Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14. Особенности возникновения и развития государства и права в Новое время 3 страница




Парижская Коммуна 1871 г. В ночь на 18 марта 1871 г. правительственные войска пытались захватить пушки парижской Национальной гвардии и разоружить рабочих. Но солдаты отказались стрелять в народ и стали брататься с ним. Правительство бежало из города, и власть в столице перешла в руки Центрального комитета Национальной гвардии. Восставшими руководили так называемое «большинство» и «меньшинство». К первым принадлежали новые якобинцы и бланкисты — последователи революционера О. Бланки. Бланкисты считали, что революция может быть проведена силами небольшой, но хорошо законспирированной организации. «Меньшинство» составляли последователи учения Прудона, который отрицал политическую борьбу и заявлял о немедленной отмене государства. Руководители министерств и ведомств покинули город, а оставшиеся в нем чиновники саботировали работу. В этих условиях было принято решение об увольнении всех чиновников, которые не вышли на работу. По решению Центрального комитета Национальной гвардии были проведены всеобщие прямые выборы в представительный орган власти — Совет Парижской Коммуны. 26 марта 1871 г. состоялись выборы, в результате которых в Совет вошли в большинстве рабочие или их представители.

К органам власти и управления Коммуны прежде всего необходимо отнести Совет Парижской Коммуны. Совет организовал в своем составе 10 специальных комиссий: военная, продовольственная, общественной безопасности, комиссия труда и обмена, комиссия финансов, комиссия по просвещению и др. Особую роль играла исполнительная комиссия, на которую возлагалось наблюдение за исполнением декретов Коммуны и постановлений комиссий.

Комиссия юстиции осуществляла демократические принципы организации суда и процесса: выборность, равенство всех перед законом, гласность суда, удешевления процесса и т.д. Суды выбирались. Судебная система Коммуны состояла из: 1) общегражданских судов (обвинительное жюри но делам версальцев, палата гражданского суда, мировые суды); 2) военные суды (дисциплинарные суды в батальонах, суды в легионах, общеармейский военно-полевой суд). Совет Парижской Коммуны явился для всех судов кассационной инстанцией и судом первой инстанции по делам, представляющим особую важность.

Церковь была отделена от государства. 19 апреля 1871 г. Коммуна опубликовала Декларацию к французскому народу — программный документ о принципах предполагаемого государственного строя. Франция оставалась демократической республикой. Но граждане имели право создавать автономные коммуны по образу Парижской. Все должностные лица находятся под контролем общества. Провозглашались неотъемлемые права граждан на труд, свободу личности, свободу совести и т.д. Во второй половине мая 1871 г. правительственные войска заняли Париж, и Коммуна прекратила свое существование.

Третья Республика во Франции. Будущее государственного устройства страны — это основная проблема первых послевоенных лет. Подавляющее большинство Национального собрания составляли монархисты. Однако во Франции в то время не было достаточной социальной базы для монархии. В 1875 г. были приняты три конституционных закона, которые вместе составили новую конституцию страны: Конституционный закон об организации государственных властей, Закон об организации сената, Закон об отношениях государственных властей. Эти законы устанавливали республиканский строй во главе с президентом, парламентом и парламентским правительством. Национальное собрание (сенат и палата депутатов) избирали президента абсолютным большинством голосов сроком на 7 лет. Президент обладал всеми атрибутами конституционного монарха, за исключением положения о наследственном характере его власти. Палата депутатов и сенат осуществляли законодательную власть. Без согласия сената ни один законопроект не мог получить силу закона. Президент имел право распустить палату депутатов с согласия сената. Последний роспуску не подлежал. После 1875 г. борьба между республиканцами и монархистами продолжалась и постепенно к 1884 г, во Франции окончательно утвердилась республика.

Конституционные законы 1875г. претерпели важные изменения: 1) произошло умаление власти президента; 2) Национальное собрание превратилось в основное звено государственной власти; 3) правительство было подконтрольно обеим палатам.

К концу XIX в во Франции исчезло прежнее деление партий на республиканцев и монархистов, и на их базе возникло множество различных политических группировок: левые республиканцы, левые демократы и др. В выборах принимали участие лишь лица, имеющие французское гражданство, достигшие 21 года и проживающие в одном месте более 6 месяцев. Женщины и военнослужащие были лишены избирательных прав. Коммуны избирали выборщиков по одному от каждой коммуны, которые затем избирали сенаторов. В этот период происходила частая смена правительства, поскольку в парламенте не было стабильного большинства. Но чиновники продолжали занимать свои посты не один десяток лет, так как это не затрагивало основную часть государственного аппарата.

