Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Регулирование транспортных отношений уголовным правом




Уголовное право - отрасль права, в которой устанавливаются принципы уголовной ответственности, определяются преступления и порядок применения наказаний за совершение преступлений. Из всех фундаментальных отраслей права уголовное право является самым систематизированным. Нормы уголовного права систематизированы в Уголовном кодексе (УК) Российской Федерации. В ст.1 УК указано, что данный кодекс является единственным источником уголовного права России. Он предусматривает, среди прочих мер ответственности, ответственности за различные преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Смежные с уголовным правом задачи уголовного судопроизводства решаются уголовно-процессуальным кодексом РФ.

Уголовное наказание может быть наложено исключительно судом. Уголовному наказанию может быть подвергнуто только физическое лицо. Если уголовное преступление было сопряжено с ненадлежащим исполнением профессиональной деятельности, ответственность за его совершение понесут работники транспортной организации. В первую очередь это касается водителей транспортных средств и другого линейного персонала (например, кондуктор автобуса, не обеспечивший безопасную посадку пассажиров через контролируемую им дверь), руководителей и специалистов транспортных предприятий и должностных лиц, осуществляющих функции, связанные с обеспечением безопасности движения и перевозок.

Уголовный кодекс содержит главу 27 «Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта», в которой имеется девять статей (табл.2.2). Следует указать также на статьи, связанные с преступными действиями, непосредственно направленными на транспортное средство: ст. 166 «Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения»; ст. 211 «Угон судна воздушного или водного транспорта»; ст. 227 «Пиратство»; ст. 326 «Подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства».

Неправомерное завладение транспортным средством или иным имуществом квалифицируется как кража, мошенничество, грабеж или разбой в зависимости от характера противоправных действий (соответственно статьи 158,159, 161, и 162 УК).

Некоторые статьи УК устанавливают составы преступлений, при которых транспортное средство непосредственно может использоваться при нанесении вреда жизни, здоровью, имуществу людей, имуществу организаций и окружающей среде: ст. 143 «Нарушение правил охраны труда»; ст. 219 «Нарушение правил пожарной безопасности»; ст. 236 «Нарушение санитарно-эпидемиологических правил»; ст. 237 «Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей»; ст. 238 «Выпуск или продажа товаров, выполнение работ или услуг, не отвечающих требованиям безопасности»; ст. 246 «Нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ»; ст. 250 «Загрязнение вод»; ст. 251 «Загрязнение атмосферы».

В основном эти статьи УК действуют, как бланкетные, поскольку предполагают отсылку к соответствующим правилам. В качестве примера можно рассмотреть действие ст. 219 УК «Нарушение правил пожарной безопасности». Правовой основой для разработки правил пожарной безопасности служит Федеральный закон «О пожарной безопасности». «Правила пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ-01-93» введены в действие приказом МВД от 14.12.93 № 536 (с дальнейшими уточнениями другими приказами МВД).

Указанные правила содержат общие нормы обеспечения пожарной безопасности и нормы, адресуемые конкретным объектам (в том числе и транспортным - объектам транспорта, автозаправочным комплексам и станциям, транспортировке взрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов и др.). С учетом этих правил разрабатываются и утверждаются правила пожарной безрпасности на различных видах транспорта. На


автомобильном транспорте действуют Правила пожарной безопасности для предприятий автотранспорта ВППБ 11-01-96. Подобные правила имеются и на других видах транспорта. Организации транспорта в соответствии с данными правилами разрабатывают и вводят в действие собственные локальные правила пожарной безопасности.

Такие локальные правила не должны противоречить нормам, установленным законодательными актами и отраслевым правилам. В локальных правилах должны быть учтены особенности предприятия, на котором они действуют (организации управления, планирования и др.).

При совершении на транспорте происшествий, в которых есть пострадавшие, члены экипажа и иные работники перевозчика обязаны оказать пострадавшим помощь. Оставление пострадавших в опасности влечет ответственность по ст. 125 УК.

При транспортных происшествиях часто повреждаются или уничтожаются транспортные средства и перевозимый груз, иное имущество. Статьей 168 «Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности» УК предусмотрена уголовная ответственность за уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, совершенное по неосторожности. Понятие крупного размера ущерба собственности установлено в примечании 2 к ст. 158 УК: «Крупным размером...признается стоимость имущества, в пятьсот раз превышающая минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством Российской Федерации на момент совершения преступления». Следует указать, что в данном случае под понятие ущерба не подпадают вредные последствия для имущества самого перевозчика.

