Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть V. Специфическое применение




Глава 16. Профессиональный стресс............................334

Цикл развития профессионального стресса.........................334

Что такое профессиональный стресс?..............................336

Почему нас так волнует профессиональный стресс?..................339

Профессиональный стресс и болезни..............................342

Физиологические последствия.................................342

Болезненные состояния.......................................343

Психологические последствия..................................343

Профессиональные стрессоры....................................344

Недостаточное участие........................................344

Ролевые проблемы...........................................345

Неудовлетворенность работой..................................346

Рабочая среда................................................346

Трудоголизм...................................................346

Профессиональное выгорание....................................349

Женщины и работа вне дома.....................................353

Сексуальные посягательства на работе...........................355

Домашнее предприятие — работа в доме............................357

Вмешательства.................................................359

Воздействие на жизненные ситуации............................359

Воздействие на восприятие....................................359

Регуляция эмоционального возбуждения.........................360

Регуляция физиологического возбуждения.......................360

Управление профессиональным стрессом...........................361

Выводы.......................................................361

Глава 17. Стресс и студенты колледжей....................... .. 368

Первокурсники.................................................369

Изменение образа жизни......................................369

Оценки.....................................................371

Академическая перегруженность................................372

Дружба.....................................................372

Любовь.....................................................373

Секс........................................................376

СПИД......................................................378

Другие заболевания, передающиеся половым путем (ЗППП)........380

Насилие.................................................... 380

Стеснительность.............................................381

Ревность....................................................382

Разрыв отношений...........................................382

Студенты старших возрастов.....................................383

Карьера и обучение...........................................383

Семья и школа...............................................384

Неуверенность в себе.........................................384

Представители меньшинств в студенческой среде....................385

Воздействия....................................................386

Воздействия на жизненную ситуацию...........................386

Воздействие на восприятие....................................389

Воздействие на эмоциональное состояние........................390

Воздействие на физиологическое состояние......................390

Выводы.......................................................391

Глава 18. Стресс в семье.....................................395

Семья.........................................................395

Потребности, удовлетворяемые семьей..........................395

Эффективная семья..........................................397

Меняющаяся семья...........................................398

Брак..........................................................398

Совместное проживание.........................................399

Развод........................................................ 401

Неполные семьи................................................402

Стрессоры в семье..............................................402

Семья, в которой оба родителя работают.........................403

Дети.......................................................404

Планирование семьи..........................................405

Усыновление................................................406

Мобильность................................................409

Насилие в семье.............................................411

Финансовые стрессоры.......................................413

Другие стрессоры.............................................414

Модель стресса в семье..........................................415

Воздействия...................................................416

Воздействия на жизненную ситуацию...........................416

Воздействие на восприятие....................................420

Воздействие на эмоциональное состояние........................422

Воздействие на физиологическое состояние......................422

Выводы.......................................................422

Глава 19. Стресс и пожилые люди..............................427

Пожилые люди: описание........................................428

Тест уровня знаний о пожилом возрасте............................428

Приспособление в старости.......................................429

Эрик Эриксон. Концепция кризиса жизни........................429

Роберт Хавигхерст. Задачи развития............................430

Позитивное изменение........................................430

Выход на пенсию..................................,............431

Обслуживание и уход...........................................433

Смерть и умирание.............................................435

Смерть.....................................................436

Умирание...................................................437

Скорбь........................................................438

Вмешательства.................................................440

Воздействия на жизненную ситуацию...........................440

Воздействие на восприятие....................................443

Эмоционально активирующие воздействия.......................445

Физиологические активирующие воздействия....................446

Выводы.......................................................447

Эпилог........................................................451

Алфавитный указатель

Предисловие

Первое издание этой книги вышло по двум причинам. Во-первых, общаясь со своими студентами, коллегами, друзьями и родственниками, я вдруг осознал, что у них всех есть острая необходимость понять, как справляться со стрессом, неми­нуемо подстерегающим нас в жизни. Проанализировав этот вопрос более основа­тельно, я понял, что помогал многим, но всегда оставался глух к просьбам одного человека — этим человеком был я. Да, мне тоже была необходима помощь в борьбе со стрессом. Второй причиной послужили особенности литературы, посвященной стрессу. На мой взгляд, она была либо интересной, либо информативной, но эти два качества редко сочетались. Более того, я даже не подозревал, что проблема борьбы со стрессом настолько сложна. Мне казалось, что в книгах на эту тему описывалась та или иная часть данной проблемы и вместе с тем опускались неко­торые основные положения. На сегодняшний день эти две причины остаются в силе, поэтому в свет выходит седьмое издание книги Comprehensive Stress Manage­ment («Комплексное управление стрессом»).

