Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекционного занятия. Тема 5. Меры уголовно-процессуального принуждения




Тема 5. Меры уголовно-процессуального принуждения

Цель занятия:

- изучение мер уголовно-процессуального принуждения и мер пресечения;

- формирование практических навыков и умений;

- воспитание уважения к изучаемому курсу

Ключевые слова: уголовно-процессуальное принуждение, задержание подозреваемого, меры пресечения, иные меры принуждения.

 

1. Понятие и виды мер уголовно-процессуального принуждения

2. Задержание подозреваемого в совершении преступления

3. Меры пресечения

4. Иные меры уголовного принуждения

 

1 Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения мер государственного принуждения к лицам, не ис­полняющим требования закона, или для предупреждения такого неисполнения. Под государственным принуждением следует пони­мать внешнее воздействие на поведение людей в целях подчинения их воле государства. Правовое же принуждение выражается в при­нуждении к исполнению требований права. Оно может выступать в многообразных формах и иметь различный характер. Это и меры воздействия, направленные на устранение неправомерного пове­дения отдельных лиц и на восстановление нарушенного права; меры, применяемые к участникам процесса в целях пресечения или предотвращения их противодействия ходу уголовного судо­производства и выполнению его задач. Они могут иметь граждан­ско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и уголовно-процессуальный характер.

Меры уголовно-процессуального характера, применяемые го­сударственными органами и должностными лицами в качестве спо­собов воздействия на поведение участвующих в деле лиц, принято называть мерами уголовно-процессуального принуждения.

В меры уголовно-процессуального принуждения можно оп­ределить как предусмотренные уголовно-процессуальным законом, процессуальные средства принудительного характера, применяе­мые уполномоченными на то государственными органами и долж­ностными лицами при наличии оснований и в установленном законом порядке в отношении подозреваемых, обвиняемых и других лиц. Эти меры направлены на предупреждение или пресечение неправо­мерных действий, препятствующих расследованию, рассмотре­нию и разрешению уголовного дела и выполнению иных задач уго­ловного судопроизводства.

Меры уголовно-процессуального принуждения неодинаковы по своему характеру и преследуют разные цели. Одни из них на­правлены на пресечение возможного продолжения преступной деятельности подозреваемого и обвиняемого, их уклонения от след­ствия и суда либо препятствования процессуальной деятельности (меры пресечения, задержание, отстранение от должности). Дру­гие связаны с необходимостью доставления или обеспечения явки лиц в органы расследования или в суд (привод, обязательство о явке). Третьи служат средством обеспечения исполнения пригово­ра в части имущественных взысканий (наложение ареста на иму­щество).

Закон детально регламентирует процессуальный порядок при­менения мер принуждения. Они применяются по мотивированно­му решению соответствующих должностных лиц или суда, а наи­более строгие из них могут быть применены только по судебному решению (заключение под стражу, домашний арест, временное от­странение от должности).

Классификация мер процессуального принуждения возможна по различным основаниям. Весьма актуальным является их подразделение на следующие группы: а) направление на обеспечение надлежащего поведения участников уголовного судопроизводства; б) направленные на обеспечение процесса доказывания; в) направленные на обеспечение исполнения приговора в части гражданского иска и других имущественных взысканий.

В УПК РФ меры процессуального принуждения классифицированы в зависимости от характера и интенсивности принудительного воздействия, которое они оказывают на соответствующего участника уголовного судопроизводства. По данному основанию они классифицированы на три группы: задержание (гл. 12); меры пресечения (гл. 13); иные меры уголовно-процессу­ального принуждения (гл. 14).

 

2 Задержание подозреваемого - мера процессуального принуж­дения, применяемая органом дознания, дознавателем, следовате­лем или прокурором на срок не более 48 часов с момента фактичес­кого задержания лица по подозрению в совершении преступления.

Закон устанавливает целый ряд гарантий законности и обосно­ванности задержания, четко регламентируя условия, основания, мотивы, порядок, сроки задержания (ст. 91-96 УПК РФ).

Лицо может быть задержано лишь по подозрению в соверше­нии преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы.

Под основаниями задержания понимаются фактические дан­ные, устанавливающие обстоятельства, позволяющие подозревать лицо в совершении преступления, а именно:

1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или не­посредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие и очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом лице или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления.

