Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Используемые на территории РФ




Документы в области стандартизации,

Сущность стандартизации

В процессе трудовой деятельности специалисту при­ходится решать систематически повторяющиеся зада­чи: измерение и учет количества продукции, составление технической и управленческой документации, измерение параметров технологических операций, контроль готовой продукции, упаковывание поставляемой продукции и т.д. Существуют различные варианты решения этих задач. Отсюда вытекает цель стандартизации — выявление наиболее правильного и экономичного варианта, т.е. нахождение оптимального решения.

Найденное решение дает возможность достичь оптимального упорядочения в определенной области стандартизации. Для превращения этой возможности в действительность необходимо, чтобы найденное решение стало достоянием большого числа предприятий (органи­заций) и специалистов. Только при всеобщем и много­кратном использовании этого решения существующих и потенциальных задач возможен экономический эффект от проведенного упорядочения. Из рассмотренного механизма становится понятна сущ­ность стандартизации как деятельности, направленной на достижение упорядоченности объектов.

Стандартизация — деятельность по установлению правил и характеристик в целях добровольного многократного ис­пользования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышения конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

Непосредственным результатом стандартизации являет­ся документ в области стандартизации (ДС). Применение ДС является способом упорядочения в опре­деленной области.

Система стандартизации — совокупность правил вы­полнения работ по стандартизации, состава ее участников, правил функционирования системы в целом.

Из определения очевидно, что система стандартизации, как и любая управленческая система (система качества или си­стема сертификации), состоит из субъекта и объекта. В роли субъектов выступают участники работ по стандартизации (органы и службы стандартизации), в качестве объектов – документы в области стандартизации как носители правил и процедур ее осуществления.

 

В России «сосуществуют» две системы стандартизации:

· национальная система, которая действует в общерос­сийском масштабе;

· локальная система, которая действует в рамках орга­низации (отрасли, компании, объединения, учреждения, предприятия).

К до­кументам в области стандартизации, используемым на тер­ритории РФ, относятся:

· национальные стандарты;

· предварительные национальные стандарты;

· правила стандартизации, нормы и рекомендации в об­ласти стандартизации;

· применяемые в установленном порядке классифика­ции, общероссийские классификаторы технико-экономиче­ской и социальной информации;

· стандарты организаций;

· своды правил;

· международные стандарты, региональные стандар­ты, региональные своды правил, стандарты иностранных государств и своды правил иностранных государств, заре­гистрированные в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов;

· надлежащим образом заверенные переводы на рус­ский язык международных стандартов, региональных стан­дартов, региональных сводов правил, стандартов иностран­ных государств и сводов правил иностранных государств, принятые на учет национальным органом Российской Фе­дерации по стандартизации.

 

Стандарт — документ, в котором в целях добровольно­го многократного использования устанавливаются харак­теристики продукции, правила осуществления и характе­ристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.

В зависимости от субъекта, принявшего стандарт, раз­личают следующие стандарты:

· Национальный стандарт — стандарт, утвержденный на­циональным органом Российской Федерации по стандар­тизации.

 

Если сравнивать национальный стандарт и техни­ческий регламент на идентичный объект — продукцию, то принципиальное различие заключается в следующем (таблица 1):

1. Стандарт — документ добровольного применения, тогда как ТР, как и любой регламент, имеет обязательный ста­тус;

2. Стандарт — документ в области стандартизации, тог­да как ТР — документ как в области стандартизации, так и в области оценки соответствия;

3. Применение стандарта направлено на достижение более широкого круга социаль­ных целей, тогда как ТР — на обеспечение безопасности.

У стандартов и ТР есть общий объект — процессы, связан­ные с обеспечением безопасности. Но если в ТР — это все процессы ЖЦП, то в стандарте — это процессы, связанные с готовой продукцией, — маркировка, упаковка, транспор­тирование и хранение.

