Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ж. Ресурсный кризис. 2 страница




- странам необходимы планы рационального ведения лесного хозяйства, основанные на безопасных для окружающей среды рекомендациях.

 

6. Природоохранительное сотрудничество стран - членов СНГ

 

С учетом остроты экологических проблем на территории бывшего СССР, низкого уровня развития законодательства об окружающей среде задача развития природоохранительного сотрудничества в Содружестве независимых государств является актуальной.

Такое сотрудничество осуществляется как на двухсторонней основе, так и в рамках Соглашения о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды, подписанного в феврале 1992 г. Азербайджаном, Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Российской Федерацией, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном, Украиной.

Стороны Соглашения договорились о выработке и проведении согласованной политики в области охраны и использования земель, почв, недр, лесов, вод, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, естественных ресурсов континентального шельфа, экономической зоны и открытого моря за пределами национальной юрисдикции с учетом соглашений, ранее заключенных СССР.

Чтобы обеспечить ведение согласованной политики в области охраны окружающей среды, государства признали необходимым:

- гармонизировать принимаемые ими природоохранительные законодательные акты, экологические нормы и стандарты;

- совместно разрабатывать и осуществлять межгосударственные программы и проекты в области природопользования и охраны окружающей среды, включая программы безопасного уничтожения и нейтрализации химического и ядерного оружия, высокотоксичных и радиоактивных отходов;

- применять общие подходы, критерии (показатели), методы и процедуры оценки качества и контроля состояния окружающей среды и антропогенных воздействий на нее, обеспечивая сопоставимость данных о состоянии окружающей среды в межгосударственном масштабе;

- использовать согласованные методики при оценке антропогенных воздействий на окружающую природную среду;

- унифицировать методы нормирования антропогенных воздействий на окружающую среду;

- создать и поддерживать межгосударственную экологическую информационную систему и представлять информацию в распоряжение других сторон.

Для выполнения изложенных положений Соглашения стороны приняли решение создать Межгосударственный экологический совет, образовать при нем Межгосударственный экологический фонд, необходимый для выполнения согласованных межгосударственных экологических программ.

Межгосударственный экологический совет обеспечивает:

- осуществление координации и проведение согласованной политики в области охраны окружающей среды;

- проведение с участием представителей заинтересованных сторон экологической экспертизы программ и прогнозов развития производительных сил, инвестиционных и иных проектов, реализация которых затрагивает или может затрагивать интересы двух или более сторон;

- оказание содействия в разрешении экологических споров и др. В Межгосударственный экологический совет входят руководители природоохранных органов государств - участников Соглашения. Совет действует на паритетной основе и принимает решения на основе консенсуса.

Важную роль в развитии природоохранительного сотрудничества в рамках СНГ призвана играть Межпарламентская ассамблея. В ее структуре создан Отдел по охране окружающей среды. Ассамблея выполняет совещательные, консультативные функции. Важнейшим полезным направлением ее деятельности является подготовка модельных законов в области природопользования и охраны окружающей среды. Развитие этого направления деятельности Межпарламентской ассамблеи будет способствовать решению двух сложных для выполнения отдельными государствами задач. Первая касается увеличения возможностей принять качественные национальные законы. Это особенно актуально с учетом дефицита в ряде государств юристов-экологов. Вторая - посредством разработки модельных законов обеспечивать гармонизацию принимаемого в рамках содружества законодательства в сфере окружающей среды, что предусмотрено Соглашением.

 

7. Международная ответственность

за экологические правонарушения

 

Проблема международной ответственности государств является одной из сложнейших в международном праве и не имеет однозначного решения ни в доктрине, ни в практике межгосударственного общения. Она является коренной для обеспечения международного правопорядка. Сущностью международной ответственности за экологические правонарушения является наступление для субъекта международного права окружающей среды, нарушившего предусмотренные им требования, неблагоприятных последствий.

Основанием применения международной ответственности служит экологическое правонарушение, которое проявляется в основном либо в невыполнении субъектом международного права окружающей среды взятого на себя международного обязательства, либо в причинении экологического ущерба посредством загрязнения моря нефтью, трансграничного загрязнения окружающей среды соседним государством и т.п.

