Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Элементы политической системы общества и их функции в политической системе




 

В политическую систему общества, как ранее отмечалось, входят государство, политические партии, общественные объединения и движения, трудовые коллективы.

В научной юридической литературе можно встретить утверждение, что к элементам политической системы общества следует относить и народ, нации и народности, органы государственной власти и управления любого уровня, население административно-территориальных единиц.[8]

Однако критерием отнесения того или иного субъекта к политической системе общества являются способность участвовать в определении содержания политики, участие в ее осуществлении и обладание властными полномочиями. Органы государственной власти и управления любого уровня охватываются государством, входят в него.

Политическая система общества обусловлена объективно существующей системой общественных отношений. Каждый элемент политической системы – это субъект общественных отношений, который в зависимости от их содержания занимает то или иное место в функциональной организации общества. Из-за различий в содержании общественных отношений их субъекты – элементы политической системы – должны обладать различной компетенцией.

Элементы политической системы представляют собой сложную совокупность не соподчиненных иерархически субъектов, каждому из которых присущ свой механизм функционирования и связи с обществом и государством. Элементы политической системы не взаимосвязаны, поэтому важнейшая проблема состоит в том, чтобы правильно определить приоритеты и пределы властных полномочий и выбирать четкую систему их взаимодействия.

Каждый структурный элемент политической системы - это субъект политических отношений, который в зависимости от их содержания исполняет определенную роль в управлении делами общества и государства.

В современной юридической литературе установилось единое мнение о том, что государству принадлежит решающее место в политической системе общества. При этом государство рассматривается не как совокупность разрозненных властных органов, а как целостный политический институт.

Почему же государство выступает основным звеном в структуре политической системы общества? Почему его роль и место в этой системе нельзя отождествлять, например, с правящей партией или другими общественными организациями?

Особое место и роль государства в политической системе общества обусловлены следующими факторами:

- выделившись из общества, государство становится его единственной властвующей политической организацией. Государственная власть - главная, объединяющая, организующая и принуждающая сила в обществе. Своим действием она охватывает всех лиц, проживающих на территории государства. Следовательно, государство не просто самое массовое политическое объединение граждан, а объединение всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с государством, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и прочей принадлежности. С деятельностью современного государства связаны реальные и самые широкие возможности для всех граждан участвовать в политической жизни общества;

- государственная власть не совпадает непосредственно с населением и осуществляется особым аппаратом;

- государство обладает единством законодательных, управленческих и контрольных функций, это единственная полновла­стная организация в масштабе всей страны. Разветвленная система юридических средств воздействия позволяет государству использовать различные методы убеждения и принуждения;

- государство имеет значительную экономическую основу для своей политической деятельности. В собственности государства могут находиться основные природные богатства, целые отрасли промышленности, учреждения финансово-кредитной системы. Оно имеет право на сбор денежных средств с населения и организаций (налоги, займы и т.д.) и их распределение;

- государство обладает суверенитетом. Оно является представителем всего народа внутри страны и на международной арене. Иные элементы политической системы не обладают суверенитетом, над ними возвышается государство как суверенная, т.е. верховная и независимая от кого-либо власть;

- деятельность негосударственных социальных институтов как субъектов политической системы общества находится под охраной государства. Защиту их прав и интересов осуществляют суд, прокуратура и другие государственные органы. В то же время государство осуществляет надзор за соблюдением негосударственными социальными институтами требований законов и обеспечивает их строгое исполнение;

- государство является организующим началом в определении и осуществлении национальной политики во всех сферах общественной жизни.

История свидетельствует и о том, что, занимая решающее место в политической системе общества, государство может подмять под себя не только эту систему, но и все общество. Собственно это и происходит в государствах с тоталитарными режимами. Чрезмерное усиление государственного вмешательства в политическую жизнь общества приводит к огосударствлению политической системы и даже к беззаконию и произволу. Вот почему так важно конституционно установить и реально обеспечить пределы деятельности государства, вывести из сферы его действия те общественные отношения, которые должны быть свободными от государственного регулирования, контроля и вмешательства.

Государство выполняет свою роль в политической системе через посредство функций, которые выступают одновременно как способы разрешения тех или иных общественных проблем и как направление деятельности органов и учреждений.

