Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЧАСТЬ 1 5 страница




Но главное здесь то, что это левое измерение относится к внутреннему миру, к внутренней глубине, которая есть не что иное, как сознание.

В: Вы говорили, что глубина — это сознание, или то, как глубина выглядит изнутри.

КУ: Да, точно. Левая колонка — внутренний облик холона, правая колонка — внешний образ того же самого холона. Внутреннее и внешнее. Сознание и форма. Субъективность и объективность.

В: Верхний правый сектор знаком нам больше всего, потому что он является частью объективной, эмпирической, научной картины мира.

КУ: Да, и мы можем предположить, что он описан достаточно точно. Это типичная холархия индивидуального холона, описанного в объективных понятиях: от атомов, молекул, клеток (ранние клетки, или прокариоты, и более сложные клетки, или эукариоты) к простым организмам (сначала с сетью нейронов, затем с более сложной нервной системой). Затем эволюция приходит к более сложным организмам, рептилиям, древним млекопитающим, людям. Последние обладают сложным мозгом, который превосходит своих предшественников и включает их в себя, поэтому у человеческого мозга есть спинной мозг рептилий, лимфатическая система древних млекопитающих плюс нечто новое, сложная кора головного мозга, способная к абстрактной логике, обучению языку и визуальной логике (на рисунке 5—2 я обозначил эти более сложные способности как SF, я объясню их позже).

Вы не должны полностью соглашаться с размещением объектов и свойств на рисунке 5—3, но большинство людей согласилось бы, что кое-что там соответствует действительности.

 

 

Культура и социум

В: Итак, это была верхняя половина диаграммы, индивидуальное. Еще есть нижняя половина, коллективное.

КУ: Да. Индивидуальные холоны существуют только в сообществах холонов подобной глубины. Поэтому мы должны просмотреть обе колонки на рисунке 5—3 и найти типы коллективных холонов, которые всегда связаны с индивидуальными холонами.

В: И эта коллективная сторона также имеет внутреннюю и внешнюю поверхности, как и нижние левый и правый секторы?

КУ: Да.

В: Вы называете их «культурным» и «социальным».

КУ: Да, культура имеет отношение ко всем внутренним смыслам, ценностям и верованиям, которые мы все разделяем в рамках сообществ, будь то племенное общество, национальное или мировое сообщество. А социум связан со всем внешним, материальным, с установленными формами общества, начиная с его технико-экономической основы и заканчивая его архитектурной, письменностью, размером населения, и это лишь немногое.

Итак, в очень широком смысле, культурное относится к разделяемому всеми коллективному мировоззрению, а социальное — к материальному базису этого мировоззрения (конечно, сейчас я говорю только о том, как внутреннее и внешнее проявляются в холоне человека; далее мы вернемся к обсуждению коллективных холонов). Социальное означает любые целостные, твердые, материальные компоненты и особенно технико-экономическую основу общества, так что вы понимаете, почему они перечислены в списке как доисторический, садоводческий, аграрный, индустриальный способы производства; а также геополитические структуры: деревни, государства, мировые федерации, и так далее. Все это — примеры внешних форм коллективного, которые вы можете видеть на рисунке 5—2.

В: Я думаю, что это достаточно прямой подход. Но давайте посмотрим на не человеческие холоны. Мы обычно не считаем, что они обладают общим мировоззрением или общим культурным пространством.

КУ: Если сознание есть глубина и глубина существует везде на пути вниз, то общая, или общественная, глубина также существует везде на пути вниз, культура существует везде на пути нарастания глубины.

В: Извините?

КУ: Другими словами, если холоны имеют общую внешнюю сторону, они имеют и общую внутреннюю сторону.

В: Их «культуру», как вы это называете.