Избрание меры принуждения и выбор ее вида право, а не обя­занности лиц, ведущих судопроизводство, закон устанавливает, что соответствующее должностное лицо вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления при наличии установлен­ных законом условий и оснований. Право превращается в обязан­ность лишь тогда, когда появляются мотивы, обусловливающие не­обходимость задержания в данном конкретном случае. Это может быть необходимость воспрепятствовать подозреваемому продол­жать преступную деятельность, скрыться от следствия и суда, унич­тожить доказательства по делу при наличии данных о подобных намерениях лица.

Закон устанавливает сроки задержания, а также момент, с ко­торого начинается его исчисление. В соответствии с ч. 2 ст. 22 Кон­ституции РФ, ч. 2, 3 ст. 94 УПК РФ срок задержания не может пре­вышать 48 часов до момента применения судьей меры пресечения в виде заключения под стражу. В соответствии с ч. 3 ст. 128 УПК при задержании срок исчисляется с момента фактического задержания. Под моментом фактического задержания понимается момент производимого в порядке, установленном УПК, фактического лишения свободы передвижения лица, подозреваемого в со­вершении преступления (п. 15 ст. 5 УПК).

Закон детально регламентирует порядок задержания подозре­ваемого, что является важной гарантией законности и обоснован­ности задержания и обеспечения прав задержанного. Лицо счита­ется подозреваемым с момента фактического его задержания.

 

3 Меры пресечения - это предусмотренные законом меры про­цессуального принуждения, применяемые по уголовному делу в по­рядке, установленном УПК, к обвиняемому (в исключительных слу­чаях к подозреваемому), подсудимому, временно ограничивающие их права и свободы.

Применение меры пресечения - процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения (п. 13, 29 ст. 5 УПК). Таким образом, применение мер пресечения возможно только после воз­буждения уголовного дела.

Перечень мер пресечения содержится в ст. 98 УПК и является исчерпывающим.

Законом предусмотрены следующие виды мер пресечения: 1) подписка о невыезде; 2) личное поручительство; 3) наблюдение командования воинской части; 4) присмотр за несовершеннолет­ним обвиняемым; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу (ст. 98 УПК).

Подписка о невыезде и надлежащем поведении.Эта мера пресе­чения заключается в отобрании от обвиняемого (подозреваемого) письменного обязательства не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя, следователя, про­курора или суда. Являться по их вызовам в назначенный срок. Иным путем не препятствовать производству по уголовному делу. Подписка о невыезде и надлежащем поведении предусмотрена ст. 102 УПК и применяется к лицу, которое не вызывает особых опасений в том, что оно уклонится от предварительного расследо­вания и суда, а также ненадлежащим поведением воспрепятствует расследованию и разбирательству дела в суде.

Личное поручительствозаключается в принятии на себя заслу­живающим доверия лицом письменного обязательства о том, что оно ручается за выполнение обвиняемым (подозреваемым) обяза­тельств: в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, сле­дователя, прокурора и в суд, а также иным путем не препятствовать производству по уголовному делу. Данная мера пресечения пре­дусмотрена ст. 103 УПК и избирается по письменному ходатайству одного или нескольких поручителей с согласия лица, в отношении которого дается поручительство. Число поручителей определяет полномочное должностное лицо, в производстве которого находит­ся дело. При избрании меры пресечения должностное лицо должно убедиться в добропорядочности поручителя, доверять ему, а он в свою очередь - тому, за кого ручается. Поручители должны быть уверены, что смогут обеспечить его надлежащее поведение и явку по вызовам. Поручителю сообщается о сущности дела, по которому избирается мера пресечения, разъясняются существо подозрения или обвинения, его обязанности и ответственность, связанные с выполнением личного поручительства. Каждый из поручителей предупреждается, что в случае невыполнения поручителем своих обязательств на него может быть наложено денежное взыскание: до ста минимальных размеров оплаты труда. Оно производится судом в порядке, установленном ст. 118 УПК. Вопрос о направле­нии материалов в отношении поручителей в суд решается органом, в производстве которого находится уголовное дело. Ответствен­ность определяется с учетом конкретных обстоятельств, личности поручителей, тяжести последствий, которые наступили ввиду не­выполнения ими своих обязательств. Поручитель может отказать­ся по тем или иным причинам от взятого на себя письменного обя­зательства. Тогда при невозможности его замены избирается иная-мера пресечения.