 

 

Таблица 1

· Предварительный национальный стандарт

Документ по стандартизации, принятый национальным органом по стандартизации на ограниченный период действия с це­лью накопления в процессе его применения необходимого опыта, на котором должен базироваться будущий нацио­нальный стандарт

 

· Международный стандарт

Стандарт, принятый меж­дународной организацией по стандартизации. При­мером являются стандарты, принимаемые Международной организацией по стандартизации (ИСО).

 

· Стандарт иностранного государства

Стандарт, при­нятый национальным (компетентным) органом (организа­цией) по стандартизации иностранного государства. Примером является стандарт, принятый национальным органом по стандартизации Республики Беларусь — Го­сударственным комитетом по стандартизации (Госстан­дартом).

 

· Региональный стандарт

Стандарт, принятый регио­нальной организацией по стандартизации. Примерами этих документов являются стандарты, при­нимаемые Евразийским советом по стандартизации, метро­логии и сертификации — ГОСТы; европейские стандарты (ЕМ), принимаемые Европейским комитетом по стандарти­зации (СЕН).

 

· Стандарт организации

Стандарт, принятый органи­зацией с целью совершенствования производства, обеспе­чения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг.

· Общероссийский классификатор технико-экономической и социальной информации (ОК ТЭСИ)

Нормативный до­кумент, распределяющий технико-экономическую и соци­альную информацию в соответствии с ее классификацией (классами, видами и др.) и являющийся обязательным для применения при создании государственных информацион­ных систем и информационных ресурсов и межведомствен­ном обмене информацией.

· Свод правил (СП)

Документ, рекомендующий техни­ческие правила или процедуры проектирования, изготов­ления, монтажа, технического обслуживания или эксплуа­тации оборудования, конструкций или изделий. Принимается федеральным орга­ном исполнительной власти Российской Федерации. Помимо отмеченной категории СП, есть еще две катего­рии в зависимости от субъекта, принимающего документ — свод правил иностранного государства и региональный свод правил.

 

o Свод правил иностранного государства — свод правил, принимаемый компетентным органом иностранного госу­дарства. В странах ближнего и дальнего зарубежья свод правил известен как Кодекс установившейся практики. Кодек­сы предусмотрены законодательными актами таких стран СНГ, как Украина, Беларусь, Казахстан.

 

o Региональный свод правил — свод правил, принятый ре­гиональной организацией по стандартизации. Примером являются Единые санитарно-эпидемио­логические и гигиенические требования к товарам, подле­жащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контро­лю), действующие на территории государств — участников Таможенного союза. Указанный документ принят Комисси­ей Таможенного союза.

 

· Правила (нормы) по стандартизации — нормативный документ, устанавливающий обязательные для примене­ния организационно-методические положения, которые дополняют или конкретизируют отдельные положения основополагающих национальных стандартов и определя­ют порядок и методы выполнения работ по стандартиза­ции (2.13).

 

· Рекомендации по стандартизации — документ, содер­жащий советы организационно-методического характера, которые касаются проведения работ по стандартизации и способствуют применению основополагающего нацио­нального стандарта или содержат положения, которые це­лесообразно предварительно проверять на практике до их установления

 

Классификация документов в области стандартизации

На рис. 3 дана классификация ДС.

В первой группе - документы, которые отличаются между собой по объекту и соответственно по содержанию. Так, объектом ОК ТЭСИ являются информационные ресурсы, объектом Правил и Рекомендаций по стандартизации — организационно-методические положения.

Менее резкая граница имеет место между стандартами и сводами правил. Ключевым объек­том сводов правил являются технические правила и (или) описание процессов, тогда как объектом стандартов — тре­бования к продукции. Специфическим объектом сводов правил являются здания и сооружения. Продукция являет­ся объектом стандартов и сводов правил. Но если стандарты устанавливают требования к качеству и безопасности про­дукции, то своды правил требования (преимущественно) к безопасности, причем к ее отдельным видам — пожарной, санитарной и пр.

Во второй группе представлены документы, при­нимаемые различными

Рис. 3. Классификация документов в области стандартизации

субъектами — как организация­ми, специализированными на работах по стандартизации (Росстандарт, ИСО и пр.), так и организациями, у которых функция стандартизации не является основной (федераль­ные органы исполнительной власти, коммерческие органи­зации и пр.).