КУ: Да. Под культурой или жизненным пространством холонов я подразумеваю просто общее пространство того, на что они могут ответить. Кварки не отвечают на все стимулы окружающей среды, потому что диапазон значимых и имеющих к ним отношение стимулов очень мал, значит, лишь немногое может их затронуть. Кварки (и все холоны) отвечают только на то, что соответствует их жизненному пространству: все остальное — непонятный иностранный язык, и они остаются лишь его посторонними наблюдателями. Исследование того, на что холоны могут ответить — это изучение их общего жизненного пространства. Оно представляет собой их общий мир, стимулы, на которые ответят все холоны одинаковой глубины. Это и называется их общей культурой.

В: Хорошо, можно привести пример?

КУ: Не человеческие культуры могут быть очень сложны. Волки, например, обладают общим эмоциональным жизненным пространством. У них есть лимфатическая система, внутреннее соответствие которой - основные эмоции. Таким образом, волк общается с собой и со своими товарищами по стае при помощи основных восприятий — уже не только присущих рептилиям сенсорно-двигательных, а и эмоциональных. Они могут охотиться и координировать действия в стае при помощи очень сложной сигнальной системы. У них есть это общее эмоциональное пространство.

Они не могут воспринять что-либо внешнее по отношению к этому жизненному пространству. Я хочу сказать, что вы можете читать им «Гамлета», но это бесполезно. Для них вы, с этой книгой, всегда будете в основном пищей плюс несколько лишних вещей, которые можно будет выбросить.

Дело в том, что холон отвечает, и может ответить, только на те стимулы, которые находятся внутри его жизненного пространства, его мировоззрения. Все остальное для него не существует.

В: То же самое и с людьми?

КУ: Да, с людьми то же самое. К тому времени, когда эволюция достигает уровня коры головного мозга, или человеческого мозга, в котором есть внутреннее отражение изображений, символов и понятий, жизненное пространство начинает формулироваться при помощи довольно сложных познавательных структур. Эти жизненные пространства включают в себя основные компоненты предыдущих «мировоззрений», такие как клеточную раздражительность, инстинкты рептилий, эмоции древних млекопитающих, но к ним добавляются новые компоненты, способные создавать новые мировоззрения.

Помните о том, что Космос выглядит по-разному на каждой из стадий, потому что Космос действительно отличается на каждой из этих стадий. На каждом новом уровне развития Космос смотрит на себя новыми глазами и поэтому порождает новые миры, не существовавшие прежде.

Эти культурные жизненные пространства перечислены в нижнем левом секторе. И вы можете видеть, что они эволюционируют от физического, растительного мира и мира рептилий к лимфатическому эмоциональному миру («тифонический») и далее к более знакомым нам гоминидным и человеческим формам: архаичный, магический, мифический, рациональный, кентаврический (или экзистенциальный) мир, с возможностью более высоких стадий в будущем.

Этим мировоззрениям соответствуют внешние формы социальных структур, поддерживающих как данные мировоззрения, так и разделяющих их людей. Например, от прокариотической системы Гея к обществам с разделением труда (в организмах с нервной системой), от групп и семейств древних млекопитающих к более человеческим формам: доисторические племена, садоводческие деревни, аграрные империи, индустриальные государства, информационные глобальные федерации. Этот список продолжен до настоящего времени на основе доступных свидетельств. Все эти культуры перечислены в правом нижнем секторе.

В: И как именно связаны друг с другом эти четыре сектора?

КУ: Как вам будет угодно их связать. Только не сводите их все к одному или один к другому. У меня есть некоторые мысли по этому поводу, но я не хочу выдвигать свою собственную теорию по этому вопросу прямо сейчас. Для ориентирующего обобщения я могу сказать, что мы не можем просто свести эти секторы друг к другу без глубоких искажений и фатальных ошибок. Так что пусть у каждого из них будет определенная целостность. Давайте говорить только о том, что они находятся во взаимосвязи, или они взаимодействуют, или каждый из них имеет связи с другими. Здесь еще есть над чем работать. Когда мы поговорим о разных истинах в каждом квадрате, я думаю, вы поймете, что я имею в виду.

 

 

Пример

В: Чтобы пояснить это, вы используете в качестве примера единственную мысль, холон одной-единственной мысли, и показываете, что эта мысль, на самом деле, не «единственная», существующая сама по себе, — у нее есть соответствия во всех четырех секторах. Интересно, могли бы мы кратко рассмотреть этот пример.

