Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика личных прав и свобод и их конституционное закрепление




Классификация конституционных прав, свобод и обязанностей

Классификация может осуществляться по различным основаниям. Однако надо иметь в виду, что всякая классификация условна, в том числе классификация прав, свобод и обязанностей. Одно и то же право, одна и та же свобода или обязанность может одновременно принадлежать к двум или более классификационным группам. Например, свобода мнений, убеждений и их свободное выражение, в принципе, можно отнести и к личным и политическим правам, право на национальную принадлежность, пользование родным языком можно отнести и к личным и к духовно-культурным правам. Некоторые положения ст.32 Конституции, провозглашающей, что брак, семья, материнство, отцовство находятся под защитой государства, вполне можно отнести как к личным, так и к социально-экономическим правам.

В зависимости от правового статуса субъекта права, свободы и обязанности можно классифицировать на права, свободы и обязанности человека и гражданина. Права человека присущи всем членам человеческого общества независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором живут, или нет. Права гражданина включают те права и обязанности, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству. Однако гражданин обладает и всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека, а лицо, не являющееся гражданином, не обладает правами и обязанностями, закрепленными за гражданами. Например, иностранные граждане и лица без гражданства не обладают в полной мере политическими правами и свободами, не несут обязанность служить Отечеству. Такое различие допускается международным сообществом, т.к. каждое государство предоставляет, скажем, политические права своим гражданам, которые в полной мере несут и конституционные обязанности.

В Конституции Республики Беларусь для обозначения прав человека применяется терминология: «все», «никто», «каждый». Когда речь идет о правах граждан, то употребляются формулировки: «граждане», «гражданам». Различие между правами человека и гражданина состоит, прежде всего, в том, что любой гражданин – это человек, но не каждый человек – гражданин.

Другое основание классификации также связано с характером субъектов прав, свобод и обязанностей. Речь идет о разделении прав, свобод и обязанностей на индивидуальные и коллективные. Индивидуальное право может осуществляться коллективно, но отличие его от коллективного права в том, что оно вполне может осуществляться и защищаться индивидуально, тогда как права коллективные по своей природе индивидуально осуществлять невозможно. Например, право на забастовку (ст.41 Конституции) – коллективное право, но индивидуальная забастовка – не забастовка, а прогул. К коллективным правам можно отнести «свободу собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций …», (ст.35 Конституции).

Можно также классифицировать права и свободы, а равно и обязанности на основные и дополнительные. Последние производны от первых, конкретизируют их. Например, право участвовать в управлении государством (ст.37 Конституции) – основное право, а избирательное право (ст.38 Конституции) производное от него, суть одного из его проявлений.

Наиболее значимой является классификация по содержанию соответствующих прав, свобод и обязанностей или по сфере проявления человеческой деятельности.

С учетом высказанных выше оговорок об условности классификации принято разделять права, свободы и обязанности на четыре основные группы.

Первая группа – это личные или гражданские права, свободы и обязанности: право на жизнь, неприкосновенность, презумпция невиновности, свобода передвижения и т.д., каждый обязан соблюдать Конституцию и законы и т.д.

Вторая группа – политические, связанные с участием в управлении обществом и государством: право избирать и быть избранным; свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования; обязанность защищать Родину и др.

Третья группа – социально- экономические: право на труд, право собственности, на социальное обеспечение и т.д.; обязанность платить налоги и др.

Четвертая группа – социально-культурные: право на участие в культурной жизни, свобода творчества и т.д.; обязанность беречь историко-культурные, духовное наследие и другие национальные ценности.

Необходимо отметить, что действующая Конституция Республики Беларусь, основанная на современной концепции прав человека, устанавливает перечень прав и свобод в определенной последовательности. Сначала указаны личные права и свободы (во всех предшествующих конституциях советского этапа личным правам отводилась второстепенная роль и они излагались последними), затем политические, социально-экономические и культурные права и свободы.

Второй раздел Конституции Республики Беларусь построен так, что первые три статьи (21 – 23) – закрепляют общие положения в области прав и свобод человека. Последующие – 24 – 32 – относятся к личным правам и свободам; 33 – 40 – к политическим правам и свободам; 41 – 48 - к социально-экономическим правам и свободам; 49 – 51 – к социально-культурным правам и свободам. Основные обязанности закреплены в статьях 52 – 57, Конституционные гарантии – в статьях 58 – 62 и заключает раздел ст. 63 о приостановлении прав и свобод в условиях чрезвычайного или военного положения.

