Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конспекты по основам экономической теории 3 страница




Действенность государственного регулирования с помощью бюджетных расходов зависит:

 

1.
от относительных размеров расходуемых сумм (их доли в ВВП);

2.
от структуры этих расходов;

3.
от эффективности использования каждой еденицы расходуемых средств.


Доходы: налоги (75-85%); неналоговые поступления: доходы от государственной собственности, государственного сектора в экономике, государственной торговли (5-8%); взносы в государственные фонды социального страхования, пенсионный, страхования от безработицы (10-12%).

Идеальное исполнение государственного бюджета – превышение доходов над расходами.

Превышение расходов над доходами ведет к образованию бюджетного дефицита, который покрывается государственными займами –внутренними и внешними(продажа государственных ценных бумаг, займы у внебюджетных фондов, получение кредита у банков). Последствия покрытия бюджетного дефицита путем дополнительной эмиссии денег – инфляция, подрыв стимулов для долгосрочных инвестиций, обесценивание сбережений и т.д.

Государственные займы также негативно влияют на экономику страны. Во-первых, в определенных ситуациях правительство прибегает к принудительному размещению государственных ценных бумаг (нарушается рыночная мотивация деятельности частных финансовых институтов). Во-вторых, государственные займы, мобилизуя свободные средства на рынке ссудных капиталов, сужают возможности получения кредита частными фирмами. Увеличение спроса на кредиты на рынке ссудных капиталов способствует удорожанию кредита, росту учетной ставки.


 

ГЛАВА 12. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДОВ И ПРОБЛЕМ СОЦИАЛЬНОЙ

ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА.

Распределение доходов тесно связано с распределением ресурсов.

Спор между сторонниками и противниками государственного регулирования в области распределения сводится к проблеме соотношения между эффективностью и равенством (единство и различие позитивной и нормативной Э.Т.). Оценочные суждения являются основой нормативной экономической теории, цель которой описать идеальные модели общественного устройства. Позитивная Э.Т. изучает уже существующие системы отношений.

Государственное регулирование экономики направлено на повышение эффективности общественного производства, обеспечение социальной справедливости и стабильности.

Большинство экономистов считают, что неравномерность в распределении доходов – явление устойчивое. Теоретически корректно определить, какую часть общественного дохода следует перераспределить в пользу беднейших, не-возможно.

Доход в самом общем виде – это та сумма денег, которую человек зарабатывает или получает в течение определенного времени (обычно 1 год). Величина дохода, оцениваемая в деньгах – номинальный доход, а сумма товаров и ус-луг, которые можно приобрести на денежные доходы – реальный доход (различия между ними образуются за счет инфляции, налогов и натуральных трансфертов).

Функциональное распределение доходов – это распределение их между факторами: труд, капитал, природные ресурсы и предпринимательские способности, в результате которого формируются такие первичные доходы, как зароботная плата, процент, рента, прибыль. Функциональное распределение можно представить как соотношение между доходами от труда и от собственности.

В современных условиях социальный статус размывается – наемные работики одновременно являются собстаенниками капитала, владея различными видами ценных бумаг, недвижимостью, организуя частный бизнес.

Совокупные доходы населения формируются из разных источников и перераспределяются между семьями в зависимости от их величины и состава. Неравномерность персонального распределения доходов можно измерить на осно-ве методологии Парето-Лоренца-Джини.

Согласно «закону Парето», между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость,т.е. персональное распределение доходов устойчиво неравномерно («коэффициент Парето»). В концепции Парето дифференциация дохода рассматривается как неизменная и независимая от социальных и политических факторов величина.

Биссектриса ОА показывает абсолютное равенство распределения доходов. Кривая 1 отражает фактическое распределение доходов до вычета налогов; кривая 2 - после вычета налогов; кривая 3 – с учетом трансферных платежей.

Обратная зависимость между относительными величинами дохода (богатства) и числом их получателей, выраженная графически, называется кривой концентрации или кривой Лоренца. Степень неравенства (или степень концентра-ции) математически выражается площадью фигуры над кривой фактического распределения, соотнесенной с площадью треугольника ОАВ – индекс Джинни.

