Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теоретические основы и характеристика понятий «конституционные права», «свободы», и «обязанности» человека и гражданина 1 страница




Правовой статус иностранцев, представляющих дипломатический корпус своих государств на территории Республики Беларусь

Правовое положение беженцев в Республике Беларусь

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республики Беларусь

Правовая регламентация гражданства Республики Беларусь

Понятие гражданства Республики Беларусь и его принципы

Гражданство – это устойчивая правовая связь человека со своим государством, обуславливающая взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях, указанных в законе.

Гражданство – будучи составным элементов правового статуса, вместе с тем является самостоятельным конституционно-правовым институтом.

Содержание гражданства складывается из прав и обязанностей лица по отношению к государству и государства по отношению к данному лицу. Они возникают в связи с распространением на данное лицо юрисдикции государства с предоставлением лицу правоспособности в полном объеме, с охраной прав и законных интересов граждан.

Среди таких прав и обязанностей решающее место принадлежит праву каждого гражданина пользоваться защитой и покровительством со стороны государства как внутри страны, так и вне ее пределов. Статья 10 Конституции закрепляет «гражданину Республики Беларусь гарантируется защита и покровительство государства, как на территории Беларуси, так и за ее пределами».

Гражданство тесно соприкасается с государственным суверенитетом. Без гражданства, без принадлежности граждан к определенному государству нет и самого государства. Поэтому каждое государство самостоятельно решает вопросы гражданства.

Гражданство было известно уже в рабовладельческую эпоху, когда гражданами могли быть только свободные люди. В период феодализма существовал главным образом институт подданства, означающий не просто подвластность населения монарху, но и феодальную зависимость от него.

В конституционном государстве институт гражданства, заменивший прежнее подданство, стал одним из проявлений принципа равноправия всех членов общества.

Наличие гражданства позволяет каждому гражданину обладать всей совокупностью личных, политических, социально-экономических и культурных прав и свобод, позволяет принимать активное участие в управлении делами государства и общества. И вместе с тем влечет выполнение в полной мере обязанностей по отношению к государству, включая его защиту. Гражданство создает в положении человека ясность и определенность.

Принципы гражданства – это основополагающие начала, определяющие его черты и содержание:

1. Каждый имеет право на гражданство. Эта белорусская конституционная норма соответствует ст. 15 Всеобщей Декларации прав человека, т.е. общепризнанным мировым стандартам в области прав человека.

2. Гражданство Республики Беларусь является равным для всех граждан Республики Беларусь независимо от основания его приобретения. Законодательство Беларуси не устанавливает каких-либо ограничений для граждан Республики Беларусь, получивших гражданство по основаниям его приобретения, установленным законом: по рождению; в результате приема в гражданство Республики Беларусь; в порядке регистрации; по иным основаниям, предусмотренным Законом Республики Беларусь от 1 августа 2002г. «О гражданстве Республики Беларусь» (далее Закон «О гражданстве»).

3. Гражданство Республики Беларусь не может быть предоставлено против воли лица. Значение данного принципа состоит в том, что человек самостоятельно выбирает себе гражданство того или иного государства без понуждения с его стороны, руководствуясь собственными мотивами. Этот принцип касается лиц, находящихся на территории Республики Беларусь, но не обладающих ее гражданством.

4. Никто не может быть лишен гражданства Республики Беларусь или права изменить гражданство. Запрет на лишение гражданства или права изменить гражданство закреплен в Конституции и Законе «О гражданстве» и означает, что не допускается лишение гражданства по инициативе государства за какие-либо его проступки или преступления. Что касается права изменить гражданство, то здесь требуется взаимное согласие государства и гражданина, односторонний выход из гражданства не допускается. Так как существует свобода выбора гражданства, то со стороны гражданина требуется проявление инициативы на выход из гражданства, и если нет установленных Законом «О гражданстве» препятствий к выходу, то государство разрешает его.

