Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нормирование искусственного освещения

Искусственное освещение, не зависимое от времени дня, сезона, погоды, обеспечивает возможность нормальной жизнедеятельности человека в условиях отсутствия или недостатка естественного света. Более того, с помощью искусственного света решается ряд задач, вообще недоступных для естественного освещения.

Существует две системы искусственного освещения помещений:

- общее (равномерное или локализованное) и

- комбинированное, когда общее освещение помещений дополняется местным на рабочих местах.

 

Общепринято количественные требования к освещению определять норми- рованной освещенностью на рабочей поверхности, с учетом коэффициента запаса на снижение светового потока во времени вследствие запыления и старения светильников.

 

 

Нормы промышленного освещения составлены с учетом дифференциации зрительных работ и предусматривают нормирование освещенности при общей и комбинированных системах освещения. Согласно СНиП II-4-79 и 23-05-95 все виды работразбиты на разряды исходя из 1)размеров объектов различения и 2) расстояния от глаза до объекта, равного 0,5 м, и на подразряды с учетом 1)контраста объекта с фоном и 2) светлоты объекта.

 

Нормы освещения интерьеров общественных зданий принимаются в зависимости от назначения помещений. По условиям зрительной работы помещения общественных зданий принято классифицировать на 4 группы.

К помещениям I группы относятся рабочие помещения с напряженной зрительной работой и фиксированной линией зрения. Это административно-конторские помещения, проектные и конструкторские бюро и др.

Помещения, в которых зрительная задача состоит в различении объекта и обзоре окружающего пространства, относятся к помещениям II группы (торговые залы магазинов, музеи и выставки, конференц-залы и залы заседаний, спортзалы и др.).

Помещения, где преобладают архитектурно-художественные требования к световой среде, восприятию пластики, цвета, где обзор окружающего пространства – основная зрительная задача, относятся к III групп е. Это зрительные залы, фойе, станции метрополитена, зимние сады, рекреации и т.п.

Значительные площади в современных зданиях занимают коридоры, лестничные клетки и другие вспомогательные помещения, относящиеся к помещениям IV группы.

 

Расчет искусственного освещения.

При расчете осветительной установки возможны две задачи:

1. Определение необходимой мощности источника света в соответствии с нормируемой для проектируемого помещения освещенностью;

2. Определение освещенности и яркости и её распределение в интерьере.

Для расчета мощности осветительной установки при системе общего освещения удобным для проектирования является метод удельной мощности, которая характеризуется отношением суммарной мощности источников света к площади освещаемого помещения:

W = Wл N / S,

где: W –удельная мощность, Вт;

Wл – мощность лампы, Вт;

N – количество светильников в помещении;

S – площадь помещения, м2.

Для расчета освещенности и яркости помещения в общем случае требуется расчет распределения прямых и отраженных световых потоков, падающих от осветительных приборов и устройств на внутренние поверхности интерьера – потолка, стен и пола. Таким образом, освещенность Ес в любой точке внутренних поверхностей определяется как сумма двух слагаемых:

Ес = Епр + Ео,

 

где Епр – прямая компонента освещенности;

Ео – отраженная компонента освещенности.

 

.

 

 

Проектирование осветительной установки в интерьере сводится к решению следующих взаимосвязанных задач:

выбор и распределение светлот в интерьере в соответствии с художественным замыслом архитектора;

определение допустимых яркостей окон, фонарей, светильников и согласование их с требованиями ограничения блескости и устранения дискомфорта;

выбор цветового решения интерьера

выбор направления и соотношения световых потоков для наилучшего восприятия формы, пластики и фактуры отделки интерьера;

 

 

Природное освещение привычно и приятно для человека. Соотношение яркостей между этими поверхности принимается равными: в южных районах страны 10:3:1 и в средней полосе 5:3:1. Эти соотношения могут служить ориентиром при выборе яркостей потолка (зенитная часть), стен (небо у горизонта) и пола (земля) в помещении.

Естественное освещение научило глаз человека оценивать форму черезраспределение яркостей. Равномерная яркость в интерьере ассоциируется с плоской, а неравномерная – с криволинейной поверхностью.

Возможно распределение яркостей, контрастов и направления света, отличное от того, которому научила нас природа. В этом случае создается ощущение необычности, «театрального эффекта». Такой характер распределение освещения в большей степени подходит к интерьерам зрительных залов, фойе, ресторанов, выставок.

