Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виражи на автомобильных дорогах




2.1.3.1. Элементы виража

На кривых, радиусы которых меньше 3000 м для автомобильных дорог 1 категории и 2000 м - для других категорий, устраивают виражи, т. е. дорожному полотну придают односкатный поперечный профиль с наклоном к центру кривой.

Односкатный профиль сохраняется на всем протяжении круговой кривой. Переход от односкатного профиля к нормальному, двухскатному, так называемый отгон виража, делается на переходных кривых или на прямых участках, примыкающих к закруглению.

На кривых малых радиусов вираж имеет дополнительное уширение проезжей части, отвод которого осуществляется также в пределах переходной кривой.

Общая схема виража показана на рис. 196. Основными элементами виража являются:

1) уклон виража, т. е. величина односкатного поперечного уклона дорожного полотна;

2) длина отгона виража;

3) длина виража;

4) величина уширения проезжей части.

 

Рисунок 196 - Схема виража автодороги

Поперечный уклон виража зависит от радиуса кривой. При радиусах 3000 - 1000 м уклон виража назначают равным поперечному уклону проезжей части при двухскатном профиле. Для радиусов кривых меньше 1000 м уклон виража проектируют больше поперечного уклона проезжей части. Наибольший уклон виража допускают равным 60%о (R 600 м).

Отгон виража представляет собой плавный переход от двухскатного поперечного профиля к односкатному, при этом главное изменение претерпевает наружная часть дорожного полотна.

Если уклон виража равен поперечному уклону проезжей части, то переход от двухскатного профиля к односкатному осуществляется путем вращения наружной половины полотна около оси дороги. Внутренняя часть полотна остается без изменения.

При уклоне виража, превышающем уклон нормального профиля, на отгоне происходит постепенное вращение всего дорожного полотна около внутренней кромки проезжей части, профильные высоты которой не меняются.

Можно представить, что на отгоне виража поверхность дороги образуется движением поперечных прямых по двум непараллельным направляющим - поднимающейся наружной бровке АА' и оси вращения ВВ' или СС', лежащих в параллельных вертикальных плоскостях (рис. 197). Поперечные прямые, непрерывно меняя свой наклон, все время остаются перпендикулярными к оси. Следовательно, эта поверхность образуется двумя системами прямых - продольных, параллельных вертикальной плоскости, проходящей через ось дороги, и поперечных, расположенных в вертикальных плоскостях, перпендикулярных к оси дороги. Из аналитической геометрии известно, что такой особенностью обладают образующие линейчатой косой поверхности - гиперболического параболоида.

В пределах круговой кривой односкатное дорожное полотно представляет собой коническую поверхность.

При отгоне виража наружная бровка полотна возводится с некоторым дополнительным продольным уклоном i2 (рис. 197), чтобы в начале круговой кривой эта бровка возвышалась над уровнем внутренней бровки на некоторую величину h2. Чем больше длина отгона виража L, тем меньше уклон i2, и тем плавней двухскатный профиль переходит в односкатный. Для дорог I и II категорий уклон i2 не должен превышать 5%о, а для дорог III - V категорий - 10 %o в равнинной местности и 20 %о в горной.

Рисунок 197 - Преобразование проезжей части на отгоне виража

Рисунок 198 - Поперечный профиль автодорожного полотна:

а) - в начале отгона виража АОА1; б) - в конце отгона виража A'O'A1'

 

Длина отгона виража L может быть подсчитана по формуле:

(1)

где в - ширина проезжей части дороги,

i3 - поперечный уклон виража.

При устройстве отгона виража в пределах переходных кривых длина последних должна быть не менее величины, подсчитанной по формуле (1).

На виражах с радиусом кривых 700 м и меньше производят уширение проезжей части, величина которого приведена в табл. 20.

Таблица 20

Радиусы кривых, м 700 - 500 - 400 - 200 - 125 - 80 -        
  Уширение, м   0,40   0,50   0,60   0,75   1,00   1,25   1,40   1,60   1,80   2,00

 

Как правило, проезжую часть уширяют за счет уменьшения ширины внутренней обочины. Однако оставшаяся часть обочины должна быть не менее 1,5 м для дорог I и 11 категорий и на 1 м - для остальных, в противном случае уширяется земляное полотно.