5. Республика Беларусь стремится к избеганию случаев без гражданства. Этот принцип соответствует международным правовым документам в области прав человека. Ряд статей Закона о гражданстве содержит положения, направленные на реализацию данного принципа. Например, согласно ст. 15 Закона «О гражданстве» находящийся на территории Беларуси ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь. Кроме принципов гражданства, содержащихся в Законе «О гражданстве», следует отметить и принципы, содержащиеся в Конституции и не перечисленные в ст. 3 Закона «О гражданстве»:

а) принцип защиты и покровительства граждан Республики Беларусь (ч.1 ст. 10 Конституции). Принцип означает, что государство гарантирует гражданам Республики Беларусь защиту и покровительство как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами. В случае если в государстве пребывания граждан Республики Беларусь отсутствуют дипломатические представительства и консульские учреждения Республики Беларусь, защита прав и законных интересов граждан страны в соответствии с международными договорами Республики Беларусь может осуществляться соответствующими органами других государств;

б) гражданин Республики Беларусь не может быть выдан иностранному государству, если иное не предусмотрено международными договорами Республики Беларусь (ч. 3 ст. 10 Конституции). Принцип направлен на защиту граждан Республики Беларусь от уголовного преследования за границей. За преступления, совершенные за границей, гражданин Республики Беларусь отвечает по белорусским законам. Но в том случае, когда между Республикой Беларусь и иностранным государством заключен договор, предусматривающий выдачу таких лиц, гражданин Беларуси может быть выдан иностранному государству.

Согласно ст. 8 Закона «О гражданстве» гражданами Республики Беларусь являются: лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на день вступления в силу Закона «О гражданстве» (Закон вступил в силу с 18августа 2002 г.); лица, которые приобрели гражданство в соответствии Законом «О гражданстве». Доказательством принадлежности к гражданству Республики Беларусь является паспорт гражданина Республики Беларусь или иной документ, содержащий указание на гражданство страны.

 

Для более полного уяснения законодательства о гражданстве Республики Беларусь и практики его применения следует, прежде всего, выяснить:

1) какие лица признаются гражданами Республики Беларусь;

2) каков порядок приобретения гражданства;

3) вследствие чего может быть прекращено гражданство;

4) как определяется гражданство детей при изменении гражданства их родителей (усыновителей);

5) какие органы полномочны решать вопросы гражданства и каков порядок их оформления,;

6) каким образом исполняются решения по вопросам гражданства.

Все эти вопросы урегулированы законодательством и в первую очередь Законом «О гражданстве».

1. Существует несколько оснований для определения принадлежности лица к белорусскому гражданству.

Наиболее общие из них записаны в ст. 8 Закона «О гражданстве». Это:

- лица, состоящие в гражданстве Республики Беларусь на 18 августа 2002г.;

- лица, которые приобрели гражданство Республики Беларусь в соответствии с Законом «О гражданстве»;

- по рождению признаются гражданами Республики Беларусь родившиеся в пределах современной территории Республики Беларусь, являвшиеся гражданами бывшего СССР по рождению, получившие гражданство Республики Беларусь до 18 августа 2002г.

Документом, подтверждающим гражданство Республики Беларусь, является паспорт или иной документ, содержащий указание на гражданство Республики Беларусь.

Необходимо отметить, что в силу ст.11 Закона «О гражданстве» «За лицом, являющимся гражданином Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству иностранного государства, если иное не предусмотрено международными договорами». Однако, если гражданин Республики Беларусь имеет также иное гражданство, то он не может на этом основании быть ограничен в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Беларусь.

Вопрос о принадлежности к гражданству Республики Беларусь тесно связан с вопросом о сохранении гражданства. Последний возникает в ряде случаев: проживание гражданина Республики Беларусь на территории другого государства (ст. 6 Закона «О гражданстве»); при заключении брака с лицами, не состоящими в гражданстве Республики Беларусь (ст. 7 Закона «О гражданстве»). И в том, и в другом случае гражданин автоматически не утрачивает гражданство.

2. Основания и условия приобретения гражданства Республики Беларусь.

Гражданство Республики Беларусь приобретается:

- по рождению;

- в результате приема в гражданство Республики Беларусь;

- в порядке регистрации;

- по иным основания предусмотренным Законом «О гражданстве».

