Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационная структура ВСМК




 

Исходя из того, что сохранение жизни и здоровья населения государства при возникновении и ликвидации последствий ЧС является приоритетной и важной задачей, ВСМК выполняет несколько функций.

Всероссийская служба медицины катастроф:

- имеет в составе штатные органы управления, формирования, четкую систему подготовки и организации медико-санитарного обеспечения населения в ходе ликвидации последствий ЧС;

- максимально использует систему здравоохранения, действующую в стране;

- имеет стройную вертикальную структуру, включающую федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый уровень;

- функционально объединяет силы и средства всех министерств РФ всех уровней;

- обладает «жесткой» системой управления, обеспечивающей постоянную готовность и эффективное использование имеющихся сил и средств при ликвидации ЧС;

- базируется на государственной системе, ее правовых и моральных принципов;

- является универсальной, находится в постоянной готовности к ликвидации любых по характеру, масштабам и месту возникновения ЧС;

- эффективно взаимодействует с другими подсистемами РСЧС на всех уровнях.

В соответствии с концепцией организации медицинского обеспечения населения в ЧС деятельность ВСМК базируется на ряде принципов:

1. Государственный и приоритетный характер. Этот принцип обеспечивается РСЧС, соответствующими постановлениями Правительства РФ, указами Президента РФ и приказами Минздравсоцразвития России, на основании которых спасение, защита и экспертная медицинская помощь населению в ЧС является важнейшей государственной задачей, а СМК – государственной службой.

Приоритетный характер СМК обеспечивается предоставлением ей благоприятных условий для оказания экстренной медицинской помощи при авариях, техногенных катастрофах и стихийных бедствиях.

2. Организация по территориально-производственному принципу. Структура ВСМК представлена пятью уровнями: федеральным, региональным, территориальным, местным и объектовым. На всех уровнях силы и средства службы создаются исходя из местной экономической базы, прогнозируемой общей и медицинской обстановки, потребностей в них, на базе медицинских учреждений всех министерств и ведомств, расположенных на данной административной территории.

3. Сочетание централизованного и децентрализованного управления. Управление СМК при проведении лечебно-эвакуационных мероприятий в ЧС достигается разумным сочетанием централизованного управления с децентрализованным.

Централизация управления СМК обеспечивается управляющей автоматизированной системой ВЦМК «Защита», связанной с единым диспетчерским центром МЧС России. С ее помощью передаются управленческие решения и информация на все уровни, принимающие участие в спасении, защите населения и организации экстренной медицинской помощи.

Децентрализация управления предусматривает практику принятия решений комиссий по ЧС всех уровней и самостоятельного выполнения отдельных задач по ликвидации медицинских последствий ЧС силами и средствами здравоохранения административной территории в пределах возможностей и компетенции.

4. Двухэтапная система лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавших в ЧС. Этот принцип закреплен концепцией спасения и защиты населения страны в ЧС. Он предусматривает догоспитальный и госпитальный этапы оказания медицинской помощи и лечения пострадавших в ЧС.

На догоспитальном этапе (в очаге поражения) проводятся поисково-спасательные работы, разведка, обозначение и оцепление очага; розыск, извлечение пострадавших из завалов, оказание им первой помощи, как правило, немедицинским персоналом; вынос, вывоз за пределы очага на временный пункт сбора силами поисково-спасательных отрядов, штатных и добровольных аварийно спасательных служб, входящих в состав сил быстрого реагирования РСЧС, личным составом частей и формирований ГО. На временном пункте сбора пораженных проводится медицинская сортировка, оказание доврачебной, первой врачебной, а отдельным категориям пораженных (больных) – квалифицированной медицинской помощи с последующей медицинской эвакуацией по назначению.

На госпитальном этапе (в учреждениях здравоохранения, расположенных за пределами очага) осуществляются массовый прием и оказание квалифицированной и специализированной медицинской помощи пораженным и их лечение до окончательного исхода (в больницах, центрах, поликлиниках).

5. Медицинская сортировка. Это непременное условие для оказания медицинской помощи большому количеству пораженных при дефиците медицинских сил.

