Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Большая советская энциклопедия




ПРИКАЗ — органы центрального государственного управления в Москве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Приказы назывались иначе палатами, избами, дворами, дворцами, третями или четвертями.

Слово приказ в смысле учреждения в первый раз встречается в 1512 году, в грамоте великого князя Василия Иоанновича Владимирскому Успенскому монастырю[1].

Судебник 1550 г. устанавливает систему приказного управления, основной каркас которой сохраняется до конца XVII в. Учреждаются приказы, обеспечивающие основные государственные нужды.

Коллегии заменили П., но последние не исчезли совсем. Некоторые из них — под собственным именем (Малороссийский, Сибирский П.), другие — под именем канцелярий (Ямская канцелярия) продолжали существовать и пережили даже Петра I. Приказная система только постепенно уступила место новому порядку вещей. К ней иногда возвращались и после Петра I. В 1730 г. был восстановлен, например, Сибирский П., просуществовавший до 1755 г., вновь учреждены Судный и Сыскной П. Окончательно следы старого приказного московского строя исчезли только с изданием в 1775 г. при Екатерине II Учреждения о губерниях. Название П. удержано и здесь для некоторых учреждений (например Приказ общественного призрения), но характер этих учреждений и их положение в общем строе государства были совсем иные.

ДЬЯК -(от греч. διακονος, diakonos — служитель) — начальник приказа. Например, посольский дьяк — начальник посольского приказа, думный дьяк — нижний чин в боярской думе. Приказные люди – служащие в гос учреждениях(приказные дьяки).

МЕСТНИЧЕСТВО – порядок назначения на должностьпо знатности рода и давности службы великому князю. Местничество, по словам Ключевского, - устанавливало не фамильную наследственность служебных должностей, а наследственность служебных отношений между фамилиями в 15 – 17 вв. Земский собор 1682 г. отменил этот порядок.

КОРМЛЕНИЕ - 1. территория, с которой бояре за судебно – административную власть получали ренту («корм»).

Кормление- 2.способ содержания должностных лиц за счёт местного населения на Руси до середины 16 в. Князь посылал в города и волости наместников и др. служилых людей. Население было обязано содержать их ("кормить") в течение всего периода службы. Наибольшего развития система К. достигает в 14—15 вв. По земской реформе 1555—56 К. было ликвидировано, а сборы на содержание кормленщиков правительство превратило в особый налог в пользу казны.

 

БОЯРСКАЯ ДУМА — это высший совет, состоявший из представителей феодальной аристократии[1]. Являлась продолжением княжеской думы в конце XIV века в новых исторических условиях Московского царства. Без думы не обходился ни один государь, не исключая и Ивана Грозного.

Самостоятельной роли боярская дума не играла, она всегда действовала вместе с царём, составляя совместно с государем единую верховную власть. По всем делам выносилось решение в следующей форме: «Государь указал и бояре приговорили» или «По государеву указу бояре приговорили».

Боярская дума просуществовала до конца XVII века и позднее была преобразована в сенат.

Боярская дума была политическим и аристократическим учреждением. Такой его характер обнаруживался в том, что большинство его членов почти до конца XVII в. выходило из известного круга знатных фамилий и назначалось в думу государем по известной очереди местнического старшинства.

В состав думы Московского государства входили только бояре в древнем значении этого слова, то есть свободные землевладельцы. Затем с превращением их в служилых людей возникло разделение на бояр вообще и бояр служилых в точном смысле. Высший класс служилых именуется «боярами введенными», то есть введенными во дворец для постоянной помощи великому князю в делах управления. Другой низший разряд таких же дворовых слуг именуется путными боярами, или путниками, получившими «путь» — доход в заведование. Советниками князя, членами боярской думы могли быть только первые, то есть бояры введенные, именуемые иногда «большими». Это и было переходом к образованию из боярства чина (дававшего потом право на заседание в думе).

Второй элемент, вошедший в состав боярской думы по мере уничтожения уделов, это — князья, делавшиеся советниками великого князя по своему званию князей, не нуждаясь вначале в особом назначении в чин боярина, так как считали свое звание выше боярского. Этот элемент преобладал в думе до конца XVI в.

В начале XVI в. великий князь начал вводить в думу людей худородных, простых дворян, которые и получили титул думных дворян.

Не всегда все члены думы собирались в заседания. Возможно полные заседания думы происходили в особо важных случаях, в частности при созыве земских соборов (которых непременную часть составляла дума).

