Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модель положительного стресса




Комплексное управление стрессом

Некоторые методики борьбы со стрессом предлагают только один или несколько способов, позволяющих справиться со стрессом. Они устанавливают барьер лишь в одной точке модели теории стресса. Другие программы обучают медитации, йоге или умению обращаться со временем. Несовершенство этих методик станет очевидным, если представить взаимодополняющий характер действий по борьбе со стрессом в рамках нашей модели.

На каждом этапе цепной реакции, вызванной стрессовой ситуацией, можно устранить лишь часть возникших негативных последствий. Установление барьера (вмешательство с применением определенного приема) только в одном месте по­зволяет лишь частично ослабить происходящие процессы. Каждый из барьеров способен погасить лишь часть негативного импульса; ни один из них не предот­вращает дальнейшее развитие процесса. Поэтому обучение отдельным приемам борьбы со стрессом приносит некоторую пользу, но не позволяет использовать все имеющиеся возможности.

Комплексное управление стрессом предусматривает вмешательство на всех фазах модели стресса и методы противодействия ему на каждом этапе. Как видно из оглавления этой книги, главы с 5-й по 13-ю знакомят с необходимыми для это­го средствами. Каждая из глав фокусируется на одной фазе модели теории стрес­са и описывает несколько путей анализа и в дальнейшем — устранения части стресса, испытанного в этой фазе. Однако вы не должны стремиться полностью устранить стресс. Как мы уже говорили, существует оптимальный уровень стрес­са. Устранение стресса в полном объеме не только невозможно, но и нежелатель­но. Комплексный подход к борьбе со стрессом не ставит такой задачи, а дает представление о природе положительного стресса.

До сих пор мы фокусировались на негативных последствиях стресса: болезнях, недомоганиях, снижении работоспособности и межличностных конфликтах. Од­нако мы можем использовать ту же самую модель стресса, чтобы лучше понять его позитивные следствия. Положительным стрессом мы называем такой стресс, который характеризуется позитивными для конкретного человека результатами, а также такой, который создает наиболее благоприятные условия для выполне­ния работы.

Различные компании предлагают оборудование для установления биологической обратной связи, которое имеет относительно невысокую стоимость. Это аппарат для измерения кожно-гальванической реакции

В качестве примера положительного стресса приведем следующую ситуацию. Я веду курс, который содержит информацию о способах борьбы со стрессом. Этот курс обучения проводится факультативно. Он включает большинство тем, обсуждаемых в этой книге. Оглавление данной книги отражает порядок изложе­ния и число изучаемых тем. Моя задача — вызвать у студентов интерес к изуче­нию предмета. Так как очень легко упустить один из компонентов, я стараюсь об­ратить внимание учащихся на взаимосвязь компонентов между собой. Например, они должны понять, что управление временем и биологическая обратная связь

Барьерами могут быть прописанные лекарства или лекарства, принимаемые по своему усмотрению. Также барьер может заключаться в спокойном вос­приятии ситуации

(biofeedback) — две кажущиеся несвязанными между собой темы — равноценные составляющие системы управления стрессом.

Я пришел к выводу, что способность занимающихся на моих курсах освоить разнообразный материал как единое целое следует проверять на заключительном экзамене. Экзамен выполняет роль положительного стресс-фактора, вызывая стресс у тех, кому хочется показать себя на экзамене с лучшей стороны и кто под действием стресса прилагает больше усилий для освоения материала. Такой стресс благотворен и полезен и поэтому является положительным.

Используем эту модель стресса для объяснения позитивных последствий. Следующий этап: мои студенты рассматривают тест как угрозу и воспринимают его как стрессовую ситуацию. Это выражается в таких эмоциях, как страх и бес­покойство, что приводит к физиологическому возбуждению. Однако из-за этого стресса студенты больше времени отводили на подготовку и, следовательно, сей­час знают больше. Положительный результат: теперь они знают больше о стрессе и о том, как с ним справляться, чем если бы они знали, не пережив эту ситуацию. Они чувствуют себя увереннее, готовятся к экзамену лучше, чем могли бы в про­тивном случае. Таким образом, вы видите, что модель стресса может использо­ваться для объяснения как негативных, так и позитивных последствий стресса.

Могу поспорить, что и вы испытали воздействие стресса, в результате которо­го ваша самооценка как человека, способного противостоять трудностям, повы­силась. Не имеет значения, был ли этот стресс позитивным событием в вашей жизни, которое потребовало значительного приспособления, или неприятным событием, вынудившим вас произвести переоценку ценностей, например в ре­зультате смерти близкого вам человека. В любом случае можно говорить о том, что вы подверглись стрессу, «приносящему пользу». Ниже приведены другие примеры «полезного» стресса.

1. Вам поручено сделать доклад перед группой людей, стресс заставляет вас хорошо к нему подготовиться.

2. Вы хотите пригласить кого-то на свидание и думаете, как это лучше сделать.

3. Любимый человек говорит вам о тех ваших чертах, которые ему не нравят­ся. Вы используете эту информацию для самосовершенствования.

Владение собой. Как установить контроль над ситуацией •

Если бы нужно было кратко сформулировать содержание этой книги, то я сделал бы это так: вы способны контролировать себя значительно в большей степени, чем думаете либо представляете себе. Умение справляться со стрессом на самом деле представляет собой способность пользоваться имеющимися рычагами управ­ления, не уступая этой возможности кому-то другому или обстоятельствам. По­звольте мне привести пример такого рода контроля, который вы имеете над со­бой. Вспомните случай, когда вы на кого-то сильно разозлились. Вспомните, что предшествовало вашему гневу, что произошло перед этим, какой был день? Ка­кая была погода? Чего вы ожидали? Каковы были ваши прежние взаимоотноше­ния с этим человеком? Что заставило вас разозлиться на этого человека? Также вспомните свою гневную реакцию во всех подробностях. Что вы чувствовали, что

вам хотелось сделать, что вы делали в действительности, каким образом это все выражалось?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 658; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.