Книга, которую вы держите в руках, написана доступным языком и содержит больше информации, чем другие издания. Ее композиция обусловлена понима­нием стресса как реакции на жизненную ситуацию, воспринимаемую с огорчени­ем и обидой, что проявляется в эмоциональном и психическом реагировании. В этой книге содержится много научной и статистической информации, но, что­бы вдохнуть в нее жизнь, я включил в нее также анекдоты, шутки и примеры, взя­тые из личного опыта. К тому же в данном издании представлено множество ме­тодов оценки и измерений, поэтому для каждого читателя содержание книги обретет личностный смысл.

Что нового в этом издании?

Все мы учимся на собственном опыте, и я не исключение. В седьмое издание Comprehensive Stress Management внесены изменения, учитывающие рекоменда­ции читателей предыдущих шести изданий. Изменения заключаются в следую­щем.

1. В главе 3 изложены последние данные исследований взаимосвязи ишемической болезни сердца, стресса и выработки гомоцистина (homocysteine). Исследователи полагают, что стресс, гнев и враждебность стимулируют выработку гомоцистина, а это в свою очередь приводит к ишемической бо­лезни сердца. Там же обсуждаются и другие факты, касающиеся ишемиче­ской болезни, например низкий социально-экономический статус, состоя­ния безнадежности, отчаяния и ритм сердцебиения.

2. В этой же главе описывается исследование в области прикладной и альтер­нативной медицины, которое проводится национальными институтами здравоохранения и альтернативной медицины (National Institutes of Healths Office of Alternative Medicine's). Фактор стресса рассматривается с разных точек зрения при исследовании причин тех или иных заболеваний.

3. Чтобы осветить наиболее важные современные взгляды и открытия, в гла­ве 3 рассматривается посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). ПТСР — это достаточно распространенное расстройство, и к нему нужно отнестись с должным вниманием.

4. В главе 5 при обсуждении темы питания и стресса рассматриваются вегета­рианские, этнические и культурные пищевые пирамиды. В этой же главе приведена таблица, по которой читатель сможет высчитать свой собствен­ный индекс массы тела.

5. Тема социальной поддержки раскрыта более подробно. Разные виды под­держки и их преимущества описаны в главе 6. Так же обсуждаются гендерные различия, имеющие отношение к формам поддержки.

6. Появилась новая глава, «Духовность и стресс», посвященная вопросам ду­ховности и ее связи со стрессом. В ней обсуждаются духовное здоровье, ре­лигия и духовность, духовность и здоровье, прощение и здоровье, духовная болезнь и волонтерство.

7. В главе 12 приведены дополнительные релаксационные техники, такие как рефлексотерапия, ароматерапия и массаж. Кроме того, обсуждаются музыкотерапия и тай-цзы[1] как техника релаксации.

8. В главу 13 «Влияние на физиологическое возбуждение: физические упраж­нения» добавлена последняя информация, полученная из Американского колледжа спортивной медицины (American College of Sports Medicine), а также включены различные расчеты, чтобы помочь читателям определить соб­ственную готовность к физическим упражнениям и уровень здоровья. Это опросник готовности к физической активности (ОГФА) (Revised Physical Activity Readiness Questionnaire —PAR-Q), исправленная версия и тест здо­ровья по ходьбе Рокпорта.

9. В главе 15 «Разнообразие групп населения и стресс» появились дополне­ния об испаноговорящих американцах, расе и этносе; текущая статистика состояния здоровья, обсуждение позитивных аспектов этнических мень­шинств, описание стрессоров, с которыми сталкиваются этнические мень­шинства, таких как расизм, культурные конфликты и социализация.

10. В главе 16 приведено описание различных стрессовых факторов, связан­ных с профессиональной деятельностью.

11. В главе 16 большое место уделено проблеме трудоголизма. Обсуждаются работающие трудоголики, компульсивные трудоголики, перфекционисты, компульсивно-зависимые трудоголики. Проведены различия между трудо­голиками по степени вовлеченности, активности и энтузиазму.

12. В главе 16 также обсуждается тема сексуального посягательства и его по­следствий — физических, эмоциональных и социальных с точки зрения стресса.

13. В главе 18 подробно рассматривается проблема усыновления. Типы усы­новления (открытое и закрытое, опосредованное агентством, независимое или усыновление родственниками), готовность к усыновлению, опекунст­во и усыновление, а также трудности, связанные с обнаружением биологи­ческого родителя.

14. В главе 18 обсуждается влияние финансовых стрессоров на личность и се­мью. Поднимаются темы влияния минимальной зарплаты, стоимости вос­питания детей и необходимости планирования финансов. Разбирается про­блема регуляции восприятия в ситуации финансового стресса. В этой же главе даны полезные советы относительно планирования бюджета.

15. Появились педагогические новшества, такие как ссылки на интернет-сай­ты в конце каждой главы.