Личные права и свободы в ныне действующей Конституции отражены в значительно более широкой степени, чем это было в предшествующих Конституциях. Кроме того, они открывают перечень конституционных прав и свобод. Большинство из них носят абсолютный характер, являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению.

Своеобразие и специфические особенности этой группы прав и свобод заключаются в следующем:

1. Они являются по своей сущности правами человека, т.е. каждого, кто находится на территории Республики Беларусь;

2. Эти права неотъемлемые, основополагающие, принадлежащие человеку от рождения;

3. Эти права очерчивают границы личной свободы человека посредством системы запретов любых действий государственных органов и должностных лиц, посягающих на незаконное вторжение в личную жизнь человека, ущемляющих его честь и достоинство, препятствующих осуществлению его законных прав и интересов;

4. Эти права ограждают от незаконного вмешательства кого-либо в сферу жизни человека, которая регулируется нормами морали, обычаями, традициями, правилами приличия и т.д.;

5. Эти права не предоставляются государством, а лишь охраняются и гарантируются им;

6. Они охватывают такие права и свободы лица, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, неприкосновенности, достоинства и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью, дающие возможность самореализоваться личности.

Конституционное закрепление личных прав и свобод означает признание социальной значимости личной свободы, возможности выбора различных форм организации личной жизни, характера семейных отношений и общения с другими людьми. Главное назначение личных прав и свобод – обеспечение личной свободы, юридической защиты от какого-либо незаконного вмешательства, развития каждой личности.

Право на жизнь (ст.24 Конституции) является главным, основным правом каждого человека. Без обеспечения права на жизнь нельзя говорить о любых других правах и свободах. Право на жизнь открывает перечень личных прав человека и гражданина. Оно представляет абсолютную ценность мировой цивилизации, ибо все остальные права утрачивают смысл и значение в случае гибели человека. По сути дела все остальные права, так или иначе, объединяются вокруг этого права. Это естественное право человека впервые закреплено в Конституции 15 марта 1994г., в предшествующих советских конституциях это право отсутствовало. Защита этого права охватывает широкий комплекс активных действий всех государственных и общественных структур.

«Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств» - закреплено в ч.1 ст.24 Конституции. Это обеспечивается политикой государства:

1. Отказом от войны и военных способов разрешения социальных конфликтов. Жизнь человека – самый ценный и самый хрупкий дар природы. Войны как абсолютное зло представляют собой наибольшую угрозу жизни человека, существованию целых народов. Отказ от войны и участия в ней – это направление получило в международном праве как принцип, обязывающий государство проводить политику сокращения вооружений. Опасный вызов самому существованию человечества представляет ядерная угроза и основанная на ней силовая геополитика. В силу этого проблема сохранения и защиты человеческой жизни и жертв воины, насколько это возможно в экстремальных условиях вооруженного конфликта, остается чрезвычайно актуальным в наши дни.

2. Целенаправленной борьбой с преступностью и особенно с террористическими акциями.

3. Мероприятиями медицинского характера и в первую очередь введением всеобщей диспансеризации, ибо при своевременном установлении диагноза, болезнь можно излечить; обеспечении надлежащего медицинского, обслуживания, службы скорой помощи; борьбой с алкоголизмом, наркоманией; снижением детской смертности и увеличением жизненного возраста; решением вопросов эвтаназии, абортов, суицида и т.д.

4. Мероприятиями по защите окружающей среды; сохранением и восстановлением природной среды обитания человека; недопущением экологических катастроф и аварий; принятия мер по устранению или смягчению их последствий.

5. Созданием достойных условий человеческого существования. Сюда входит право на социальное обеспечение (по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и т.д.), социальное страхование и пенсионное обеспечение и т.д.

Необходимо отметить, что озабоченность международного сообщества в плане содействия осуществлению и защиты самого очевидного права человека на жизнь усилилась в последние годы с осознанием того, что пренебрежительное отношение к человеческой жизни является, к сожалению, широко распространенным и угрожает самим основам человеческого общества. Этот вопрос больше не является вопросом, рассматриваемым исключительно в рамках внутренней юрисдикции государств, а приобретает международное значение.

Расширяя гарантии права на жизнь, Конституция включает норму, значительно сужающую возможность применения смертной казни. В соответствии со ст. 24, данная мера носит исключительный и временный характер и может применяться до ее отмены только в соответствии с законом за особо тяжкие преступления и только по приговору суда.

Вопрос о применении смертной казни является не только правовым, но и нравственно-философским и воспринимается людьми неоднозначно.

