Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Палаты Национального собрания, порядок формирования и прекращения полномочий




 

Парламент состоит из двух палат – Палата представителей – нижняя палата и Совет Республики – верхняя палата.

Исторически двухпалатная структура Парламента возникла в странах Европы как способ сдерживания одной палатой (верхней) другой (нижней). Так, Палата общин в Англии сформировалась из представителей «низов», чрезмерная активность которых должна была уравновешиваться представителями высших слоев общества – Палатой лордов.

Двухпалатный Парламент характерен для федеративных государствах, где верхняя палата формируется из субъектов федерации, а нижняя избирается гражданами федеративного государства. Так, в Российской Федерации Государственная Дума состоит из 450 депутатов, которые избираются в одномандатном округе по пропорциональной системе представительства политических партий. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ст. 25 Конституции Российской Федерации).

Менее характерна двухпалатная структура Парламента для унитарных государств. Однако, пример Беларуси, да и других государств свидетельствуют, что двухпалатный парламент может успешно работать и в государствах с унитарной формой устройства.

Двухпалатная структура Национального собрания обладает рядом особенностей:

1. Самостоятельность палат. Она проявляется в разграничении их функций, самостоятельном их осуществлении, отсутствии подчиненности палат друг другу, в собственной компетенции каждой из них, независимости во внутренней организации;

2. Неодинаковая компетенция палат. К их ведению относятся, в основном, разные вопросы, а в законодательном процессе они имеют разные полномочия;

3. Разный порядок формирования палат;

4. Особенности представительной природы каждой из палат.

Состав Палаты представителей – 110 депутатов, избираемых в соответствии с законом на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Палаты представителей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 21 год.

Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и г.Минска тайным голосованием избираются на заседаниях местных Советов депутатов базового уровня по восемь членов Совета Республики. Восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь. Таким образом, в Совете Республики 64 члена. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживающий на территории соответствующей области и г. Минска не менее 5 лет.

Таким образом, выборы членов Совета Республики являются многостепенными. Граждане Республики Беларусь на основе демократических принципов избирают депутатов местных Советов базового уровня (районные, городские Советы депутатов городов областного подчинения) и г.Минска, а последние на своих заседаниях тайным голосованием избирают членов Совета Республики.

Выборы нового состава палат Парламента назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее 4х месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующего созыва.

Первая после выборов сессия палат Парламента созывается Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и начинает свою работу не позднее чем через 30 дней после выборов. Отсчет тридцатидневного срока для созыва и начала работы первой сессии Палаты представителей осуществляется со дня второго тура голосования по выборам ее нового созыва. Если второй тур голосования по выборам в Палату представителей не проводится, отсчет тридцатидневного срока осуществляется со дня проведения первого тура общих выборов в Республике Беларусь. Отсчет тридцатидневного срока для созыва и начала работы первой сессии Совета Республики осуществляется со дня первого заседания депутатов местных Советов депутатов базового уровня по выборам членов Совета Республики от области и г. Минска.

Внеочередные выборы палат Парламента проводятся в течение 3 месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палат Парламента.

Порядок проведения очередных и внеочередных выборов в палаты Национального собрания определяется Конституцией и Избирательным кодексом Республики Беларусь.

Депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе. Но Конституция Республики Беларусь допускает возможность депутата Палаты представителей быть одновременно членом Правительства. А вот член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Быть одновременно депутатом Палаты представителей и членом Совета Республики не допускается. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов, а также не допускается совмещение обязанностей депутата Палаты представителей и члена Совета Республики с одновременным занятием должности Президента или судьи.

Срок полномочий белорусского Парламента – 4 года. Он может быть продлен на основании закона только в случае войны.

Полномочия палат Национального собрания начинаются со дня первого заседания вновь избранных Палаты представителей, Совета Республики и заканчиваются в день открытия первого заседания Палаты представителей и Совета Республики нового созыва, за исключением досрочного прекращения полномочий палат Национального собрания.