Право Франции. Во Франции в ходе революции происходила ломка феодальных отношений и создание нового законодательства. Так, несколько раз, в 1791, 1793, 1794, 1796 гг. были предприняты попытки кодификации и предложены проекты уголовного и гражданского кодексов. Они не были приняты в то время, так как происходила частая смена у власти групп, имевших различную идеологию. После утверждения власти крупной буржуазии во время наполеоновской эпохи были созданы пять основных кодексов: гражданский, уголовный, торговый, гражданско-процессуальный и уголовно-процессуальный.

Французский гражданский кодекс. Он вошел в историю как Кодекс Наполеона. Проект кодекса разрабатывали видные юристы Франции: Тронше, Порталис, Малльвиль и др. После обсуждения в высших судах он поступил в Трибунат и Законодательный корпус, где встретил серьезную оппозицию. Только благодаря личному вмешательству Наполеона все титулы кодекса и в виде отдельных законов были приняты и утверждены. В состав единого Гражданского кодекса были объединены все 36 титулов. Настоящий кодекс (с многочисленными поправками) действует во Франции до настоящего времени. Италия, Бельгия, Голландия, Польша и другие страны по образцу Кодекса Наполеона приняли свои гражданские кодексы.

Гражданский кодекс воплощает и развивает гражданско-правовые принципы: юридического равенства, законности, единства права, свободы. Кодекс включил в себя революционное законодательство, некоторые положения французского обычного права, и конечно, римское право. Он построен по так называемой институционной системе, что прямо указывает на влияние римского права. Кодекс состоит из вводного титула и трех книг. В первой книге говорится о лицах, во второй - о правилах в отношении имущества и различных видоизменениях собственности. Третья содержит сведения о различных способах приобретения собственности.

Субъекты гражданского права. Кодекс провозглашает принцип юридического равенства. Но полной реализации этот принцип не нашел. Например, замужние женщины и иностранцы не имеют полной правоспособности. Юридические лица не признаются в качестве субъектов гражданского права, что объясняется неразвитостью буржуазных отношений и предубеждением к юридическим лицам из опасения возобновления в этой форме феодальных учреждений.

Право собственности. Опорой правительства Наполеона были новые классы собственников — буржуазия и крестьянство, положение которых укреплял Гражданский кодекс. В Кодексе Наполеона нет различия между имуществом родовым и благоприобретенным. Была разрешена тайная мена недвижимых имуществ. В ст. 544 перечисляются основные правомочия собственника — пользование и распоряжение вещами. Полноту права собственности устанавливает ст. 546, в которой указано, что собственность на вещь дает право на все, что эта вещь производит. В интересах третьих лиц Кодекс Наполеона предусматривает некоторые ограничения произвола собственника. Например, в ст. 545 указано, что «никто не может быть принуждаем к уступке своей собственности, если это не делается по причине общественной пользы и за справедливое и предварительное вознаграждение». В Кодексе детально регламентированы права собственника, земельного участка, сервитут, залог земли и т.п. В ст. 552 формулируется право собственника земли: «Собственность на землю включает в себя собственность на то, что находится над землей и под землей». Это указывает на широкие права на землю и подчеркивает буржуазный характер Гражданского кодекса. Кодекс Наполеона предусматривает и другие вещные права: владение, держание, право на чужие вещи (узуфрукт, проживание в чужом доме, сервитут, право залога).

