Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ошибка № 34. Позволять группе уводить себя от темы




Мало что так волнует людей, как те вещи, которые их совершенно не касаются.

Альберт Швейцер

Сопротивление критике или, что более точно, страх потерять лицо, провоцирует группу на еще более интересный вариант поведения: разгла­гольствования о жестоком мире, в котором мы живем. Очевидно, что вы­сказывания о том, что «нас никогда ничему не учили», — это уже «давленье на жалость» из разряда «сами мы не местные», но рядом звучит «б жизни все не так», что дает группе очень хорошую подводку к рассказу о том, что у них происходит в жизни на самом деле.

Человеку всегда есть на что пожаловаться. Так сложилось, что в мате­риальном мире есть три источника человеческих страданий: человеческое тело (его несовершенство, те изменения, которые в нем происходят всегда в худшую сторону, плюс болезни), другие люди и природа. Обратите вни­мание: на тренинге, как и в любом другом пространстве, где собирается больше одного человека, могут звучать жалобы по всем трем направлени­ям. Голова раскалывается, в пояснице стреляет, остеохондроз у всех, зубы лучше не вспоминать, глаза перед компьютером устают, пальцы перио­дически режем. В открытой группе с приезжими участниками наверняка поднимается тема, как доехали, после чего выясняется, что «спали пло­хо, соседи храпели, из окна дуло (вот они, все три причины), в поезде было жарко, холодно, грязно, неуютно, а гостиница-то... Ужас один, в ней из окон дует, холодно, неуютно, а денег берут, а вы бы видели, что на завтрак дали! Это что, у вас в городе всегда так?» Ежику понятно, что вместо обучения поспать бы. Как только уровень тревожности повышается, тут же вспоми­нается эта выматывающая дорога, и реакции тела раскрываются во всей красе, голова обязательно, а еще могут зубы, поясница... На этот случай всегда хорошо таблетки иметь, меня этому один московский тренер на­учил, молодой совсем парень, кстати.

На тренинге для менеджеров по оптовым продажам в преимуще­ственно женской группе он давал продажу на цифрах и учил блон­динок пользоваться калькулятором при переговорах. Ступор начал­ся очень быстро, практически сразу после знакомства, головы дали себя знать к обеду. Девушки одна за другой пошли к нему отпраши­ваться. Он с совершенно серьезным видом открыл свой чемоданчик




и предложил таблетки на выбор, из самых популярных — анальгин, аспирин, спазган, кажется. «А что вы удивляетесь, — объяснил он, заметив мое удивление, — на тренинге очень часто головы болят, я и сам не исключение. Поэтому всегда вожу полный набор».

А это ведь действительно так — тренинг, при всей своей безопасности, является стрессовым событием, отличаясь высокой степенью включен­ности участников в деятельность и огромной интенсивностью. Поэтому небольшая аптечка тренеру не помешает. А также пара сборников анек­дотов, «батареек», отличное настроение, заряжающее всех оптимизмом, и повышенная внимательность к самочувствию участников.

Болезни и болячки дают возможность легально выскочить из процес­са обучения одному человеку, что до определенной степени нормально, у каждого свой уровень усвоения материала, свои особенности восприя­тия, если пауза необходима, то ее нужно взять. Но помимо этого есть еще окружающий мир, где есть люди и условия, которые они создают. И это то, о чем с удовольствием может начать говорить группа. Основные темы, к которым мы, как пионеры, всегда готовы:

1. Кунсткамера клиентов — у каждого есть не один клиент, кото­рый значительно отличается от остальных, становится навязчивым кош­маром, и просто невозможно удержаться и не поделиться с группой, какие козлы бывают на свете1.

2. Террариум начальства — исключительно изверги и мучители со­брались «наверху», и если бы вы только знали, как они портят жизнь про­стым смертным и не дают спокойно работать. Если бы не их неправомер­ные указы и требования, мы бы уже давно были впереди планеты всей, но с таким ярмом на щее это же не-воз-мож-но!2

3. Кандалы мотивации — чего только не придумают, чтобы семь шкур снять! Красивыми лозунгами прикрываются, сказки о светлом будущем рас­сказывают, доску почета вернули, а денег не плотють! Штрафами обложи­ли, на пять минут не опоздай, соревнование вчинили, рабочий день 12 ча­сов, и не важно, что через два на третий, денег-то все равно не плотють!3

4. Гадюшник города и региона — знали бы вы, где мы вообще жи­вем! Как нам трудно приходится! Развернуться не дают, санэпид, пожарная и налоговая всегда на стреме, а у нас лужа перед входом, на то города нет засыпать! К каждому празднику украшай, а они опять цены на транспорт в три раза повысили, посетители знаете, в каком настроении приходят!