Важным элементом международного экологического правонарушения служит причинно-следственная связь между противоправным поведением субъекта международного права и причиненным экологическим ущербом. Существенное значение имеет вина правонарушителя. Одновременно в современной международной практике применяется и безвиновная или объективная (strict liability) ответственность.

В соответствии с современным международным правом международные правонарушения подразделяются на преступления и деликты. Понятие международного преступления определено в ст. 19 Проекта статей о международной ответственности, разработанного Комиссией международного права. Это международно-правовое деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом. В соответствии с международными нормами права окружающей среды международные экологические преступления могут, в частности, быть результатом тяжкого нарушения международного обязательства, имеющего основополагающее значение для защиты окружающей среды, такого как обязательство, запрещающее массовое загрязнение атмосферы или морей.

Всякое международно-правовое деяние, которое не является международным преступлением, признается международным деликтом, или ординарным правонарушением.

В международном праве предусмотрено два вида ответственности государства: материальная и нематериальная (политическая). Материальная ответственность применяется посредством репарации, т.е. материального, в основном денежного возмещения ущерба, или ресторации, т.е. восстановления нарушенного состояния природной среды. Международная практика свидетельствует о том, что причинение вреда природной среде, как правило, влечет возмещение только прямого ущерба.

Нематериальная (политическая) ответственность применяется в разных формах: сатисфакции (к примеру, принесение извинений, наказание государством виновных), применения экономических и иных санкций вплоть до применения вооруженной силы.

Характерно то, что лишь немногие международные конвенции, договоры и соглашения предусматривают меры ответственности. Как правило, в них не устанавливаются конкретные санкции за совершаемые экологические правонарушения. В некоторых международных актах в области охраны окружающей среды, касающихся ее загрязнения, ответственность регулируется достаточно подробно.

Так, Брюссельская конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (1969 г.) установила объективную ответственность судовладельца за ущерб от загрязнения нефтью, причиненный в территориальных водах прибрежного государства судами, принадлежащими государству, подписавшему Конвенцию, которые используются в коммерческих целях. Собственник судна отвечает за всякий ущерб от загрязнения моря, который явился результатом утечки или слива нефти.

Данная Конвенция предусматривает обязательное страхование ответственности за ущерб от загрязнения при перевозке судном более 2000 т нефти наливом. В качестве альтернативы страхованию Конвенция дает владельцу судна возможность предоставить иное финансовое обеспечение, к примеру гарантию банка или свидетельство, выданное международным компенсационным фондом, на сумму, соответствующую пределу ответственности, установленному Конвенцией. Каждому судну, выполнившему это требование, выдается свидетельство. При его отсутствии судну может быть запрещено заходить или покидать порт государства - участника Конвенции.

В Брюссельской конвенции установлен предел ответственности, равный 210 млн. условных золотых франков (2 тыс. франков за 1 регистровую тонну вместимости судна). Собственник судна может быть освобожден от ответственности, если докажет, что ущерб:

- явился результатом военных действий, враждебных действий или стихийного явления;

- был всецело вызван действием или бездействием третьих лиц с намерением причинить ущерб, или был всецело вызван небрежностью или иным неправомерным действием правительства или другого органа власти, отвечающего за содержание в порядке огней и других навигационных средств, при исполнении этой функции.

Женевская конвенция о гражданской ответственности за ущерб, причиненный при перевозке опасных грузов автомобильным, железнодорожным и внутренним водным транспортом (1989 г.), установила, что за ущерб, причиненный любым опасным грузом в ходе его перевозки с момента инцидента ответственность несет перевозчик. Как и по Брюссельской конвенции, перевозчик освобождается от ответственности, если докажет, что ущерб явился результатом военных действий, враждебных действий или стихийного явления; вызван действием третьих лиц с намерением причинить ущерб.

