Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вводная лекция

Лекция 1

Список использованных источников

Список сокращений

ARC-фильтр – активный RC -фильтр

АИС – аналоговая интегральная микросхема

АХ – амплитудная характеристика

АЧХ – амплитудно-частотная характеристика

Б – база

БИС – большая интегральная схема

БТ – биполярный транзистор

ВАХ – вольт-амперная характеристика

ВЗ – валентная зона

ВУС – видеоусилитель

ГСТ – генератор стабильного тока

ДУ – дифференциальный усилитель

З – затвор

ЗЗ – запрещенная зона

ЗП – зона проводимости

И – исток

ИП – источник питания

ИМС – интегральная микросхема

К – коллектор

КМОП – комплементарная пара на МДП-транзисторах

КП – коллекторный переход

КПД – коэффициент полезного действия

МДП – структура металл-диэлектрик-полупроводник

МП – металл-полупроводник (структура)

МЭТ – многоэмиттерный транзистор

ННЗ – неосновные носители заряда

ОБ – общая база

ОИ – общий исток

ОК – общий коллектор

ОНЗ – основные носители заряда

ООС – отрицательная обратная связь

ОС – обратная связь

ОУ – операционный усилитель

ОЭ – общий эмиттер

ПОС – положительная обратная связь

ПП – полупроводники

ПТ – полевой транзистор

PN -переход – электронно-дырочный переход

СБИС – сверхбольшая интегральная схема

СВЧ – сверхвысокая частота

ТКН – температурный коэффициент напряжения

УЗЧ – усилитель звуковой частоты

УГО – условное графическое обозначение

УМ – усилитель мощности

УПТ – усилитель постоянного тока

УЭ – усилительный элемент

ФП – фотоприемник

ФЧХ – фазочастотная характеристика

ШУ – широкополосный усилитель

Э – эмиттер

ЭВМ – электронная вычислительная машина

ЭДП – электронно-дырочный переход

ЭДС – электродвижущая сила

ЭЛТ – электронно-лучевая трубка

ЭП – эмиттерный переход


 

1. Акимова Г. Н., Электронная техника, М, Маршрут, 2003.

2. Вайсбурд Ф. И., Панаев Г. А., Савельев Б. Н., Электронные приборы и усилители, М, Ком Книга, 2012.

3. Галкин В. И., Пелевин Е. В., Промышленная электроника и микроэлектроника, М., Высшая школа, 2006.

4. Гальперин М.В. Электронная техника, М. ИД «ФОРУМ» -- ИНФРА-М, 2013.

5. Горошков Б. И., Электронная техника, М, Академия, 2013.

6. Данилов И. А., Иванов П. М., Общая электротехника с основами электроники, М, Высшая школа, 2005.

7. Сиренький И. В., Рябинин В. В., Голощапов С. Н., Электронная техника, СПб, Питер, 2006.

 

1. Предмет и задачи анатомии, ее место в ряду биологических дисциплин, значение для теоретической и практический медицины.

2. Краткая история развития анатомии как науки.

3. Современные методы анатомического исследования

4. Анатомические принципы структурной организации тела человека.

5. Основные этапы онтогенеза человека.

 

Анатомия является одной из важнейших медико-биологических дисциплин, поскольку предметом изучения анатомии является человек – самый высокоорганизованный живой организм. В тоже время она является морфологической дисциплиной, так как изучает внешние формы и внутреннее строение всего тела и каждого органа в отдельности. Современная анатомия пытается объяснить причину структуры человеческого тела. Вместе с физиологией, анатомия составляет основу или фундамент теоретической и практической медицины.

Значение анатомии хорошо понимали крупные ученые и врачи. В начале 19 века великий русский врач Мухин сказал: «Врач не анатом – не только бесполезен, но и вреден». Знаменитые врачи 19 века Пирогов Н.И., Губарев и др. показали, что анатомия человека является «верной и полезной подругой на пути практической медицины, она заботливая мать хирургии». Таким образом, не зная точно форму и строение человеческого тела нельзя правильно понимать жизненные функции здорового и больного человеческого организма, ясно представить причины болезни и приводить адекватно терапию.