Работники организации транспорта могут нести уголовную ответственность по ст. 47 УК «Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью».

Таблица 2.2. Уголовные преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта

Состав уголовного преступления, и наименование Наказание.,„ предусмотренного данной статьей статьи у к. Ст. 264 Нарушение Нарушение лицом, управляющим автомоби-правил дорожного лем, трамваем либо другим механическим движения и эксплу- транспортным средством, правил дорожного атации транспорт- движения или эксплуатации транспортных ных средств средств, повлекшее по неосторожности: 1. Причинение тяжкого или средней тяжести 1. Наказывается ограничением свободы на срок вреда здоровью человека либо причинение 5 лет либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, крупного ущерба либо лишение свободы на срок до 2 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет или без такового 2.Смерть человека 2.Наказывается лишением свободы на срок до 5 лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до 3 лет 3. Смерть двух или более лиц 3. Наказывается лишением свободы на срок от4 Примечание: Под другими механическими до 10 лет с лишением права управлять транспортными средствами в настоящей транспортным средством на срок до 3 лет статье понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства Ст. 265 Оставление Оставление места дорожно-транспортного Наказывается ограничением свободы на срок до места дорожно- происшествия лицом, управляющим 3 лет либо арестом на срок до 6 месяцев, либо транспортного транспортным средством и нарушившим лишением свободы на срок до 2 лет с лишением происшествия правила дорожного движения или права занимать определенные должности или эксплуатации транспортных средств, в заниматься определенной деятельностью на случае наступления последствий, предусмот- срок до 3 лет или без такового ренных ст. 264 УК


2.7. ТРАНСПОРТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

Международное транспортное право исторически формировалось исходя из обычаев торгового оборота, прежде всего - в морском сообщении. В настоящее время международное транспортное право является конвенционным и тесно связано с международным торговым правом. Регулирование транспортной деятельности на международных коммуникациях осуществляется двумя типами конвенций:

во-первых, это конвенции локального значения, заключаемые ограниченным кругом государств (например, двусторонние конвенции или конвенции, круг участников которых ограничен рамками иных договоров - страны ЕС или СНГ и т.п.);

во-вторых, это конвенции глобального значения, заключаемые под эгидой международно признаваемых организаций, прежде всего - ООН. Действие таких конвенций охватывает большой круг участников (практически все государства), в отличие от локальных, распространяется не только на территории государств-участников конвенции, но и на экстерриториальные пространства, обеспечение действия глобальных конвенций производится помимо государств-участников также и международными институтами.

В соответствии с этим разработка актов международного транспортного права осуществляется на уровне отдельных взаимодействующих в переговорном процессе государств либо посредством международных конференций с участием большого числа заинтересованных государств. В любом случае разработанный акт международного транспортного права должен быть подписан полномочным представителем каждого из присоединившихся к этому акту государству, а затем ратифицирован этим государством при соблюдении процедур, установленных национальным законодательством. После ратификации государство-участник должно передать ратификационные грамоты на хранение депозитарию - государству, международной организации или ее главному исполнительному должностному лицу, которое хранит подлинник международного договора и которое выполняет в отношении этого договора функции, предусмотренные международным правом.

Согласно Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации» (15.07.95 № 101-ФЗ) «Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств». Конституцией Российской Федерации установлено, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (ст. 15, п.4). Такие же принципы установлены федеральными законами «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» «О федеральном железнодорожном транспорте», ТУЖД, КТМ, ВК.

Согласно Конституции Российская Федерация является субъектом международного права. Субъекты Российской Федерации не могут выступать участниками международных договоров, что не исключает их международных договорных контактов на ином уровне (хозяйственные, организационные, гуманитарные и иные вопросы международного взаимодействия). Российская Федерация участвует в создании и применении международного права по направлениям: присоединения к международным многосторонним конвенциям; поэтапного вхождения в европейское правовое пространство; развитию международной правовой базы государств - участников СНГ, заключению двусторонних договоров с различными государствами. В связи с заключением в 1999 г. Договора о союзе Республики Беларусь и Российской Федерации возникла актуальнейшая проблема скорейшей интеграции транспортного законодательства этих союзных государств.


