Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ. Учебно-методическое пособие




Учебно-методическое пособие

(специальность - 021100 Юриспруденция)

Санкт-Петербург

Кафедра правового регулирования экономики

 

Авторы: проф. Сапун В.А., доц. Турбова Я.В.

Рецензенты: д.ю.н., проф. Баскин Ю.Я.,

д.ю.н., проф. Павлов В.Г.

 

Обсуждены и рекомендованы

для использования в учебном процессе

на заседании кафедры правового регулирования экономики

 

Пр. № от 2004 г.

 

 

Оглавление

Введение…………………………………………………………………4

Раздел 1. Теория государства…………………………………………...7

Лекция 1. Предмет и методология теории государства как гуманитарной науки……………………………………………………………..9

Лекция 2. Происхождение государства и права……………………..12

Лекция 3. Понятие, сущность и социальное назначение государства. Функции государства………………………………………………….18

Лекция 4. Государственная власть как разновидность социальной власти. Политические режимы………………………………………..26

Лекция 5. Механизм государства……………………………………..33

Лекция 6. Форма государства…………………………………………37

Лекция 7. Гражданское общество и правовое государство…………43

Лекция 8. Государство и право в политической системе общества...............................................................................................................52

Раздел 2. Теория права………………………………………………...56

Лекция 9. Понятие права и его основные характеристики. Право и правовая система……………………………………………………….56

Лекция 10. Право в системе нормативного регулирования общественных отношений. Правосознание и правовая культура………….67

Лекция 11. Правотворчество и нормативные акты как источники права……………………………………………………………………74

Лекция 12. Норма права………………………………………………87

Лекция 13. Система права…………………………………………….92

Лекция 14. Правовые отношения…………………………………….98

Лекция 15. Реализация права и правоприменительная деятельность. Толкование права……………………………………………………..107

Лекция 16. Правонарушение и юридическая ответственность. Законность и правопорядок………………………………………………121

Лекция 17. Механизм правового регулирования…………………127

Раздел 3. Терминологический минимум по дисциплине «Теория государства и права»………………………………………………….134

Раздел 4. Контрольные вопросы по дисциплине «Теория государства и права»………………………………………………………………147


 

Теория государства и права - фундаментальная учебная дисциплина, которая вводит студента-юриста в мир понятий о государстве и праве, закладывает основы юридического мышления и мировоззрения, политической и правовой культуры. Она дает студенту общетеоретические знания, необходимые как для изучения других юридических дисциплин, так и для будущей профессиональной работы юриста-практика.

Изучение теории государства и права как общепрофессиональной юридической дисциплины на 1 курсе представляет для студентов определенную трудность. Эта дисциплина содержит общие понятия, конструкции выработанные юридической наукой в целом на основе обобщения обширного теоретического и фактического материала, который еще не знаком студентам. Он изучается, осваивается на последующих курсах. Студенты сразу же встречаются с довольно абстрактными категориями, отражающими различные стороны государственно-правовой действительности. Поэтому для усвоения основ теории государства и права необходима упорная, целеустремленная, систематическая работа. К некоторым вопросам, общеправовым понятиям придется возвращаться несколько раз. При этом с максимально в их проведении.

Лекции по теории государства и права являются важной формой авторской передачи студентам общетеоретических знаний преподавателем. Они, как правило, читаются не по всем, а наиболее сложным темам курса, не дублируют учебники, а содержат новейшие научные данные и примеры, которых может не быть в учебных пособиях. Для лучшего усвоения материала на лекционных занятиях целесообразно предварительно, перед лекцией ознакомиться с положениями лекционной темы, содержащейся в предлагаемом опорном конспекте лекций и в рекомендуемых учебниках.

Семинарские занятия - другая важная форма учебного процесса. Они способствуют закреплению и углублению знаний, полученных студентами на лекциях и в результате самостоятельной работы над литературными и нормативными источниками и призваны развивать самостоятельность мышления, умение делать выводы, связывать теоретические положения с практикой, формировать профессиональное правовое сознание будущих юристов-практиков. На семинарах вырабатываются необходимые каждому юристу навыки-умения публично выступать, логика доказывания, культура профессиональной речи. Кроме того, семинары - это средство контроля преподавателей за самостоятельной работой студентов, они непосредственно влияют на уровень подготовки к итоговым формам отчетности - зачетам и экзаменам.

Выступление на семинарском занятии рекомендуется так, чтобы в нем содержались следующие элементы:

· четкое формулирование соответствующего теоретического положения (например, понятия государства и права, механизма государства, формы государства, нормы права, правоотношения, юридической ответственности и др.) в виде развернутого определения;

· приведение и раскрытие основных черт, признаков, значения и роли изучаемого явления или доказательства определенного теоретического положения;

· подкрепление теоретических положений конкретными фактами политико-правовой действительности, примерами из законодательной либо правоприменительной практики.

Одним из условий качественного и эффективного изучения теории государства и права, а также всех других юридических дисциплин, освоения юридической специальностью вообще является овладение навыкам работы с книгой, воспитание в себе стремления и привычки получать новые знания из научной и иной специальной литературы. Без этих качеств не может быть настоящего специалиста ни в одной области деятельности.

Читать и изучать следует прежде всего то, что рекомендуется к каждой теме программой, планом семинарских занятий, перечнем литературы к курсовым работам. Когда студент приступает к самостоятельной работе, например при подготовке доклада, реферата, написании курсовой работы, а в дальнейшем дипломного сочинения, то в этом случае он должен проявить инициативу в отыскании специальных источников. Многие новейшие научные положения появляются прежде всего в научных статьях, опубликованных в юридических журналах, таких как «Государство и право», «Правоведение», «Ленинградский юридический журнал» либо журналах гуманитарного профиля: «Вопросы философии», «Полис» и др. Теоретические статьи по общим вопросам государства и права публикуются в Ученых записках юридического факультета, регулярно издаваемых Санкт-Петербургским государственным университетом экономики и финансов.

Надо иметь в виду, что в каждом последнем номере издаваемых журналов публикуется обычно библиография всех статей, напечатанных за год. Это облегчает поиск нужных научных публикаций.

Работа с научной литературой в конечном счете должна привести к выработке у студента умения самостоятельно размышлять о предмете и объекте изучения, которое должно проявляться в следующем:

ясном и отчетливом понимании основных понятий и суждений, содержащихся в публикации, в разборе доказательств, подтверждающих истинность тех или иных положений;

понимании студентами обоснованности и целесообразности приводимых в книге, статье примеров, поясняющих доказательства и выводы автора. При этом будет уместно, если студент самостоятельно приведет дополнительные примеры к этим выводам;

выделении основных положений от дополнительных, второстепенных сведений;

способности студента критически разобраться в содержании публикации, определить свое отношение к ней в целом, дать ей общую оценку и характеристику.

Важное значение при изучении теории государства и права придается различного рода схемам, образным символам, опорно-логическим конспектам, терминологии.

Положительный результат может быть достигнут только при условии комплексного использования различных учебно-методических средств, приемов и систематическом, целеустремленном и упорном труде по овладению необходимыми знаниями.

Теория государства и права в соответствии с учебным планом специальности «юриспруденция» изучается в течение двух семестров 1 курса. В конце первого семестра сдается зачет по вопросам, рассмотренным на семинарских занятиях, в основном по общей теории государства. В конце второго семестра - экзамен по всем темам и вопросам учебной программы дисциплины. По данной дисциплине на 1 курсе пишется курсовая работа, которая подлежит защите и оценивается.

РАЗДЕЛ 1. Теория государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.