Название анатомия происходит от слова «анатемно» (греч.) – рассечение, расчленение. Этот термин обусловлен тем, что первоначальным и основным методом добывания фактов, был метод анатомирования человеческого трупа. Над входом в анатомический театр висело изречение: «Здесь смерть служит торжеству жизни». Анатомия является одной из древних наук. Материальные памятники культуры человека свидетельствуют о раннем появлении анатомических сведений. Первобытные люди знали о положении жизненно важных органов. В Древнем Египте ритуальное бальзамирование трупов позволило описать некоторые органы с данными об их функциях. В древних папирусах имеются сведения о мозге, сердце, внутренних органах. Наибольшие успехи были получены в античной Греции. Так, врач древности Гиппократ, которого называют отцом медицины, сформировал принципы о четырех типах телосложения и темперамента, подробно описал кости крыши черепа. Другой врач – Аристотель различал сухожилия и нервы, кости и хрящи. Клавдий Гален собрал все анатомические сведения и оформил это как учебник. Этими сведениями пользовались врачи в течение нескольких веков. Гален описал 7 из 12 черепных нервов. Его ошибкой было то, что изучения он проводил на животных и переносил это на человека. Он считал, что строение человеческого организма предначертано свыше.

В эпоху раннего феодализма господство богослужения не способствовало развитию науки, особенно анатомии в Европе. Этот период характеризуется развитием культуры Востока. Среди ученых этого времени особенно выделяется Авиценна. Канон врачебной науки – учебник Авиценны был переведен на латинский язык. В нем содержались сведения об анатомии.

Во II тыс. появляются медицинские школы, в которых периодически разрешалось вскрытие трупа. Особенно большой вклад в развитие анатомии в этот период внесли Леонардо да Винчи и Андрей Везалий. Так да Винчи произвел вскрытие 30 трупов, сделал многочисленные зарисовки костей, мышц, сердца, некоторых внутренних органов и составил письменные пояснения этим рисункам, предложил классификацию мышц и объяснил их функцию. Везалий – профессор Падуанского университета, написал труд о строении человеческого тела, в котором, на основании собственных наблюдений, довольно точно описал анатомию человека. В 16-17 веке уже стали проводить публичные вскрытия трупов, для чего создавались анатомические театры, был усовершенствован метод бальзамирования и были созданы коллекции анатомических препаратов, в том числе демонстрации пороков развития и аномалии. Петр I во время посещения Голландии приобрел у Рюира 1500 препаратов, которые стали основой Петербургской кунсткамеры. Из ученых 19 века, обогативших анатомию новыми сведениями, можно привести следующих: Уильям Гарвеи, который привел доказательство о движении крови по сосудам большого круга обращения; Мальпигий описал с помощью микроскопа кровеносные капилляры и положил начало микроскопической анатомии. В России в этом периода важное значение имели труды профессоров медицинских факультетов: Мухина, Загорского, Буяльского, Пирогова, Лесгафта.

Пирогов Н.И. – великий хирург и анатом обобщил результаты многолетних трудов в книге «Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело в трех направлениях. Хирургическая анатомия артериальных стволов и фасций». Его перу принадлежит полный курс прикладной анатомии человеческого тела. Именем Пирогова названы треугольники на шее, апоневроз двуглавой мышцы плеча, лимфатический узел в области бедренного канала.

Лесгафт – автор фундаментального труда «Основы теоретической анатомии». Он является основоположником функциональной анатомии и теории физического воспитания. Из анатомов 20 века можно назвать имена Иосифова и Жданова – основоположников функциональной анатомии лимфатической системы. Куприянов дал представление о микроциркуляции. Сапин – исследователь иммунной системы.