Обязательственные отношения. В этом разделе значительно ощущается влияние римского права. В ст. 1101 дается определение договора: «Договор есть соглашение, посредством которого одно или несколько лиц обязываются перед другим лицом или перед несколькими лицами дать что-либо, сделать что-либо или не делать чего-либо». К главному условию договора относится согласие сторон. В случае искажения воли под влиянием заблуждения, насилия и обмана действительного согласия сторон нет. Явная невыгодность договора не служит основанием для его расторжения. Ст. 1134 формулирует важный принцип незыблемости договора: «Соглашения, законно заключенные, занимают место закона для тех., кто их заключил. Они могут быть отменены лишь по взаимному согласию сторон или по причинам, в силу которых закон разрешает отмену (обязательства). Они должны быть выполнены добросовестно. Кодекс предусматривает различные договоры: купли-продажи, дарения, мены, найма. Особое внимание уделяется договору купли-продажи. В соответствии со ст. 1583 договор считается заключенным, когда достигается соглашение по поводу вещи и цены. В Кодексе рассматривается вопрос об эвикции вещи. Ст. 1641 и 1642 предусматривают, что явные недостатки вещи, в наличии которых покупатель мог сам убедиться, не влекут ответственности продавца, а на скрытые недостатки проданной вещи продавец обязан дать гарантию. Важным договором является личный наем, применительно к которому особенно проявляется принцип свободы. По Кодексу Наполеона основанием возникновения обязательства является также причинение вреда, и оно может возникать непосредственно из закона.

Семейное право. В брачно-семейных отношениях особенно проявились контрреволюционные тенденции. В Кодексе предусмотрено полновластие мужа и отца. В то же время установлена ограниченная правоспособность и недееспособность замужней женщины. Брак рассматривается как договор. Следовательно, взаимное согласие супругов является необходимым условием для заключения брака. Брачный возраст для мужчин составлял 18 лет, для женщин - 15 лет. В этом возрасте требовалось согласие родителей для заключения брака. Сын имел право самостоятельно заключать брак с 25 лет, дочь с 21 года. Развод допускался по различным причинам: прелюбодеяние, злоупотребление, грубое обращение по отношению друг к другу и т.д. В ст. 213 говорится: «Муж обязан оказывать покровительство своей жене, жена - послушание мужу», то есть отношения строились на основе власти и подчинения мужу. Следствием власти мужа является ограниченная правоспособность и фактически полная недееспособность замужней женщины. Это означало, что она не могла самостоятельно осуществлять никакие юридические действия. Так, в ст. 215 Кодекса указывается: «Жена не может выступать в суде без разрешения своего мужа, хотя бы она была купцом или не обладала общностью имущества с мужем, или хотя бы была установлена раздельность имущества жены». Имущественные отношения супругов регулировались брачным договором, заключенным до совершения брака. Муж являлся главой семьи. В соответствии со ст. 372 под властью родителей находятся несовершеннолетние дети до достижения совершеннолетия или освобождения из-под власти. Лишь отец осуществляет эту власть во время брака. В Кодексе различное правовое положение имели дети, рожденные в законном браке, и дети внебрачные. Последние даже в случае их признания, не могли требовать законных прав законных детей. Таким образом, видно, что семейное право отличается наибольшим архаизмом и в последующем, в начале XX в. в это право были внесены большие изменения: уничтожены некоторые формальности, мешающие заключению брака, мать получила реальное право давать свое согласие на брак своих детей. В 1907 г. женщина получила право распоряжаться продуктами своего труда. Отцовская власть была ослаблена.

Наследственное право. Феодальная система наследования была уничтожена. Установлено наследование по закону и по завещанию. В то же самое время завещательная свобода была ограничена и поставлена в зависимость от наличия у наследодателя детей. При наследовании по закону был уничтожен принцип первородства. Права законного наследования имели родственники до 12-й степени. Но в 1917 г. круг законных наследников был ограничен шестой степенью родства.

Гражданско-процессуальный кодекс. Он был издан в 1806 г. в связи с появлением Гражданского кодекса. Основу гражданско-процессуального кодекса составил ордонанс о гражданском правосудии 1667 г. По этому кодексу необходимо было составить множество процессуальных документов, что приводило к медлительности судебного процесса. Адвокаты принимали обязательное участие в общих судах.

Французский торговый кодекс. В 1807 г. отдельно от Гражданского был принят Торговый кодекс, поскольку во французском частном праве торговое право является самостоятельной отраслью права. Ордонанс 1673 г. о сухопутной торговле и ордонанс 1681г. о морской торговле были положены в основу Торгового кодекса. Этим и объясняется архаичность принятого кодекса. Торговый кодекс состоит из четырех книг. В первой книге имеются нормы о торговле вообще. Во второй книге содержатся нормы о морской торговле. В третьей книге говорится о несостоятельности и банкротствах. Четвертая книга имеет отношение к торговой юрисдикции. Торговый кодекс можно рассматривать как дополнение к гражданскому кодексу. В связи с архаичностью Торгового кодекса большинство его норм прекратили свое действие, область торговых отношений стада регулироваться новыми нормативными актами.