Касаясь правового аспекта смертной казни, необходимо отметить, что ее применение обосновывается государством как санкция в отношении лица, совершившего особо тяжкое преступление, повлекшее лишение жизни человека и, как превентивная мера, мера устрашения, направленная на недопущение подобного впредь. Применение санкции, в какой-то степени, объяснимо, устрашение не выдерживает никакой критики. Само усиление уголовной репрессии, как показывает практика, не влечет снижения преступности. Уровень преступности определяет совокупность социально-экономических, политических, культурологических факторов, а также состоянием нравственности и даже, в некоторых случаях генетическим предрасположением некоторых лиц к совершению преступлений.

Человек рождается не по воле государства, следовательно, и иметь право лишения жизни человека оно не может. Смертная казнь усиливает жестокость в обществе, а зло нельзя победить злом. Человек не может уступить обществу право на свою жизнь. Таким образом, государство, самовольно прекращая человеческую жизнь, присваивает себе палаческие функции.

Характерно, что и церковь выступает против смертной казни, полагая ее узаконенным неуважением к святости человеческой жизни и мерой, способствующей ожесточению общества.

Самое опасное – это возможность судебной ошибки, исправить которую уже нельзя.

В целом общественное мнение пока еще не воспринимает идею отмены смертной казни, считает ее надежным видом наказания преступности. В настоящее время из более чем 200 стран мира, только в 71 странах смертная казнь отменена или на ее применение наложен мораторий.

Белорусское общество также не готово к отмене смертной казни, о чем свидетельствуют итоги референдума 24 ноября 1996 г. Из принявших участие в референдуме 6 181 463 граждан Республики Беларусь (почти 85 % населения), за смертную казнь высказались 4 972 535 человек или 80,44% и только 1 108 225 человек или 17,93% высказалось против смертной казни. Конституционный Суд также высказал свое отношение по поводу смертной казни, которое было высказано в его заключении от 11 марта 2004г. № 3-171/2004. Конституционный Суд решил считать, что ч. 3 ст.24 Конституции Республики Беларусь, устанавливающая возможность применения смертной казни в качестве исключительной меры наказания лишь до ее отмены, позволяет принять решение об объявлении моратория на применение смертной казни или о полной отмене этого наказания. При этом Конституционный Суд полагает, что в современных условиях вопрос об отмене этого вида наказания или как первом шаге – об объявлении моратория на его применение может быть решен Главой государства и Парламентом. Необходимо отметить, что количество выносимых приговоров к смертной казни в последнее время сведен к минимуму, поэтому Республика Беларусь готова в ближайшее время объявить мораторий на применение смертной казни или отменить ее вовсе.

К сфере личных прав и свобод относится свобода, неприкосновенность и достоинство личности (ст.25 Конституции).

Свобода – право самостоятельно определять свои поступки, располагать собой по своему усмотрению, своим временем. Суть свободы – делать все, что не запрещено законом, не нанося вред другим, т.е. возможность совершать любые правомерные действия.

В неразрывной связи со свободой находится (но не совпадает) неприкосновенность человека. Неприкосновенность личности как личная свобода заключается в том, что никто не в праве насильственно ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками. Указанное право слагается из физической, нравственной и психической неприкосновенности личности. Ограничение или лишение личной свободы возможно только в случаях и порядке, установленных законом. К ограничению и лишению личной свободы относятся: арест, задержание, заключение под стражу; принудительное лечение психически больных, представляющих опасность для себя и окружающих; направление несовершеннолетних в спецшколы и т.п. Лицо, заключенное под стражу, имеет право на судебную проверку законности его задержания или ареста.

Неприкосновенность личности предполагает не только защиту человека от незаконных ареста, задержания и заключения под стражу, но и ограждение его от любых незаконных посягательств.

Достоинство личности – это осознание человеком своей социальной значимости и общественное признание ценности, уникальности конкретного человека и личности как частицы человеческого сообщества.

Уважение человеческого достоинства неотъемлемый признак цивилизованного общества. Ничто не может быть основанием для его умаления. Любые меры воздействия на неправомерные действия лица не могут служить умалением человеческого достоинства.

В Конституции (ч.3 ст.25) закреплено, что «никто не должен подвергаться пыткам, жестокому, бесчеловечному либо унижающему его достоинство обращению или наказанию, а также без его согласия подвергаться медицинским или иным опытам».

