Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные основы судебной власти




Акты правительства и их соотношение с актами Президента Республики Беларусь

Общее положение, определяющее статус актов, издаваемых Советом Министров Республики Беларусь, закреплен в ст. 108 Конституции Республики Беларусь, а также в Законе «О Совете Министров Республики Беларусь». Так в ст. 108 Конституции Республики Беларусь определено, что Правительство Республики Беларусь издает постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Премьер-министр издает в пределах своей компетенции распоряжения. Закон «О Совете Министров Республики Беларусь» конкретизирует, что распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь издаются по вопросам, входящим в компетенцию Премьер-министра, а также при наличии поручения Совета Министров Республики Беларусь по входящим в компетенцию, но не относящимся к конституционным полномочиям Совета Министров вопросам, если регулирование их не требует решений, носящий нормативных характер (ст. 35 Закона).

Постановления Совет Министров принимает и контролирует их исполнение на основании и в целях исполнения Конституции, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь. Этим определяется подзаконный характер актов, издаваемых Правительством, обязательность их соответствия Конституции, законам и нормативным указам Президента Республики Беларусь. Формула «На основании Конституции Республики Беларусь» – означает и то, что в пределах своей компетенции правительство вправе издавать нормативные правовые акты.

Устанавливая правовые формы актов, издаваемых Правительством, Конституция Республики Беларусь в то же время возлагает на Совет Министров обязанность обеспечить их исполнение.

Решения по отдельным вопросам могут оформляться в виде протоколов заседаний (совещаний) у Премьер-министра и его заместителей, а также их указаний и поручений, являющихся обязательными для исполнения должностными лицами Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров, а также местными исполнительными и распорядительными органами. При этом данные поручения и указания не могут носить нормативный характер (ч.5 ст. 35 Закона «О Совете Министров Республики Беларусь»).

Постановления Совета Министров Республики Беларусь и распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь вступают в силу и публикуются в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь. Порядок официального опубликования и вступления в силу актов Правительства определен Декретом Президента Республики Беларусь от 10 декабря 1998 г. № 22, с изменениями и дополнениями, внесёнными Декретом Президента Республики Беларусь от 4 ноября 2008г. №21, «Об утверждении положения об официальном опубликовании и вступлении в силу правовых актов Республики Беларусь».

Официальным опубликованием является доведение постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер-министра до всеобщего сведения путем воспроизведения их текстов в полном соответствии с подписанными подлинниками в следующих изданиях: издании Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, газете "Рэспубліка". Правовые акты Правительства должны быть опубликованы в газете "Рэспубліка" не позднее чем в пятидневный срок со дня их получения. Датой официального опубликования считается дата первоначального выхода в свет издания, в котором помещены акты Правительства. Акты Правительства для официального опубликования направляются Аппаратом Совета Министров Республики Беларусь. Постановления Совета Министров вступают в силу со дня их включения в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, если в этих актах не установлен иной срок введения в действие. Правовые акты, не имеющие нормативного характера, вступают в силу со дня их принятия, если в этих актах не установлен иной срок. Нормативные правовые акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, вступают в силу только после их официального опубликования. При этом, как правило, акты публикуются после включения их в Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.

В соответствии с п. 25 ст.84 Конституции Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь имеет право отменять акты Правительства. Такое правило выглядит совершенно естественно, учитывая, что Президент Республики Беларусь, во-первых является гарантом Конституции, а во-вторых, по существу возглавляет исполнительную власть. Кроме того, нормативные акты Правительства Республики Беларусь могут быть проверены Конституционным Судом Республики Беларусь с точки зрения их соответствия Конституции Республики Беларусь.

 


ГЛАВА 5. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ЕЕ КОНСТИТУЦИОННОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ

 

 

в Республике Беларусь

 

Судебная власть – одна из ветвей государственной власти, основное назначение которой состоит в охране всех членов общества от любого произвола, причем как от произвола других граждан, так и от неправомерных действий самого государства, его органов и должностных лиц.

Обеспечивая разрешение возникающих в обществе конфликтов на основе права, подчинение закону всех субъектов общественной жизни, судебная власть играет важную роль в сдерживании и ограничении законодательной и исполнительной ветвей власти, осуществления контроля их деятельности.

Судебная власть включает в себя систему независимых судов, наделенных властными полномочиями по окончательному разрешению от имени государства споров, применению предусмотренных законом мер государственного принуждения к лицам, виновным в совершении правонарушений.