Особый пример возложения международной ответственности за вред, причиненный природной среде, представляет ответственность, применяемая вследствие военных действий. Несмотря на действие Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.), в ходе войны в Персидском заливе осуществлялось преднамеренное крупномасштабное разрушение природной среды в военных целях. Уже через несколько дней после начала войны действия иракских войск привели к разливу 6 - 8 млн. баррелей кувейтской нефти в воды Персидского залива. За 4 дня бомбардировок Ирак взорвал большую часть из 1250 нефтяных скважин Кувейта, в результате чего возникли пожары на почти 600 нефтяных скважинах и были залиты нефтью огромные площади страны. Совет Безопасности ООН в Резолюции N 687 от 3 апреля 1991 г. подтвердил ответственность Ирака перед иностранными государствами, физическими и юридическими лицами за ущерб, нанесенный окружающей среде, и за уничтожение природных ресурсов в результате вторжения в Кувейт. В соответствии с этой Резолюцией был создан фонд, средства в который должны поступать от Ирака в сумме, составляющей около четверти его годовых доходов от добычи нефти. Эти средства предназначались для покрытия ущерба, который, по оценкам, достигал 50 млрд. долл.

 

8. Международный экологический суд

 

В практической деятельности мирового сообщества возникают экологические споры, требующие разрешения международными органами. В этих целях в июле 1993 г. в составе Международного суда ООН (Гаага) создана "камера по экологическим вопросам".

По инициативе группы юристов на учредительной конференции, проведенной в Мехико в ноябре 1994 г., был учрежден Международный суд экологического арбитража и примирения (Международный экологический суд) <149>. Он является неправительственной организацией. Первый состав судей включает 29 юристов-экологов из 24 стран.

--------------------------------

<149> Колбасов О.С. Международный экологический суд // Государство и право. 1996. N 5. С. 158.

 

Деятельность Международного экологического суда регулируется его уставом, в соответствии с которым суд разрешает международные споры по вопросам охраны окружающей среды и природопользования в трех формах: а) путем консультирования заинтересованных сторон по их просьбе на основе юридического анализа конкретной ситуации; б) путем примирения спорящих сторон на основе принятия компромиссного решения спорной ситуации, которое устраивает обе стороны. Решение может быть оформлено в виде соглашения, исполняемого добровольно на взаимной основе; в) путем проведения полноценного судебно-арбитражного процесса по взаимному желанию сторон с вынесением решения, которое стороны заранее признают для себя обязательным.

Рассмотрение споров в Международном экологическом суде основано на принципах третейского суда. Стороны сами принимают решение об обращении в суд и выбирают из его состава трех или более судей для рассмотрения дела.

Круг лиц, которые могут обращаться в Международный экологический суд, неограничен. Это могут быть частные лица, общественные организации, государственные органы, включая правительства.

Международный экологический суд может рассматривать широкий круг споров. В него включаются споры, связанные с загрязнением окружающей среды соседнего государства и возмещением экологического вреда; недопущением, приостановлением или вовсе прекращением экологически вредной деятельности. Он рассматривает также споры, касающиеся использования и охраны разделяемых двумя и более государствами природных ресурсов. В числе некоторых других - споры о защите экологических прав граждан.

Рассмотрение дел в Международном экологическом суде основано на международном праве окружающей среды, национальном законодательстве сторон, на прецедентах.

 

Приложение 1

 

ЗАКОНЫ И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ <*>

 

--------------------------------

<*> Не приводятся.

 

Приложение 2

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Адиханов Ф.Х. Экологическое право. Часть общая: Курс лекций. Барнаул: АГУ, 1994.

Адиханов Ф.Х. Экологическое право. Часть особенная: Курс лекций. Барнаул: АГУ, 1995.

Боголюбов С.А. Экологическое право России: Учебник. М., 1998.

Боголюбов С.А. Экологическое право России: Учебник. М., 2004.

Боголюбов С.А. Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. М., 1996.

Бринчук М.М. Правовая охрана атмосферного воздуха. М.: Наука, 1985.

Бринчук М.М. Правовая охрана окружающей среды от загрязнения токсичными веществами. М.: Наука, 1990.

Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. М.: Юристъ, 1998; 2000.

Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. М.: Юристъ, 1999.

Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. М.: Юристъ, 2003.

Бринчук М.М., Дубовик О.Л., Жаворонкова Н.Г., Колбасов О.С. Экологическое право: от идей к практике. М., 1997.

Бринчук М.М., Урсул А.Д., Мастушкин М.Ю. Правовые аспекты устойчивого развития: Учебное пособие. М.: Ступени, 2005.

Васильева М.И. Судебная защита экологических прав. Правовые вопросы возмещения и предупреждения экологического вреда. М., 1996.

Васильева М.И. Экологические права граждан. Основы теории: Учебное пособие. Тверь, 1999.

Вершило Н.Д. Правовая охрана окружающей среды и устойчивое развитие. Саратов, 2005.

Виноградов С.В. Международное право и охрана атмосферы. М.: Наука, 1987.

Вылегжанина Е.Е. Сохранение биосферы и международная ответственность. М., 1993.

Голиченков А.К. Организационно-правовые формы санитарно-экологического контроля в СССР. М., 1984.

Голиченков А.К. Экологический контроль: теория и практика правового обеспечения. М., 1991.

Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С., Рейф И.Е. Перед главным вызовом цивилизации. Взгляд из России. М.: ИНФРА-М, 2005.

Дубовик О.Л. Механизм действия права в охране окружающей среды. М.: Наука, 1984.

Дубовик О.Л., Жалинский А.Э. Причины экологических преступлений. М.: Наука, 1988.

Дубовик О.Л. Экологические преступления. Комментарий к главе 26 Уголовного кодекса РФ. М.: Спарк, 1998.

Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах: Учебное пособие. М., 2001.

Дубовик О.Л. Экологическое право. Элементарный курс. М.: Юристъ, 2002.

Дубовик О.Л. Экологическое право. М.: Проспект, 2003.

Дубовик О.Л., Кремер Л., Любе-Вольф Г. Экологическое право: Учебник. М.: Изд-во "Эксмо", 2005.

Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник. М., 1998.

Земельное право: Учебник / Под ред. проф. С.А. Боголюбова. М.: Норма, 1998.

Иконицкая И.А. Земельное право Российской Федерации. М.: ИГП РАН, 1999.

Как защитить ваши экологические права: руководство для граждан и неправительственных организаций / О.А. Яковлева, В.Л. Мищенко, В.В. Устюкова. М., 1996; Зеленый мир. 1997. N 6.

Козырь О.М. Правовые вопросы охраны окружающей среды от загрязнения агрохимикатами. М., 1989.

Колбасов О.С. Экология: политика - право. М.: Наука, 1976.

Колбасов О.С. Правовые исследования по охране окружающей среды в СССР. Итоги науки и техники. Серия "Охрана природы и воспроизводство природных ресурсов". Т. 5. М.: ВИНИТИ, 1978.

Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. М., 1982.

Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации. М., 1997.

Копылов М.Н. Введение в международное экологическое право: Учебное пособие. М.: Изд-во РУДН, 2007.

Кравченко С.Н. Имущественная ответственность за нарушение природоохранительного законодательства. Львов, 1979.

Кравченко С.Н. Социально-психологические аспекты правовой охраны окружающей среды. Львов, 1988.

Кремер Людвиг, Винтер Герд. Экологическое право Европейского союза / Отв. ред. профессор О.Л. Дубовик. М.: Городец, 2007.

Круглов В.В. Правовая охрана окружающей среды в промышленности. Свердловск, 1983.

Круглов В.В. Правовые вопросы охраны окружающей природной среды: Учебное пособие. Части 1, 2, 3. Екатеринбург, 1993, 1994.

Конституция Российской Федерации. Комментарий. М.: Юридическая литература, 1997.

Кравченко С.Н. Имущественная ответственность за нарушение природоохранительного законодательства. Львов, 1979.

Краснова И.О. Экологическое право и управление в США. М.: Байкальская академия, 1992.

Краснова И.О. Экологическое право США: исследование теории и практики развития. М., 1996.