Норма Конституции, закрепляющая уважение достоинство личности, налагает на государственные органы и должностные лица правовую обязанность по ее защите. Уважение человека, его достоинство предполагает не только внимательное отношение к удовлетворению прав и законных интересов человека, но и этику поведения всех работников государственных структур при общении с людьми, уважительное к ним отношение, чуткое внимание к человеку в трудных для него жизненных ситуациях, особую уважительность к лицам преклонного возраста, инвалидам и т.д.

Уважение достоинства должно быть реальным фактором отношений между государством и личностью, основанных на принципах свободы и взаимной ответственности, на нормах права и морали.

В развитии конституционных норм достоинство личности охраняется рядом отраслей права. Так, нормы гражданского права защищают нематериальные блага – достоинство личности, личную неприкосновенность, честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни и т.д. В уголовном кодексе предусмотрены такие составы преступления как клевета и оскорбление.

Достоинство личности должно признаваться и защищаться обществом, если это не происходит, то никакие юридические, политические, экономические меры не обеспечат прочный культурный и этический фундамент общества.

Огромное значение для личных прав человека имеет закрепление в ст.26 Конституции презумпции невиновности, означающей, что никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Суд и только суд может признать лицо виновным в совершении преступлений. Без такого признания нельзя человека подвергнуть уголовному наказанию.

Особо подчеркнуто, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Бремя доказывания лежит на прокуроре, следователе и органах дознания, а также суд.

Закрепление в Конституции (ст.27) положения о том, что никто не должен принуждаться к даче показаний и объяснений против самого себя, членов своей семьи, близких родственников, коренным образом изменило правовое положение подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в уголовно-процессуальном законодательстве. Органы судебного следствия и суд обязаны разъяснять человеку положения ст.27 Конституции, а последний вправе самостоятельно решить - давать ему показания или отказаться от дачи показаний.

На всех стадиях уголовного процесса недопустимо использовать доказательства, полученные с нарушением закона – с применением насилия, незаконного вторжения в жилище, подслушивания телефонных разговоров и т.д. Такие доказательства не имеют юридической силы.

Значительное место в системе личных прав занимает право на частную жизнь, включая право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных переговоров и иных сообщений, на его честь и достоинство (ст.28 Конституции).

Частная жизнь – это индивидуальная свобода человека. Он сам решает, какая информация о его личной жизни может быть достоянием гласности. К сфере частной жизни относят: семейные отношения, источники финансирования, тайну вкладов, информацию о состоянии здоровья, интимную жизнь и другие стороны жизни человека. Законодательство не может вторгаться в эту сферу, оно призвано ограждать ее от любого незаконного вмешательства.

За разглашение личной тайны представителями ряда профессий (врачи, адвокаты, нотариусы и т.д.) наступает юридическая ответственность.

Законодательно установлена граница неприкосновенности частной жизни и формы ее охраны от неправомерного вторжения. Только в исключительных случаях и только на основании закона допускается нарушение неприкосновенности частной жизни. Это возможно: в целях борьбы с преступностью; в связи с эпидемией или стихийным бедствием и ликвидацией их последствий; в условиях военного или чрезвычайного положения, а также охраны здоровья и безопасности других лиц.

Конституционное право на защиту чести и достоинства конкретизируется в гражданском, гражданском процессуальном, уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве.

Тайна корреспонденции, телефонных и иных сообщений является развитием и одной из основных гарантий права на охрану частной и деловой жизни. Наложение ареста на корреспонденцию и выемка ее в почтово-телеграфных учреждений, прослушивание телефонных разговоров и иных сообщений допускается только в рамках уголовно-процессуального законодательства, а также Закона Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности» от 09.07.1999г. (с изм. и доп.).

Право на неприкосновенность жилища и иных законных владений означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли, а также оставаться в нем. (ст.29 Конституции). Это по существу составная часть права на частную жизнь.

Жилищем признаются жилые помещения, находящиеся в личной собственности, арендуемые жилые помещения, жилые помещения, используемые по договору найма, а также места временного проживания (гостиницы, общежития, пансионаты, интернаты и т.п.). Правом на охрану жилища обладают все граждане, проживающие в указанных выше жилых помещениях. Неприкосновенность распространяется на личные вещи, бумаги, документы и т.д.

Неприкосновенность жилища нельзя считать абсолютным. В отдельных случаях, предусмотренных в уголовно-процессуальном законодательстве, Законе «Об оперативно-розыскной деятельности» допускается вторжение в жилище без согласия проживающих в нем лиц, например, в целях пресечения преступления, борьбы со стихийными бедствиями, обыском и т.п.

За неосновательное вторжение в жилище предусмотрены различные формы ответственности, вплоть до уголовной (ст.202 УК Республики Беларусь).