КУ: Хорошо. Скажем, у меня есть мысль сходить в гастроном. Когда у меня есть эта мысль, я, на самом деле, воспринимаю непосредственно саму мысль, внутреннюю сторону мысли и ее значение — символы, изображения, идею сходить в гастроном. Это верхний левый сектор.

В то время как у меня появляется эта мысль, существуют, конечно же, соответствующие изменения, происходящие в моем мозгу, — увеличение доли допамина, уровень ацетилхолина в синапсах подскакивает, усиливаются бета-мозговые волны или происходит что-то иное. Это наблюдаемое поведение моего мозга. Его можно проверить опытным путем, определить с научной точки зрения. И это — верхний правый сектор.

Кроме того, моя внутренняя мысль имеет смысл только по отношению к моему культурному фону. Если бы я говорил на другом языке, то мысль состояла бы из других символов и имела бы другое значение. Если бы я жил в примитивном племенном обществе миллион лет назад, то у меня даже не могло бы возникнуть мысли «пойти в гастроном». Она могла бы быть такой: «Настало время убить медведя». Дело в том, что все мои мысли возникают в определенном культурном фоне, придающем моим индивидуальным мыслям структуру, смысл и контекст, и я даже не был бы в состоянии «говорить сам с собой», если бы я не жил в сообществе людей, которые могут говорить со мной.

Так что сообщество одной культуры служит внутренним фоном для любых индивидуальных мыслей, которые могли бы у меня возникнуть. Мои мысли не просто влетают мне в голову из ниоткуда; они возникают в сознании из культурного фона. Однако, хотя я мог бы чуть-чуть выйти за пределы этого фона, я никогда не мог бы полностью избежать его влияния, и без него, возможно, в моей голове никогда не могли бы зародиться мысли. Случаи «мальчика-волка» — людей, воспитанных животными, показали, что человеческий мозг, лишенный культуры, не может самостоятельно мыслить в словесной форме. Наше «я» — далеко не автономная и самостоятельная монада, как считали в эпоху Просвещения.

Проще говоря, мои индивидуальные мысли существуют только на фоне языка и смыслов культуры, без которых я не могу вообще создать ни одной индивидуальной мысли. И этот фон — моя культура, мое мировоззрение, мое жизненное пространство — которое является нижним левым сектором.

Но и сама культура не является бестелесной, подвешенной в идеалистическом воздушном пространстве. У нее есть и материальные компоненты, так же как у моих собственных индивидуальных мыслей есть материальные составляющие в мозге. Каждое культурное событие имеет свой социальный коррелят. К этим социальным компонентам относятся типы технологии, производственные силы (садоводство, аграрное, индустриальное производство и т. д.), конкретные учреждения, записанные кодексы и образцы поведения, геополитические пространства (города, деревни, государства) и так далее. И эти материальные, социальные, опытным путем определимые компоненты, которые называются социальной системой действительности, помогают нам определить типы культурного мировоззрения.

Поэтому моя «индивидуальная мысль», на самом деле, обладает по крайней мере этими четырьмя измерениями, этими четырьмя аспектами: намерение, поведение, культура и социум. И все движется по кругу: социальная система будет оказывать сильное влияние на культурное мировоззрение, которое устанавливает ограничения индивидуальным мыслям, которые я мог бы создавать, а они находят отражение в физиологии мозга. И вы можете идти по этому кругу в любом направлении. Все секторы переплетены друг с другом. Они определяются через свою взаимосвязь. Каждый из них является как причиной, так и следствием других секторов.

В: Значит, все индивидуальные холоны имеют эти четыре аспекта?

КУ: Да, у каждого холона есть эти четыре аспекта, эти четыре сектора. Индивидуальный холон не существует только в одном или другом секторе. Дело именно в том, что каждый индивидуальный холон связан со всеми четырьмя секторами, с этими четырьмя сторонами своего существа. Это напоминает алмаз с четырьмя сторонами, или четырьмя гранями.