Основным способом приобретения гражданства Республики Беларусь является рождение ребенка. При этом Закон «О гражданстве» исходит из двух принципов: права «крови» - учитывается гражданство родителей и права «почвы» - учитывается место рождения ребенка и их сочетания.

Законодательство направлено на решение вопросов получения гражданства Республики Беларусь максимально в пользу родившегося ребенка. Учитываются все ситуации, когда:

1) оба родителя — граждане Республики Беларусь;

2) только один из родителей имеет гражданство Республики Беларусь;

3) родители — не граждане Республики Беларусь либо они неизвестны и др.

Так, ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве Республики Беларусь, является гражданином Республики Беларусь независимо от места своего рождения.

Ребенок также приобретает гражданство Республики Беларусь по рождению, если на день рождения:

- родители (единственный родитель) ребенка состоят в гражданстве Республики Беларусь, независимо от места рождения ребенка;

- один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно, независимо от места рождения ребенка;

- один из родителей ребенка состоит в гражданстве Республики Беларусь, а другой является иностранным гражданином,

- по совместному заявлению родителей независимо от места рождения ребенка. При отсутствии такого заявления ребенок приобретает гражданство Республики Беларусь, если иначе он стал бы лицом без гражданства;

- родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь;

- родители (единственный родитель) ребенка, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, являются иностранными гражданами, при условии, что ребенок родился на территории Республики Беларусь, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своего гражданства.

Находящийся на территории Республики Беларусь ребенок, родители которого неизвестны, становится гражданином Республики Беларусь. Эти нормы Закона «О гражданстве» направлены на реализацию принципа – избегания случаев без гражданства.

Приемом в гражданство (натурализация) могут воспользоваться иностранные граждане и лица без гражданства, но они должны достичь 18-ти летнего возраста, подать письменное заявление и выполнить ряд условий.

Предусмотрены общие требования (условия) для приема в гражданство Республики Беларусь. Так, в гражданство может быть принято лицо, если оно:

1) берет на себя обязательство соблюдать и уважать Конституцию и иные акты законодательства Республики Беларусь;

2) знает один из государственных языков Республики Беларусь в пределах, необходимых для общения;

3) постоянно проживает на территории Республики Беларусь на протяжении последних семи лет;

4) имеет законный источник средств существования;

5) не имеет гражданства государства, либо утрачивает гражданство иностранного государства в случае приобретения гражданства Республики Беларусь, либо обратилось в полномочный орган иностранного государства с заявлением о выходе из гражданства, отказе от гражданства этого государства, за исключением случаев, когда выход (отказ) невозможен либо его нельзя обоснованно требовать (ст. 14 Закона «О гражданстве»).

Для некоторых лиц установлены особые условия приема в гражданство. Они устанавливаются для:

- белорусов, а также лиц, идентифицирующих себя как белорусы, и их потомков (кровные родственники по прямой линии: дети, внуки, правнуки), родившихся за пределами современной территории Республики Беларусь;

- лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта либо обладающих профессией или квалификацией, представляющими государственный интерес для Республики Беларусь:

- лиц, имевших гражданство Республики Беларусь или право на гражданство Республики Беларусь, родители (усыновители) которых выбрали для них иное гражданство;

- лиц, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, ранее состоявших в гражданстве Республики Беларусь.

Для этих лиц семилетний срок проживания может быть сокращен либо не применяться вовсе.