5. Садизм в общении вы вообще-то догадываетесь, что клиенты теперь к нам не просто так ходят, а злость срывать! У них денег нету, ни­чего им не надо, вот они приходят, смотрят и смотрят, пялятся и пялятся, только спросишь, чего изволите, а тебе тут же трехэтажным!

1 См. также: Ошибка № 35. Не давать ходу групповым дискуссиям.

2 См. также: Ошибка36. Демонстрировать неуважение к руководству компании.

3 См. также: Ошибка № 38. Увеличивать дисбаланс в организации.


6. Комплименты государству — конечно, такую нам жизнь устрои­ли, вот кризис придумали на нашу голову, скоро вообще все медным тазом накроется! Образование с лестницы, кредиты не дают, цены вверх лезут, а они все заседают, как бы еще с нас лишнюю копейку выдавить, вот нам и не плотють!

7. Изверги-конкуренты — ведут себя как незнамо что, никаких за­конов на них нет, демпингуют, акции придумывают, форму вон поменяли, чтоб им пусто было, расплодилось на нашу голову, из ничего пять выросло!

8. Сборище рвачей и хапуг — куда ни ткнись, везде рвачи и хапуги, что поставщики цены дерут, что логисты только бы наживаться, что обув­ной мастер опять цены на набойки повысил — хапуги все, никто навстре­чу не идет!

9. СМИ еще нагнетает... Про такую «утку» слышали? А про такую? Как не слышали, сейчас расскажем! Преступность растет, на улицы лучше не выходить, СПИД распространяется, проституция не пропадает — жуть!

10. Жизнь вообще неправильно устроена!

Чуть дальше будет разобрана ошибка «Не давать ходу групповым дискуссиям», и нужно прочувствовать, что групповой дискуссией явля­ется, а что нет. Потому что по форме, будьте уверены, вся группа тут же подключится к обсуждению несправедливости бытия и каждый вынет из кармана столько при­меров и аргументов, что мало не покажется. А что же это, как не групповая дискуссия?

Групповая дискус­сия направлена на ис­следование некоторой темы. Она отличается наличием ключевого во­проса, носит достаточно формальный характер и, что является самым главным, способствует достижению цели тренинга. Поэтому, как только возникает тема, никак не способствующая постав­ленной перед нами задаче, группу необходимо завернуть в правильное русло.

Это трудно. Если участники группы садятся на «жалобную клячу», их становится очень жалко, они очень искренне и сильно переживают. Труд­но не начать сопереживать — ведь наше сердце не каменное. В памяти всплывают события из собственной жизни, которые очень поддержива­ют точку зрения участников — мы тоже люди и живем в том же городе, в том же государстве, ездим на том же транспорте, ходим по тем же ули­цам. И это очень большая опасность — расчувствовавшись, можно уйти далеко и надолго, мало того, что мы теряем время и в памяти стирается то,



что мы должны были обсуждать и анализировать, происходит огромный эмоциональный выплеск, группа теряет энергию впустую. Эмоциональ­ный подъем повышает усталость участников, и с разбереженными рана­ми трудно будет идти дальше. И надо помнить, что ни один участник не поблагодарит нас за неисполнение обещаний, ведь постановка целей на тренинг — дело обоюдное, мы должны способствовать достижению целей участниками, а не потакать им, пусть и от чистого сердца.

Предлагаю также вспомнить учителей школы и преподавателей, ко­торых было легко развести на разговор. Как весело проходили уроки! Никого не успели спросить, нет никаких плохих оценок. Но насколько мы были им благодарны перед экзаменом во время сессии? И каких учителей чаще вспоминаем добрым словом — тех, жалостливых, или несокрушимо строгих?

К слову пришлось, одна из моих знакомых директоров школ «со­кратила» в школе учительскую. Причина была очень проста — после оживленного разговора на тему задержек зарплаты и очередной го­сударственной политики в сфере бюджетных организаций пожилую учительницу математики увезли на «скорой» с сердечным приступом. Подливая масла в огонь, превращаешь маленький огонек в костер до небес, а это бесследно не проходит.

Поэтому будем экономить время и нервы и закруглять пустые разго­воры на корню. Выслушав одного участника, выразив группе сочувствие, можно напомнить участникам о времени и предложить его использовать максимально эффективно. Можно задать вопрос, можем ли мы с вами что-то изменить, прямо здесь и сейчас, в условиях тренинга, в этой ау­дитории, и предложить приложить все усилия к тому, чтобы стать более эффективными в условиях, в которых мы живем. А как еще?

Представьте, что группа, начав защищать своего предста­вителя, рванула в обсуждение последних действий госап­парата. Как можно прекратить обсуждение, вызвав у участ­ников группы желание продолжать работу в тренинге?



Попробуйте вспомнить: какие еще поводы, отвлекающие и рассеивающие внимание группы, периодически возника­ют на тренингах. Какие действия, слова, метафоры, притчи помогут Вам вернуть группу к активной работе?





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.