Конечно, эти четыре стороны могут быть очень сложными и смешанными, но, по крайней мере, в любом холоне можно выделить эти четыре грани. И это особенно справедливо для более высоких уровней, для более сложных состояний сознания, и я предполагаю, что мы сможем в этом убедиться.

 

 

Форма вещей будущего

В: Мы начали эту беседу с разговора о преобразовании вообще, а также о любом возможном будущем преобразовании в частности.

КУ: Эта трансформация уже происходит, с нами или без нас. Но если мы хотим быть на борту, если мы хотим сознательно обнаружить присутствие этих эволюционных потоков в нашем собственном бытии, если мы хотим сознательно присоединиться к Духу-в-действии, то эти четыре сектора помогут нам лучше Ориентироваться. Они могут дать нам больше представления об окружающих событиях, о течениях, уже существующих вокруг нас и в нас.

Мы могли бы сказать, что Дух проявляется как все четыре сектора сразу. Дух — это не только более высокое «я», не только Гея, не только понимание, не только сеть жизни, не только общая сумма всех объективных явлений и не только трансцендентное сознание. Скорее, Дух существует как явление, происходящее одновременно во всех четырех секторах, или во всех четырех известных углах Космоса, каждый из которых необходимо строго исследовать.

Так что я полагаю, что мы хотим поговорить о том, как эта будущая трансформация и более высокие стадии Духа будут проявляться во всех четырех секторах. Что такое более высокое «я»? Что есть более сложная работа мозга? Какие преобразования ждут тело, а также разум? Что такое более высокая, или более глубокая, культура? Как она выражается в современных социальных системах? Что такое развитое сознание? Как оно связано с новыми социальными институтами? Где можно найти возвышенное?

Как мы можем способствовать возникновению нового во всех секторах, а не только в области сознания? Так как все трансформации либо появятся вместе, либо не будут появляться вообще.

В: Это сложная задача.

КУ: Да, это сложная задача. Высшие, или более глубокие, стадии развития сознания показывают мне более глубокие изменения во мне самом, в индивидуальном поведении, в культуре и в социуме — намерение, поведение, культура, социальность — все четыре сектора.

Если мы не примем это во внимание, то преобразование начнется без нас. Эволюция произойдет, она уже происходит, а мы будем сидеть в нашем любимом секторе, объясняя другим людям, что у нас есть новая парадигма, и эволюция пройдет мимо нас. Мы прекратим участвовать в жизни четырех секторов, потеряем связь с силами, которые уже находятся в игре. И мы все равно окажемся в будущем, но все его загадки, тайны, новые течения не будут активированы в нашем собственном существе. Мы станем мусором, прибитым к берегу этого необычного потока. Мы ошибочно будем считать свои опоры своей свободой, наше несовершенство и наши раны откроются навстречу новому миру, и мы будем истекать кровью перед лицом улыбающегося и славного будущего.


Глава 6

Две руки Бога

В: Истина нас освободит. Но вы предполагаете, что в каждом секторе своя истина!

КУ: Да, но, на самом деле, это хорошие новости. Понимая эти различные истины и признавая их, мы можем более точно настроиться на волну Космоса. Высшим результатом могло бы даже быть достижение единства со Всем, или непосредственное осознание Космоса. Это кажется вам невозможным? Скорее всего, это не так. Но я думаю, что сначала мы должны понять эти истины, чтобы они начали говорить с нами, в нас, через нас.

Эти истины лежат в основе всего восстания постмодерна. Они являются ключом к внутренним измерениям; они красноречиво говорят на языках тайных богов и ангелов; они указывают на сердце холона в целом, и приглашают нас в этот внутренний мир. Они суть противоядие от скучного и увядающего мира, который уходит уже сегодня. Мы могли бы даже сказать, что эти четыре типа истины — четыре лица Духа, который проявляется в мире феноменов.

На рисунке 6—1 вы можете видеть небольшую подборку различных теоретиков, которые отнесены каждый к одному из секторов с его особой правдой. Будет полезно обсудить примеры каждого вида истин.