Наиболее авторитетным органом, под эгидой которого разрабатывается международное транспортное право, является Организация Объединенных Наций - ООН. В ООН работают пять региональных комиссий. Одна из них - Европейская экономическая - ЕЭК ООН (ЕСЕ 1ЛМО), активное участие в работе которой принимает Россия. Одним из наиболее активных органов ЕЭК ООН является Комитет по внутреннему транспорту - КВТ (ЕСЕ/ ТКА№). В КВТ образованы три основные рабочие группы: по дорожному (автомобильному) транспорту (8С.1); по железнодорожному транспорту (8С.2); по внутреннему водному транспорту (8С.З). В составе основной рабочей группы по дорожному транспорту имеются рабочие группы: по безопасности дорожного движения (8С.1ЛУР.1) и по конструкции транспортных средств (8С.1ЛЛФ.29) с административным комитетом по координации работы этой рабочей группы по конструкции транспортных средств (^Р.29/АС.2) и совещаниями экспертов по: проблемам энергии и загрязнения окружающей среды ОЛФ.29/СКРЕ); общим предписаниям, касающимся безопасности (№Р.29/ОК5С); вопросам торможения и ходовой части ОУР.29/ОККР); вопросам освещения и световой сигнализации (^Р.29/ОКР); вопросам шума ОЛФ.29/СКВ); пассивной безопасности (иФ.29/ОК8Р).

Под эгидой ООН в КВТ разработано свыше 50 конвенций, соглашений, протоколов по вопросам транспорта. Эти акты регулируют отношения стран-участниц в областях: дорожного движения и дорожных знаков, характеристик транспортных средств, организации перевозок, документационного обеспечения перевозок, инфраструктуры транспорта, перевозки опасных грузов, внутреннего судоходства, перевозки скоропортящихся грузов и др. Россия является договаривающейся стороной по 24 действующим документам и по двум, которые еще не вступили в силу.

Законодательство и сложившиеся торговые обычаи различных государств, регионов и отдельных портов предусматривают различные формы распределения ответственности за грузы, их перевозку, страхование, документирование перевозок и проч. Отсюда, при перемещении грузов в международном сообщении, возникают пограничные проблемы. В этой связи Международная торговая палата проводит работу по унификации и классификации договоров международной торговли, выпуская сборники типовых правил и толкования коммерческих терминов, применяемых в международной торговле. Первый такой сборник был издан в 1936 г. и неоднократно издавался в переработанном виде. Современная редакция документа Международные коммерческие термины - «Инкотермс-2000» («1п1егпа1юпа1 Соттегаа! Тегтз - «ШСОТЕКМ8-2000») издана на английском и французском языках и действует с 2000 г.

В документе на основе анализа практики международной торговли приведены систематизированный перечень правил и подробное описание прав и обязанностей сторон по каждому из стандартных правил. Правила «Инкотермс-2000» предусматривают широкий диапазон вариантов распределения прав и обязанностей участников договора - от предоставления возможности покупателю забрать товар непосредственно на складе продавца до обязанности продавца за свой счет довезти товар до склада покупателя. При систематизации требований правил учитывалось, где именно груз переходит из владения поставщика во владение получателя, кто из участников договора производит фрахт (оплату) перевозки, как распределяются между участниками договора возможные риски и кто вносит страховые платежи, кто заказывает и оплачивает таможенные операции и проч. Чем больше обязанностей возлагается на продавца, тем больше число операций возлагается на него.

Классификация отдельных правил «Инкотермс-2000» по группам производится по существенным признакам (при обозначении использована первая буква английского наименования правила и его аббревиатуры), например:

группа Е содержит правила, регламентирующие место получения товара покупателем;

группа Р содержит правила, регламентирующие условия доставки продавцом товара до определенного транспортного средства;

группа С содержит правила, регламентирующие обязанности продавца заключить договор перевозки, с освобождением продавца от ответственности за риски при перевозке;

группа В содержит правила, регламентирующие обязанности продавца нести все расходы по перевозке и ответственности за риски.


Правилами устанавливается обязанность сторон выполнять и оплачивать перевозку, фрахт, погрузку, разгрузку, хранение груза, страхование рисков, особенно четко обозначены место и момент перехода ответственности за груз.