Взаимосвязь доходов и богатства прямая (уровень дохода определяет размер богатства) и обратная (чем выше богатство, тем выше доходы от него).

Дифференциация доходов складывается под воздействием разнообразных факторов, имеющих экономическую, демографическую, социобиологическую или политическую природу. Среди причин неравномерности распределения доходов выделяют: различия в способностях, различия образования и квалификации, трудолюбием, мотивацию, инициативность, везение, дискриминацию, размер и состав семьи, владение собственностью и др, которые можно условно разделить на зависящие и не зависящие от личных усилий доходополучателей. В целом доходы распределены более неравномерно по факторам собственности, чем по трудовым.

Существующие системы социальной защиты направлены на поддержание определенного (гарантированного) уровня доходов и потребления услуг здравоохранения, образования и пр. социально слабыми, малообеспеченными слоями населения. Формой социальной защиты в условиях инфляции является индексация доходов, т.е. система мер, компенсирующяя (в установленной мере) потерю доходов в результате роста стоимости жизни. Оценка изменения стоимости жизни осуществляется из расчета индекса цен и тарифов фиксированного набора товаров и услуг, составляющих потребительскую корзину. Принципиально важно, по минимальной или средней корзине ведется индексация.

Система социальной защиты направлена на поддержание реальных, а не номинальных доходов, поэтому сочетают в себе меры, компенсирующие потерю денежных доходов и натуральные выплаты и льготы.

Материальной базой государственного перераспределения доходов являются государственные финансы. Прогрессивное воздействие прямых налогов обычно ослабляется регрессивным эффектом от косвенных. Косвенные налоги отражены в ценах, а значит влияют не только на номинальные, но и на реальные доходы.И все плательщики косвенных налогов участвуют в финансировании расходов по выплате социальных трансфертов.

ГЛАВА 13. МИРОВОЙ РЫНОК И МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ.

Под мировым хозяйством следует понимать всемирное, глобальное, геоэкономическое пространство, в котором в интересах роста эффективности материального производства свободно обращаются товары, услуги, капиталы: человеческий, финансовый, научно-технический.

Мировое хозяйство складывается из национально-государственных экономик, находящихся между собой в постоянной и взаимной экономической связи. Оно характеризуется усиливающейся интернационализацией производи-тельных сил, созданием многообразной системы международных экономических отношений, формированием межнациональных механизмов, регулирующих хозяйственный обмен между странами. Материальную основу всемирного хозяйства образует мировой рынок благ, товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг и т.д.

Международное сообщество обеспечивает научно-технический прогресс и условия эффективного производства товаров и услуг. Особенно велико значение международного экономического сотрудничества для стран, отстающих в своем развитии.

Начальный этап становления мирового хозяйства связывают с окончательной победой над феодальным производством, когда был завершен промышленный переворот, стала господствовать свободная конкуренция. К середине Х/Х века капиталистическое производство формируется как мировая хозяйственная система, капиталистическое про-изводство становится мировым, а воспроизводство капитала интернационализированным.

Следующий этап – образование монополий, вывоз капитала, а также образование так называемой мировой системы социализма.

Процесс формирования мирового хозяйства не завершен. Совершенствование рыночных механизмов охватывает изменения в отношениях собственности, характере государственного вмешательства в рыночные связи, направлениях развития методов макрорегулирования. Усиливается процесс взаимопроникновения собственности одного государства в другие страны.

Экономической основой современного мирового хозяйства служит интернационализация производства – развитие таких организационно-экономических форм, которые связывают производство одних стран с потреблением его результатов в других (возникает международное разделение труда).

Первоначально специализация стран на изготовление каких-либо изделий была обусловлена различиями в при-родно-климатических условиях, особенно сельскохозяйственной продукции и сырьевых товаров. Промышленная революция прошлого века продвинула специализацию производства на основе технического прогресса. После этого международное разделение труда стало все больше зависеть от развития производительных сил, технического уровня производства.

Современное обновление науки, техники и технологии столь масштабно и всесторонне, что осуществить его невозможно силами только одной, даже крупной страны. Становится необходимым и экономичеки оправданным развертывать производство в расчете уже не на ряд стран, а на крупно-региональных потенциальных потребителей мирового рынка.