Существует также право на получение гражданства в порядке регистрации, которое имеют лишь некоторые категории лиц (ст. 15 Закона «О гражданстве»). Это:

- лица, состоявшиеся в гражданстве бывшего СССР, при условии, что они родились, либо постоянно проживали на территории Республики Беларусь до 12 ноября 1991г., а также супруги таких лиц, состоявшие в гражданстве бывшего СССР, и их потомки, первый Закон «О гражданстве Республики Беларусь» от 18 октября 1991г. вступил в силу 12 ноября 1991г. (в настоящее время утратил силу);

- дети:

а) по совместному заявлению родителей, один из которых состоит в гражданстве Республики Беларусь;

б) по заявлению одного из родителей, являющегося гражданином Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя, являющегося иностранцем, неизвестно;

в) по заявлению единственного родителя, являющегося гражданином Республики Беларусь;

- дети, находящиеся на территории Республики Беларусь, единственный известный родитель или оба родителя которых умерли, лишены родительских прав, отказались от воспитания ребенка или дали согласие на его усыновление, признаны в судебном порядке недееспособными, безвестно отсутствующими или умершими, а также недееспособные лица, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна (попечителя), согласованному с органами опеки и попечительства.

Закон «О гражданстве» предусматривает основания отклонения заявления о приобретении гражданства в случаях, если лицо:

- осуждено за совершение преступления против мира и безопасности человечества, военного преступления против государства;

- имеет судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, причем совершенное как на территории Беларуси, так и за рубежом;

- является подозреваемым или обвиняемым, как на территории Республики Беларусь, так и за рубежом, до вынесения итогового решения по уголовному делу;

- осуждено к лишению свободы, - до истечения срока наказания;

- депортировано из Республики Беларусь – до истечения срока депортации;

- представило ложные сведения или подложные документы;

- состоит на воинской службе, службе в полиции, органах безопасности, юстиции или иных государственных органах иностранного государства (ст. 16 Закона «О гражданстве»).

3. Прекращение гражданства Республики Беларусь означает прекращение юридической связи лица с государством. В этом случае утратившее гражданство лицо приобретает иной статус: на него уже не распространяется в полном объеме юрисдикция Республики Беларусь и оно не пользуется покровительством с его стороны.

Гражданство Республики Беларусь прекращается вследствие:

- выхода из гражданства Республики Беларусь;

- утраты гражданства Республики Беларусь.

Выход из гражданства Республики Беларусь осуществляется по ходатайству лица, желающего выйти из гражданства Республики Беларусь.

Однако выход из гражданства Республики Беларусь не допускается, если лицо, ходатайствующее о выходе:

1) является обвиняемым либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению приговор суда;

2) имеет задолженность по налогам или другие непогашенные долги и обязательства перед Республикой Беларусь, ее юридическими и физическими лицами;

3) не имеет другого гражданства или гарантий его приобретения.

Гражданство Республики Беларусь утрачивается вследствие поступления лица на воинскую службу, в полицию, органы безопасности, юстиции и иные государственные органы иностранного государства при отсутствии оснований для отказа в прекращении гражданства Республики Беларусь.

4. Изменение в гражданстве родителей, усыновление ребенка – все это в определенных случаях может сказаться на гражданстве детей.

При решении вопроса о гражданстве детей в случаях изменения гражданства их родителей, а также при усыновлении детей Закон «О гражданстве» требует учитывать их возраст.

В случае изменения гражданства родителями (единственным родителем) соответственно меняется гражданство ребенка, если он не достиг возраста 14 лет.

По желанию родителей, в случае изменения ими гражданства Республики Беларусь, за ребенком в возрасте до 16 лет может сохраняться гражданство Республики Беларусь.

Изменение гражданства детей в возрасте от 14 до 18 лет в случае изменения гражданства их родителей, а также усыновленных детей допускается только с согласия детей, выраженного в письменной форме и нотариально заверенного.

Если родители или один из родителей ребенка, который проживает на территории Республики Беларусь и над которым установлены опека или попечительство граждан Республики Беларусь, выходят из гражданства Республики Беларусь или утрачивают его и при этом не участвуют в воспитании ребенка, ребенок сохраняет гражданство Республики Беларусь. Если гражданство Республики Беларусь приобретает один из родителей, а другой остается гражданином другого государства или лицом без гражданства, ребенок может приобрести гражданство Республики Беларусь по совместному ходатайству родителей или родителя, который приобретает гражданство Республики Беларусь, если место нахождения другого родителя неизвестно.