Все ДС, за исключением стандартов организаций, име­ют идентичную сферу действия — территорию Российской Федерации.

Основной парк ДС представлен первыми тремя катего­риями ДС.

Все ДС, за исключением стандартов организации, иден­тичны по сфере действия — территория Российской Феде­рации.

К ДС, принимаемым Росстандартом в качестве нацио­нального органа по стандартизации, относятся националь­ные стандарты, ОК ТЭСИ, правила и рекомендации по стан­дартизации.

К ДС, принимаемым федеральными органами исполнительной власти, относятся своды правил.

Стандарты организаций принимаются руководством организации.

До последнего времени международные стандарты, региональные стандарты (своды правил), стандарты иностранных государств — зарубежные нормативные доку­менты (далее — ЗНД) применялись в качестве основы национальных стандартов (сводов правил). Но согласно Изменению № 385-ФЗ о техническом регулировании в связи с созданием технических регламентов Таможенно­го союза допускается при определенных условиях прямое применение стандартов иностранных государств. Отсюда в перечне ДС, применяемых на территории Российской Федерации (ст. 13 ФЗ о техническом регулировании), появились дополнительные позиции — международные, региональные стандарты, стандарты иностранных госу­дарств, переводы ЗНД.

Третья группа ДС.

Принцип добровольного применения ДС реализуется при его выборе. Положительное решение о применении независимо от формы (ссылка в ТР, договоре) предусматривает обязательное исполнение ДС субъектом хозяйственной деятельности.

Принцип обязательного применения означает отсутствие выбора ДС у субъекта хозяйственной деятельности.

К ДС обязательного применения относятся ОК ТЭСИ и стандарты организаций. Обязательность применения ОК ТЭСИ предусмотрена ст. 15 ФЗ о техническом регулиро­вании. Стандарты организаций не подпадают под ст. 4 данного закона, поскольку принимаются не федеральным органом исполнительной власти, а руководством организа­ции. Так как эти ДС содержат правила, предназначенные для внутреннего пользования, то они обладают локальной обязательностью в отношении организации, т.е. являются документами обязательного применения.

Правила по стандартизации формально (по ФЗ о тех­ническом регулировании) являются ДС добровольного применения, поскольку принимаются Федеральным агентством Госстандарт. Но по существу они являются также документами обязательного применения, поскольку им нет альтернативы.

К документам сугубо добровольного применения отно­сятся Рекомендации по стандартизации.

В отдельных случаях, установленных ФЗ о техническом регулировании, национальные стандарты, как и своды правил, могут из документов добровольного применения трансформироваться в документы обязательного приме­нения.

В соответствии со ст. 46 ФЗ о техническом регулирова­нии требования, закрепленные в национальных стан­дартах (сводах правил), обязательны к применению вплоть до принятия соответствующих технических регламентов, т.е. указанные требования действуют в переходный период. Перечень продукции, в отношении которой в переходный период действуют ДС обязательного применения, утверж­дается постановлением Правительства РФ.

Для обеспечения соблюдения требований принятого тех­нического регламента на конкретный объект, а также в со­ответствии с ФЗ о техническом регулировании Пра­вительством РФ утверждается перечень ДС обязательного применения, которые устанавливают методы определения показателей безопасности при осуществлении контроля и оценки соответствия.

Примером является постановление Правительства РФ от 12.10.2010 № 814 «Об утверждении правил и методов исследований (испытаний) и измерений, необходимых для применения и использования техниче­ского регламента о безопасности колесных транспортных средств, а также осуществления оценки соответствия». Постановлением утвержден пере­чень из 139 национальных стандартов на методы испытания безопасности автомобилей.

По отдельным объектам обязатель­ные к применению ДС устанавливают не только методы контроля безопасности, но и требования к безопасности объектов.

Из вышеизложенного видно, что стандарты и своды пра­вил, являющиеся по определению документами доброволь­ного применения, в отдельных случаях (предусмотренных законодательством) трансформируются в документы обяза­тельного применения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1770; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.035 сек.