Председательство в думе принадлежало царю, но он не всегда присутствовал; бояре решали дела и без него, окончательно или же их решения утверждались государем. Соборное уложение предписывает думе «всякие дела делати вместе». Этим косвенно утверждается начало единогласия при решениях.

Права думы не были определяемы законом, а держались, как факт бытовой, на обычном праве. Общая законодательная формула была такова: «Государь указал, и бояре приговорили». Это понятие о законе, как результате нераздельной деятельности царя и думы, доказывается всею историею законодательства в Московском государстве. Но из этого общего правила были и исключения.

По вопросам внешней политики замечается такая же совместная деятельность царя и думы с конца XVI в., которая дополнялась еще участием земских соборов. как и самые приказы.

Около 1700 году Пётр I уничтожил боярскую думу, как учреждение; но совещания с боярами продолжались в так наз. Ближней канцелярии (упом. с 1704 г.), которая сама по себе была не более, как личною канцелярией царя и учреждением постоянным; но съезды бояр в канцелярии — уже не учреждение, постоянно действующее. В последующие годы, до учреждения сената, Петр, во время отъездов своих из столицы, поручал ведение дел нескольким лицам, но не доверял им и не полагался на них. В 1711 г. 22. февр., объявляя о войне с Турциею и собираясь уехать на театр войны, он поручил ведение дел тоже нескольким лицам, назвав совокупность их сенатом, который отнюдь не имел прежнего значения боярской думы и не был учреждением политическим.

ЗЕМСКИЙ СОБОР -на Руси с середины XVI до конца XVII века — собрание представителей различных слоёв населения Московского государства для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.

Земский собор существовал в условиях сословно-представительной монархии. Последним земским собором принято считать собрание, состоявшееся в 1683—1684 годы по вопросу о «вечном мире» с Польшей[1].

[6] Земский собор 1549 г. – первый Земский собор.

Данный собор вошел в историю как «собор примирения». Это совещание, созванное Иваном Грозным в феврале 1549 года. Его целью являлось нахождение компромисса между дворянством, поддерживающим государство, и наиболее сознательной частью боярства. Его роль состоит еще и в том, что он открыл «новую страницу» в системе управления государством. Советником царя по важнейшим вопросам становится не Боярская дума, а всесословный Земский собор.

СТРЕЛЬЦЫ -служилый человек «по прибору» в XVI — начале XVIII веков; пехотинец, вооружённый «огненным боем». Стрельцы в России составили первое постоянное пешее войско. «Приборные» служилые люди - стрельцы, пушкари, городовые казаки. Выбирались из крестьян и посадских. Получали гос жалование, земельные участки.

ОПРИЧНИНА — период в истории России (приблизительно от 1565 до 1572 года), обозначившийся государственным террором и системой чрезвычайных мер. Также «опричниной» называлась часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и опричников («Государева опричнина»). Опричниками назывались люди, составлявшие тайную полицию Ивана Грозного и непосредственно осуществлявшие репрессии[1].

Слово «опричнина» происходит от древнерусского «опричь», что означает «особый», «кроме». Опричниной в Московском княжестве называлась «вдовья доля», которую после смерти князя выделяли его вдове[2].

ЗЕМЩИНА – 1. Земщина — то же, что земство; применительно к позднему средневековью в Московском государстве — собирательное именование всех сословий.

2.Земщина - основная часть территории Русского государства с центром в Москве, не включённая в опричнину Иваном IV. Управлялась земской Боярской думой и приказами.

«УГЛИЧСКОЕ ДЕЛО» -Угличское дело" - расследование обстоятельств гибели царевича Дмитрия Ивановича и восстания в Угличе в 1591. Было произведено специальной комиссией князя боярина Шуйского В.И., окольничего Клешнина А.П., думного дьяка Вылузгина Б., митрополита Геласия в МЙ 1591. К следствию было привлечено ок.150 человек. Допрашивались дядья царевича Нагие, мамка, кормилица, духовные лица, близкие ко двору царевича или бывшие в начальный момент событий рядом с местом происшествия. Составление белого экземпляра дела в основном было завершено уже в Угличе. В н.ИН 1591 оно докладывалось Геласием на заседании Освященного собора, по решению которого было передано на усмотрение царя. Смерть царевича признана случайностью: в припадке "падучей болезни" он сам себя заколол ножом. Его мать была пострижена в монахини, родственники подвергнуты опале, а значительное число посадских людей, участников восстания, было выслано "на житьё" в Сибирь. Однако люди считали, что это сделал Годунов Б.Ф., чтобы расчистить себе путь к престолу. "

КРЕСТОЦЕЛОВАЛЬНАЯ ЗАПИСЬ - документ о принятии присяги, сопровождавшийся целованием креста.