Наблюдение командования воинской части - мера пресечения, предусмотренная ст. 104 УПК, которая применяется только в отношении обвиняемого (подозреваемого) военнослужащего или лица, призванного на военные сборы. Избрание этой меры пресечения допускается лишь с согласия обвиняемого (подозреваемого). Она состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил, чтобы обеспечить его надлежащее поведение, явку в назна­ченный срок по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и суда, а также исключить возможность иным путем препятствовать производству по уголовному делу. Наблюдение командования во­инской части применяется к военнослужащим срочной службы, к лицам, проходящим военные сборы в воинских подразделениях и находящимся на казарменном положении. На время действия меры пресечения они лишаются права ношения оружия, постоянно находятся под наблюдением своих начальников или суточного наряда, не направляются на работы вне части в одиночном порядке, не назначаются в караул и другие ответственные наряды, лишают­ся увольнения в городской отпуск.

Присмотр за несовершеннолетним подозреваемым или обвиня­емым.Эта мера пресечения предусмотрена ст. 105 УПК и заключа­ется в обеспечении надлежащего поведения несовершеннолетнего обвиняемого в соответствии с требованиями ст. 102 УПК. Письмен­ное обязательство обеспечить надлежащее поведение несовершен­нолетнего берут на себя родители, опекуны, попечители или иные лица, заслуживающие доверия, а также должностные лица специ­ализированного детского учреждения, где находится несовершен­нолетний. Они могут обратиться с ходатайством об избрании при­смотра за подростком в качестве меры пресечения или дать согла­сие на присмотр, если инициатива исходит от дознавателя, следо­вателя, прокурора, судьи (суда). Лица, полномочные избрать меру пресечения, должны располагать достоверными сведениями, что тот, кто берет на себя обязательство по присмотру, действует на добровольных началах и способен обеспечить условия, при кото­рых цель меры пресечения будет достигнута.

Залогсоставляют деньги или иные ценности (ценные бумаги, изделия из драгоценных металлов и пр.), вносимые обвиняемым (подозреваемым), его родственниками, друзьями, другими лицами, в том числе и юридическими, на депозитный счет органа, избрав­шего эту меру пресечения в соответствии со ст. 106 УПК. Ее цель - обеспечить явку обвиняемого (подозреваемого) к дознавателю, следователю, прокурору либо в суд и предупредить совершение им новых преступлений.

Как вид самого залога, так и его размер определяются органом или лицом, избирающим меру пресечения. Учитываются характер совершенного преступления, данные о личности обвиняемого (по­дозреваемого), имущественное положение залогодателя.

Избрание залога в виде меры пресечения процессуально офор­мляется мотивированными: определением суда, постановлениями судьи, прокурора, а также следователя и дознавателя с согласия прокурора в любой момент производства по делу.

Домашний арест. Новый вид меры пресечения домашний арест, предусмотренный ст. 107 УПК, заключается в том, что при наличии оснований он избирается по судебному решению обвиняемому (подозреваемому), ограничивая его свободу передвижения, а также запрещая общаться с определенными лицами; получать и отправлять корреспонденцию; вести переговоры с использованием любых средств связи. Эта мера пресечения избирается в порядке, установленном ст. 108 УПК, с учетом тяжести совершенного пре­ступления, состоянии здоровья обвиняемого (подозреваемого) и других обстоятельств, предусмотренных ст. 99 УПК.

Обвиняемый (подозреваемый) не вправе менять место прожи­вания без разрешения должностных лиц: дознавателя, следователя, прокурора, судьи; покидать свое жилище, ставшее местом домаш­него ареста. Он не должен общаться с определенными лицами: соучастника­ми по уголовному делу, свидетелями, потерпевшими, друзьями и даже родственниками, проживающими отдельно от него. Обвиня­емому может быть запрещено отправлять и получать посылки, бан­дероли, делать обращения через средства массовой информации; пользоваться телефоном, факсом, иными видами связи.

Заключение под стражу- самая строгая мера пресечения, предусмотренная ст. 108 УПК. Ее применение представляет собой максимально острое вторжение в сферу прав граждан на свободу и личную неприкосновенность, гарантированных Конституцией РФ (ст. 22), Декларацией прав и свобод человека и гражданина РФ (ст. 8). В Международном пакте о гражданских и политических пра­вах (1976 г.) установлено, что никто не может быть подвергнут про­извольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе как на указанных в законе основаниях и в соответствии с той процедурой, которая установлена законом. Согласно ст. 22 Конституции РФ мера пресечения заключение под стражу допускается только по судебному решению. Это кон­ституционное положение выражено в ст. 10 и 108 УПК, определив­ших, что данная мера пресечения применяется по судебному реше­нию в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено на­казание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет.