 

Левосторонний путь Правосторонний путь
• Интерпретация • Монологичность
• Герменевтика • Эмпирика, позитивизм
• Осознание • Форма

 

 

Индивидуальный путь   Зигмунд Фрейд Карл Г. Юнг Жан Пиаже Ауробиндо Плотин Гаутама Будда   Б. Скиннер Джон Уотсон Джон Локк Эмпиризм Бихевиоризм Физика, биология, неврология и т. д.
Коллективный путь   Томас Кун Вильгельм Дильтей Жан Гебсер Макс Вебер Ханс Георг Гадамер   Теория систем Талкотт Парсонс Огюст Конт Карл Маркс Джерард Ленски

 

Рисунок 6—1. Некоторые ученые и мыслители,

работы которых развивают представления

о каждом секторе

 

Разум и мозг

В: Хорошо, начнем вот с этого: у вас есть разум — ваш жизненный опыт, образы, символы, чувства, перечисленные в верхнем левом секторе, и мозг в верхнем правом. Значит, вы утверждаете, что разум и мозг — не одно и то же?

КУ: Можно гарантировать, что они тесно связаны. Но в настоящий момент мы должны допустить, что во многом они очень сильно отличаются друг от друга. И мы должны понимать эти различия и пробовать объяснить их.

Например, когда физиологи мозга изучают человеческий мозг, они описывают его составные части и компоненты — нервную систему, различные синапсы, нейромедиаторы вроде серотонина и допамина, динамику электрических волн и так далее. Все это — объективные, или внешние, свойства человека. Даже если мозг находится «внутри» человеческого организма, специалист по физиологии мозга познает его только объективным, или внешним, способом.

Но вы сами не можете даже увидеть ваш мозг как объект, если, конечно, вы не разрежете себе череп и не возьмете зеркало. Это единственный способ, при помощи которого вы можете увидеть свой мозг. Но вы можете ощущать свой разум и непосредственно, прямо сейчас испытывать его действие. Разум — это то, как ваше понимание выглядит изнутри; ваш мозг — это просто то, как оно выглядит с внешней точки зрения.

Ваш мозг напоминает большой разрезанный грейпфрут. Но ваш разум совсем его не напоминает. Ваш разум выглядит как ваше непосредственное восприятие мира здесь и сейчас — изображения, импульсы, мысли.

В: Но как на счет идеи о том, что они, на самом деле, есть одно и то же, ведь мы так и не выяснили, как это продемонстрировать?

КУ: Давайте посмотрим на самого эксперта по мозгу, а именно, на специалиста по физиологии мозга. Физиолог мозга может знать очень многое о моем мозге — он может подключить меня к машине, снимающей электроэнцефалограммы, он может пользоваться ультразвуковым сканированием, а также рентгеновским аппаратом. Он может составить карту физиологии мозга, определить уровни медиаторов — он может узнать, что делает каждый атом моего мозга, и все равно он не будет знать ни одной мысли из моего разума.

И если он хочет узнать то, о чем я думаю, то у него есть один и только один способ: он должен поговорить со мной. Нет никакого другого пути, следуя которому он или кто-нибудь другой могут узнать, о чем я действительно думаю, что у меня в мыслях. И если я не захочу высказать свои мысли, то вы никогда не сможете узнать неповторимого содержания моих индивидуальных мыслей. Конечно, вы можете пытать меня и вынудить меня говорить — но суть не меняется: вы вынуждаете меня говорить.

Так что вы можете знать все о моем мозге, и это ничего не скажет вам о неповторимом содержании моего разума, которое вы можете узнать только из разговора со мной. Другими словами, вы должны участвовать в диалоге, а не вести монолог; вы должны принимать участие в интерсубъективной коммуникации, а не просто изучить меня как объект эмпирического исследования, что ни к чему вас не приведет.

Как мы видим, ко всем измерениям правой стороны действительно можно получить доступ только благодаря этому эмпирическому пристальному взгляду, который объективирует феномен рассмотрения и создает эмпирическую картографию. Ведь в этом случае вы изучаете только внешние, поверхностные аспекты холона, которые можно подтвердить опытным путем, феномены правой стороны, вроде мозга.

