Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эволюция концепции и этапы развития маркетинга




Концепция маркетинга определяет ориентиры фирмы на настоящие и будущие нужды покупателей и создания приемлемого предложения с целью удовлетворения существующей потребности и получения прибыли. Необходимо видеть различия между понятиями «концепция» и «управление». Концепция маркетинга, отражает идею о том, что все виды предприни­мательства направлены на удовлетворение потребности потребителя. Функцию маркетинга можно определить как деятельность всех видов предпринимательства по обеспечению сбыта продукции. Управление маркетингом - это управление процессом приспособления предприятия по пользованию имеющихся рыночных возможностей [11 стр. 185]

Эволюция концепции маркетинга обусловлена следующей поэтапной схемой формирования и развития эконо­мики:

1. Натуральное хозяйство: отсутствие маркетинга; пол­ное удовлетворение прожиточных потребностей на основе создания определенных —«нужных» — товаров.

2. Натурально-товарное хозяйство: маркетинг отсут­ствует, но зарождаются примитивные формы обмена то­варов.

3. Появление товарно-денежных отношений: зарожде­ние элементов маркетинговой деятельности в виде ценовой политики, рекламы, развития сбытовой деятельности.

4. Развитие товарно-денежных отношений с определен­ной товарной ориентацией экономики.

5. Расширение товарно-денежных отношений. Наличие дефицита на многие товары. Формирование сбытовой стра­тегии.

6. Формирование основ рыночной ориентации произ­водства с усилением конкурентной борьбы.

Концепция маркетинга претерпела существенные из­менения с момента ее зарождения на рубеже XIX-XX вв.

 

 

       
 
 
   
Рис. 1. Схема маркетинговой деятельности предприятия

Второй этап развития маркетинговой концепции на­чался в 30-е гг. и ознаменовался насыщением рынка США и Западной Европы основными потребительскими товара­ми. Насыщение рынка означало ограничение спроса и повышение требований к качеству продукции. Настала пора убеждать потенциального потребителя в качествен­ности продаваемой продукции, что выдвинуло на первый план маркетинговую концепцию интенсификации коммер­ческих усилий.

50—60-е гг. стали периодом усовершенствования про­изводства и появления новых условий потребления на базе бурного роста атомной промышленности, расширения сети телевизионных коммуникаций, проведения космических исследований, развития электроники, производства искус­ственных материалов и т. п. Усилилось внимание обще­ства к экологии. Вследствие этих изменений в производ­стве и общественном сознании повысилась общая культу­ра потребления. Началась резкая дифференциация спро­са вследствие индивидуализации желаний потребителей. Это выразилось в еще более высоких требованиях к ка­честву и уровню обслуживания потребителей (сервисных услуг). В результате сформировалась наиболее рафиниро­ванная концепция маркетинга: превращать потребности покупателей путем их наилучшего удовлетворения в до­ходы фирмы.

Этапы развития маркетинга, его периодизацию можно условно свести к следующим:

1. 1860-1930 гг. - товарная ориентация, характери­зующаяся значительным превышением спроса над пред­ложением при достаточно низкой конкуренции. В резуль­тате — изменение качества товаров и услуг осуществля­лось без достаточного учета потребностей, желаний и вку­сов потребителей. В этот период философия высшего ру­ководства компаний выражается словами Г. Фордд: «Мы можем дать покупателям машину любого цвета, но при условии, что этот цвет — черный», а не словами: «Мы управляем не фирмой, а организацией, yдoвлeтвopяющeй потребности потребителей».

2. 1930-1950 гг. — сбытовая ориентация имела место при активизации конкурентной борьбы, ее обострении на рынке. Вместе с тем имел место значительный обьем не­удовлетворенного спроса, который стимулируется раз­личными методами. В том числе и рассрочкой платежа -«кредитные продажи». Характерным для данною этапа является расширение рекламных воздействий im потре­бителя, внедрение стимуляторов продаж.

3. 1950-1960 гг - рыночная ориентация, то есть выделение товаров, пользующихся активным спросом у потребителей, как за счет высокого качества, так и привле­кательностью исполнения, и достижение за счет этого высокого уровня продаж. Основная характеристика этапа — формирование рынка покупателя, расширение.ассортимента товарных групп, насыщение рынка товарами. При этом выделение товаров с высокой потребительской сто­имостью происходило, как правило, без достаточных мар­кетинговых исследований и анализа спроса, в основном стохастически.