Если участники договора желают придерживаться этих правил, то в договоре достаточно просто сделать ссылку на них. Например: «... на условиях С1Р по «Инкотермс-2000». Однако по желанию участников договора они могут дополнительно указать любые исключения из типовых правил или любые дополнения к ним.

При осуществлении международных перевозок транспортные средства должны нести на борту все установленные государственные символы страны регистрации и иные идентификационные средства. Автомобили, осуществляющие коммерческие перевозки, несут государственные регистрационные знаки («номера»), табличку Т1К1 (рис.2.7.а), знаки, подтверждающие страхование гражданской ответственности и соответствия экологическим нормам. В ряде стран Европы обязательным является при въезде на определенные территории подтверждение экологичности автомобилей нанесением знака2, приведенного на рис. 2.7. б. Буква в центре знака обозначает соответствие:

Ь - национальным нормам Австрии по уровню внешнего шума автомобиля;

О - национальным нормам Германии для движения в охраняемых экологических зонах;

II - австрийским шумовым нормам и нормам токсичности "Евро-Г';

8 - австрийским шумовым нормам и нормам токсичности "Евро-2";

а) б)

Рис. 2.7. Международные знаки обозначения транспортных средств:

а - Т1К. (Тгапзрой 1п1егпа1юпаих Кхшйегз) франц.: «Международные автомобильные перевозки»;

б - европейский знак экологичности грузовых автомобилей

Контейнеры несут обозначения их типа, номера, указание на владельца и сертификационные знаки.

Федеральным законом «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения» установлена обязанность международных перевозчиков использовать регистрационные и отличительные знаки своего государства. При этом прицепы и полуприцепы могут иметь отличительные знаки другого государства.

Международные автомобильные сообщения регулируются комплексом конвенций, наиболее применимыми из которых являются Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом (вступила в силу в 1961 г.) и Европейское соглашение о международных автомобильных перевозках опасных грузов (вступило в силу в 1968 г.). Для упрощения таможенных процедур в международных автомобильных сообщениях европейских стран в 1959 г. была заключена, а в 1975 г. изменена и дополнена Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки международной дорожной перевозки, к которой присоединились практически все государства Европы.

Под эгидой КВТ ЕЭК ООН разработаны:

Европейское соглашение о международных автомагистралях - СМА (15.10.75);

1 Укрепляется спереди и сзади автопоезда, перевозящего грузы в соответствии с Конвенцией о
международных перевозках 1975 г.; цвет фона знака - голубой, цвет букв - белый, размеры таблички 400x250
мм.

2 Наносится на передний бампер или переднюю часть кабины автомобиля; цвет фона знака - зеленый,
цвет буквы - белый, диаметр круга - 200 мм.


Европейское Соглашение о важнейших линиях международных комбинированных перевозок соответствующих объектах - СЛКП (01.02.91);

Конвенция о дорожном движении (08.11.68);

Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожном движении 1968 г. (01.05.71);

Протокол о дорожных знаках и сигналах (19.09.49);

Конвенция о дорожных знаках и сигналах (08.11.69);

Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожных знаках и сигналах 1968 г. (01.05.71);

Протокол о разметке дорог к Европейскому соглашению, дополняющему Конвенцию о дорожных знаках и сигналах (01.03.73);

Соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств (20.03.58);

Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки - ЕСТР (01.07.70);

Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов - КДПГ (19.05.56);

Протокол к Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов - КДПГ (05.07.78);

Конвенция о таможенных льготах для туристов, подписанная в Нью-Йорке (04.06.54); Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) (14.11.75);

Таможенная конвенция, касающаяся временного ввоза дорожных перевозочных средств, служащих для коммерческих целей (18.05.56);

Таможенная конвенция, касающаяся контейнеров (02.12.72);

Европейская конвенция о таможенном режиме, применяемом к поддонам, используемым в международных перевозках (09.12.60);

Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границах (21.10.82);

Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов -ДОПОГ (30.09.57);

Протокол о внесении поправок в статью 1а, статью 14 (1) и статью 14 (3) Европейского соглашения от 30.09.57 о международной дорожной перевозке опасных грузов - ДОПОГ (28.10.93);

Соглашение о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для. этих перевозок - СПС (01.09.70);

Конвенция о договоре международной автомобильной перевозки пассажиров и багажа -КАПП;

Конвенция о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа -КМАПП (подписана главами правительств государств- участников СНГ 09.10.97);

Международное соглашение (универсальный договор) по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств по системе «зеленая карта» (20.10.89) и другие договоры, конвенции и соглашения, протоколы к ним.