Переворот в средствах информации, связи и транспорта сделал возможным быстрое распространение НТР во всех регионах земного шара, резко повысил подвижность капитала и рабочей силы. В результате созданная водной стране техника и технология быстро расспространяется по всему миру. Для всех стран определяющую роль начинают играть общие тенденции технологического и организационно-экономического прогресса. Требования и стандарты мирового хозяйства закрепляются в документах международных оргаизаций.

Происходит дальнейшее углубление международного разделения труда – переход от предметной (отраслевой) специализации к подетальной (внутриотраслевой).Технологические предприятия, расположенные на территории какой-либо страны, становятся лишь обособленными звеньями разделения труда в общей международной организации производства определенного товара.

Степень интернационализации хозяйственной деятельности показывает экспортная квота производства (фиксируется доля продукции, производимая на экспорт). В странах, где возможности подключения к международному раз-делению труда использовались активнее, как правило, оказывались выше и темпы экономического развития.

Степень интернационализации зависит от уровня технико-экономического развития, характера производственной специализации и объема национального производства товара или услуги.

Импорт и экспорт составляют внешнеторговый оборот страны. Разница между ними за определенный промежуток времени образует сальдо торгового баланса (активное –если экспорт превышает импорт; пассивное, если экспорт меньше импорта).

Для успешного ведения торговли на мировом рынке необходимо располагать экспортными ресурсами, средствами оплаты импорта, иметь свою внешнеторговую инфраструктуру, которая складывается из материально-технической ба-зы внешней торговли.

Основные направления долговременных структурных сдвигов в международном товарообороте состоят сокращении удельного веса сырьевых товаров и соответствующем росте доли готовых изделий обрабатывающей промышленности, особенно высокотехнологичных товаров. Но специализация развивающихся стран на экспорте преимуществен-но сырья все еще остается.

На мировом рынке товар продается по ценам мирового рынка. Интернациональная стоимость регулируется условиями производства в тех странах, в которых производится преобладающая масса поступающих на мировой рынок то-варов. Но в современной мировой торговле встречается неэквивалентный обмен из-за монополизации торговли опре-деленным видом товара. Монополии могут создать дефицит одних товаров (повышение цен) и избыток других (падение цен).

Две противоположные системы внешнеторговой политики: протекционизм и свобода торговли. Протекционизм прошлых десятилетий использовал высокие таможенные тарифы как инструмент защиты национального производите-ля от зарубежных импортеров.

На сегодняшний день развитие мировой экономики во многом определяется ростом торговли услугами. Необходимы новые принципы при разработке инвестиций в развивающиеся страны, борьба с пиратством в сфере авторских прав и интеллектуальной собственности, либерализация торговли и т.д.


 

ГЛАВА 14. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ.

Суть новой социально-экономической стратегии и стержень концепции реформирования страны – в ее постепенном, поэтапном движении к российскому варианту общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества жизни народа, среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально ориентированной, динамичной рыночной экономики при значительной роли государства в ее трансформации и регулировании.

Приоритетное место в концепции долгосрочной стратегии следует отвести социальным целям.

Концпция долговременной экономической политики должна предусматривать структурную перестройку народного хозяйства, но при этом нужна максимальная целенаправленность на технологическое обновление экономики.

Главная цель системно-институциональных преобразований – создание действенных стимулов предпринимательской и трудовой активности людей.

Основными атрибутами перехода к рыночному регулированию экономики являются: свободное ценообразование, конкуренция, свобода принятия решений участниками экономических процессов, развитая рыночная инфраструктура и денежная система. Слабости и недостатки рыночного регулирования можно устранить с помощью государственных форм регулирования экономических и особенно социальных процессов. Государство превращается в инструмент выполнения общих политических, экономических и социальных функций, что вполне соответствует и исторической тра-диции России.

Подавляющее большинство субъектов Федерации являются дотационными.