Уголовный кодекс 1810 г. Этот кодекс является наиболее значительным после гражданского. Он был создан на основе прогрессивных идей, которые были заимствованы из Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Так, в ст. 5 Декларации указано: «Закон вправе запрещать только поступки, вредные для общества, все, что не запрещено законом, дозволено». В ст. 6 этого документа говорится: «Закон есть выражение общей воли. Он должен быть одинаков для всех и тогда, когда оказывает покровительство, и тогда, когда карает». Ст. 8 Декларации гласит: «Закон должен устанавливать только строго и очевидно необходимые наказания; никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, установленного и обнародованного до совершения преступления и законно примененного». Все эти статьи Декларации имеют прямое отношение к уголовному праву и устанавливают принципы законности, равенства всех перед уголовным законом, пропорциональность наказаний и недопустимость обратного действия закона. Принятый кодекс с изменениями и дополнениями действует во Франции до настоящего времени. Кодекс состоит из четырех книг. Первые две книги можно отнести к общей части кодекса, так как рассматривают общие вопросы наказаний, их виды, уголовную ответственность. Третья и четвертая книги относятся к особенной части, где содержится перечень преступных деяний.

В Кодексе установлена традиционная трехчленная классификация преступных действий: 1) преступления - наиболее тяжкие преступные деяния, 2) проступки, 3) полицейские нарушения. Часть наказаний Кодекс перенял из феодального уголовного права. Например, клеймление, выставление у позорного столба. В Кодексе детально описывается порядок применения наказаний. По-прежнему жестокие наказания осуществлялись публично.

Во второй книге Кодекса устанавливаются основания ответственности и освобождения от ответственности. Минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности не установлен, но к лицам, не достигшим 16 лет, применялись более мягкие наказания.

В третьей книге Кодекса рассматриваются преступления и проступки. Они делятся на два вида: публичные и частные. Уголовный кодекс обеспечивал охрану частной собственности: более половины статей посвящены этим правоотношениям. За различные виды краж установлено суровое наказание.

В четвертую книгу занесены полицейские нарушения и наказания. В дальнейшем Кодекс подвергался изменению. Например, в 1854 г. были отменены статьи о гражданской смерти, в 1912 г. установлен минимальный возраст привлечения к уголовной ответственности - 13 лет.

Уголовно-процессуальный кодекс. Он был принят в 1808 г. и утвердил трехстепенную систему суда, соответствующую делению на три вида правонарушений, установленному Уголовным кодексом. Первой инстанцией был мировой судья. Второй инстанцией был суд исправительной полиции, который действовал коллегиально, но без присяжных заседателей, и состоял из двух отделений: по уголовным и гражданским делам. Кассационный суд возглавлял судебную систему. При суде имелась прокуратура, в функции которой входило поддержание обвинения и контроль за действиями должностных лиц суда. Форма процесса устанавливалась состязательно-розыскная. Предварительное расследование — это первая стадия, где зависимость обвиняемого была полной от судебного чиновника. В стадии судебного следствия предоставлялись активные права участника процесса. В то же время председатель суда мог активно вмешиваться в ход судебного следствия.

Тема 18. Государство и право Германии в Новое время

От германского союза к германской империи. Рейнский союз. К началу XVIII в. на территории Германии насчитывалось более 300 государств, которые считались в подчинении императора и имперского сейма, но на практике обладали полной независимостью. Среди германских княжеств можно выделить Пруссию, Саксонию, Баварию и особенно Австрию. Наполеон перекроил карту Германии и ликвидировал «Священную Римскую империю германской нации». В то же время после поражения Франции согласно Парижскому трактату 1814г. был образован Германский союз, состоявший из 34 государств и 4 вольных городов. Доминирующую роль в этом Союзе принадлежала Австрии. Германский союз не был ни единым государством, ни федерацией, поскольку каждое государство в этом объединении оставалось самостоятельным. В 30-е годы XIX в. руководящую роль в Союзе заняла Пруссия, промышленная мощь которой увеличивалась с каждым годом. Увеличилась численность рабочих, и возрастало их самосознание. В Пруссии и Австрии были сильны консервативные силы, идеологической основой которого была так называемая историческая школа права (Гуго, Савиньи, Пухта), выступавшая против либеральной законотворческой деятельности и отрицавшая правовое развитие каждой нации.