Если гражданство Республики Беларусь приобретает один из родителей, а другой остается лицом без гражданства, ребенок, который проживает на территории Республики Беларусь, становится гражданином Республики Беларусь, если иначе он стал бы лицом без гражданства.

Если один из родителей выходит из гражданства или его утрачивает, а другой остается гражданином Республики Беларусь, ребенок сохраняет гражданство Республики Беларусь. По совместному заявлению родителей такому ребенку может быть разрешен выход из гражданства Республики Беларусь.

Законом также решены вопросы гражданства ребенка при его усыновлении.

Ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении гражданином Республики Беларусь или супругами, являющимися гражданами Республики Беларусь, либо супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой - лицом без гражданства, становится гражданином Республики Беларусь со дня усыновления.

Ребенок, который является иностранным гражданином или лицом без гражданства, при усыновлении супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой - иностранным гражданином, может приобрести гражданство Республики Беларусь по совместному заявлению усыновителей.

За ребенком, являющимся гражданином Республики Беларусь, сохраняется гражданство Республики Беларусь при его усыновлении: супругами, являющимися, иностранными гражданами, или иностранным гражданином; супругами, являющимися лицами без гражданства или лицом без гражданства; супругами, один из которых является гражданином Республики Беларусь, а другой – иностранным гражданином или лицом без гражданства.

5. Государственными органами, принимающими участие в решении вопросов гражданства Республики Беларусь, являются:

- Президент Республики Беларусь;

- органы внутренних дел;

- органы дипломатической службы Республики Беларусь за рубежом.

Заявления по вопросам гражданства подаются в органы внутренних дел Республики Беларусь по месту постоянного жительства заявителя, а лицами, постоянно проживающими за границей, - в соответствующий орган дипломатической службы Республики Беларусь.

Заявления по вопросам гражданства подаются заявителем лично в письменной форме.

Заявления по вопросам гражданства детей и недееспособных лиц подаются их родителями или другими законными представителями.

При невозможности личного обращения заявление и прилагаемые к нему документы могут быть переданы для рассмотрения через другое лицо либо направлены по почте.

Срок рассмотрения заявлений не должен превышать:

- о приеме в гражданство – 1 года;

- о выходе из гражданства – 6 месяцев;

- о приобретении гражданства в порядке регистрации – 2 месяцев.

Лицо приобретает гражданство Республики Беларусь со дня вступления в силу указа Президента Республики Беларусь или со дня решения уполномоченным им органом, а при рождении ребенка или его усыновлении соответственно со дня рождения или усыновления.

Гражданство прекращается со дня вступления в силу указа Президента Республики Беларусь или принятия решения уполномоченным им органом.

Повторные заявления лица о приеме в гражданство могут быть приняты не ранее чем через год.

6. Решения по вопросам гражданства исполняются:

- проживающих в Республике Беларусь, - органами внутренних дел;

- проживающих за границей, - органами дипломатической службы Республики Беларусь.

Решения по вопросам гражданства, принимаемые Президентом Республики Беларусь, могут быть обжалованы в Верховный Суд Республики Беларусь, который рассматривает такие дела в качестве суда первой инстанции.

Решения по вопросам гражданства, принятые государственными органами, уполномоченными Президентом Республики Беларусь, обжалуются в областные, Минский городской суды.

Необоснованный отказ в приеме заявлений по вопросам гражданства, нарушение сроков рассмотрения заявлений, а также другие неправомерные действия должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

 

 

 

Вопрос о правовом статусе иностранных граждан и лиц без гражданства является составной частью общей проблемы прав личности в обществе.

Кто же считается в Республике Беларусь иностранными гражданами, а кто - лицами без гражданства?

Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства. К таким доказательствам относятся национальные паспорта или заменяющие их документы. Под категорию иностранных граждан в Республике Беларусь попадают и лица, обладающие подданством.

Следует отметить, что иностранные граждане, имеющие гражданство двух или более государств, считаются в Республике Беларусь гражданами того государства, по документам которого они въехали на территорию Республики Беларусь.

Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства. Безгражданство может возникать по разным мотивам: если ребенок родился от лица без гражданства в том государстве, которое не предоставляет ему гражданства: если лицо утрати­ло гражданство и не приобрело нового; если при вступлении в брак с иностран­цем женщина утратила свое гражданство и по законам государства мужа нового не приобрела: могут быть и другие мотивы.

Международная конвенция 1954 года о статусе лиц, не имеющих гражданства, приравнивает этих лиц (апатридов) в правах к иностранным гражданам.

Каждое государство само устанавливает для иностранцев, находящихся на его территории, соответствующий правовой статус. Этот статус определяется как внутренним (национальным) законодательством, так и международными договорами.

Конституция Республики Беларусь является основным нормативным актом, определяющим пра­вовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Бела­русь. Согласно статье 11 Основного Закона иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и ис­полняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами. Согласно ст. 12 Конституции Республики Беларусь наша страна может предоставлять право убежища лицам, преследуемым в других государствах за политические, религиозные убеждения или национальную принадлежность.

Среди нормативных актов, регулирующих правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, особое значение имеет Закон от 4 января 2010г. года № 105-З «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» (далее - Закон). Этот закон определяет правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, устанавливает правила их въезда, пребывания и выезда, порядок регистрации, депортации и высылки, а также другие вопросы, касающиеся иностранцев, находящихся на территории Республики Беларусь.

В действующем законодательстве Республики Беларусь широко используется отсылка к международным договорам. Так, согласно гражданскому законодательству Республики Беларусь, если международным договором, в котором участвует Республика, Беларусь, установлены иные правила, чем те которые содержатся в белорусском законодательстве, то применяются правила международного договора.

Нормы, относящиеся к правовому статусу иностранцев, содержатся также в заключенных Республикой Беларусь двусторонних соглашениях об экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве, сотрудничестве в области международного туризма и т.д. Например, Республика Беларусь имеет ряд соглашений с зарубежными странами, предусматривающих безвизовые поездки граждан по служебным, общественным и личным делам.

С некоторыми государствами Республика Беларусь имеет договоры о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Основная цель этих договоров заключается в том, чтобы обеспечить равную защиту прав и законных интересов граждан одного государства на территории другого государства.

Правовой статус иностранного гражданина можно разделить на две части: правовой статус гражданина своего государства и правовой статус гражданина страны пребывания. Находясь за пределами своего государства, он сохраняет с ним правовую связь, подчиняется его законам. В то же время гражданин должен соблюдать законы и иные нормативные акты страны пребывания.

Лица без гражданства подчиняются только правопорядку страны пребывания. Если это лицо переезжает на жительство в другое государство, его правовая связь с прежним государством прекращается и устанавливается правовая связь с государством, в котором оно в настоящее время находится.

В отношении иностранцев, находящихся в Республике Беларусь, действует принцип национального режима. Суть его заключается в том, что иностранцы в своих правах приравниваются к гражданам Республики Беларусь. Так, в соответствии со статьей 4 Закона «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь». Иностранцы в Республике Беларусь пользуются теми же правами и свободами и выполняют те же обязанности, что и граждане Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, иными актами законодательства республики и международными договорами Республики Беларусь.

Белорусское законодательство не связывает применение национального режима с принципом взаимности. Права и свободы иностранцам в Беларуси предоставляются независимо от того, имеют ли такие же права и свободы в их странах граждане Республики Беларусь. Вместе с тем, если иностранное государство применяет к гражданам Республики Беларусь дискриминационные меры, наносящие ущерб их правам и законным интересам, Республика Беларусь может установить ответные ограничения (реторсии).

Иностранцы в Республике Беларусь равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. В связи с этим в Республике Беларусь женщине-иностранке предоставляются равные права с мужчиной-иностранцем. В частности, жена вправе без согласия мужа поступить на работу, распоряжаться своим имуществом, обращаться с иском в суд и т.д. Нормативные акты некоторых государств (например, Бразилии, Греции), устанавливающие власть мужа над женой, перестают действовать для граждан этих государств во время их пребывания в Республике Беларусь.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2050; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.067 сек.