 

Основные методы исследования в анатомии

Самым древним методом анатомического исследования является метод анатомирования, препарирования. В настоящее время для познания строения живого человека применяются другие методы:

1) Антропометрия, которая позволяет измерить длину и массу тела, выявить их взаимоотношения, определить пропорции тела, тип конституции.

2) Инъекция, заполнение окрашенной массой, разведенной растворами, полостей тела, просветов бронхиального дерева, кровеносных и лимфатических сосудов, полых органов (применена ещё в 16 веке). Метод инъекции дополняется последующей коррозией и просветлением органов и тканей;

3) Микроскопический метод - появляется с изобретением увеличения предметов с помощью лупы и микроскопа. Благодаря этому методу удалось выявить сети кровеносных и лимфатических капилляров, внутриорганные сплетения сосудов и нервов. Уточнены структуры долек, ацинусов.

4) Рентгеноскопия и рентгенография, которые позволяют изучить прижизненную форму и функциональные особенности живого человека. В настоящее время используется компьютерная томография, ЯМР (ядерная магнитно-резонансная рентгенография), спиральная компьютерная томография. Рентгенография часто дополняется применением рентген контрастных веществ..

5) Эндоскопическое исследование (гастроскопия, бронхоскопия, колоноскопия, лапароскопия, цистоскопия, гистероскопия и др.) Этот метод позволяет увидеть с помощью оптических приборов, вводимых через естественные и искусственные отверстия окраску, рельеф органов и слизистой оболочки.

6) Ультразвуковое исследование (эхография), основано на отражении тканями ультразвука. Он позволяет определить внешние формы, размеры, толщину стенок исследуемых органов, их внутреннюю структуру.

Структурно-функциональной единицей всего живого, в том числе и человеческого организма, является клетка. В теле человека огромное количество клеток. Каждая разновидность клеток отличается по форме, размерам и внутреннему строению, но каждая из них имеет ядро и цитоплазму, окруженную клеточной мембраной. В цитоплазме клеток находятся органеллы: митохондрии, аппарат Гольджи, лизосомы и другие, а также включения белковых, углеводных, липидных и пигментных гранул. Клетки бывают одноядерные и многоядерные. Клетки образуют ткани.

Ткань – исторически сложившаяся система, состоящая из клеток общего строения, происхождения и функции. Кроме клеток ткань содержит живое промежуточное межклеточное вещество. В организме различают 4 основные ткани: эпителиальную, соединительную, мышечную, нервную. Каждая из них имеют ряд разновидностей.

Эпителиальная ткань выполняет покровную (пограничную) и выделительную (секреторную) функции. Находясь на границе с внешней средой, эпителий осуществляет защитную и барьерную функцию. Через нее происходит обмен веществ, эпителий покрывает все тело снаружи (кожный) и выстилает внутренние органы и различные полости нашего тела изнутри; слизистую оболочку пищеварительной трубки, дыхательных путей и мочеполовой системы. Эпителий образует выделительные органы нашего тела (потовые, сальные, молочные, пищеводные, половые и эндокринные железы).

Для этой ткани характерно, что она состоит из тесно сложенных друг с другом эпителиальных клеток различной формы (плоских, кубических, цилиндрических), расположенных на базальной мембране.

Между клетками лишь тонкие прослойки склеивающего межклеточного вещества. Различают однослойный и многослойный эпителий, однорядный и многорядный эпителий.

Вторая ткань – соединительная. Она имеет механическое значение, образуя твердые опорные ткани, за счет которых построен твердый и мягкий остов человеческого тела. Сюда относятся костная, хрящевая и волокнистая (фиброзная) соединительная ткань. Кровь и лимфа относятся к соединительной ткани. Главное отличие соединительной ткани состоит в том, что между клетками находится большое количество промежуточного вещества. Это вещество в свою очередь состоит из коллагеновых и эластических волокон. Коллагеновые волокна отличаются высокой механической прочностью. Эластические волокна обладают способностью к растяжению под действием силы и возвращению к исходной величине и толщине после прекращения действия этой силы. Важнейшей функцией соединительной ткани является трофическая функция. Кровь, являясь своеобразной формой соединительной ткани, питает все органы.