Революция 1843 г. В Пруссии и других германских государствах под влиянием французской революции возникло буржуазно-демократическое движение, перераставшее в вооруженную борьбу. В этих условиях правящие круги германских государств созвали во Франкфурте на Майне всегерманское учредительное собрание, но его работа была неэффективной, и в июне 1849 г. оно было разогнано правительством Вюртемберга. В 1850 г. в Пруссии была принята конституция, согласно которой король обладал правом законодательной инициативы, правом роспуска парламента (ландтага) и оставался главой исполнительной власти. Он же обладал правом вето на решения парламента.

Объединение Германии. В 1866 г. хорошо вооруженная армия Пруссии выиграла войну с Австрией, что обеспечило объединение Германии под главенством Пруссии. В Пруссии была введена всеобщая воинская повинность и всеобщее обязательное обучение. В Центральной Европе возникло новое государство, названное Северо-Германским союзом, а в 1870 г. после разгрома в войне Франции возникла Германская Империя. Прусский король был объявлен императором объединенной Германии.

Конституция Германии 1871 г. В состав империи вошли 22 монархии и вольные города. Незначительная самостоятельность их сокращалась. Главой империи стал прусский король, который имел значительную исполнительную власть. По конституции были образованы две палаты: верхняя — Союзный совет (бундесрат) и нижняя палата парламента - рейхстаг. Часть депутатов Союзного совета назначал император, а часть назначалась правительствами союзных государств. Пруссия имела в бундесрате 17 депутатов из 58. Союзный совет имел право издания указов, имевших силу закона, то есть обладал законодательной властью помимо нижней палаты. Депутаты рейхстага избирались сначала на три года, затем на 5 лет. Нижняя палата парламента предпринимала неоднократные попытки установить контроль за исполнительной властью, но на практике не было системы разделения властей и система сдержек и противовесов не действовала до создания Веймарской конституции 1919 г. По конституции 1871 г. было введено всеобщее мужское избирательное право. Имперское правительство представлял канцлер, функции и полномочия которого были очень широкими. Местные правительства, главным образом, исполняли имперские законы. Таким образом, конституция 1871 г. была выражением компромисса между феодально-юнкерским землевладением и прусско-германским капиталом.

Выдвижение Германии. Во второй половине XIX в. после объединения в Германии начинается промышленный переворот. Число рабочих. увеличилось до 11 млн. человек, что выдвигало рабочий класс в новую политическую силу. Была создана социал-демократическая партия, которая ставила своей задачей борьбу за парламент и отвергала революционный путь захвата власти. За короткий срок Германия стада самой мощной европейской державой, которая бросила вызов Англии, Франции и России, что привело к первой мировой войне, в которой Германия потерпела поражение, а вместе с ним была упразднена монархия. После окончания войны социал-демократы, будучи у власти, содействовали становлению конституционного строя Германии.

Германское гражданское уложение. Оно было принято в 1896 г. и явилось первой для Германии кодификацией гражданского права. Уложение вступило в силу с 1 января 1900 г., так как отдельным государствам, входившим в состав Германии, необходимо было время для приведения своего законодательства в соответствие с новым Гражданским кодексом. Римское право и нормы германского права, выработанные юристами на рубеже XVIII—XIX вв. легли в основу Германского гражданского уложения. Оно построено по так называемой «пандектной» системе, то есть общие для всех институтов нормы содержатся и в общей части (первой книге). Уложение также содержит еще четыре книги: вторая книга относится к обязательственному праву, третья — к вещному, четвертая — к семейному, пятая — к наследственному. Характерной особенностью Уложения явилось отсутствие общих юридических определений, содержание многих специальных терминов и наличие понятий, имеющих моральное, но не правовое содержание. Например, «добрая совесть», «добрые нравы».

Субъекты гражданских правоотношений. Принцип юридического равенства не получил полной реализации, так как правоспособность женщин была ограничена. Уложение признает юридическое лицо в качестве субъекта гражданского права. Юридические лица делятся на два вида: ферейны (общества, союзы) и учреждения. Ферейны в свою очередь могут быть хозяйственными и не хозяйственными, но лица, входящие в них, обязательно связаны друг с другом членскими правами и обязанностями. Частные лица образовывали учреждения и выделяли для этого определенное имущество. За юридическими лицами Уложение признает широкую правоспособность. В Уложении также говорится о неправоспособных обществах, которые не признавались юридическими лицами. Это были, как правило, рабочие союзы.