Конституция Республики Беларусь предусматривает основания для досрочного прекращения полномочий палат Национального собрания (ст. 94 Конституции). Причем с прекращением полномочий Палаты представителей или Совета Республики по решению Президента могут быть также прекращены полномочия соответственно Совета Республики или Палаты представителей (ст. 93 Конституции).

Полномочия Палаты представителей могут быть досрочно прекращены в случае:

1. Отказа в доверии Правительству Республики Беларусь. Палата представителей вопрос о доверии Правительству рассматривает по инициативе Премьер-министра Республики Беларусь:

- по представленной программе деятельности Правительства;

- по конкретному поводу.

Решение о доверии Правительству считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей. Если решение о доверии Правительству не принято, считается, что Правительству отказано в доверии.

Если Палата представителей в доверии отказывает, Президент вправе в десятидневный срок принять решение об отставке Правительства или о роспуске Палаты представителей и назначении новых выборов. При отклонении отставки Правительство продолжает осуществлять свои полномочия;

2. Выражения Палатой представителей вотума недоверия Правительству. Возможно при повторном отклонении Палатой представителей программы деятельности Правительства.

Вопрос о выражении вотума недоверия Правительству рассматривается по инициативе не менее 1/3 от полного состава Палаты представителей. Вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течение года после одобрения программы его деятельности. Предложение депутатов Палаты представителей по данному вопросу вносится в письменной форме.

При рассмотрении вопроса о выражении вотума недоверия Правительству выступают Премьер-министр или лицо, исполняющее его обязанности. Решение о выражении вотума недоверия Правительству считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей.

Ни в Конституции, ни в Законах «О Национальном собрании» и «О Президенте Республики Беларусь» не закреплено, как должен поступить Президент и в какой срок при выражении вотума недоверия Палатой представителей Правительству. В данном случае возможно использование аналогии закона, и решать этот вопрос Президенту необходимо таким же образом, как и при отказе в доверии Правительству.

При отказе в доверии и выражении вотума недоверия Правительству Президент между законодательной и исполнительной властями выступает арбитром, ему принадлежит исключительное право поддержать Палату представителей или Правительство;

3. Двукратного отказа в даче согласия на назначение Президентом Премьер-министра Республики Беларусь.

Решение по вопросу о даче согласия на назначение Президентом Премьер-министра принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со дня внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. Если данное предложение внесено в период между сессиями Палаты представителей, для его рассмотрения созывается внеочередная сессия Палаты представителей в порядке установленном Конституцией Республики Беларусь.

Решение по вопросу о даче согласия на назначение Премьер-министра считается принятым, если за него проголосовало большинство от полного состава Палаты представителей. Если решение не принято, считается, что Палата представителей отказала в даче согласия. Конституция не ограничивает Президента представить Палате представителей одну и ту же кандидатуру на пост Премьер-министра.

В случае двукратного отказа Палаты представителей в даче согласия на назначение Премьер-министра Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы.

Для сравнения, Президент Российской Федерации распускает Государственную Думу и назначает новые выборы после трехкратного отклонения представленных ей кандидатур (ст. 111 Конституции Российской Федерации).

Полномочия Палаты представителей и Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь могут быть досрочно прекращены на основании заключения Конституционного Суда Республики Беларусь в случае систематического (более двух раз) или грубого нарушения Конституции Республики Беларусь.

Решение о роспуске палат Национального собрания Президент Республики Беларусь принимает не позднее чем в двухмесячный срок после официальных консультаций с председателями палат Национального собрания, если в течение этого срока не были устранены причины, явившиеся основанием для досрочного прекращения полномочий палат.

Палаты Национального собрания не могут быть распущены:

- в период чрезвычайного или военного положения;

- в последние шесть месяцев полномочий Президента;

- в период решения палатами вопроса о досрочном освобождении или смещении Президента с должности;

- в течение года со дня их первых заседаний.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.