Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы становления Конституции РК




1. Важным актом конституционного характера первого этапа яв­ляется Декларация о государственном суверенитете; Казахской ССР от 25 октября 1990 года. Декларация провозглашала приори­тет законов Казахской ССР над законами СССР, в ней были зало­жены принципы, существенно меняющие систему существующих отношений в цепи Казахстан-Центр. В частности, в Декларации провозглашалось, что отношения между СССР и Казахской ССР строятся на договорной основе; Республика самостоятельно ре­шает все вопросы, связанные с административно-территориаль­ным устройством, политическим, экономическим, социальным и культурно-национальным строительством; Республика имеет право приостанавливать на своей территории действие законов СССР, нарушающих законы Казахской ССР; территория Казах­стана объявляется неприкосновенной, неотчуждаемой в суще­ствующих границах и не может быть изменена без ее согласия; без согласия Верховного Совета Казахской ССР на ее террито­рии не могут быть размещены воинские формирования других государств, их военные базы; Казахстан имеет право иметь соб­ственные внутренние войска, органы государственной и обще­ственной безопасности; Казахская ССР самостоятельна в меж­дународных отношениях, в своих интересах определяет внешнюю политику. Специальной статьей оговаривалось, что Декларация является основой для заключения нового Союзного договора и разработки новой Конституции Казахской ССР.

2. Декларация - первый акт Казахской ССР, в котором был про­возглашен принцип разделения властей, в отличие от положений Конституции Казахской ССР 1978 г., которая закрепляла власть Советов. Законодательная власть предоставлялась Верховному Совету, Президент являлся главой Республики и обладал выс­шей распорядительно-исполнительной властью. Судебная власть принадлежала Верховному Суду. В Декларации отсутствует клас­совый подход к определению социальной основы государства. Единственным носителем суверенитета и носителем государ­ственной власти провозглашался народ.

В1990—1991 гг. Верховный Совет Казахской ССР принял Зако­ны «О совершенствовании структуры государственной власти и управления» от 20 ноября 1990 г. и «О местном самоуправлении и местных Советах народных депутатов Казахской ССР» от 15 фев­раля 1991 г., которые положили начало существенным изменени­ям в системе органов власти и управления Республики.

Согласно Закону «О совершенствовании структуры государ­ственной власти и управления» прекратил свое существование Совет Министров, он и был преобразован в Кабинет Министров при Президенте. Полтора десятка министерств и ведомств были упразднены, часть преобразована. Не стало Госплана, Госагроп-рома, Госстроя, Госснаба, Комитета народного контроля; созда­ны новые органы управления - Госкомитет по экономике, Анти­монопольный комитет, Комитет по управлению государственным имуществом и т. д. Введены должности Вице-президента и Гене­рального Прокурора Республики.

Согласно Закону «О местном самоуправлении и местных Со­ветах народных депутатов Казахской ССР» представительная и исполнительная власть на местах была сосредоточена в одних руках: Председателя Совета; за местными Советами было за­креплено местное хозяйство, установлена коммунальная соб­ственность, был определен перечень налогов, поступающих в ме­стный бюджет.

Второй этап конституционного строительства начинается с принятия Закона Республики Казахстан «Об изменении наиме­нования Казахской Советской Социалистической Республики» от 10 декабря 1991 года. Хотя закон не назывался Конституцион­ным, он фактически был таковым, поскольку вносил изменения в Конституцию Казахской ССР, снимая идеологическую основу государственной организации.

Наконец, Ібдекабря 1991 г. был принят и в тот же день вступил в силу Конституционный закон «О государственной независимо­сти Республики Казахстан». В ст. 1 Закона Казахстан провозгла­шался независимым, демократическим и правовым государством. Территория Казахстана объявлялась целостной, неделимой и не­прикосновенной.

Согласно Главе 2 Закона, граждане Республики всех нацио­нальностей, объединенные общностью исторической судьбы с казахской нацией, составляют вместе с ней единый народ Казах­стана, который является единственным носителем суверенитета и источником государственной власти. За всеми казахами, вынуж­денно покинувшими территорию Республики и проживающими в других государствах, Закон признавал право иметь гражданство Казахстана, наряду с гражданством других государств, если это не противоречит законам государств, гражданами которых они являются.

Глава 3 определяла структуру органов государственной влас­ти и управления. Государственная власть осуществляется, гла­сил Закон, исходя из принципа ее разделения на законодатель­ную, исполнительную и судебную. Главой Республики Казахстан и ее исполнительной власти объявлялся Президент. Глава 4 опре­деляла экономические основы государства. Закон гласил, что Казахстан обладает самостоятельной экономической системой и основывается на многообразии и равенстве всех форм собствен­ности. Земля и ее недра, воды, воздушное пространство, расти­тельный и животный мир, другие природные ресурсы объявля­лись исключительной собственностью государства.

Республика Казахстан является субъектом международного права и самостоятельно решает вопросы внешнеэкономической деятельности. Специальной статьей оговаривалось, что данный

Закон служит основой для разработки новой Конституции Рес­публики. С этого дня Казахстан юридически существует как су­веренное государство. В то же время продолжали действовать нормы Конституции Казахской ССР, Законы СССР и Казахской ССР, поскольку они не противоречили Закону о государствен­ной независимости. В этот период был принят ряд конституцион­ных законов, внесших существенные изменения в Конституцию 1978 г. Так, Закон РК «О гражданстве Республики Казахстан» от 20 декабря 1991 г. уже не признавал гражданства СССР, а также институт двойного гражданства. Им были установлены новые ос­нования приобретения гражданства Республики Казахстан.