Древнейшая крестоцеловальная запись, датируемая 1474 г., была дана князем Даниилом Холмским великому князю Ивану Васильевичу.

Ярким примером может служить «крестоцеловальная запись» В.Шуйского (1606 г.) Она включает пункты по охране короны и лояльности подданных и четко закрепляет гарантии охраны прав личности за трон. Законное судебное разбирательство гарантировало охрану всех сословий от произвола, запрещалось преследование родственников виновных, рассмотрение дел основывалось на конкретных ули

Нестяжатели - противники церковного землевладения в России в конце 15 — начале 16 вв. Широкое недовольство церковью, в частности «стяжанием» ею земель и др. богатств, вынудили некоторых представителей духовенства искать пути восстановления пошатнувшегося авторитета церкви. Во главе их стал Нил Сорский, выступивший с проповедью аскетизма. В 1503, когда Иван III Васильевич на церковном соборе поставил вопрос о секуляризации церковных земель, Нил Сорский и его сподвижники поддержали это предложение. Однако воинствующие церковники — Иосифляне отстояли право церкви на земельную и др. собственность. Великокняжеская власть пошла на компромисс с церковью, сохранив её земли и получив за это поддержку в борьбе с крупными светскими феодалами. После смерти Нила Сорского идея секуляризации монастырских земель была подробно обоснована Вассианом Патрикеевым. Полемика с иосифлянами завершилась осуждением Н. на церковном соборе 1531. Идеи Н. иногда использовались феодальной оппозицией. К середине 16 в. религиозно-политическая борьба иосифлян и Н. ослабла. В произведениях ряда публицистов, обосновывавших идею союза светской и духовной власти (Сильвестр и др.), появилось сочетание элементов нестяжательства и иосифлянства. Идеи Н. оказали влияние на формирование воззрений Феодосия Косого, Артемия и др. еретиков середины 16 в.

 

ИОСИФЛЯНЕ - представители церковно-политического течения в Русском государстве в конца 15 — 16 вв., выражавшие интересы воинствующей церкви. Своё название получили как последователи Иосифа Волоцкого. Экономической основой влияния И. являлось крупное монастырское землевладение. Вначале И. блокировались с удельно-княжеской оппозицией и выступали против великокняжеской власти, стремившейся к секуляризации церковных земель. На соборе 1503 выступили против проекта ликвидации монастырского землевладения, который выдвигали так называемые нестяжатели, вначале поддержанные Иваном III. На соборе 1504 И. добились осуждения еретиков и расправы над ними. И. создали и затем поддерживали теорию о божественном происхождении царской власти, выдвинутую их идейным вождём Иосифом Волоцким. Иосифлянин Филофей создал теорию "Москва — третий Рим", сыгравшую важную роль в формировании официальной идеологии русского самодержавия. Из среды И. вышли многие высшие церковные иерархи 16 в. [митрополит Даниил, ростовский архиепископ Вассиан (брат Иосифа Волоцкого), епископы Савва Слепушкин, Вассиан Топорков (племянник Иосифа Волоцкого), Акакий, Савва Чёрный и др.]. Близко примыкал к И. митрополит Макарий. И., обладая большинством, отвергли на Стоглавом соборе нестяжательскую программу, предложенную Сильвестром и его окружением. В середине 16 в. по инициативе И. были созваны церковные соборы против еретиков, осудившие Матвея Башкина и Феодосия Косого. И. приняли активное участие в учреждении опричнины. К 17 в. иосифлянство как церковно-политическое течение прекращает свое существование.

ЕРЕСЬ – (отгреч.»ересис» - особое вероучение) – отступление от официального церковного учения, от церковных догм и от поклонения церковным святыням - иконам, мощам святых и т.п.Ереси подрывали устои Церкви, а поскольку Церковь поддерживала государство, обосновывало божественное происхождение верховной власти, власти великих московских князей, то борьба против церковных устоев означала и подрыв гос. интересов. Волна еретичества пришла во 2 пол. 14 – нач. 15 вв. Стригольники; ересь жидовствующих; нестяжатели, др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 545; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.