Новым в конституционном закреплении личных прав является и включение такой важной формы свободы личности как свобода передвижения и выбора места жительства. Указанное право является существенным элементом свободы самоопределения личности, его достойной жизни. «Граждане Республики Беларусь имеют право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах Республики Беларусь, покидать ее и беспрепятственно возвращаться обратно» - закреплено в ст.30 Конституции.

В соответствии со ст.19 ГК Республики Беларусь местом жительства признается тот населенный пункт, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Действовавшая в советский период система паспортной прописки по существу ограничивала не только свободу передвижения, а и такие права как право на труд, жилище. С принятием Указа Президента Республики Беларусь от 7 сентября 2007г. № 413 «О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания», утвердившего Положение о регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания, введена процедура регистрации по месту жительства и пребывания, которая носит уведомительный характер, а не разрешительный, как было ранее.

Свобода передвижения может быть, и ограничена по мотивам охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения, либо прав и свобод других лиц. Такое ограничение возможно в приграничных зонах, зонах экологического бедствия, территориях, где введено чрезвычайное или военное положение, закрытые военные городки.

Положения статьи 30 Конституции о праве граждан Республики Беларусь покидать ее пределы и беспрепятственно возвращаться обратно получили свое развитие в ряде нормативных актов, и в частности в законе от 20 сентября 2009г. «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь». Закон устанавливает порядок въезда и выезда граждан республики Беларусь, случаи временных ограничений на въезд и выезд, порядок разрешения споров в связи с отказом о выезде и т.д.

Содержание ст. 30 Основного Закона свидетельствует о неотъемлемости данного конституционного права и его принадлежности каждому гражданину Республики Беларусь, о необходимости установления качественно новых отношений между гражданином и государством, содержанием которых являются взаимные права, обязанности и ответственность, основанные на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Это предполагает создание такой системы мер, которая наиболее полно обеспечивает гражданам реализацию их неотъемлемых прав, в том числе права свободного выезда из Республики Беларусь и беспрепятственного возвращения обратно.

Важное место в системе личных прав занимает свобода совести и вероисповедания. Под свободой совести понимается право человека самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать новую религию, либо не исповедовать никакой. Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением.

Статья 31 Конституции Республики Беларусь провозглашает: «Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом».

Наличие в Беларуси различных конфессий, религиозных верований делает эту конституционную норму особенно значимой. Она обеспечивает свободу выбора религии.

Свобода совести и вероисповедания подробно регламентируется в законе Республики Беларусь от 17 декабря 1992г. «О свободе совести и религиозных организациях» (с изм. и доп.). Закон запрещает установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии. Граждане Республики Беларусь равны перед законом во всех областях жизни, не зависимо от отношения к религии. В официальных документах не допускается дискриминация граждан в зависимости от отношения к религии.

Ст.16 Конституции закрепляет, что «религии и вероисповедание равны перед законом». Взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируется законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа.

Законодательство преследует те религиозные объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью, с побуждением к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению противоправных действий.

В части второй статьи 16 Конституции записано: «Запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред здоровью и нравственности».

Конституция устанавливает, что брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства (ст.32 Конституции).

Данная конституционная норма закрепляет право женщины и мужчины на добровольной основе, по достижению брачного возраста, вступать в брак и создавать семью. Подчеркивается, что супруги равноправны в семейных отношениях.

Установлены взаимные права и обязанности родителей, лиц их заменяющих и детей. В Конституции записано: «Родители или лица, их заменяющие, имеют права и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах их заменяющих и оказывать им помощь». Эти положения ст.32 Конституции по существу закрепили нравственную норму, в соответствии с которой – родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей, равно как совершеннолетние дети обязаны содержать своих престарелых родителей.

Важным являются положения Конституции о том, что, в случае не исполнения родителями и лицами, их заменяющими, своих обязанностей, дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и лиц, их заменяющих, только по решению суда.

Это положение Конституции конкретизируется в статьях 80 (лишение родительских прав) и 85 (отобрание ребенка без лишения родительских прав) Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.

Конституция провозглашает равенство прав женщин и мужчин. «Женщинам обеспечивается предоставление равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и других сферах деятельности, а также создание условий для охраны их труда и здоровья» - записано в ч.4 ст.32 Конституции.

Нашло свое отражение в Конституции и право молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие. Государством гарантируется это право, и оно создает необходимые условия для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии (ч.5 ст.32 Конституции).

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1781; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.