Страны ЕС заключили Соглашение о международной нерегулярной дорожной перевозке пассажиров автобусами - АСОР. Аналогичное соглашение, предназначенное для присоединения к нему, разработано КВТ ЕЭК ООН.

Российская Федерация присоединилась только к части международных конвенций в области автомобильных международных перевозок. Государства Европы также присоединились к конвенциям и соглашениям в области автомобильного транспорта избирательно: Польша - 28 документов; Италия - 27; Германия, Франция, Финляндия и Венгрия - по 26; Болгария -25 документов. Все эти государства присоединились к СМА, Конвенции о дорожном движении (1949 г. и 1968 г.); КДПГ и Протоколу к ней; Конвенции о

•V


таможенных льготах для туристов; Конвенции МДП (1959 г. и 1975 г.); Таможенной конвенции, касающейся контейнеров; ДОПОГ; СПС; ЕСТР и др.

Международный союз автомобильного транспорта(был образован в 1948 г.) имеет целью содействие развитию международного автомобильного транспорта и перевозок. С участием союза разработаны многие конвенции по международным перевозкам автомобильным транспортом: Таможенная конвенция о перевозках грузов автомобильным транспортом 1975 г., Конвенция о договоре международной перевозке грузов 1956 г. и др.

Международный союз общественного транспорта - МСОТ объединяет организации городского транспорта общего пользования различных стран и городов. Союз периодически проводит конференции, на которых вырабатываются согласованные требования к качеству перевозок, происходит обмен опытом.

2.8. ТРАНСПОРТ И ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

Экологическое право, как отрасль права сформировалось сравнительно недавно и ныне активно развивается. Оно относится к комплексным отраслям права, хотя некоторые правоведы указывают на то, что экологическое право должно быть отнесено к фундаментальным отраслям. Экологическое право тесно взаимодействует с природно-ресурсным правом, поскольку природные ресурсы имеют экономическое значение и являются экологическим объектом. Экологическое право разделяется на национальное и международное.

Транспортная деятельность представляет повышенную опасность для окружающей среды. Главными источниками такой опасности выступают: перевозимые опасные и вредные вещества (грузы); отходы, поступающие в окружающую среду с борта транспортных средств; бортовые запасы топлива (горючего), токсические продукты, образующиеся при сжигании топлива; последствия происшествий с транспортными средствами; вредное воздействие на окружающую среду транспортных сооружений, путей сообщения; побочные последствия выполнения грузовых операций; отходы, образующиеся при осуществлении процессов транспортными предприятиями (техническое обслуживание и ремонт транспортных средств и других технических объектов транспорта) и другие подобные объекты.

Экологическое законодательство России включает Конституцию, федеральные законы, ратифицированные международные договоры Российской Федерации в области охраны окружающей среды, законы субъектов Российской Федерации, подзаконные акты, принятые в развитие и во исполнение федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Конституцией (ст.27) предусмотрено, что вопросы охраны окружающей среды и экологической безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Применительно к транспортной деятельности в составе экологического законодательства России следует, прежде всего, указать на федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе», «Об охране атмосферного воздуха», «Об особо охраняемых территориях», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и ряд других законодательных актов.

Субъектами Российской Федерации приняты законы, предусматривающие комплекс мероприятий по различным аспектам защиты окружающей среды и ответственности за нарушения установленных субъектами федерации правил в области экологии. Муниципальными властями некоторых городов также приняты нормативные акты, регулирующие отдельные аспекты защиты окружающей среды в связи с осуществлением транспортной деятельности на территориях соответствующих муниципальных образований. Средоохранная нормотворческая и административная деятельность субъектов федерации и органов местного самоуправления в области экологии транспорта направлена в основном на регулирование отношений, связанных с эксплуатацией автомобильного транспорта -организацию сбора и утилизацию соответствующих отходов, автостоянок и гаражей и другие подобные вопросы.


Технические нормы и нормативы, связанные с охраной окружающей среды, введены в действие государственными стандартами Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О стандартизации».

Нормы экологического права также содержатся в транспортных уставах, кодексах.