Основания для избрания меры пресече­ния заключение под стражу должны быть тщательно проверены, особенно при избрании этой меры пресечения несовершеннолет­нему. В соответствии с ч. 2 ст. 108 УПК к несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под стражу в каче­стве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресе­чения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего по­дозреваемого или обвиняемого в совершении преступления сред­ней тяжести.

Законом установлен определенный судебный порядок избра­ния меры пресечения заключение под стражу на предварительном расследовании.

Содержание под стражей при расследова­нии преступлений не может превышать двух месяцев. Однако не всегда удается уложиться в этот срок и тогда при отсутствии осно­ваний для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда или военного суда со­ответствующего уровня в порядке, установленном ч. 3 ст. 108 УПК. Следователь и дознаватель с согласия прокурора и руководителя следственного органа возбуждают перед судом ходатайство о продлении срока содержа­ния под стражей обвиняемого (а их может быть несколько), обосно­вывая его, как правило, объединением в одно производство не­скольких дел, проведением длительных экспертиз, выходом на новые эпизоды преступлений, которые необходимо расследовать. В этом случае срок содержания под стражей обвиняемого может быть продлен до б месяцев. Если дело приобретает затяжной характер, то дальнейшее продление срока содержания под стражей воз­можно в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, только в случаях особой сложности дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда по ходатайству следователя, внесенному с со­гласия руководителя следственного органа субъекта РФ до 12 месяцев.

Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен только в исключительных случаях в отношении лиц, обви­няемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей суда, указанного в ч. 3 ст. 31 УПК, или военного суда соответствующего уровня по ходатайству следователя, внесенному с согласия Председателя Следственного комитета при прокуратуре РФ или его заместителя, до 18 месяцев.

 

4 Для обеспечения установленного уголовно-процессуальным законодательством порядка проведения предварительного расследования и судебного разбирательства, а также надлежащего исполнения приговора дознаватель, следователь, прокурор и суд наделены правом отобрания у подозреваемого, обвиняемого обязательства о явке, применения в отношении этих лиц привода, временного отстранения от должности и наложения ареста на имущество. Кроме того, в необходимых случаях дознаватель, следователь, прокурор и суд вправе отобрать обязательство о явке у потерпевшего, свидетеля и других участников уголовного судопроизводства, а также применить к этим лицам привод и денежное взыскание (ст. 111 УПК).

Обязательство о явке состоит в письменном обязательстве подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, свидетеля и иных участников уголовного судопроизводства своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя, прокурора и суда, а в случае перемены места жительства незамедлительно сообщать об этом (ч. 2 ст. 111, ч. 2 ст. 112). При отобрании обязательства о явке пресекаются попытки указанных лиц уклониться от участия в уголовном судопроизводстве.

Привод состоит в принудительном доставлении лица к дознавателю, следователю, прокурору и в суд (ч. 2 ст. 113 УПК). Он применяется в отношении подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и свидетеля в случае неявки их без уважительной причины по вызову и уклонения от выполнения процессуальных обязанностей в уголовном судопроизводстве. Согласно ч. 2 ст.111 УПК приводу могут подвергаться и другие участники уголовного судопроизводства в случае их неявки по вызову без уважительных причин. Такими участниками являются гражданский ответчик, законный представитель несовершеннолетнего подсудимого (п. 1 ч. 3 ст. 54, ч. 4 ст. 428 УПК) и другие лица.

Временное отстранение от должности производится в случаях, когда лицо привлекается к уголовной ответственности за совершение должностного преступления, если при этом оно может негативно воздействовать на ход предварительного расследования или судебное разбирательство уголовного дела, может продолжить преступную деятельность с использованием служебного положения либо препятствовать установлению истины путем изъятия, исправления, порчи служебных документов, воздействия на свидетелей из числа подчиненных и т.д. О необходимости временного отстранения обвиняемого от должности может свидетельствовать также воспрепятствование проведению ревизии, судебно-бухгалтерской экспертизы, склонение к отказу от дачи показаний или даче заведомо ложных показаний других лиц, подчиненных по службе, дискредитация обвиняемым организации, в которой он работает, и должности, которую занимает.

Наложение ареста на имущество состоит в запрете, адресованном собственнику или владельцу имущества, распоряжаться, а в необходимых случаях и пользоваться им, либо в изъятии имущества и передаче его на хранение (ч. 2 ст. 115 УПК). Арест может быть наложен на имущество, находящееся у других лиц, если есть достаточные основания полагать, что оно получено в результате преступных действий подозреваемого, обвиняемого. Арест налагается: 1) на имущество и денежные суммы, принадлежащие подозреваемому, обвиняемому; 2) на имущество лиц, которые по закону несут материальную ответственность за причиненный вред; 3) на имущество, нажитое преступным путем, в чьем бы обладании оно ни находилось.

