Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные основы внешней политики




 

Одной из важнейших задач нашей страны является активное и плодотворное участие Республики Беларусь в реализации внешнеполитического курса страны.

В преамбуле Конституции Республики Беларусь закреплено, что народ Республики Беларусь сознает себя полноправным субъектом мирового сообщества и подтверждает свою приверженность общечеловеческим ценностям, основываясь на своем неотъемлемом праве на самоопределение.

Республика Беларусь признана 144 государствами мира, со 137 установлены дипломатические отношения.

Политика Республики Беларусь направлена на укрепление внутренней стабильности и обеспечения мира и спокойствия на планете.

С момента приобретения государственного суверенитета (1991г.) Республика Беларусь самостоятельно стала проводить внешне политический курс, направленный на укрепление независимости, включение в общеевропейские процессы, активизацию сотрудничества с соседними странами и мировыми державами. В процессе реализации национальных задач, решений сложных международных проблем внешняя политика Республики Беларусь проявила себя как целостная, гибкая система, отвечающая интересам устойчивого развития, сохранения и укрепления национального суверенитета, обеспечивая за годы независимости достаточно высокую степень интегрирования в систему мировых и мирохозяйственных связей.

Республика Беларусь является полноправным субъектом международного права, неотъемлемой частью общеевропейской и мировой экономики и культуры. Беларусь открыта для сотрудничества со всеми странами, независимо от политической ориентации. Векторами внешней политики нашей страны является глубокая интеграция в мировое экономическое пространство, активное участие в международном разделении труда.

Магистральные внешнеполитические приоритеты нашей страны направлены на развитие союзных отношений с Российской Федерацией, приверженности интеграции в рамках Содружества Независимых Государств, активное участие в общеевропейских политических и экономических процессах, содействие укрепления региональной и глобальной безопасности, разностороннее взаимодействие с государствами Азии, Африки, Латинской Америки, энергичное сотрудничество в международных организациях, прежде всего в ООН, с Европейским союзом и другими международными организациями поддерживающими мир и спокойствие на Земле.

Право участия в международных органах закреплено в Конституции «Республика Беларусь в соответствии с нормами международного права может на добровольной основе входить в межгосударственные образования и выходить из них» (ч.2 ст.8 Конституция).

Основные принципы, цели и задачи внешней политики Республики Беларусь получили законодательное закрепление в Законе Республики Беларусь от 14 ноября 2005г. №60-З «Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь» (далее Закон).

Базовым принципом стратегии Республики Беларусь на международной арене является принцип многовекторности, сбалансированности внешнеполитических направлений, доказавшей свою эффективность и жизнеспособность.

Внешняя политика Республики Беларусь основывается на следующих принципах:

- соблюдение общепризнанных принципов и норм международного права;

- соразмерность внешнеполитических целей политико-дипломатическому, экономическому, оборонному, научно-техническому, интеллектуальному потенциалу государства, обеспечение их реализации для укрепления международных позиций Республики Беларусь и ее международного авторитета;

- повышение эффективности политических, правовых, внешнеэкономических и иных инструментов защиты государственного суверенитета Республики Беларусь и ее национальной экономики в условиях глобализации;

- развитие на основе общепризнанных принципов и норм международного права всестороннего сотрудничества с иностранными государствами, международными организациями, взаимный учет и соблюдение интересов всех членов международного сообщества;

- добровольность вхождения и участия в межгосударственных образованиях;

- приверженность политике последовательной демилитаризации международных отношений;

- отсутствие территориальных претензий к сопредельным государствам, непризнание территориальных притязаний к Республике Беларусь (ст.23 Закона).

Стратегическими целями внешней политики Республики Беларусь являются:

- защита государственного суверенитета и территориальной целостности Республики Беларусь;

- защита прав, свобод и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов (ст. 24).

Основными задачами внешней политики Республики Беларусь являются:

- содействие построению стабильного, справедливого, демократического миропорядка, базирующегося на общепризнанных принципах международного права;

- равноправная интеграция Республики Беларусь в мировое политическое, экономическое, научное, культурное и информационное пространство;

- создание благоприятных внешнеполитических и внешнеэкономических условий для повышения уровня благосостояния народа, развития политического, экономического, интеллектуального и духовного потенциала государства;

- формирование добрососедских отношений с сопредельными государствами;

- обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь за границей;

- содействие реализации национальных, культурных и иных прав и законных интересов этнических белорусов, выходцев из Республики Беларусь и лиц, идентифицирующих себя как белорусы, проживающих за пределами ее территории;

- содействие укреплению международной безопасности, нераспространению оружия массового поражения и контролю над вооружением;

- расширение международного сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды, в информационной и гуманитарной сферах;

- привлечение внешних интеллектуальных и научных ресурсов в интересах образовательного, научного и культурного развития Республики Беларусь;

- участие в международном сотрудничестве в области поощрения и защиты, прав человека (ст. 25 Закона).