Но к явлениям, связанным с левой стороной, доступ можно получить только при помощи коммуникации и интерпретации, «диалога» и «диалогического» подхода, которые не обращают внимание на внешнее, а проникают во внутреннее. Не объективность, а интерсубъективность. Не поверхность, а глубина.

Левый и правый путь

 

В: Это приводит нас непосредственно к различию между левым и правым принципами.

КУ: Да. С самого начала поисков новых знаний, как на Востоке, так и на Западе, все подходы можно разделить на две большие категории — внутреннее и внешнее, левое и правое. Мы находим этот раскол в психологии (Фрейд против Уотсона), в социологии (Вебер против Комте), в философии (Хайдеггер против Локка), в антропологии (Тэйлор против Ленски), в лингвистике (герменевтика против структурализма) и даже в богословии (Августин против Фомы Аквинского)!

Иногда можно встретить подходы, которые объединяют в себе и левосторонний, и правосторонний принцип, и я рекомендовал бы вам придерживаться именно их, но в основном вы сможете найти только жестокую войну между этими двумя подходами. Поэтому я считаю крайне важным понять вклад двух этих путей в наше понимание условий существования человека, ведь оба они совершенно незаменимы.

И, как мы скоро увидим, фактически невозможно понять более высокие духовные события, не принимая во внимание оба этих подхода.

 

 

Монологический взгляд: ключ к правому пути

 

В: Давайте рассмотрим каждый путь по отдельности. Правый путь...

КУ:... это все, что находится справа, все процессы и феномены на правой половине рисунка 5—2. Это объекты или явления, которые могут быть изучены опытным путем, чувствами или их продолжениями: микроскопами, телескопами, фотоаппаратами, чем угодно. Все это — поверхности, которые можно увидеть. Их положение определяется однозначно. Вы не должны говорить ни с одним из них. Вы должны только наблюдать их объективное поведение. Вы можете наблюдать поведение атомов, клеток, поселений, людей, обществ или экосистем.

В: Вы называете это «монологическим взглядом».

КУ: Да, все явления правой стороны монологичны, это означает, что их можно наблюдать в режиме монолога. Вам не нужно пытаться достичь их внутренней стороны, их сознания. Вам не нужен диалог, взаимный обмен на уровне глубины, потому что вы смотрите только на поверхность.

Если вы придете в лабораторию для того, чтобы сделать снимок мозга, то техники в лаборатории будут говорить с вами только тогда, когда без этого не обойтись. «Вы не могли бы подвинуть вашу голову вот сюда?» Техников не заботит ваша внутренняя глубина, потому что они хотят всего лишь получить образ ваших поверхностей, даже если эти поверхности находятся «внутри» вас, это просто объекты. Когда лаборанты делают этот объективный снимок вашего мозга, видят ли они действительный ваш образ? Видят ли они вас вообще?

Нет, к вам относятся только как к объекту пристального монологического взгляда, а не как к субъекту коммуникации, и именно это делает эмпирическую медицину настолько дегуманизированой. Техник в лаборатории хочет видеть вас только правым способом, а не левым, только ваши поверхности, но не ваше сознание, ваши чувства, ваши смыслы, ценности, намерения, надежды, пути к спасению. Только факты, мадам. Только внешнее. И этого достаточно. Это полностью приемлемо. Это и есть ваш мозг. Но вы никогда не сможете увидеть разум, если будете идти этим путем.

В: Феминистки всегда жалуются на то, что они являются объектом пристального мужского взгляда.

КУ: Это то же самое. Женщины часто жалуются на то, что были превращены в объект, в данном случае, в сексуальный объект мужского взгляда. Но это то же самое явление, тот же самый монологический взгляд. Вам не дают быть субъектом общения и делают объектом наблюдения, куском плоти, объектом без глубины. «Он никогда не говорит со мной». И женщины по понятным причинам реагируют на это.