Третий этап становления конституционного законодательства Казахстана начинается с принятия Верховным Советом первой Конституции суверенного Казахстана 28 января 1993 г. Консти­туция 1993 г. по новому определила государственный и обществен­ный строй Казахстана. Конституция восприняла многие право­вые нормы, принципы и идеи конституционных законов, издан­ных с момента объявления государственного суверенитета. Так­же Конституция сохранила некоторые положения Конституции Казахской ССР 1978 г., например Верховный Совет оставался од­нопалатным представительным и законодательным органом, но уже не являлся всевластным органом. Как местные представи­тельные органы сохранились Советы, формулировки многих прав и свобод граждан сохранили положения и идеи, провозглашен­ные Конституцией Казахской ССР 1978 г. В Конституции впер­вые было употреблено такое понятие, как «светское и унитарное государство», означающее отделение государства от религиоз­ных объединений и невозможность образования на территории Республики Казахстан как политических, так и культурных ав­тономий.

Конституция провозгласила норму о взаимодействии ветвей власти между собой с использованием системы сдержек и проти­вовесов, а также закрепила положение о прямом действии ее норм. 10 декабря 1993 г. Верховный Совет Республики временно делегировал законодательные полномочия Президенту, соглас­но постановлению Конституционного суда, позволившие ему при­нимать указы, имеющие силу не только обычного, но и Консти­туционного закона. Такое решение Верховного Совета можно расценить как внесение изменений и дополнений в Конституцию, поскольку Конституция 1993 г. не предусматривала такой воз­можности.

Четвертый этап становления конституционного законода­тельства связан с принятием Конституции 1995 г., ныне действу­ющей. В октябре 1998 г. Парламент принял 19 поправок к Консти­туции и к Указу Президента Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан». Парламентом были назначены досроч­ные президентские выборы на 10 января 1999 г. Следующая по­правка продлила срок президентских полномочий до семи лет вместо пяти. Был снят также верхний предел возрастного ценза для кандидатов в Президенты. Другая поправка отменила необхо­димость участия в выборах, чтобы они были признаны состояв­шимися, не менее 50 % избирателей.

Начало пятого этапа связано с изменениями и дополнениями, которые внесены Конституционным законом Республики Казах­стан от 21 мая 2007 г. № 254-Ш, принятого Парламентом. Этим законом в действующую Конституцию Республики Казахстан внесены 65 изменений и дополнений.

Приложение 1

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Что изучает конституционное право?

2. Что такое методы конституционного права?

3. Назовите источники конституционного права.

4. Что такое конституционные законы? Как они принимаются?

5. Какие существуют нормы конституционного права? Назовите их и дайте им определение.

6. Этапы станавления Конституции

7. Что вы знаете о Конституции? Когда она была принята?

8. Какую роль в жизни общества играет Конституция?

9. Какие конституционные права вы знаете?

10. Идеологическая функция Конституции.

 

 

Приложение 2

1. Политическая функция Конституции:

А. Конституция является Основным законом, главным источником права, нормы которой обладают высшей юридической силой и лежат в основе других отраслей права

В. Конституция регулиреут порядок функционирования политической системы общества

С. Конституция, признавая и устанавливаая идеологическое многообразие, является средством идеологического воздействия

Д. Конституция определяет формы собственности в государстве, порядок их функционирования

Е. Все варианты правильные

2. Идеологическая функция Конституции:

А. Конституция является Основным законом, главным источником права, нормы которой обладают высшей юридической силой и лежат в основе других отраслей права

В. Конституция регулиреут порядок функционирования политической системы общества

С. Конституция, признавая и устанавливаая идеологическое многообразие, является средством идеологического воздействия

Д. Конституция определяет формы собственности в государстве, порядок их функционирования

Е. Все варианты правильные

 

3. Экономическая функция Конституции:

А. Конституция является Основным законом, главным источником права, нормы которой обладают высшей юридической силой и лежат в основе других отраслей права

В. Конституция регулиреут порядок функционирования политической системы общества

С. Конституция, признавая и устанавливаая идеологическое многообразие, является средством идеологического воздействия

Д. Конституция определяет формы собственности в государстве, порядок их функционирования

Е. Все варианты правильные

 

4. Первый акт Казахской ССР, в котором был провозглашен принцип разделения властей?

А. Приказ

В. Декларация

С. Устав

Д. Положение

Е. Нормативный акт

 

5. Форма государственного правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями?

А. Республиканская форма правления

В. Унитарное государство

С. Парламентская форма правления

Д. Республико-парламентская форма правления

Е. Нет правильного ответа

 

 

6. К источникам права относятся какие формы права?

А. Правовой обычай

В. Нормативный правовой акт

С. Судебный прецедент

Д. Договор

Е. Все варианты правильные

7. Отношения по поводу приобретения, обладания, передачи другим лицам и использования имущества - это какие оношения?

А. Общественные отношения

В. Экономические отношения

С. Правовые отношения

Д. Социальные отношения

Е. Имущественные отношения

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1938; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.