Таким образом, Республика Беларусь избрала магистральный курс на многовекторность внешней политики, органически сочетающей конструктивную работу на всех направлениях, на поддержание мира и согласия на планете, защиту прав и свобод человека и гражданина.

 


ГЛАВА 3. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ. СОЮЗ БЕЛАРУСИ И РОССИИ

§ 1. Республика Беларусь – субъект СНГ

В конце 1991г. произошло событие, имевшее огромное геополитическое значение.

8 декабря 1991г. прекратил свое существование Союз ССР как государство и субъект международного права и геополитическая реальность. Руководителями Беларуси, России и Украины в этот день было подписано Соглашение «О создании Содружества Независимых Государств». С этого момента Республика Беларусь фактически стала суверенным государством и субъектом СНГ.

В преамбуле Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991г. записано: «Мы, Республика Беларусь, Российская Федерация (РСФСР), Украина как государства – учредители Союза ССР, подписавшие Союзный договор 1922г., далее именуемые Высокими Договаривающимися Сторонами, констатируем, что Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».

В этом документе обозначены цели, задачи и принципы, положенные затем в основу создания СНГ. В Соглашении, в частности, указывалось на историческую общность народов и сложившиеся между ними связи; стремление построить демократические правовые государства; намерения развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета и общепризнанных принципов и норм международного права; урегулирование спорных проблем согласительными средствами; соблюдение общепризнанных международных норм о правах человека и народов.

10 декабря 1991г. Соглашение было ратифицировано Верховным Советом Республики Беларусь. Одновременно был и денонсирован Договор 1922г. об образовании Союза Советских Социалистических Республик.

21 декабря 1991г. собравшиеся в Алма-Ата главы 11 из 15 бывших союзных республик – Азербайджана, Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины – подписали Декларацию, в которой не только подтвердили основные цели и принципы СНГ, но и внесли ряд весьма важных уточнений.

В Декларации, в частности, определялось, что СНГ не является ни государством, ни надгосударственным образованием.

СНГ также не является ни федерацией, ни конфедерацией. По способу создания и механизму взаимоотношения субъектов – это межгосударственное объединение, основанное на договоре.

Стороны заявили, что СНГ открыто с согласия всех его участников для присоединения к нему государств-членов бывшего СССР, а также иных государств, разделяющих цели и принципы Содружества.

В настоящее время в СНГ 10 государств-членов и ассоциированный член Туркменистан (не ратифицировал Устав). Из бывших республик СССР в СНГ не входят прибалтийские республики – Литва, Латвия и Эстония, приостановила членство Грузия.

22 января 1993г. в Минске на заседании Совета глав государств СНГ был утвержден Устав Содружества.

Устав СНГ является главной правовой базой для деятельности Содружества. Устав нацелен на активное сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной и иных областях. В учредительных документах СНГ и в его Уставе обозначены цели создания Содружества:

- осуществление сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях;

- всестороннее сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция;

- обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами СБСЕ;

- сотрудничество между государствами-членами в обеспечении мира и безопасности, осуществление эффективных мер по сокращению вооружений и военных расходов, ликвидация ядерного и других видов оружия массового уничтожения, достижение всеобщего и полного разоружения;

- содействие гражданам государств-членов в свободном общении, контактах и передвижении в Содружестве;

- взаимная правовая помощь и сотрудничество в других сферах правовых отношений;

- мирное разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества.

Статья 3 Устава Содружества формулирует принципы, на основе которых строят свои отношения государства-члены СНГ для достижения вышеперечисленных целей.

К этим принципам относятся:

· уважение суверенитета государств-членов, неотъемлемого права народов на самоопределение и права распоряжаться своей судьбой без вмешательства извне;

· нерушимость государственных границ, признание существующих границ, отказ от противоправных территориальных приобретений;

· территориальная целостность государств и отказ от любых действий, направленных на расчленение чужой территории;

· неприменение силы или угрозы силой против политической независимости государства-члена;

· разрешение споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость;

· верховенство международного права в межгосударственных отношениях;

· невмешательство во внутренние и внешние дела друг друга;

· обеспечение прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, этнической принадлежности, языка, религии, политических или иных убеждении;

· добросовестное выполнение принятых на себя обязательств по документам Содружества, включая Устав Содружества;

· учет интересов друг друга и Содружества в целом, оказание на основе взаимного согласия помощи во всех областях их взаимоотношений;

· объединение усилий и оказание поддержки друг другу в целях создания мирных условий жизни народов государств - членов Содружества, обеспечение и политического, экономического и социального прогресса;

· развитие взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества, расширение интеграционных процессов;

· духовное единение их народов, которое основывается на уважении и самобытности, тесное сотрудничество в сохранении культурных ценностей и культурного обмена.

Республика Беларусь, действуя в рамках Содружества, как равноправный член СНГ, сохраняет государственный суверенитет, территориальную целостность и свою независимость.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 4537; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.