В эмпирическом и научном правостороннем пути нет ничего ошибочного; просто этот путь — не все, что у нас есть. Все это эмпиризм, монологический взгляд, бихевиоризм, сверкающие поверхности и одноцветные объекты — ничего внутреннего, никакой глубины, никакого сознания.

Я не хочу слишком забегать вперед, но мы уже можем в нескольких словах упомянуть о том, что темной стороной парадигмы Просвещения было ее стремление быть только эмпирической. Это привело к разрушению левого измерения Космоса и господству правого пути — внутренняя глубина была преобразована в видимые поверхности. Парадигма Просвещения считала, что обычная картография этой эмпирической протяженности и была всем доступным и достоверным знанием. Она не учитывала самого картографа — сознание, внутреннее левостороннее измерение. Спустя столетие или два она в ужасе пробудилась, потому что поняла, что живет во Вселенной без ценностей, без смысла, намерений и глубины — она обнаружила себя в лишенной качеств Вселенной, управляемой монологическим взглядом, в жутком мире техника из лаборатории. И с этого, конечно же, началось восстание постмодернизма.

В: Это часть нашего дальнейшего разговора (см. главу 7). Мы говорили о различиях между левым и правым путями.

КУ: Да, как мы уже говорили, если вы посмотрите на рисунок 5—2, вы увидите, что каждый холон справа можно, так или иначе, увидеть опытным путем. У всех у них однозначно определенное положение, потому что это физические и материальные проявления всех холонов. И так с каждым феноменом правого пути: вы можете указать на него пальцем и сказать: «Вот оно». Вот мозг, клетка, город или экосистема. И даже субатомные частицы существуют как вероятности, которые могут быть обнаружены в данном месте и в данное время!

Но ничто на левой стороне не может быть так просто увидено описанным выше способом, потому что ни один из аспектов левой части Космоса не имеет однозначно определенного положения. Вы можете указать на мозг, на скалу, на город, но вы не можете указать на зависть, гордость, сознание, ценность, намерение или желание. Где же желание? Покажите мне его. Вы не можете этого сделать тем способом, которым вы можете указать на скалу, потому что эти феномены относятся к внутреннему измерению и не имеют однозначно определенного положения.

Это не означает, что они не реальны! Это означает только то, что они не имеют однозначно определенного положения, и поэтому вы не можете увидеть их при помощи микроскопа, телескопа или любого сенсорно-эмпирического устройства.

В: Так как же можно достигнуть или «увидеть» эту внутреннюю глубину?

КУ: Здесь к работе подключается интерпретация. Все правосторонние пути предполагают участие восприятия, а все левосторонние пути предполагают участие интерпретации.

И для этого есть простая причина: поверхности можно увидеть, но глубину следует уже интерпретировать. Когда мы с вами говорим, вы не просто смотрите на некоторую поверхность, некоторое улыбающееся лицо, некоторый эмпирический объект. Вы хотите знать, что происходит внутри меня. Вы не только наблюдаете за тем, что я делаю, вы также хотите знать, что я чувствую, что я думаю, что происходит внутри меня, в моем сознании.

Поэтому вы задаете мне какие-то вопросы, получаете ответы и пытаетесь интерпретировать то, что я имею в виду. В каждом предложении вы должны интерпретировать его значение. Что же он имеет в виду под этим? О, я понимаю, вы имеете в виду вот это. И так далее.

И нет никакого другого способа, кроме интерпретации, достигнуть моей глубины. Мы должны говорить, и вы должны интерпретировать значение разговора. Это совершенно неизбежно. И даже если бы вы были великим экстрасенсом и могли бы полностью читать мои мысли, то вам все равно пришлось бы еще выяснить значение моих мыслей, все равно пришлось бы еще проинтерпретировать то, что вы прочитали.

В: Это очень отличается от пристального монологического взгляда.

КУ: Да, интерпретация полностью отличается от наблюдения за некоторыми поверхностями с определенным положением. Глубина не сидит на поверхности и не ждет, чтобы ее заметили! О глубине необходимо говорить, и этот разговор должен интерпретироваться.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 411; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.