Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопросы лекционного занятия № 2




1. Понятие и виды договора аренды транспортных средств.

2. Аренда транспортного средства без экипажа.

3. Аренда транспортного средства с экипажем.

 

1. В силу такого договора арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование с оказанием услуг по управлению им и по его технической эксплуатации или без оказания такого рода услуг (ст. 632, 642 ГК).

Специфика аренды транспортных средств определяется предметом договора. Это требует дополнительной правовой регламентации, поскольку транспортное средство представляет собой сложное техническое устройство и, более того, является источником повышенной опасности. Под транспортным средством понимается лишь такой объект, владение и пользование которым требуют управления им и обеспечения его надлежащей технической эксплуатации. Причем речь идет о квалифицированном управлении и технической эксплуатации с помощью экипажа, имеющего необходимую профессиональную подготовку.

В ГК предусмотрены две разновидности аренды транспортных средств: аренда транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (аренда без экипажа) и аренда транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (аренда с экипажем). Аренда отдельных видов транспортных средств (морских, воздушных судов и т.д.) имеет свои особенности, отраженные в нормах транспортных уставов и кодексов. Наиболее подробно регламентирована аренда морских судов.

2. Специфика транспортного средства, значимая для правового регулирования, наиболее полно проявляется в договоре аренды транспортного средства, который не осложнен оказанием услуг по управлению и эксплуатации. Правила предоставления услуг по управлению и эксплуатации лишь уточняют правовое регулирование, предопределенное особенностями транспортного средства. На некоторые элементы правового регулирования фактор оказания услуг не влияет. Так, оба вида аренды транспортных средств являются реальными договорами (ст. 632 и 642 ГК) и для их совершения установлена простая письменная форма (ст. 633 и 643 ГК). Договор аренды транспортных средств, в том числе и являющихся недвижимостью (воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты), не подлежит государственной регистрации. Согласно ст. 632 и 642 ГК к договорам аренды транспортных средств не применяются правила о возобновлении договора на неопределенный срок и о преимущественном праве арендатора на заключение договора на новый срок. В отличие от общих норм об аренде, предусматривающих диспозитивное право арендатора с согласия арендодателя сдавать имущество в субаренду, арендатор транспортного средства по общему правилу вправе сдавать его в субаренду без согласия арендодателя (ст. 638, 647 ГК).

Особенности правового регулирования аренды транспортного средства без предоставления услуг по управлению и технической эксплуатации (аренды транспортного средства без экипажа). Поскольку данный вид аренды предполагает самостоятельную коммерческую и техническую эксплуатацию транспортного средства арендатором, на него возложены следующие дополнительные обязанности:

1) в течение всего срока аренды поддерживать надлежащее состояние транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта (ст. 644 ГК);

2) своими силами осуществлять управление арендованным транспортным средством и его коммерческую и техническую эксплуатацию (ст. 645 ГК);

3) нести расходы на содержание транспортного средства, его страхование (включая страхование своей ответственности), а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией, если иное не предусмотрено договором аренды (ст. 646 ГК).

Арендатор вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены - назначению транспортного средства (п. 2 ст. 647 ГК). В отличие от договора аренды транспортного средства с экипажем арендатор транспортного средства без экипажа вправе самостоятельно решать вопросы не только коммерческой, но и технической эксплуатации транспортного средства.

При аренде транспортного средства без экипажа арендатор выступает по отношению к третьим лицам как владелец источника повышенной опасности. Поэтому он несет ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, в соответствии со ст. 1079 ГК (ст. 648 ГК).

Договор аренды морского судна без экипажа именуется в КТМ договором фрахтования судна без экипажа (бербоут-чартер). В ст. 213 КТМ содержатся дополнительные требования к содержанию договора. В нем должны быть указаны наименования сторон, название судна, его флаг, класс, технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и т.д.), количество расходуемого топлива, район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия договора. Фрахтователь обязан в течение срока действия бербоут-чартера поддерживать судно в мореходном состоянии, однако устранение скрытых недостатков является обязанностью судовладельца (п. 2 ст. 216 КТМ). Фрахтователь несет ответственность перед третьими лицами по любым их требованиям, возникающим в связи с эксплуатацией судна, кроме требований возмещения ущерба от загрязнения нефтью и ущерба в связи с перевозкой опасных и вредных веществ (ст. 219 КТМ). Фрахтователь уплачивает судовладельцу фрахт за месяц вперед. В случае просрочки уплаты фрахта свыше 14 календарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя (п. 2 ст. 221 КТМ).