6. Эшелонирование и маневр силами и средствами СМК. Эшелонирование использование сил и средств СМК в подготовительный период и маневр ими при возникновении ЧС – это комплекс организационных мероприятий, обеспечивающих соответствующее реагирование службы на ЧС. Эшелонирование предполагает распределение (расчленение) сил и средств СМК по всем звеньям территориального, регионального, федерального уровней ВСМК на основе единого замысла (плана).

7. Взаимодействие. Принцип предусматривает согласование совместных действий по целям, задачам и их объему, месту, времени органов управления, сил и средств СМК с медицинскими силами заинтересованных министерств и ведомств всех уровней. Взаимодействие обеспечивается заблаговременно разработанными планами и включением в состав комиссий по ЧС полномочных представителей всех министерств и ведомств, принимающих участие в спасении, защите и оказании экстренной медицинской помощи населению в ЧС.

8. Своевременность, непрерывность и эффективность. При оказании экстренной медицинской помощи этот принцип предполагает спасение жизни и сохранение здоровья максимально возможному количеству пострадавших, сокращение инвалидности и летальности.

9. Единоначалие. При ликвидации последствий ЧС этот принцип базируется на положении о персональной ответственности начальника СМК, руководителя здравоохранения соответствующего уровня и обеспечивается предоставлением ему права единолично решать вопросы в пределах своей компетенции.

10. Универсальность СМК. Этот принцип закреплен Положением о ВСМК, в котором говорится, что служба предназначена для оказания населению всех видов экстренной медицинской помощи, прогнозирования, предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, экологических последствий, массовых заболеваний и других видов ЧС мирного и военного времени. Принцип универсальности означает максимальную унификацию профиля и структуры медицинских формирований, коечного фонда, номенклатуры имущества, единые подходы к организации и оказанию экстренной медицинской помощи в ЧС мирного и военного времени.

11. Материальная заинтересованность, правовая ответственность, юридическая и социальная защищенность медицинских и других специалистов службы. Это обеспечивается законодательными актами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами Минздравсоцразвития России, а также договорами с администрацией учреждений здравоохранения.

12. Подготовка населения, а также лиц с профессиями повышенного риска к действиям и оказанию первой помощи в ЧС. Она предусматривает овладение правилами поведения и оказания первой помощи в порядке само-и взаимопомощи в ЧС. Она организуется управлениями ГО и ЧС с привлечением заинтересованных служб на хозрасчетной основе в соответствии с концепцией спасения и защиты населения РСЧС.

13. Разумная достаточность сил и средств СМК и экономическая целесообразность. Принцип исходит из научно-обоснованных величин санитарных потерь населения при наихудших прогнозируемых ЧС и реальных возможностей здравоохранения территорий. Разумная достаточность сил и средств СМК обеспечивается сочетанием централизации и децентрализации управления, эшелонированием и маневром силами и средствами, организацией их взаимодействия. Реализация данного принципа позволяет избежать необоснованных затрат при создании службы.

 

Всероссийская служба медицины катастроф создана с учетом возлагаемых на нее задач, структуры РСЧС и требований «Положения о Всероссийской службе медицины катастроф».

Федеральный уровень ВСМК (в масштабе Российской Федерации) включает: Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «Защита») с входящими в него штатными формированиями и учреждениями; Департамент по санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России; Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора со специализированными формированиями и учреждениями Госсанэпидслужбы и Федеральное управление «Медбиоэкстрем»; Всеармейский центр медицины катастроф и медицинские формирования и учреждения центрального подчинения Минобороны России; учреждения и формирования центрального подчинения МВД России; МПС России, других министерств и ведомств, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Кроме того, в интересах ВСМК используются нештатные формирования, клинические базы Минздрава России, других министерств и ведомств, а также научные базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания экстренной и консультативной, скорой и неотложной медицинской помощи населению.

Региональный уровень ВСМК (в масштабе региона) представлен:

- филиалами ВЦМК «Защита» (РЦМК) с входящими в них штатными формированиями и учреждениями в федеральных округах (Северо-Западный, Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный);

- межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям госсанэпидслужбы в Москве и Новосибирске и центрами госсанэпиднадзора регионального уровня с входящими в них формированиями;

- формированиями на региональном уровне Минобороны, МВД и МПС России, других министерств и ведомств, предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и научными базами.