Крассов О.И. Земельное право: Учебник. Третье изд. М.: Юристъ, 2007.

Крассов О.И. Экологическое право: Учебник. М.: Дело, 2001.

Крассов О.И. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. М.: Юристъ, 2001.

Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002.

Лисицын Е.Н. Охрана природы в зарубежных странах. М.: Агропромиздат, 1987.

Малышева Н.Р. Охрана окружающей среды от шумового воздействия (правовые и организационные вопросы). Киев: Наукова думка, 1984.

Малышева Н.Р. Гармонизация экологического законодательства. Киев, 1996.

Моткин Г.А. Основы экологического страхования. М.: Наука, 1996.

Муртазалиев А.М. Правовая охрана окружающей среды в бассейне Каспийского моря. Махачкала, 1997.

Охрана окружающей природной среды. Постатейный комментарий к Закону России. М.: Республика, 1993.

Петров В.В. Экологическое право России: Учебник. М., 1995.

Петров В.В. Экология и право. М.: Юридическая литература, 1981.

Постатейный комментарий к Закону РФ об охране окружающей природной среды. М., 1993.

Права человека. Итоги века, тенденции и перспективы / Отв. ред. член-корр. РАН Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2002.

Право природопользования в СССР. М.: Наука, 1990.

Правовая охрана окружающей среды в области промышленного производства. Киев: Наукова думка, 1986.

Правовая охрана окружающей среды в сельском хозяйстве. М.: Наука, 1989.

Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М., 1990.

Робинсон Н.А. Правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды в США. М.: Прогресс, 1990.

Розовский Б.Г. Правовое регулирование рационального природопользования. Киев: Наукова думка, 1981.

Современное экологическое право в России и за рубежом: Сборник научных трудов. М., 2001.

Тимошенко А.С. Формирование и развитие международного права окружающей среды. М.: Наука, 1986.

Транин А.А. Охрана окружающей среды: проблемы развития буржуазного права. М.: Наука, 1987.

Транин А.А. Национальные парки в СССР: проблемы и перспективы. М.: Наука, 1991.

Чичварин В.А. Охрана природы и международные отношения. М.: Международные отношения, 1970.

Шемшученко О.С. Организационно-правовые вопросы охраны окружающей среды в СССР. Киев: Наукова думка, 1976.

Шемшученко Ю.С. Правовые проблемы экологии. Киев: Наукова думка, 1989.

Шестерюк А.С. Вопросы кодификации законодательства об охране окружающей среды. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.

Шестерюк А.С. Экологическое право: вопросы теории и методологии анализа. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2000.

Экологическое право и рынок. М., 1994.

Эффективность юридической ответственности в охране окружающей среды. М.: Наука, 1985.

 

Приложение 3

 

ПРОГРАММА ПО КУРСУ "ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО"

 

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

 

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРИРОДЫ И ОБЩЕСТВА

 

Природа - источник жизни, материального и духовного благополучия.

Общая характеристика экологических проблем в мире и в России.

Концепции отношения общества к природе.

Причины кризисного состояния окружающей среды.

Пути решения экологических проблем.

Законы развития природы.

Декларация Рио по окружающей среде и развитию.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО КАК КОМПЛЕКСНАЯ ОТРАСЛЬ

РОССИЙСКОГО ПРАВА

 

Экологическая функция Российского государства.

Предмет экологического права.

Объекты экологических отношений.

Методы правового регулирования в экологическом праве.

Понятие экологического права как комплексной отрасли российского права.

История развития российского экологического права.

Проблемы дифференциации и интеграции в развитии экологического права.

Система экологического права.

Принципы экологического права.

Проблемы названия отрасли права.

Экологическое право как отрасль правовой науки и учебная дисциплина.

 

ИСТОЧНИКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРАВА

 

Понятие, особенности, классификация и система источников экологического права.

Конституционные основы регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Федеративные договоры.

Международные договоры РФ в области природопользования и охраны окружающей среды.

Закон как источник экологического права.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды". Его общая характеристика и место в системе источников экологического права.

Законодательство об окружающей среде.