Федеративный центр должен обеспечивать национальную военно-политическую безопасность, поддерживать единое рыночное пространство в стране и его инфраструктуру, регулировать естественные монополии общефедерального уровня, оказывать помощь и обеспечивать руконструкцию кризисно – депрессивных отраслей и регионов, формировать общефедеральную систему социальных гарантий для населения.

Необходимо разграничить объекты собственности на федеральном, региональном (субъектов Федерации) и муниципальных уровнях. В области бюджетного федерализма нужно полностью разграничить сферы финансирования и «развести» системы налоговых и иных поступлений в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов Федерации и в местные бюджеты. Долгосрочная же концепция должна предусматривать переход большинства субъектов Федерации к режиму финансово-бюджетного самофинансирования. «Федерализации» должны быть подвергнуты стратегия и процесс рыночно ориентированных реформ.

В настоящее время государственная собственность и государственный сектор оказались резко сокращенными и полуразрушенными. Они заменены преимущественно формами собственности акционерного типа и в определенной мере индивидуально-частной собственностью. Однако стимулов развития, идущих от отношений собственности, не возникло из-за таких причин:

 

1.
Деформация некоторых вновь возникших видов собственности, прежде всего акционерной. Отсутствуют механизмы реального выполнения акционерами функций собственников, связанных с управлением и распоряжением ею. Недостаточно развит фондовый рынок. Падение производства, доходности предприятий, инвестиционной активности.

2.
Эти же факторы привели к сдерживанию развития частной и мелкогрупповой собственности (практическому отсутствию кооперативной и муниципальной).


Поэтому стратегия реформирования отношений и форм собственности должна быть направлена на превращение субъектов отношений собственности в реальных собственников и на развитие подлинной многосекторности экономики.

Необходимость этого диктуется рядом обстоятельств:

-нарушением воспроизводительных основ хозяйства и его целостности как экономической системы, автономизацией отдельных сегментов экономики;

-деформациями в использовании производственного потециала, все большей утратой отечественных научно-технических достижений;

-деградацией ряда территорий и поселений;

-недостаточностью возможностей лигитимной адаптации широких слоев населения, многих предприятий и отраслей к рыночным отношениям, криминализацией многих сфер хозяйства.

Стратегия создания реального многосекторного хозяйства должна предусматривать отказ от односторонней ориентации на господство в стране одной-двух форм частной собственности и хозяйства, создание экономических условий и гарантий развития различных форм собственности и их равноправности.

В России должны быть созданы благоприятные условия для роста малого предпринимательства (сейчас менее 35% общего числа предприятий), вклад которого в ВВП составляет менее 10% вместо необходимых 20-25%.

С учетом современного состояния развития многосекторности экономики, потребностей и условий его становления стратегия развития социальных форм хозяйства должна предусматривать возможности:

 


  • увеличение числа муниципальных малых и средних предприятий в связи с развитием территориального самоуправления и разграничением полномочий и функций между самоуправленческими структурами и организационными уровнями более высоких порядков;

  • роста некомерческих хозяйственных структур, выполняющих различные общественные функции и объединяющих разные предприятия и хозяйства, социальные группы, а также выполняющих функции социальной защиты разных слоев населения, соответствующих религиозным и иным социальным его интересам, и т.п.

  • дифференциации и трансформации акционерных предприятий смешанного типа (с долей государственной собственности) под влиянием процессов приватизации, национализации или выкупа государством всего пакета акций и других способов или в государственные, или в частные, или в акционерные предприятия (без существенного влияния государственного капитала). Решение «полугосударственных» предприятий необходимо осуществить в ближайшее время, поскольку они занимают сейчас наиболее существенный удельный вес в экономике и наиболее неустойчивы.


Необходимы решительные действия по пресечению криминализации экономики, преобразования части АО в производственные кооперативы, создания условий для появления и развития предприятий с собственностью работников.

Осуществление процесса создания эффективного и полноценного государственного сектора станет возможным на базе неизбежного возврата части АО в государственное хозяйство, создания казенных предприятий, но с такой степенью хозяйственной свободы, позволяющей им быть экономически эффективными, а также на базе предприятий по производству и созданию перспективных технологий и экологической защиты.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 310; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.