 

Территориальный уровень ВСМК (в масштабе субъектов Российской Федерации – республик, краев, областей, национальных округов, гг. Москвы и Санкт-Петербурга) представлен:

- территориальными центрами медицины катастроф с входящими в них штатными формированиями;

- центрами госсанэпиднадзора территориального уровня с входящими в них формированиями;

- нештатными формированиями ВСМК;

- формированиями Минобороны, МВД и МПС России, других ведомств, расположенными на данной территории и предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

- клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

Местный уровень ВСМК (в масштабе отдельных районов, городов, городских районов) включает: центры медицины катастроф (там, где они создаются) или станции (подстанции) скорой медицинской помощи с входящими в них и формируемыми в других ЛПУ формированиями, выполняющие функции органов управления службы медицины катастроф; центры госсанэпиднадзора в городах и районах, формирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки; формирования постоянной готовности военно-медицинских учреждений, формирования органов МВД, МПС России.

Объектовый уровень ВСМК (в масштабе объекта) включает: должностных лиц по медико-санитарному обеспечению объекта в ЧС; медицинские формирования; подразделения санитарно-эпидемиологического надзора; лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.

При создании и совершенствовании ВСМК особое внимание уделяется территориальному, местному и объектовому уровням службы, так как именно от готовности и успеха работы этих уровней зависит эффективность медико-санитарного обеспечения населения в различных ЧС. Следует отметить, что данная тенденция имеет место во всей РСЧС.

Руководителем ВСМК на федеральном уровне является председатель федеральной межведомственной координационной комиссии ВСМК, на региональном, территориальном и местном уровнях – председатели соответствующих межведомственных координационных комиссий ВСМК.

На межгосударственном уровне подписано Соглашение глав правительств СНГ «О сотрудничестве в области экологического мониторинга», утвержденное постановлением Правительства РФ от 04.04.2000 г. № 299. В его основу положено совершенствование межгосударственной системы наблюдения за состоянием окружающей природной среды на основе использования средств аэрокосмического и наземного наблюдения, а также имеющейся коммуникационной инфраструктуры.

Соглашение определяет создание Межгосударственной системы мониторинга, задачами которой, в том числе являются:

· выявление аварий и катастроф природного и техногенного характера и своевременное предупреждение органов управления об их масштабе, направлениях распространения и охватываемой территории;

· изучение заболеваемости населения в связи с загрязнением окружающей природной среды;

· предоставление органам управления рекомендацией для оперативного принятия мер, направленных на предупреждение населения и его защиту от последствий аварий и катастроф;

· заблаговременное выявление образования тайфунов и ураганов, направлений их перемещения и выдача рекомендаций органам управления о необходимых мерах защиты населения.

Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» является одним из 15 центров медицины катастроф, активно сотрудничавшим с Департаментом чрезвычайных ситуаций и гуманитарных операций ВОЗ и Евроазиатским региональным центром по проблемам медицины катастроф СНГ. В рамках Программы «Россия-НАТО» специалисты ВЦМК участвуют в создании медицинской безопасности при трансграничных конфликтах и террористических актах, что позволяет осуществлять международную интеграцию при возникновении ЧС.

Служба медицины катастроф Минздрава России является основой ВСМК и организационно-функциональной отраслью системы здравоохранения Российской Федерации. Она выполняет свои задачи совместно с Департаментом Госсанэпиднадзора при взаимодействии с Федеральным управлением «Медбиоэкстрем», органами управления и учреждениями других отраслей здравоохранения (лечебно-профилактическими, обеспечения лекарственными средствами и медтехникой, подготовки кадров, МСГО и др.).

Начальником службы медицины катастроф Минздрава России является Министр здравоохранения Российской Федерации. Непосредственное руководство службой осуществляет первый заместитель Министра здравоохранения Российской Федерации. Начальником службы медицины катастроф на региональном уровне является представитель Министра здравоохранения в федеральном округе. Начальниками служб медицины катастроф на территориальном и местном уровнях являются руководители органов управления здравоохранением соответствующих органов исполнительной власти, а на объектовом – руководители объектовых учреждений здравоохранения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1786; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.