Республике Беларусь как государству присущи следующие функции:

1. Политическая функция заключается в обеспечении должных условий деятельности политических и иных общественных институтов. Реализуя эту функцию, государственные органы стремятся в рамках закона предотвратить возникновение деструктивных общественных явлений или максимально нейтрализовать их последствия (забастовки, демонстрации, беспорядки и т.д.). Регулируя политическую сферу общественной жизни, государство определяет «правила игры» политических сил и обеспечивает соблюдение таких правил;

2. Экономическая функция выступает в форме регулирования экономических отношений. «Государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях» (ч.5 ст.13 Конституции);

3. Социальная функция – осуществление программ в области образования, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, экологии и т.д. Социальная функция относится к деятельности государства в целом, но осуществляться в реальной жизни, хотя и в разной мере, всеми органами государственной власти и управления;

4. Идеологическая функция – цель воспитание общества в духе гуманных ценностей, морально-этического, культурного гражданского характера.

В политической системе особую роль играют политические партии.

Слово «партия» происходит от латинского слова «part», означающего «часть». Политическая партия – это активная и организованная часть общества, объединенная общими интересами, целями или идеалами и стремящаяся овладеть государственной властью или решающим образом влиять на ее осуществление.

Политическая партия – достаточно формализованная политическая организация, которая имеет свою структуру, выражает интересы тех или иных социальных слоев, групп и объединяет наиболее активных их представителей.

Политические партии играют важнейшую роль в общественно-политической и государственной жизни, будучи одним из компонентов политической системы. С борьбой между ними связано решение вопроса о политической власти – ее принадлежности, использования, способах и формах осуществления. Партии активно участвует в политической жизни на всех стадиях политического процесса; в выборах, формировании органов государства, принятии политических и государственных решений, в их реализации.

Сущность политических партий более всего проявляется в их целях и функциях. Среди этих функций можно выделить следующие:

1. Исходный пункт деятельности любой политической партии – разработка политического курса (политической программы), направленного на решение существующих в обществе проблем;

2. Рекрутирование новых членов, воспитание активистов, мобилизация избирателей на поддержку партийных кандидатов, подбор лидеров и продвижение их на руководящие должности в органы государства и массовых общественных объединений;

3. Борьба за власть и участие в формировании и контроле деятельности органов власти;

4. Идеологическая функция – оказание идейного воздействия на своих членов и сторонников, пропаганда своих ценностей, своего мировоззрения.

Согласно ст. 4 Конституции, демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан. При утверждении права каждого на свободу объединений в ст. 36 Конституции Республики Беларусь особо оговаривается, что судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

«Политические партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституции и законов Республики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством. Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды» (ст. 5 Конституции).

Государство как раз и является тем социальным институтом, где партийные интересы могут выступать как общественные, обеспечиваться властной поддержкой, сопровождаться механизмом их реализации. Именно поэтому государство выступает важнейшим объектом политической борьбы, допуская в рамках закона участие партий в завоевании власти.

Согласно ст. 23 Закона Республики Беларусь от 5 октября 1994 г. «О политических партиях» (с изм. и доп.) (далее - Закон) они имеют право «1) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои идеи, цели и решения; 2)...осуществлять издательскую деятельность, а также пользоваться в установленном порядке государственными средствами массовой информации; 3) проводить митинги, демонстрации, собрания и другие массовые мероприятия в порядке, установленном законодательством; 4) влиять через своих представителей в выборных государственных органах на выработку соответствующих решений» и др.

«Защита прав и законных интересов политических партий осуществляется в судебном порядке» (ст. 28 Закона).

За нарушение Конституции Республики Беларусь, Закона «О политических партиях», а также других актов законодательства Республики Беларусь в отношении политических партий могут быть применены следующие виды взысканий:

1) письменное предупреждение;

2) приостановление деятельности;

3) ликвидация политической партии;

Следует различать понятия «многопартийности» и «многопартийной системы». Многопартийность – это когда в стране официально зарегистрировано много партий. Так, в Республики Беларусь на 1 января 2010 года зарегистрировано 15 политических партий.

В политической системе общества партии в свою очередь образуют партийную систему - совокупность партий, действующих в рамках своих программ и уставов и борющихся за государственную власть. Под многопартийной системой понимается система, в которой две и более политические партии реально участвуют в борьбе за власть.

Наукой доказано и практикой подтверждено, что возрастание роли политических партий является характерной чертой формирования и развития демократических государств. Это определяется возрастанием политической активности населения, его различных классов и социальных групп; активизацией процессов демократизации властных структур государства; политическим и идеологическим плюрализмом, что обусловлено прежде всего разнообразием форм собственности.