Денежное взыскание как мера процессуального принуждения в виде штрафной санкции налагается судом в случае нарушения участниками уголовного судопроизводства обязанностей, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством, а также за нарушение порядка в судебном заседании. Сумма денежного взыскания допустима в размере до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 117 УПК). В случае невыполнения своих обязанностей поручителем, а также лицами, которым несовершеннолетний подозреваемый был отдан под присмотр в качестве меры пресечения, денежное взыскание возможно в размере до ста минимальных размеров оплаты труда (ч. 4 ст. 103, ч. 3 ст. 105 УПК).

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какие меры уголовно-процессуального принуждения предусмотрены уголовно-процессуальным законом?

2. Какое место в общей системе мер уголовно-процессуального принуждения занимают меры пресечения?

3. Есть ли разница в применении мер пресечения к подозреваемому и обвиняемому?

4. Обязательно ли избирать меру пресечения? Если можно обойтись без меры пресечения, что можно применить вместо нее

5. Что является основанием для помещения обвиняемого, подозреваемого для заключения под стражу?

6. Могут ли лица, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, содержаться в изоляторах временного содержания для задержанных?

7. Каков порядок содержания под стражей подозреваемых или обвиняемых?

8. Каков порядок освобождения из следственного изолятора содержащихся там лиц?

9. Что относится к иным мерам уголовно-процессуального принуждения?

 

Рекомендуемая литература

Основная литература

Нормативные акты:

1. Конституция РФ от 12.12.1993 г.

2. Европейская Конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам ETS N 030 (Страсбург, 20 апреля 1959 г.) (с изм. и доп. от 17 марта 1978 г.)

3. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (утвержден Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 43/173 от 9 декабря 1988 года)

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (УПК РФ) (с изм. и доп.)

5. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. и доп.)

6. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. N 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (с изм. и доп.)

7. Федеральный закон РФ от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп.)

8. Приказ МВД РФ от 22 ноября 2005 г. N 950 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел» (с изм. и доп.)

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 7 «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» (с изм. и доп.)

Учебники, учебные пособия, монографии:

1 Гриненко, А.В. Уголовный процесс [Текст]: учебник для бакалавров.- М.: Юрайт, 2012.- 332 c. – (ГРИФ)

2 Уголовно-процессуальное право Российской Федерации [Текст]: учебник / отв. ред. И.Л. Петрухин, И.Б. Михайловская.- 3-е изд., перераб. и доп..- М.: Проспект, 2013.- 688 c.

3 Уголовно-процессуальное право [Текст]: учебник: / под общ. ред. В.М. Лебедева.- М.: ЮРАЙТ, 2012.- 1016 c.

4 Уголовно-процессуальное право Российской Федерации [Текст]: учебник: / отв. ред. П.А. Лупинская.- 2-е изд., перераб. и доп..- М.: Норма: Инфра-М, 2011.- 1088 c.

5 Уголовный процесс [Текст]: учебник/ под ред. Б. Б. Булатова, А. М. Баранова.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ЮРАЙТ, 2011.- 608 c. - (ГРИФ)

 

Дополнительная литература:

1 Судебный контроль в уголовном процессе [Текст]: учебное пособие/ под ред. Н.А. Колоколова.- 2-е изд., прераб. и доп.- М.: ЮНИТИ, 2009.- 847 c.

2 Лупинская, П.А. Решения в уголовном судопроизводстве: теория, законодательство, практика [Текст]: монография/ П.А. Лупинская.- 2- изд., перераб.и доп.- М.: Норма; Инфра-М, 2010.- 240 c.

3 Рябцева, Е.В. Уголовный процесс [Электронный ресурс]: электронный учебник/ Е.В. Рябцева.- М.: Книжный мир, 2009.

4 Уголовно-процессуальное право. Актуальные проблемы теории и практики [Текст]: учебник: / под ред. В.А. Лазаревой, А.А. Тарасова.- М.: ЮРАЙТ, 2012.- 476 c.

5 Уголовно-процессуальное законодательство в современных условиях: проблемы теории и практики [Текст]: сборник статей.- М.: Волтерс Клувер, 2010.- 528 c.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.