Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 3. Местный бюджет




В соответствии со ст. 10 БК РФ[34] бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты.

Таким образом, местные бюджеты являются важной составляющей всей бюджетной системы РФ. В соответствии со ст. 52 Закона о МСУ 2003 г. каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Статья 14 БК РФ определяет местный бюджет (бюджет муниципального образования) как форму образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Местный бюджет так же, как и бюджет любого другого уровня, имеет доходную и расходную части. В его доходной части можно выделить:

- собственные доходы, за счет которых финансируется решение вопросов местного значения;

- субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Рассмотрим вначале собственные доходы местных бюджетов, к которым в соответствии с Законом о МСУ 2003 г. относятся следующие:

1. Средства самообложения граждан. Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. Размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования, за исключением отдельных категорий граждан, численность которых не может превышать 30% от общего числа жителей муниципального образования и для которых размер платежей может быть уменьшен.

Вопросы введения и использования разовых платежей граждан решаются на местном референдуме (сходе граждан).

2. Доходы от местных налогов и сборов. Перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством РФ о налогах и сборах.

В ч. 1 ст. 132 Конституции РФ закреплено право органов местного самоуправления самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы. Также ч. 5 ст. 3 НК РФ[35] предусмотрено, что местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются и вводятся законами этих субъектов Федерации.

Местные налоги обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

В настоящее время к местным налогам отнесены земельный налог и налог на имущество физических лиц. Они должны зачисляться в бюджеты поселений и городских округов. Муниципальные районы не имеют собственных налогов, однако могут собирать земельный налог и налог на имущество физических лиц на межселенных территориях.

Отдельно стоит отметить, что организации и учреждения уголовно-исполнительной системы – в отношении земельных участков, предоставляемых для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций – освобождаются от налогообложения по земельному налогу.

3. Доходы от региональных налогов и сборов. Доходы от них зачисляются в местные бюджеты по налоговым ставкам, установленным законами субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, а также по нормативам отчислений в соответствии с ч.ч. 2 и 3 ст. 58, ч. 2 ст. 60 и ч. 3 ст. 61 Закона о МСУ 2003 г., за исключением случаев, установленных ч. 5 ст. 60 и ч. 4 ст. 61 данного закона.

4. Доходы от федеральных налогов и сборов. Доходы от них зачисляются в местные бюджеты по нормативам отчислений в соответствии с ч.ч. 2 - 4 ст. 59, ч. 2 ст. 60 и ч. 3 ст. 61 Закона о МСУ 2003 г. и (или) по налоговым ставкам, установленным законодательством РФ о налогах и сборах, за исключением случаев, установленных ч. 5 ст. 60 и ч. 4 ст. 61 данного закона.

5. Безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней. Можно выделить несколько основных форм таких перечислений.

Дотации - это средства, выделяемые местным бюджетам из федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ. Использование дотации не имеет целевого назначения, и она выделяется на безвозмездной и безвозвратной основе.

Субвенция - это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели и программы для выравнивания социально-экономического развития соответствующей территории. В случае использования субвенции не по целевому назначению она подлежит возврату предоставившему ее органу.

6. Доходы от имущества, находящегося в муниципальной собственности. В соответствии с Законом о МСУ 2003 г. в местный бюджет зачисляется часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов муниципального образования, и часть доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающаяся после уплаты налогов и сборов.

7. Иные собственные доходы местных бюджетов. К таковым, в частности, относятся штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления; добровольные пожертвования.

Муниципальные образования могут осуществлять заимствования финансовых средств, в том числе посредством выпуска ценных бумаг (как правило, облигаций муниципального займа). Муниципальные заимствования - это займы, привлекаемые от физических и юридических лиц в валюте РФ, по которым возникают долговые обязательства органа местного самоуправления как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ (ст. 91 БК РФ). Муниципальные займы осуществляются путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования. Заемщиком по договору муниципального займа выступает муниципальное образование, а заимодателем - гражданин или юридическое лицо. Из сказанного следует, что заемные средства не могут относиться к доходам муниципальных образований, поскольку полностью идут на покрытие расходных обязательств муниципальных образований. Суммы выплат по заемным обязательствам в бюджете текущего года учитываются по статье «Расходы».

Муниципальное заимствование осуществляется представительным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти. Правовое регулирование муниципальных займов осуществляется на основе Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»[36], а также путем принятия по каждому их выпуску отдельных нормативных актов.

Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, направленные на финансовое обеспечение задач местного самоуправления. Расходы местных бюджетов осуществляются в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, который, разграничивая расходные обязательства между уровнями власти в государстве, устанавливает расходные обязательства муниципального образования, возникающие в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления:

1) по вопросам местного значения;

2) при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов бюджетов на решение вопросов местного значения.

Значительная часть средств, выплачиваемых из местного бюджета, идет на финансирование муниципального заказа на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг. Размещение муниципального заказа осуществляется на конкурсной основе, за исключением случаев, когда размещение муниципального заказа осуществляется путем запроса котировок цен на товары, работы и услуги или случаев закупки товаров работ и услуг у единственного исполнителя.


Лекция 6. ФОРМЫ НЕПОСРЕДСТВЕННОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 932; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.