В странах с демократической политической системой не только признается многопартийность, но и предоставляется партиям возможность участвовать в формировании высших органов государства путем проведения своих сторонников в парламент или в состав правительства.

Нормальное функционирование партийной системы и устранение почвы для захвата власти или присвоения властных полномочий какой-либо партией обеспечивается правовым регулированием деятельности партий. Оно сводится к тому, что:

- никто не может быть принужден к вступлению в партию или пребыванию в ней. Партии свободно создаются и действуют в обществе на основе их уставных документов и после регистрации в установленном законом порядке;

- организация и деятельность партий не должны ущемлять основные права и свободы человека и гражданина. Недопустима деятельность партий, призывающих к свержению конституционного строя или проповедующих национальную, социальную, религиозную рознь и нетерпимость;

- решения политических партий не имеют обязательной силы для органов государства. Создание организационных структур партий в государственных органах, воинских частях не допускается;

- действия государственных органов и должностных лиц, ведущие к устранению многопартийности, незаконному ограничению деятельности партий, установлению неравномерных преимуществ для отдельных из них, преследуются по закону.

Государство как единственная властвующая организующая сила общества призвано обеспечить нормальную деятельность не только политических партий, но и всех общественных объединений и движений в рамках их уставных задач, содействовать их развитию и совершенствованию. Они разнообразны. Это – профсоюзы, общества, движения, союзы предпринимателей, потребителей, экологические, культурные, спортивные общества, ассоциации по национальному признаку, благотворительные фонды и другие.

При всех различиях в их организации, формах и направлениях деятельности и круге объединенных ими лиц они имеют некоторые существенные общие черты, позволяющие объединить их в одну группу.

Во-первых, они не ставят перед собой цели извлечения прибыли.

Во-вторых, хотя многие общественные объединения проявляют активность в политической жизни и подчас заметно воздействуют на политику государства (например, профсоюзы), политическое участие не является их основной целью (в отличие от политических партий), но представляет собой вспомогательное средство для достижения своих целей. Как правило, общественные объединения стремятся воздействовать на государство извне, тогда как политические партии добиваются овладения самой государственной власти.

В политической жизни общественные объединения выполняют различные функции: выполняют общие интересы отдельных слоев и групп населения; ориентируют депутатов, органы администрации на учет этих интересов при разработке и проведении государственной политики; активно организуют общественное мнение по различным аспектам общественной, в том числе государственной, жизни; объединяют депутатов или кандидатов в депутаты и т.д.

Государство определяет правовые основы образования и функционирование общественных объединений. При этом регламентация их деятельности ограничивается лишь утверждением устава объединения, а внутренние отношения между ее членами регулируются не правом, а нормами общественной организации.

Общественные объединения в зависимости от целей своей деятельности имеют различное значение в политической жизни общества, Одни из них для реализации своих целей стремятся влиять на политические отношения, другие - нет. Поэтому все общественные объединения можно подразделить на имеющие политические черты и не имеющие таковых. Политическая функция общественных объединений, не являющихся политическими партиями, состоит не в борьбе за завоевание власти, а в оказании давления на властные структуры с целью реализации интересов своих участников. Такие объединения могут оказывать большое воздействие на политическую жизнь страны, которое по силе нередко превосходит влияние политических партия. В мировой истории известны случаи, когда профсоюзы или объединения предпринимателей заставляли правительство отступать перед своими требованиями. С этой целью они применяли различные формы и методы политического давления: пропагандистские кампании в средствах массовой информации, сбор подписей под соответствующими требованиями, забастовки, неповиновение указам правительства, пикеты, митинги, шествия и другие.

Типичными способами воздействия общественных объединений на органы власти являются непосредственное выдвижение своих членов в состав представительных и исполнительных органов власти; участие членов объединения в работе парламентских комиссий, межведомственных комитетов и служб; лоббизм. Общественные объединения призваны реализовывать свои полномочия и в осуществлении народовластия. Им предоставлено право выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти, участвовать в избирательной кампании, если это зафиксировано в уставе и т.д.

Важным аспектом формирования системы общественных объединений в государстве является появление самых разнообразных по своему характеру объединений, а также их энергичность, инициатива и самостоятельность в решении индивидуальных вопросов.