Мышечная ткань осуществляет перемещение тела в пространстве, движение крови в сосудах и сокращение стенок внутренних органов. Различают гладкую и поперечно-полосатую мышечные ткани.

Нервная ткань состоит из нервных клеток (нейроны), их отростков и нейроглий. Из нервной ткани построены центральная нервная система и периферическая нервная система. Они осуществляют связь организма с внешней средой и обеспечивают целостную функцию всего организма. Ткани не существуют изолированно, а вместе участвуют в построении тех или других органов.

 

Орган – это часть тела, занимающая в организме определенное положение, отличающаяся определенной формой, имеющая особое строение и выполняющее присущую ему, особую функцию. Органы тела принято объединять в системы и аппараты.

Система органов – это ряд органов, анатомически и топографически связанных друг с другом, имеющих общий план строения, общее происхождение в фило- и онтогенезе и выполняющих одну функцию.

Аппарат – это скорее физиологическое объединение органов, выполняющих однородную функцию, но они не имеют топографической связи иобщности строения.

 

Онтогенез

Онтогенез – это развитие организма от момента зачатия до смерти. В онтогенезе различают 2 периода: пренатальный и постнатальный.

I. Пренатальный – развитие от зачатия до рождения

II. Постнатальный – от рождения до смерти

III. Интранатальный период – короткий промежуток между схватками и рождением.

Пренатальный период делится на 2 стадии: эмбриональную (до конца 8 недели) и плодную (с 3 месяца до рождения). Эмбриональная стадия состоит из следующих фаз:

1) зигота

2) бластуляция

3) гаструляция – образование 3-х зародышевых листков

4) дифференциация тканей (гистогенез)

5) дифференциация органов (органогенез)

Зигота -

 

В фазу гаструляции образуются 3 зародышевых листка: эктодерма – наружный зародышевый листок; мезодерма – средний зародышевый листок и энтодерма – внутренний зародышевый листок.

Производными эктодермы являются эпителий кожных покровов или эпидермис и эпителиальные придатки кожи (потовые и сальные железы, ногти и волосы). Эктодермальное происхождение имеют и эпителиальные выстилки ротовой полости и конечного отдела пищеварительной трубки. К производными эктодермы относится нервная система, а также органы чувств.

Энтодерма, дает начало эпителию, выстилающему пищеварительную трубку. Она образует пищеварительные железы, среди которых печень, поджелудочная железа, слюнные железы, дает начало закладке дыхательных органов, из неё образуются некоторые железы внутренней секреции. Из мезодермы происходят соединительно-тканные структуры тела: кости, хрящи, фиброзная ткань мышцы, сосудистая система мышечная и лимфатическая ткани.

Постнатальный период – характеризуется наличием различных возрастных групп.

1) новорожденные – от 1 до 10 дней

2) грудной возраст – от 10 дней до 1 года

3) раннее детство – от 1 до 3 лет

4) первое детство – от 4 до 7 лет

5) второе детство – от 8 до 12 лет у мальчиков и от 8 до 11 лет у девочек

6) подростковый возраст – от 13 до 16 лет мальчики и от 12 до 16 лет девочки

7) юношеский – 17-21 год – юноши и 16-20 – девушки

8) зрелый возраст:

а) от 22 до 35 – мужчины, от 21 до 35 – женщины

б) от 36 до 60 – мужчины, от 36 до 55 – женщины

9) пожилой возраст – от 61 до 71 – мужчины, от 56 до 74 женщины

10) старческий возраст – от 75 до 90

11) долгожители – от 90 лет и до конца

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Активные фильтры | 
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.