16. Добавлены ссылки на современную литературу, последние статистические данные, увеличен объем материала на наиболее актуальные темы (напри­мер, разнообразие финансовых стрессоров в главе 18).

17. Старые фотографии заменены на новые и более уместные.

Все указанные изменения отражены в оглавлении, представленном в более интересном и поучительном виде.

Для педагогов

1. В отдельных главах появились блоки «Позаботьтесь о своем окружении», которые включают информацию, побуждающую читателей использовать свои знания для снижения уровня стресса у окружающих людей.

2. Каждая глава заканчивается выводами, систематизирующими изложенный материал

3. Библиография для заинтересовавшихся той или иной темой читателей расширена и приведена в конце книги.

Структура книги

Первая часть этой книги целиком посвящена стрессовой реакции и ее взаимосвя­зи с различными заболеваниями. В главах 2, 3 и 4 рассказано, как преодолевать стресс, как «вклиниваться» в звено между стрессором и психологической реакци­ей. Используя информацию, полученную в этих главах, вы научитесь ограничи­вать вредоносное влияние тех стрессоров, с которыми вам приходится сталки­ваться. Иначе говоря, вы научитесь приспосабливаться к ситуациям, реагировать менее эмоционально на события и ограничивать длительность действия стрессо­ров. В главе 5 обсуждаются домохозяйки, люди, работающие вдали от дома, дети, подростки и студенты. Техники управления стрессом, снижающие его отрица­тельное влияние, адаптированы для каждой из вышеперечисленных групп и пред­ставлены во II, III и IV частях книги.

Лейтмотив данной книги — мысль о том, что обычно люди контролируют свою жизнь и окружающие условия гораздо в большей степени, чем они осозна­ют. К сожалению, большинство из нас не развивают эту способность к контролю и нередко теряют ее в условиях стремительных перемен и стрессов, которыми изобилует наша жизнь. Управление стрессом позволит вам вновь обрести кон­троль над собой: в этой книге описано, как этого достичь.

Благодарности

Очень много людей принимали участие в этом проекте. Я никогда не смогу от­благодарить их как следует, но, надеюсь, упомянув их имена здесь, я дам им по­нять, что ценю их помощь очень высоко.

Во-первых, я выражаю благодарность своим студентам, которые научили ме­ня управлять стрессом в той же мере, что и я научил их. Я черпаю знания не толь­ко из их работ, которые они сдают мне, но и наблюдая за их образом жизни. Глядя на них, я сам учусь справляться со стрессом.

Затем я хочу поблагодарить своих коллег из Университета в Мэрилэнде. Они стимулируют и побуждают меня к развитию — хотя бы ради того, чтобы идти в ногу с ними. В частности, я хочу поблагодарить Роберта Фельдмана, автора гла­вы 13, чей вклад в эту книгу очевиден и неизмерим.

И конечно же, я благодарен тем критикам, комментарии которых раздражали, удивляли и сердили меня. Их вклад оказался гораздо большим, чем я того ожи­дал. Они также воодушевляли меня и делали важные замечания. Благодаря им эта книга получилась значительно лучше, нежели была бы без их участия. Вот имена этих критиков:

Аллисон Эветт, Университет Пердью;

Рик Б. Ламбсон, Университет Южной Юты;

Чарльз Реджин, Невадский университет в Лас-Вегасе;

Кэтэрин А. Кеннеди, Университет штата Колорадо;

Дэвид М. Ферст, Государственный университет Сан Хосе;

Хани У. Нэшмен, Университет Джорджа Вашингтона;

Кэти Уэбстер, Калифорнийский государственный университет в Фюллертоне;

Эмили Патришия Т. Зарко, Университет Юго-Восточной Луизианы.

Я хочу поблагодарить и наших респондентов, которые предоставляли необхо­димую информацию для Обучающего центра on-line по направлению «Комплекс­ное управление стрессом» (Comprehensive Stress Management), вносили свои пред­ложения и советы по поводу программного обеспечения и технологий:

Джерри Браза, Университет Западного Орегона;

Розкнн М. Лайли, Университет Пердыо;

Пол Спектор, Университет Южной Флориды;

Эмили Патришия Т. Зарко, Университет Юго-Восточной Луизианы;

Лора А. Лоуи, Университет Айовы;

Маной Шарма, Университет Небраски в Омахе;

Джинн Л. Уивер, Университет Центральной Флориды.

Я также благодарю за поддержку моего издателя в WCB/McGraw-НШ Pub­lishers Вики Мэлини. Я хочу заявить во всеуслышание о ее огромном вкладе в эту книгу. Ее отношение и успех отражают качественный уровень издательской группы WCB/McGraw-Hill Publishers. Также я хочу поблагодарить Ширли Оберброклин, издателя и разработчика седьмого издания «Комплексного управления стрессом», за помощь в преодолении подчас очень сложных препятствий на пути выхода этой книги в свет.