Гражданское, конституционное, административное, предпринимательское, уголовное и иное законодательство как источник экологического права.

Нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств в системе источников экологического права.

Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Акты органов местного самоуправления и локальные акты в области природопользования и охраны окружающей среды.

Роль судебной практики в регулировании экологических отношений.

 

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

 

Понятие и виды экологических правоотношений.

Субъекты экологических правоотношений. Правоспособность и дееспособность.

Объекты экологических правоотношений.

Содержание экологических правоотношений.

Возникновение, изменение и прекращение экологических правоотношений.

 

ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЕЛОВЕКА

 

Понятие и виды экологических прав человека.

Состояние правового регулирования экологических прав человека.

Политическое и юридическое значение признания экологических прав.

Право на благоприятную окружающую среду.

Права общественных экологических формирований.

Гарантии реализации экологических прав граждан.

Защита экологических прав граждан.

Способы защиты экологических прав в сфере деятельности органов исполнительной власти.

Защита экологических прав граждан в общих судах.

Защита экологических прав граждан в Конституционном Суде РФ.

Защита экологических прав граждан Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.

Защита экологических прав граждан и Европейский суд по правам человека.

Обязанности каждого по охране природы и бережному отношению к природным богатствам.

 

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

 

Природные ресурсы - общественное достояние.

Понятие, содержание и формы права собственности на природные ресурсы.

Объекты права собственности на природные ресурсы.

Субъекты права собственности на природные ресурсы.

Право частной собственности на природные ресурсы.

Право государственной собственности на природные ресурсы.

Право муниципальной собственности на природные ресурсы.

Основания возникновения и прекращения права собственности на природные ресурсы.

Защита права собственности на природные ресурсы.

 

ПРАВО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

 

Понятие права природопользования, его виды.

Право общего природопользования.

Право специального природопользования.

Принципы права природопользования.

Субъекты права природопользования, их правовой статус.

Объекты права природопользования.

Содержание права природопользования.

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

И ОХРАНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Понятие и виды управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Принципы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Виды органов государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Органы общей компетенции.

Специальные органы государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды.

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды функциональными и иными органами.

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Понятие и роль экологически значимой информации.

Право граждан на экологически значимую информацию.

Право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.

Право на информацию об экологически значимых факторах, влияющих на здоровье.

Правовое регулирование сбора, накопления, распространения и доступа к экологически значимой информации.

Правовые ограничения свободного доступа к экологически значимой информации.

Источники экологически значимой информации.

Источники нормативной экологически значимой информации.

Российское экологическое федеральное информационное агентство.

Государственный статистический учет и отчетность.

Государственные кадастры природных ресурсов и объектов.

Мониторинг окружающей среды.

Федеральный регистр потенциально опасных химических и биологических веществ.

Экологический паспорт предприятия. Декларация безопасности промышленного объекта.

Государственный доклад о состоянии окружающей природной среды в Российской Федерации.

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ

 

Нормирование - основные правовые меры рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Система экологических нормативов.

Нормативы качества окружающей среды.

Нормативы предельно допустимых воздействий на состояние окружающей среды.

Нормативы изъятия (использования) природных ресурсов.

 

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ВОЗДЕЙСТВИЯ

НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

 

Понятие и значение оценки воздействия на окружающую среду в механизме правовой охраны окружающей среды.

Цели и объекты оценки воздействия на окружающую среду.

Содержание оценки воздействия на окружающую среду.

Участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду.

Понятие экологической экспертизы. Ее значение в правовом механизме охраны окружающей среды. Соотношение экологической экспертизы и ОВОС.

Виды и принципы экологической экспертизы.

Развитие законодательства в области экологической экспертизы. Объекты государственной экологической экспертизы.

Порядок проведения государственной экологической экспертизы.

Заключение государственной экологической экспертизы.

Общественная экологическая экспертиза.

 

ЛИЦЕНЗИОННО-ДОГОВОРНЫЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

 

Лицензирование и договор как правовые инструменты регулирования природопользования и охраны окружающей среды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.145 сек.