В пределах круговой кривой виража проезжая часть уширяется на полную величину, на переходных кривых отгона уширение постепенно уменьшается. При этом внутренняя кромка полного уширения разбивается по кривой радиуса

(2)

где R- радиус кривой по оси дороги,

в - ширина проезжей части,

- полная величина уширения.

Разбивка кромки отвода уширения производится по плавной многоцентровой (коробковой) кривой.

 

2.1.3.2. Разбивка виража

На местности вираж разбивают путем построения поперечных профилей дорожного полотна через 5 - 10 м. До начала отгона виража обочинам придают уклон, равный уклону проезжей части, т. е. обе бровки полотна на протяжении 10 м поднимают на величину (рис. 198, а):

(3)

где а - ширина обочины;

i0- поперечный уклон обочины,

i1 - поперечный уклон проезжей части на двухскатном профиле.

Поперечный профиль имеет вид АОА1.

В конце отгона виража (в начале круговой кривой) дорожное полотно будет иметь односкатный уклон А'0'А1' (рис. 198, б).

При этом если вращение дорожного полотна осуществляется вокруг его внутренней кромки, то превышение характерных точек поперечного профиля относительно начального сечения без учета продольного уклона дороги будет:

- для осевой точки:

(4)

- для внешней кромки проезжей части полотна:

(5)

- для внешней бровки дорожного полотна:

(6)

- для внутренней бровки:

(7)

где - уширение проезжей части дороги,

i3 -поперечный уклон виража.

Кроме этого, вследствие вращения около внутренней кромки происходит понижение высоты внутренней бровки на величину Таким образом, общая величина изменения высоты внутренней бровки на вираже:

(8)

Превышения промежуточных поперечных профилей находят путем интерполирования величин, определенных по формулам (4) - (7), пропорционально расстоянию от начала отгона виража.


Решение задачи: расчет отметок точек на поперечнике с учетом

продольного уклона i2.

Исходные данные: H -проектная отметка бровки полотна;

a, b, i1, i2, i3, - размеры дороги, поперечные и продольный уклоны и величина уширения проезжей части дороги.

Для решения задачи используются следующие уклоны:

i1 – поперечный уклон проезжей части;

i2 – продольный уклон проезжей части;

i3 – поперечный уклон виража;

i0 – поперечный уклон обочины.

Решение задачи выполняется в следующей последовательности.

1) Отметки характерных точек на начальном поперечнике:

-отметка бровки с учетом подъема обочин на 20%о -

-отметка кромки:

-отметка оси дороги на начальном поперечнике:

2) С учетом продольного уклона трассы на отгоне виража и длины отгона виража можно вычислить отметку кромки дороги в конце отгона виража (в поперечном направлении отметка не изменяется, т.к. вращение выполняют вокруг ее оси):

От полученной отметки Нкр.к вычисляют остальные отметки характерных точек.

3) Вычисляют отметки характерных точек на конечном поперечнике с учетом уширения проезжей части:

-отметка оси дороги на конечном поперечнике:

-отметка внешней кромки дороги на конечном поперечнике:

- отметка внешней бровки на конечном поперечнике:

- отметка внутренней бровки на конечном поперечнике:

Отметки характерных точек на промежуточных поперечниках определяется путем интерполирования.

При разбивке отгонов виража на смежных кривых, направленных в разные стороны, между ними необходимо иметь прямую вставку такой длины, чтобы в ее пределах можно было разместить встречные отгоны виража с поперечными уклонами противоположного направления (обычно 50-100 м).

На смежных кривых, направленных в одну сторону, но имеющих различные радиусы кривых и неодинаковые элементы виража, минимальная прямая вставка между ними должна быть такой длины, чтобы в ее пределах можно было вписать плавный переход одного виража к другому.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 16343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.