И самое главное — моя семья. Она не только уважала мою потребность в ти­шине во время работы, но и вдохновляла меня. Карен, Кэри и Тодд! Я нечасто го­ворю вам о том, что вы очень помогаете мне в моей работе, но это действительно так, и я принимаю вашу поддержку и высоко ценю ее.

Часть I Научные открытия

ГЛАВА 1

Что такое стресс?

Был приятный весенний денек — светило солнце, дул легкий ветерок, температу­ра воздуха была около 20 градусов. Это был один из таких дней, в который мне следовало бы поиграть в теннис, побегать трусцой или поучить сына кататься на велосипеде (очень нудное, но все же необходимое занятие). Вместо этого я сидел на корточках на обочине дороги в северной части штата Нью-Йорк, и меня тош­нило. История о том, как в такой славный день я оказался в таком бесславном по­ложении, для многих может послужить хорошим уроком.

В то время я был доцентом Нью-Йоркского государственного университета в Буффало и отыгрывал свое всезнайство на ничего не подозревающих и невинных студентах. Я добился успеха в каждом из трех направлений университетской дея­тельности — преподавании, исследованиях и публикациях, а также университет­ских и общественных службах, что является критерием профессиональной ус­пешности, компетентности и авторитета. Отношение студентов к моим занятиям было весьма лестным. У меня накопилось пятнадцать публикаций в профессио­нальных журналах, и я подписал контракт на свою первую книгу. Это было дос­таточно много для преподавателя и для развития синдрома «сделать или уме­реть». Я должен был работать на общественное мнение и соответствовать его критериям.

Меня стали приглашать делать доклады в общественные группы. Вскоре я об­наружил, что способен воодушевлять аудиторию своими выступлениями и семинарами-практикумам и на различные темы, которые так или иначе относились к сфере моей компетенции — образовательным программам о здоровье. Я выступал в местном Kivanis Club с докладом на тему «Техники профилактики и лечения ' наркомании», а также в кооперативном детском саду «Зеленые просторы» с лек­цией для родителей и воспитателей на тему «Профилактика наркомании у ма­леньких детей». Я проводил занятия в старших классах колледжа Медэйл на тему «Сексуальное образование», а также семинары в разных школах этого округа на та­кие темы, как «Для чего необходимы знания о здоровом образе жизни?», «Ценно­сти и обучение», «Групповой процесс» и «Тренинговая программа по профилак­тике курения». Все это стало приобретать некие устойчивые формы, и с местных презентаций я перешел к региональным и национальным семинарам, представ­ляя свои работы в разных штатах и на национальных встречах.

Моя жизнь менялась быстро и часто. Я поехал в Буффало в качестве доцента и поднялся там на две ступеньки вверх, вернувшись профессором, ответственным за программу обучения здоровому образу жизни. Когда я уезжал из Буффало, на моем счету было более сорока публикаций в профессиональных журналах, а моя

вторая книга уже готовилась к выходу. Во время своего пребывания в Буффало я выступал на радио и в телевизионных программах, что стало предметом обсуж­дения многих газет. В Буффало я купил свой первый дом, у меня родились двое детей, и там же я выиграл свой первый теннисный матч. Короче говоря, в Буффа­ло я добился успеха.

Так почему же меня рвало? Дело было в том, что я пережил слишком много изменений за слишком короткий период времени. Я часто задумывался, так ли я хорош, как остальные, или же мне просто везет. Я стал чувствовать стеснение, об­щаясь с другими людьми, а во время выступлений перед группой людей испыты­вал едва переносимую тревогу. Эта тревога была настолько сильна, что в один прекрасный весенний денек, когда светило солнце и дул легкий ветерок, а я ехал в Уитфилд, штат Нью-Йорк, чтобы выступить с докладом для группы учителей, школьных администраторов и родителей, у меня прихватило желудок. Я остано­вил машину на обочине, пулей вылетел из нее, меня вырвало, я сел обратно в ма­шину, приехал в Уитфилд и прочитал часовую лекцию, содержание которой до сих пор не может вспомнить никто из присутствовавших.

Тогда я не знал того, что знаю сейчас: я находился в стрессовом состоянии, да­же чрезмерно стрессовом. И тогда я не знал, что с этим делать. Казалось, все шло отлично и не было причин для тревоги и болезни. Думаю, что сейчас я понимаю произошедшее, и хочу поделиться своими знаниями с вами. Мне хочется расска­зать вам о том, что такое стресс и как им управлять. Воспользовавшись предло­женными рекомендациями, вы сделаете свою жизнь более гармоничной, а с точки зрения здоровья будете чувствовать себя значительно лучше.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.