Правилами организации перевозок на различных видах транспорта и инструкциями персоналу предусмотрено выполнение предписанных экологических требований при выполнении технологических транспортных операций. Особое значение соблюдение экологических требований приобретает в связи с перевозкой опасных грузов. На различных видах транспорта действуют правила, регулирующие процесс перевозки опасных грузов и предусматривающие мероприятия защиты окружающей среды от возможных вредных последствий аварий при таких перевозках, утечек вредных веществ, меры и средства ликвидации последствий аварий.

Функционирование городского транспорта увязывается с нормами градостроительного законодательства, в котором установлен ряд норм, имеющих значение для охраны окружающей среды. Основной нормативный акт в градостроительстве - Градостроительный кодекс Российской Федерации. Среди различных вопросов кодекс регулирует рациональное природопользование и охрану окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения. Глав 2 кодекса устанавливает нормы, обеспечивающие права граждан на благоприятную среду жизнедеятельности, предусматривает развитие государственных и муниципальных систем транспортной инфраструктуры и видов транспорта в соответствии с градостроительной документацией, схемами и проектами. Во многих местах кодекса предусмотрено, что градостроительные мероприятия, в том числе относящиеся к городскому транспорту, должны осуществляться с учетом экологического фактора, содержать меры по защите окружающей среды от воздействия ситуаций техногенного характера. Размещение на городской территории различных транспортных объектов допускается на основе разрешительной системы и при условии соблюдения требований законодательства, включая установленные экологические нормы. Кодексом предусмотрено также издание субъектами федерации градостроительных уставов (кодексов), определяющих осуществление градостроительной деятельности.

Для автомобильного транспорта наибольшее значение имеет соблюдение требований к токсичности двигателей внутреннего сгорания. Данные требования определены Федеральным законом "Об «охране атмосферного воздуха» и государственными стандартами системы ГОСТ Р. Государственная политика Российской Федерации направлена на переход в ближайшей перспективе к европейским нормам токсичности автомобильных двигателей (нормы Е1ЖО). В целях обеспечения соблюдения установленных экологических норм в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» в Российской Федерации реализуется система мер на переход к полному инструментальному контролю, проводимому при проведении периодических государственных осмотров подвижного состава автомобильного транспорта. При таких осмотрах проводятся контрольные проверки выполнения установленных требований к содержанию в отработавших газах автомобилей токсических веществ (двигатели, работающие на бензине и газовом топливе) и дымности дизелей. Субъектами Российской Федерации разрабатывается нормативная база для утилизации отслуживших свой срок автомобилей, автомобильных агрегатов, шин, спецжидкостей и прочих экологически опасных отходов автотранспортной деятельности.

За правонарушения, связанные с невыполнением установленных экологических требований и причинением экологического вреда, законодательством установлена административная или уголовная ответственность.

В международном праве защите окружающей среды, в том числе от воздействия транспорта, уделяется большое внимание. Первой охраняемой мировым сообществом стала морская среда обитания. Это связано с тем, что аварии крупных танкеров в последнее время неизменно приводили к экологическим катастрофам.

В направлении охраны окружающей воздушной среды можно указать на подготовленную ОБСЕ Конвенцию ск трансграничном загрязнении воздуха на большом


расстоянии 1979 г., дополненную рядом последующих протоколов. ООН в 1992 г. принята рамочная Конвенция об изменении климата, направленная на борьбу с парниковым эффектом. Предотвращению появлению озоновых дыр посвящена Конвенция по защите озонового слоя 1987 г. Европейское сообщество ввело так называемые нормы Е1ЖО, регламентирующие вредное воздействие на природную среду подвижного состава автомобильного транспорта.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 г. (г. Рио-де-Жанейро) подвела итоги 20-летних международных усилий по охране окружающей среды, предпринятых на основе решений Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г. В работе конференции участвовало 15 тыс. делегатов из 178 государств. Конференция приняла декларацию об основных принципах политики в деле охраны окружающей среды, повестку дня, содержащую программу действия на XXI столетие, и ряд заявлений и конвенций.

Основные международные организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды: Программа ООН по окружающей среде - ЮНЕП, учрежденная резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 15.12.72 во исполнение рекомендаций Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде 1972 г.; Международный союз охраны природы и природных ресурсов - МСОП, учрежденный в 1948 г. как неправительственная организация; Всемирная организация здравоохранения - ВОЗ, учрежденная в 1946 г., и ряд других организаций.

Глава 3




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 864; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.