Вещное право. В Уложении все вещи разделены на земельные участки и движимые вещи. В соответствии с § 94 движимостью считается все, что не является земельным участком и его принадлежностью, прочно связанной с землей. В Уложении указаны следующие вещные права: право собственности, владение, пользование чужими вещами (земельные и личные сервитуты, узуфрукт, право застройки), право на получение ценности из чужой вещи (залог движимости, ипотека недвижимости), право на приобретение какой-либо вещи (право преимущественной покупки, право охоты, рыбной ловли, другие подобные права).

Право собственности является основным вещным правом. В § 903 дается формулировка права собственности: «Собственник вещи может обращаться с вещью по своему усмотрению и исключать других от всякого воздействия на нее». Здесь подчеркивается свобода частной собственности. В Уложении предусмотрены ограничения для собственника земельного участка. Например, в § 906 указано, что собственник должен терпеть проникновение на его территорию запаха, дыма, копоти, газа, если это не превосходит пределов в обычной местности, что означает ущемление собственника в интересах капиталистического развития.

Обязательственное право. В § 214 Уложения дается определение обязательства: «В силу обязательства кредитор управомочен требовать от должника предоставления. Предоставление может состоять также в воздержании». Наиболее распространенным способом возникновения обязательственных правоотношений являются договоры. Договорные отношения основываются на принципе свободы договора. По Германскому Гражданскому Уложению обязательным условием действительности договоров является волеизъявление сторон, то есть внешнее выражение воли. Например, оспаривание сделки, заключенной под влиянием заблуждения, допускается немедленно, а под влиянием насилия, обмана — в течение года. Тем самым законодатель стремится придать договорным отношениям стабильный характер. Уложение знает так называемые абстрактные обязательства, которых нет в Кодексе Наполеона. В § 780 этот вид договора определяется так: «Договор, по которому должник обещает удовлетворение с тем, чтобы обещание послужило самостоятельным основанием обязательства». Абстрактный характер этого договора заключается и том, что основания заключения договора и выдачи обязательства значения не имеют. В то же время обещание уплаты долга носит отвлеченный характер и допускается возможность переуступки таких обязательств. Деликт (гражданское правонарушение) также признается в качестве возникновения обязательств.

Семейное право. Единственной формой брака признается гражданский брак. Женщины могут вступать в брак по достижении 36 лет, мужчины —21 года. Для заключения брака также необходимо обоюдное согласие. Обручение — необходимое условие для последующего заключения брака. В случае нарушения этого договора наступает имущественная ответственность. В § 3354 закреплено главенствующее положение мужа: «Мужу предоставляется право решать все вопросы, касающиеся совместной супружеской жизни, в частности, он избирает местожительство». Брачный договор определяет имущественные отношения супругов. Здесь характерна раздельность права собственности на имущество супругов, если договором не установлено другой порядок системы управления и пользования. Отец осуществляет полную власть над детьми.

Наследование. Уложение различает наследование по закону и по завещанию. В Уложении проводится более полно принцип свободы завещаний. Завещать можно с 16 лет. Но завещательная свобода все же несколько ограничена. Так, для некоторых лиц установлена завещательная доля.

Торговый кодекс 1897 г. Он был введен в действие с 1 января 1900 г. и по существу являлся дополнением к Германскому гражданскому уложению, так как содержал лишь специальные правила для торговцев. Торговое уложение — это право коммерсантов. Торговый характер сделок исходит из субъективного признака: торговыми признаются сделки, совершенные коммерсантами.

Гражданско-процессуальный кодекс был издан в 1877 г., содержит 10 книг и 1048 параграфов. Сторонам даны широкие процессуальные права для предоставления доказательств. Суд является пассивным наблюдателем и дает оценку доказательствам.

Уголовное уложение 1871 г. На первом месте среди преступлений стоят государственные: оскорбление императора и местных государей; фальшивомонетничество, основание тайных организаций и т.д. Много внимания уделено преступлениям против собственности и личности. Уложение предусматривает следующие наказания: смертную казнь, заключение в рабочем доме, тюремное заключение, помещение в крепость, арест, ограничение в правах, штраф. Устрашение - основная цель наказания.