3. Особенности правового регулирования аренды транспортного средства с предоставлением услуг по управлению и технической эксплуатации (аренды транспортного средства с экипажем).

Такой договор (в п. 1 ст. 632 ГК именуемый также - фрахтование на время) необходимо отграничивать от договора перевозки, который в ст. 787 ГК называется договором фрахтования (чартером). Аренда направлена на передачу имущества во временное владение и пользование, а перевозка - на оказание услуг по перемещению груза или пассажира при помощи транспортного средства. В отличие от договора аренды транспортного средства по договору фрахтования само транспортное средство не передается фрахтователю, ему предоставляется только его вместимость.

Поскольку в рассматриваемом договоре управление и техническое обслуживание транспортного средства осуществляет арендодатель, на него возложены следующие дополнительные обязанности:

1) в течение всего срока договора поддерживать надлежащее состояние транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта и предоставление необходимых принадлежностей (ст. 634 ГК); однако расходы, связанные с содержанием транспортного средства и его коммерческой эксплуатацией (в частности, оплату топлива и других расходных материалов, оплату сборов), несет арендатор, если иное не предусмотрено договором (ст. 636 ГК);

2) предоставлять арендатору услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства, обеспечивающие его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре (п. 1 ст. 635 ГК). Члены экипажа являются работниками арендодателя. Состав экипажа и его квалификация должны отвечать обязательным правилам и условиям договора, а если такие правила не установлены - требованиям обычной практики эксплуатации транспортного средства определенного вида и условиям договора (п. 2 ст. 635 ГК). Поскольку услуги арендодателя ограничиваются технической эксплуатацией транспортного средства, члены экипажа подчиняются распоряжениям арендодателя, касающимся его технической эксплуатации, и распоряжениям арендатора - в отношении коммерческой эксплуатации;

3) страховать транспортное средство и (или) ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, если такое страхование является обязательным в силу закона либо договора (ст. 637 ГК). Данное правило является диспозитивным.

В случае гибели или повреждения транспортного средства арендатор обязан возместить арендодателю причиненные убытки, если последний докажет, что вред вызван обстоятельствами, за которые арендатор отвечает в соответствии с законом или договором (ст. 639 ГК). Субъективное основание ответственности арендатора должно определяться по правилам ст. 401 ГК: ответственность арендатора, осуществляющего предпринимательскую деятельность, наступает независимо от вины.

Ответственность за вред, причиненный третьим лицам, несет арендодатель в соответствии с нормами о деликтах (гл. 59 ГК). Это обусловлено тем, что в подавляющем большинстве случаев причинение вреда третьим лицам является следствием технической эксплуатации транспортного средства, которую осуществляет арендодатель. Однако если арендодатель докажет, что вред возник по вине арендатора, он вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам (ст. 640 ГК).

Договор аренды морского судна с экипажем именуется в КТМ договором фрахтования судна на время (тайм-чартер) и имеет свои особенности. В нем должны быть указаны наименования сторон, название судна, его технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и т.д.), район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта, срок действия тайм-чартера. В отличие от ст. 606 ГК, устанавливающей, что все доходы, полученные арендатором в результате использования арендованного имущества, являются его собственностью, ст. 210 КТМ предусматривает, что вознаграждение, причитающееся судну за услуги по спасанию, оказанные в период действия тайм-чартера, распределяются в равных долях между судовладельцем и фрахтователем за вычетом расходов на спасание и доли вознаграждения, причитающейся экипажу (ст. 210 КТМ).

При несвоевременном возврате судна фрахтователь уплачивает за задержку судна по ставке фрахта, предусмотренной тайм-чартером, или по рыночной ставке фрахта, если она превышает ставку фрахта, предусмотренную тайм-чартером (п. 3 ст. 204 КТМ). В случае просрочки уплаты фрахта свыше 14 календарных дней судовладелец имеет право без предупреждения изъять судно у фрахтователя и взыскать с него причиненные такой просрочкой убытки (п. 2 ст. 208 КТМ). При обычной аренде арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора в связи с его нарушением арендатором только в судебном порядке (ст. 619 ГК). В ст. 207 КТМ установлено, что фрахтователь не отвечает за убытки, причиненные гибелью или повреждением зафрахтованного судна, если не доказано, что убытки причинены по вине фрахтователя.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 297; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.