Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чтение навигационных карт




Классификация морских карт

Назначение морских карт и требования к их содержанию и оформлению.

Эллипс искажений

 

Качество любой карты определяется в конечном итоге величиной и характером искажений. Именно эти показатели являются основными при решении вопроса о выборе картографической проекции для составления морской карты.

Всякий бесконечно малый круг, построенный на поверхности сферы, изображается на плоскости проекции в общем случае бесконечно малым эллипсом. Эллипс конечных размеров, геометрически подобный эллипсу, возникшему при проектировании бесконечно малого круга на плоскость карты, называют эллипсом искажений.

Обычно (для простоты рассуждений) принимают, что на земной поверхности взята окружность единичного радиуса.

Итак, эллипс искажений является изображением на плоскости проекции элементарного круга.

 

Морские карты - незаменимое руководство для мореплавания. С их помощью судоводитель еще до выхода в море изучает районы, через которые придется идти, намечает наиболее короткий по времени и наиболее безопасный маршрут. Во время плавания на таких картах ведут прокладку пути по счислению, исправляемую обсервациями, а также непрерывно следя за безопасностью плавания судна.

Очень часто морские карты служат основой для составления многих отраслевых и общегеографических карт, в той или иной степени изображающих побережья морей и океанов, являются основным юридическим документом при судебном разбирательстве причин аварии или столкновения судна. С ее помощью и с помощью судового журнала выясняют обстоятельства плавания и устанавливают характер действия лиц, ответственных за управление судном. Ни один международный договор либо соглашение по вопросам судоходства, рыболовства, установления морских государственных границ и прочее не могут быть разработаны без использования морских карт.

Широкое распространение и использование морских карт в практических и научных целях порождает определенные требования к ним. Особенно жесткие требования предъявляются к НМК.

Важнейшее требование, предъявляемое к морским картам – это обязательность соответствия их геометрической точности назначению карты. Так, точность навигационной морской карты должна превышать точность счисления пути судна и определения его места в море самыми совершенными навигационными методами и средствами, а также должна, верно, отображать характерные особенности географической среды, находиться на уровне современности, особенно в части объектов, имеющих навигационное значение.

С точки зрения судовождения морская карта должна иметь: детальное, хорошо читаемое изображение рельефа морского дна со всеми опасностями для плавания; точно обозначенную линию берега; подробно показанные СНО и элементы навигационной обстановки; фарватеры, рекомендованные пути; формы рельефа суши и береговые объекты, приметные с моря, и т.п., т. е. полное, достоверное, наглядное и хорошо читаемое изображение нанесенных на них элементов ландшафта и объектов, имеющих навигационное значение.

Картографическая проекция морской карты должна обеспечивать простоту и удобство графических и других необходимых расчетов на судне, например дополнительное нанесение на них специальных объектов, сеток и элементов, необходимых для производства навигационных и других расчетов. Наиболее простыми для построения из всех видов линий являются прямая и окружность. Поэтому из всех проекций предпочитают такие, на которых основные элементы решения навигационных задач могут быть выполнены с помощью элементарных прокладочных инструментов - линейки и циркуля. Так, например, линия постоянного курса судна (локсодромия) выглядит прямой линией на карте в меркаторской проекции, что определило преимущественное построение морских карт в этой проекции; круг равных высот при астрономических определениях места судна (позиционный круг) выглядит окружностью на сетках стереографической проекции и т.д. Морская карта должна отражать элементы водного пространства и прилегающей к нему суши с подробностью, отвечающей ее назначению. Карта должна печататься на бумаге, которая имеет незначительную деформацию в условиях хранения на судне, допускает многократное применение карандашной резинки и имеет формат, удобный для использования в условиях штурманской рубки.

Графическое оформление морской карты должно быть таким, которое способствует более отчетливому и яркому проявлению ее содержания.

 

 

Разнообразие и многочисленность сведений, необходимых для решения задач современного судовождения при различных условиях плавания, не позволяют с нужной подробностью и точностью поместить намеченное содержание на морской карте одного типа. Поэтому в практике судовождения выработались два основных типа морских карт, определяемых их назначением.

Справочные и вспомогательные карты очень разнообразны по содержанию. Первые предназначены для изучения физико-географических и других элементов, которые не могут быть показаны на общенавигационных картах или являются обобщениями для больших морских районов, вторые служат для различных построений и специальных расчетов и, как правило, представляют собой картографическую основу без изображения ситуации местности либо весьма обобщенное ее изображение.

Навигационные морские карты, главным содержанием которых являются элементы навигационно-гидрографической обстановки, предназначены для обеспечения задач судовождения. На таких картах выполняется счисление пути судна, ориентировка в обстановке, определение координат судна, графическое решение ряда других общенавигационных задач во время плавания. Эти карты являются основным и наиболее распространенным типом морских карт.

