внимание должно уделяться и флорам других регионов Земного шара, представители которых по своей зимостойкости подходят для выращивания в открытом грунте в условиях Забайкалья. Это, прежде всего, страны Североамериканского континента (США, Канада) и сопредельных с Россией Монголии и Китая.

Постоянно действующий ботанический сад способствует выполнению всесторонних исследований уникальных природных ресурсов, образованию (просвещению) широких слоев общества в области экологии и удовлетворению духовных потребностей общества.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 4338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.