4. 1960--1990 гг. — маркетинговое управление процес­сом производства и продаж продукции. Для этого перио­да характерны: переход к перспективным планам деятель­ности предприятий на рынке в средне и долгосрочном временном периоде (10—15 лет), системность и целена­правленность в исследовании рынка и его составных эле­ментов; использование комплексных методов формирова­ния и планирования спроса, paсширение усилий по сти мулированию сбыта; развитие индивидуального маркетин­га, уменьшение жизненного цикла товаров и услуг, ори­ентация на рыночную новизну товара, более тщательный анализ групп потребителей.

5. Настоящее время — «сервизация» экономики, рас­ширение сферы деятельности фирм на рынке услуг, фор­мирование послепродажного рынка.

Путь от «реализации продукции» к маркетингу как «руководящей философии», то есть от традиционной торгово-сбытовой деятельности фирм до общепринятого во всем мире понятия маркетинга, нужно рассматривать прежде всего как результат развития рыночных отноше­нии. Исторически развитие сбытовых и производственно-сбытовых систем происходило в тесной зависимости от ха­рактера рыночных отношений и соотношения спроса и пред­ложения на рынке. Одновременно с этим претерпевали из­менения и подходы к управлению фирмой. Начальная ста­дия развития рынка представляет собой период, когда производители товара занимают прочную позицию ввиду большого спроса и ограниченного предложения (рынок продавца) В этих условиям предпринимательские усилия направлены главным образом на развитие (рационализа­цию) производства и в меньшей степени на сбыт, который при таких рыночных отношениях не составляет труда Поэтому здесь речь идет о фазе ориентации на производство или товар. Таким образом, на данном этапе предприятие затрачивает мало усилий на привлечение потенци­ального потребителя. Этому этапу соответствуют следующие концепции

• Концепция совершенствования производства ис­ходит из того, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко распространены и доступны по цене. В этом случае фирма должна сосредоточить свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения. Применение про­изводственно-ориентированной концепции целесообразно в двух ситуациях: когда спрос на товар превышает пред­ложение и когда себестоимость производства слишком высока и ее необходимо снизить за счет повышения про­изводительности.

• Концепция совершенствования товара предполага­ет, что потребители отдают предпочтение товарам, облада­ющим наивысшим качеством, лучшими эксплуатационны­ми свойствами и характеристиками. В этом случае фирма должна сконцентрировать все силы на производстве высо­кокачественной продукции и ее постоянном совершенство­вании. Продукто-ориентированная концепция может при­вести к «маркетинговой близорукости». Производитель так «влюбляется» в свой товар, что упускает из виду нужды клиентов.

Значительным фактором повышения эффективности и прибыльности продаж для продавца служит задача повы­шения качества продукции. В такой ситуации фирмы ори­ентируются на управленческую концепцию интенсифи­кации коммерческих усилий, в соответствии с которой считается, что потребители не будут покупать товары фир­мы в достаточных количествах, если она не предпримет значительных усилий в сфере сбыта и стимулирования (включая рекламу). Многие фирмы начинают ориентиро­ваться на данную концепцию, когда испытывают трудно­сти со сбытом, когда появляются признаки перепроизвод­ства.

Концепции социально-ориентированного (или соци­ально-этичного) маркетинга. Эта концепция определяет задачу фирмы как установление нужд, потребностей и интересов целевых рынков и удовлетворение потребнос­тей более эффективными, чем у конкурентов, способами при сохранении или укреплении благополучия потребите­ля и общества в целом. Эта концепция требует сбаланси­рованности трех факторов: прибылей фирмы, покупатель­ских потребностей и интересов общества.

Таким образом, маркетинг считает исходной точкой деятельности компании определение потребностей поку­пателей (нужды потребителей). Но реализация этого под­хода все настоятельнее требовала активизации сервисной составляющей. Отношение производителя и потребителя (продавца и покупателя) можно разделить на несколько элементов: со стороны производителей (продавцов) - по­токи товаров/услуг и коммуникаций (реклама, стимули­рование сбыта и т. п.), навстречу — деньги и информация (данные о продажах, отношение потребителей к товару и т. п.) и потребность в услугах, сопровождающих и допол­няющих товар. Для фирм, ориентирующихся на марке­тинг, схема обратной связи начинает функционировать с информационной составляющей, тогда как для фирм, ори­ентирующихся на другие концепции, — с составляющей «товары/услуги», но в обоих случаях они акцентируют внимание на сервис и им завершаются. Сервис в марке­тинге формирует вторичный спрос и определяет новую концепцию маркетинга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1536; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.