Уголовно-процессуальный кодекс 1877 г. Это дополнение к уголовному кодексу 1871 г. Процесс строился па принципах состязательности, независимости судьи от прокурора и допущении зашиты в стадии предварительного следствия. По делам о тяжких преступлениях велось предварительное следствие. По остальным делам дознание проводил прокурор. Суд руководствовался принципом свободной оценки доказательств.

Тема 19. История государства и права Японии в Новое время

Революция Мэйдзи. В середине XIX в. в Японии господствовали феодальные отношения. Большая часть земли находилась в собственности крупных феодалов князей (дайме). Большинство крестьян разорялось, поскольку отдавало князьям больше половины урожая. В стране возникали крестьянские волнения и восстания. В 1853 г. Япония заключила с США торговый договор, лишавший Японию таможенной автономии. Этот договор был заключен под угрозой применения силы со стороны США. Подобные договоры были подписаны Японией и с другими европейскими державами. Существовала реальная угроза превращения страны в полуколонию. Такое положение не устраивало основные социальные слои японского общества: крестьянство, торгово-промышленную буржуазию, самураев — военное сословие мелких дворян.

Главой Японского государства являлся император, но фактически власть находилась в руках сегуна (полководца), обладавшего широкими и бесконтрольными полномочиями и который препятствовал реформам. В октябре 1867 г. представители движения потребовали у сегуна Кэйки передачи власти в то время 15-летнему императору Мупухито. В ответ сегун пытался подавить движение военной силой, но в январе 1868 года потерпел поражение. Было объявлено о восстановлении власти императора. Это была антифеодальная революция и страна вступила на буржуазный путь развития.

Реформы конца 60—80 гг. XIX в. При осуществлении реформ были использован опыт европейцев и североамериканцев. В области социально-экономических отношений введено формальное равенство перед законом и устранено все, что ограничивало личную свободу человека. В 1872 установлено право частной собственности на землю и разрешалась свободная купля-продажа земли. В этом же году был принят закон о всеобщем начальном образовании. Были аннулированы неравноправные международные договоры. Государство было разделено на губернии вместо старых границ княжеств. Правительство назначало, губернаторов, и в каждой губернии имелось выборное совещательное собрание. Армия и флот были реорганизованы и введена всеобщая воинская повинность.

Конституция 1889 г. Она явилась завершением реформ. Образцом для японской конституции послужила прусская конституция 1850 г. и германская 1871 г. Главой государства по конституции являлся император, особа которого объявлялась священной и неприкосновенной. Он наделялся всей полнотой исполнительной власти: объявлял войну и мир, заключал международные договоры, осуществлял руководство вооруженными силами, назначал министра-президента, а также мог издавать указы, имеющие силу закона. Эти указы подлежали представлению парламента на ближайшую сессию. Если они не получали одобрения парламента, то на будущее время объявлялись недействительными.

Парламент формировался из двух палат - палаты пэров и палаты депутатов. В палату пэров входили лица, назначенные императором, титулованная знать и члены императорской фамилии. Палата депутатов избиралась населением страны. Право принять участие в выборах депутатов получили лишь мужчины, достигшие возраста 25 лет и платившие не менее 15 иен налога. Налоги вводились только на основании закона. Парламент ежегодно утверждал бюджет. В случае его неутверждения правительство могло применить бюджет предшествующего года. Собственность объявлялась неприкосновенной. Были также провозглашены свободы слова, печати, собрания и союзов и т.д., однако они были ограничены по конституции по различным основаниям и сводили на нет эти права.

Послеконституционное развитие Японии. В этот период были заложены основы для дальнейшего развития страны и превращения Японии в агрессивное милитаристское государство. Сильные позиции в стране заняли военные, которые получили поддержку дворянства и окрепшей буржуазии. В 1890 г. был принят закон, в соответствии с которым учреждалась единая судебная система. В каждом округе, которые были образованы по всей стране, создавался местный суд, рассматривавший большинство уголовных и гражданских дел. Губернские суды являлись следующей инстанцией. Также были созданы семь апелляционных и Высокий имперский суд. Последний не только рассматривал наиболее важные дела в качестве первой инстанции, но и толковал законы. В этот период расширялись полномочия прокуратуры и уточнялось правовое положение адвокатуры. В 1890 г. был принят в новой редакции уголовно-процессуальный кодекс. Но в реальной жизни большими правомочиями обладал жандармско-полицейский аппарат.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.