Итак, возможны два подхода к освещению интерьеров: первый характеризуется стремлением проектировщика творчески подражать природным условиям освещения; второй создает в помещении «театральный эффект».

 

Впечатление, создаваемое интерьером, определяется комплексным воздействием его характеристик на зрение. При этом, при проектировании освещения приходится заботиться о зрительном сохранении формы плоскости, свода, купола, архитектурных членений и пластики, восприятие которых резко искажается при случайном освещении.

 

Для плоскости характерно равномерное распределение яркости.

Яркие пятна на плоской поверхности лишают её цельности, резко искажают её восприятие, особенно если в поле зрения не попадают детали и сопряжения, подчеркивающие её форму.

Ритмическое расположение на плоскости «размытых» светлых и темных полос придает ей вид волнистой поверхности.

Постоянное уменьшение яркости на плоской поверхности может создать иллюзию цилиндрической поверхности.

При освещении помещений отраженным светом с помощьюсветящихся карнизов неравномерность освещения потолка может вызвать иллюзию провисания.

 

При неправильно выбранном приеме освещения в неменьшей степени искажается восприятие поверхностей сводов и куполов, широко применяемых, например, в метрополитенах, крытых рынках и др.

Если такие пространственные формы освещать равномерно, то зрительно такой прием уплощает свод (купол).

При применении в сводчатых и купольных конструкциях светящихся карнизов наиболее яркими обычно бывают прилегающие к карнизу части свода, а наименее яркими – центральные их части. Это тоже иногда порождает иллюзию уплощения свода.

Для придания своду большей глубины предпочтителен прием освещения, при котором его яркость повышается от периферии к центру свода.

 

Наиболее часто встречающиеся в интерьерах архитектурные членения (кессоны, балки, фермы, ребра) целесообразно выявлять светоцветовым рисунком, подчеркивающим тектонические качества потолка. Это обеспечивается таким расположением светящего плафона в центре кессона, при котором нижний уровень плафона выше уровня ребер.

 

Колонны круглого сечения лучшевоспринимаются при неравномерномосвещении, когда соотношение световых потоков, освещающих колонны с разных сторон, составляет не менее 1:3.

Объемность колонн квадратного или прямоугольного сечения может быть подчеркнута различной цветностью освещения смежных поверхностей.

Применение направленного освещения колонн (особенно с каннелюрами) в сочетании с рассеянным придает им большую выразительность благодаря возникновению градаций светотени.

 

Важную роль при восприятии интерьера играет фактура отделочных материалов.

Шероховатые плоскости (штукатурка, гранит или мрамор «под бучарду», бетон и др.) кажутся одинаковые с любых точек наблюдения.

Зеркальные плоскости (стекла, металл, пластики) теряют свою форму и выразительность, так как кажутся неравнояркими.

Видимость текстуры и фактуры материала оказывает существенное влияние на оценку глубины пространства:

когда фактура или текстура поверхности отчетливо видна, у зрителя возникает иллюзия, что поверхность находится на близком от него расстоянии – скользящий свет выделяет фактуру поверхности;

освещенный потолок кажется нам более удаленным, если его фактура не видна – это явление наблюдается обычно в диапазоне средних яркостей.

 

 

При отраженном освещении интерьера тени не имеют четких границ и кажется, что они отсутствуют. В эстетическом плане такое распределение света в интерьере может придать ему монотонность, зрительно нарушить его тектонику и пластическую выразительность.

Прямое освещение благодаря контрастности способствует лучшему выявлению тектоники и пластики интерьера. Однако при этом приходится заботиться 1) об устранении дискомфорта и резкого контраста между светящими и глухими поверхностями потолка, а также 2) о создании светотени, придающей выразительность объемным деталям.

Равномерное освещение помещений лишает необходимой скульптурной выразительности лица зрителей. Поэтому в интерьерах следует разнообразить светлотную композицию включением пятен повышенной яркости, расположенных в определенном ритме на стенах и потолке.

 

При формировании световой архитектуры интерьеров не следует выделять и обособленно решать световую задачу только центрального помещения. Подобно симфонии, световая архитектура имеет свой лейтмотив, ведущий посетителя к парадному залу здания и связывающий помещения в цельную светодинамическую композицию.

Для этого намечается порядок возрастания и спада яркостей. Используя адаптацию как средство, повышающее восприимчивость к свету и организующее зрительное поведение человека.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Проекционное черчение. Сечения | Правила записи точечных групп симметрии
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1597; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.055 сек.