В условиях рыночного хозяйства, основанного на частной собственности и свободе предпринимательства, расширяется и сфера деятельности судов.

Основная задача судебной власти состоит в том, чтобы обеспечить верховенство Конституции Республики Беларусь и ее непосредственное действие на всей территории Республики Беларусь, реализацию требований закона, торжество права и справедливости. Судебная защита в демократическом государстве является наиболее эффективной и надежной формой защиты субъективных прав и законных интересов граждан. Защищая конституционные свободы, суд находится в положении посредника между государством и личностью, между различными физическими и юридическими лицами.

Законодательная и исполнительная ветви власти оказывают существенное воздействие на функционирование судебной власти. Законодательная власть через принятие законов определяет судебную систему и принципы ее деятельности, компетенцию судебных органов, статус судей, порядок рассмотрения ими дел и т.д. Исполнительная власть осуществляет подготовку кадров, организует материально-техническое обеспечение деятельности судов. Однако ни одна из ветвей власти не может вмешиваться в сферу правосудия, в осуществление иных функций судебной власти.

Признание судебной власти самостоятельным предметом конституционного регулирования объясняется тем, что судебная власть является составной частью государственной власти. Это именно власть, а не просто ординарная деятельность судебных органов, она непосредственно воздействует на права и свободы человека, а это требует конституционного установления ее пределов и принципов. Конституция Республики Беларусь закрепляет гарантии прав граждан в их отношениях с судебной властью (ст. 60 Конституции), организацию судебной системы (ст.109 Конституции), принципы отправления правосудия (ст.ст.110-115 Конституции), порядок формирования Конституционного Суда (ст.116 Конституции) и т.д. Конституционное регулирование судебной власти состоит в том, чтобы исключить судебный произвол, закрепить гарантии правосудия, гарантировать независимость и высокий статус судей.

Конституционно-правовой статус судебной власти определяется Конституцией Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» (в дальнейшем Кодекс) от 29 июня 2006 г. №139-З, Законом Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994 г. №2914-XII (с изм. и доп.) и другими нормативными актами.

Будучи полноценной ветвью государственной власти, судебная власть обладает всеми ее основными признаками. Решения, принимаемые в рамках своей компетенции судебными органами, обязательны для всех государственных органов, должностных лиц и граждан. Судебные органы применяют разнообразные виды государственного принуждения, которые только они и в праве применять, в том числе наиболее жесткие, такие как смертная казнь, лишение и ограничение свободы и т.д.

Наряду с этим, судебной власти присущ ряд специфических признаков, отличающих ее от иных ветвей власти.

Одним из них является исключительность судебной власти, так как осуществление правосудия может, осуществляется только судом и никаким либо органом. Это обстоятельство закреплено в ст.109 Конституции «Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам».

Специфика судебной власти заключается и в особой процедуре ее деятельности. Это процессуальная форма осуществления ее полномочий. Она является наиболее сложной формой юрисдикционной деятельности и скрупулезно, детально регламентирована процессуальными законами. Практически любые ее нарушения могут стать основанием для отмены приговора суда, решения по гражданскому или хозяйственному делу, постановления по административным правонарушениям. Процессуальная форма деятельности устанавливается специальными правовыми актами – уголовно-процессуальным, гражданским процессуальным, хозяйственно- процессуальным и административно- процессуальным законодательством.

Судебная власть отличается и особым статусом и режимом деятельности должностных лиц – судей, осуществляющих эту власть. Согласно ст. 94 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей кандидатом на должность судьи общего или хозяйственного суда может быть гражданин Республик Беларусь, достигший 25-летнего возраста, владеющий белорусским и русским языками, имеющий высшее юридическое образование с присвоением квалификации «юрист», стаж работы по специальности не менее 3 лет (за исключением судей судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь, которые могут иметь как высшее юридическое, так и высшее техническое или высшее естественно-научное образование), не совершивший порочащих его поступков, сдавший квалифицированный экзамен на должность судьи. Специфическим признаком судебной власти является особая система контроля за ее деятельностью. Он может быть только правовым – контролем за законностью выносимых судебных постановлений и соблюдений судами процедуры их принятия. Это исключает какое-либо вмешательство в отправления правосудия, а тем более в оценку решений суда органами законодательной и исполнительной власти с позиции их целесообразности и т.д. Такая система контроля носит в основном внутренний характер, осуществляется посредством судебного надзора в виде кассационного и надзорного рассмотрения материалов дела вышестоящими судами.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.