На сегодняшний день одними из самых массовых общественных объединений Республики Беларусь являются профсоюзы, объединяющие на добровольных началах трудящихся, связанных общими интересами по роду деятельности, как в производственных, так и в непроизводственных сферах, для защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов. В борьбе за интересы трудящихся, профессиональные союзы часто используют крайнюю меру разрешения социального конфликта - забастовку Твердая позиция профсоюзов существенно влияет не только на социально-экономические отношения, но и на политический процесс в обществе. Значителен вес в социально-политической жизни различных промышленных, научно-технических, творческих, культурно-просветительских, религиозных, спортивно-туристических и иных ассоциаций, союзов, обществ и фондов, отражающих экономические, социально-духовные, религиозные и политические интересы различных слоев общества.

Массовым движением называется совместная деятельность граждан, преследующих определенные общественные цели, но не имеющих завершенной организационной структуры и фиксированного членства. В отличие от политических партий и иных общественных объединений, движение не имеет четких принципов руководства и программы деятельности. Основная цель движения формулируется с помощью самых общих понятий, таких как свобода, равенство, справедливость, возрождение и т.п. В социально-политической жизни различных стран массовые движения играют все более заметную роль, они преследуют самые разнообразные общественные цели: исключение угрозы ядерной войны, развитие экономического, культурного и политического сотрудничества народов, предотвращение экологической катастрофы, сохранение культурного наследия. Особое место отводится массовым демократическим движениям.

В Республике Беларусь на данном этапе отсутствуют массовые общественные движения, которые играли бы значимую роль в политической системе страны. Как правило, они возникают стихийно и объединяют недостаточную численность сторонников, что мешает им в достаточной мере отстаивать свои интересы и идеалы.

В своей деятельности общественные объединения руководствуются Конституцией страны, национальным законодательством, а также опираются на международные акты. Так, в соответствии с международным пактом «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 г. «каждый человек имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов». Пакт акцентирует внимание на том, что «пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц» (ст. 22).

В качестве европейского билля о правах человека выступает Конвенция о защите прав человека и основных свобод, принятая государствами-членами Совета Европы 4 ноября 1950 г. в Риме. В ст. 11 Конвенции подтверждается право каждого человека на создание ассоциаций для защиты своих интересов.

Отмеченные положения международных пактов и конвенций получили свое закрепление и развитие в Конституции (ст.5) и Законах Республики Беларусь «О политических партиях» и «Об общественных объединениях».

Вместе с тем, как отмечалось выше, общественные организации как объединения граждан, созданные в соответствии с их интересами и на началах добровольного членства, должны соблюдать Конституцию, не посягать на территориальную целостность государства, его безопасность, не создавать вооруженных формирований. Когда мы говорим о взаимоотношениях государства и негосударственных организаций, необходимо иметь в виду, что эти отношения двусторонние. Большинство из них опосредуется соответствующими нормами права, приобретая различный характер: государственно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой и т.д.

Правовое закрепление различных сторон организации деятельности негосударственных структурных элементов политической системы общества способствует их укреплению и развитию, упорядочению и стабилизации их связей с государственными органами и, как результат, раскрытию всех заложенных в них потенциальных возможностей.

Необходимо учитывать, что общественные организации - это не «отделения» государства, не его «филиалы», а самостоятельные звенья политической системы, имеющие свои особые функции, свое социальное назначение и активно способствующие формированию гражданского общества и правового государства.

Следовательно, усиление сотрудничества и взаимодействия всех субъектов политической системы служит стабилизации об­щественной жизни, установлению в обществе режима реальной демократии.

Участие трудовых коллективов в политической жизни общества и государства в основном выражается, как это записано в ст.69 Конституции, в праве выдвижения кандидатов в депутаты и, в соответствии со ст.41 Конституции, в праве на забастовку, при проведении которой могут быть выдвинуты и политические вопросы.

Так, в соответствии со ст.ст. 63, 64 Избирательного кодекса Республики Беларусь трудовые коллективы имеют право выдвигать кандидатов в депутаты Палаты представителей Национального собрания и в местные Советы депутатов.

К участию трудовых коллективов в политической жизни общества и государства можно отнести и возможность трудовых коллективов выдвигать своих представителей для участия в республиканских собраниях и в состав избирательных комиссий по выборам.

Следует также помнить, что успешное функционирование политической системы общества может осуществляться только на основе правовых норм. Все структурные элементы политической системы – государство, общественные объединения и движения, трудовые коллективы – обязаны действовать в рамках и на основе Конституции и законов, образующих правовой фундамент государственной и общественной жизни.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2607; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.041 сек.