Навигационные морские карты, в свою очередь, подразделяются на:

- навигационные морские карты (НМК);

- радионавигационные морские карты (РНК);

- навигационно-промысловые морские карты (НПК)

- карты для внутренних водных путей (КВВП).

Собственно НМК составляют основную подгруппу морских карт, непосредственно обеспечивающих безопасность мореплавания. На районы, расположенные в пределах широт 0-85°, такие карты составляют в нормальной проекции Меркатора, а на приполярные районы - в поперечной проекции Меркатора. На таких НМК наиболее полно отображаются рельеф дна, характер берегов и вся навигационная обстановка района, описываемого данной картой.

Особенно важно для НМК - соблюдение геометрического подобия, так как оно определяет наглядное соответствие карты местности и масштабной точности, от чего зависит точность графических расчетов, выполняемых на карте.

Выбор масштаба НМК обусловлен удалением от берега пути следования судна. Обычно по мере приближения к берегу условия плавания усложняются, возможность выбора курсов ограничивается, количество навигационных опасностей увеличивается. Поэтому для обеспечения плавания вблизи берегов на НМК необходимо иметь большую подробность в элементах содержания. Это, а также повышение требований к точности графической работы на НМК, отражающих районы вблизи берегов, обусловливает выбор более крупных масштабов таких карт по сравнению с НМК районов моря, отдаленных от берегов.

Таким образом, НМК должны отражать особенности плавания в различных условиях, и в зависимости от таких условий эти карты составляют в различных масштабах и насыщают соответствующим содержанием. Поэтому по масштабам НМК делят на четыре вида:

- генеральные;

- путевые;

- частные;

- навигационные морские планы (НМП).

Основные назначения таких НМК и НМП и их масштабы указаны в таблице.

Вид НМК и НМП Назначение карт Масштабы Предельная точность масштаба, м
Генеральные (Общие) 1. Для общего изучения условий плавания 1:5 000 000 1:3 500 000  
2. Для обоих навигационных расчетов 1:3 000 000 1:2 500 000  
3. Для предварительной прокладки 1:2 000 000 1:1 500 000  
4. Для прокладки пути судна при плавании отдельным морем в большом удалении от берегов 1:1 000 000  
Путевые 1. Для обеспечения ведения навигационной прокладки при плавании вдоль побережий в значительном удалении от берегов 1:500 000 1:300 000 1: 250 000 1:200 000 1:150 000 1:100 000  
Частные 1. Для обеспечения подхода к берегу моря 1:50 000  
2. Для обеспечения плавания в непосредственной близости от берега или в стесненных условиях (узкостях, шхерах и т.д.) 1:40 000 1:30 000 1:25 000  
Навигационные морские планы 1. Для руководства при входе в порты, гавани, бухты, на якорные места, рейды и т.д. 1:25 000 1:20 000 1:15 000 1:12 000 1:10 000 2,4
2. При перемещении, швартовке и постановке на якорь внутри акваторий 1:7 500 1:7 000 1:6 000 1:5 000 1:4 000 1,5 1,4 1,2 1,0 0,8
3. Для обеспечения производства гидротехнических и дноуглубительных работ 1:3 000 1:2 500 1:2 000 1:1 500 1:1 000 1:500 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1

 

 

По внешнему виду НМП отличается от НМК тем, что его рамка не разбита на градусы и минуты, а промежуточные меридианы и параллели не проведены. Но на каждом НМП имеется масштаб: по широте (в морских милях и их долях) - для снятия широты и измерения расстояний; по долготе (в экваториальных милях) - для снятия долготы точки. Иногда на НМП имеется масштаб только по широте.

Чтение карты – это ее изучение с целью получения объективного представления об изображенном на ней районе.

Перед тем как пользоваться картой, необходимо прочесть ее заголовок, предупреждения и примечания, за рамочные надписи, уяснить их содержание. Пользуясь картографическими условными знаками и сокращениями, подробно ознакомиться с рельефом дна, характером берега, основным ориентирами на берегу и на воде.

Картографические условные знаки.

Чтение карты немыслимо без знания условных знаков. Картографические условные знаки – это применяемые на картах обозначения различных объектов и их качественных характеристик. Различают условные знаки линейные, площадные и внемасштабные.

Линейные условные знаки – картографические условные знаки, применяемые для изображения объектов линейного характера, длина которых выражается в масштабе карты.

Площадные условные знаки - картографические условные знаки для заполнения площадей объектов, размеры которых не выражаются в масштабе карты.

Для чтения карт необходимо выучить и знать на память основные условные знаки и сокращения, такие как: знаки изображающие опасности, береговые ориентиры, сокращенные надписи характеристик маяков и огней, глубины, створы, рекомендованные курсы, запретные и опасные для плавания и постановки на якорь районы, данные о магнитном склонении и течениях.

При этом необходимо точно знать на карте место того или иного объекта, изображенного условным знаком.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1914; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.