Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ИСТОЧНИКИ. Дополнительные вопросы




Дополнительные вопросы

Основные вопросы для обсуждения

Возможные сценарии

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В XXI В.

ДИСКУССИЯ

s Россия - суперэнергетическая держава: плюсы и минусы.

s Россия-Китай-Индия – «антизападная» коалиция.

s Новая Россия в границах СССР – великая супердержава.

s Россия во главе славянских республик бывшего СССР + Казахстана – образование новой мощной евразийской державы.

s Распад России на несколько независимых государств. Формирование из бывших «русских» регионов нового государства – Московской Руси.

s Новая Россия: выбор особого пути или строительство либеральной демократии по «западному» образцу.

1. Анализ основных характеристик и приоритетов расходования средств федерального бюджета России на 2008-2010 гг.

2. Каковы альтернативные проекты экономической и социальной политики в современной России?

3. Прогнозирование демографического развития России в XXI в. Пути решения демографической проблемы. Миграционная политика в РФ.

4. Прогнозирование возможных политических конфликтов и кризисов на территории РФ.

5. Какой может стать партийная система в России?

6. Каковы перспективы функционирования политической системы и режима в РФ?

7. Какой вы видите форму правления в будущей России?

8. Нужно ли в дальнейшем модернизировать избирательную систему в РФ?

9. Какую роль будет играть Россия в системе международных отношений? Какие страны в будущем могли бы быть союзниками и партнерами России, а какие – соперниками (или даже врагами)?

10. Будущие национальные проекты в России.

1. Прогноз развития российской экономики до 2020 года. Войдет ли она в число первых пяти экономик мира?

2. Каким вам видится будущее России в военной сфере? Какими должны стать вооруженные силы будущей России?

3. Какие угрозы национальной безопасности России могут появиться в будущем?

§ Основные характеристики федерального бюджета на 2008-2010 гг. // http://www1.minfin.ru/

§ Программа «Экономическое и социальное развитие Нижегородской области на 2005 – 2010 гг.» // http://www.government.nnov.ru/?id=9046

§ Стратегия развития Нижегородской области до 2020 г. // http://www.government.nnov.ru/14488

ЛИТЕРАТУРА (библиотеки г.Тюмени)

 

& Бжезинский З. Великая шахматная доска. – М., 2002.

& Бжезинский З. Выбор. Глобальное господство или глобальное лидерство. М., 2005.

& Давыдова Р.И. Новый мировой порядок и место России в нем. Учебное пособие. – Н. Новгород, 2004.

& Давыдова Р.И., Кочкина В.Г., Халин А.А. Основы геополитики: Курс лекций. – Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2007.

& Мангейм Дж., Рич Р. Политология. Методы исследования. М.,1997.

& Медведев Р. Владимир Путин: Третьего срока не будет? – М., 2007.

& Ожиганов Э.Н. Стратегический анализ политики. М., 2006.

& Политология: учеб. пособие для вузов / под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. - СПб.: Питер, 2005. - 560 с. (глава 26)

& Соловьев, А.И. Политология: политическая теория, политические технологии; учеб. для вузов / А. И. Соловьев. - М.: Аспект-Пресс, 2003 (и последующие редакции). - 559 c. (глава 21)

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. Пер. с англ. – М., 2000

 

СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ

Автономия (гр. autos - сам, nomos - закон) - право какой-либо части государства на самостоятельное решение своих внутренних вопросов; самоуправление.

Авторитаризм (от лат. autoritas – власть, влияние) – политический режим, образ правления, при котором политическая власть сконцентрирована в руках одного политика или небольшой группы лиц. В основе авторитаризма лежат серьезные ограничения политических свобод граждан, деятельности политических партий и общественных организаций, подавление оппозиции, контроль над представительными учреждениями, применение политических репрессий. При авторитаризме идеологическая и политическая жизнь общества находятся под строгим государственным контролем, политическая деятельность масс направляется в организованные рамки, поощряется следование установленному порядку. Частная, семейная, религиозная и экономическая жизнь контролируются в меньшей степени, чем политические отношения. Авторитарные режимы выступают в гражданской (модернизаторской, традиционно-популистской, корпоративной) и военной формах.

Авторитет (лат. auctoritas – власть, влияние, от auctor – деятель, творец) – влияние индивида (института), обусловленное признанием другими, по их собственной воле, чьего-то права вводить нормы, установления либо распоряжаться, рассчитывая на повиновение. В политологии принято как понятие, обозначающее: 1) форму осуществления власти (влияния), основанную на высоко ценимых в обществе качествах, заслугах носителя авторитета или приобретенную на основании утвержденных процедур; 2) источник влияния преимущественно ненасильственными средствами; 3) легитимизированное руководство (управление), т.е. вид власти, основанной на ее добровольном признании правомерной управляемыми. Авторитетно-властное отношение является субъективно воспринимаемым психологически либо нравственно, в отличие от форм влияния, основанных на принуждении. В современной политике авторитет в своем воздействии на управляемых основан на доброй воле – нужно повиноваться, ибо это правильно, т.е. люди готовы следовать нормам и указаниям должностных лиц.

Власть – 1) способность, право и возможность распоряжаться кем-либо, чем-либо, оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение и деятельность людей с помощью различного рода средств – права, авторитета, воли, насилия, принуждения; 2) политическое господство над людьми; 3) система государственных органов; 4) лица, органы, облеченные соответствующими государственными и иными полномочиями.

Влияние (англ. influence) – способность субъекта (актора) вызывать изменения во мнениях, установках, убеждениях, намерениях, а также в поведении некоего объекта в процессе взаимодействия с ним. Выделяются такие основные типы влияния: прямое – открытое сообщение требований объекту; косвенное – воздействию подвергается среда вокруг объекта; направленное и случайное; с применением нематериальных средств. В политике способность актора влиять на другого (других) зависит от: его политических ресурсов; характера и степени усилий по оказанию влияния; сферы функционирования объекта; желаемого повиновения; соперничающего воздействия иных субъектов на данный объект.

Господство (доминирование) (лат. dominus – хозяин) – тип высшей власти, которая осуществляется в относительно устойчивых институциональных рамках какой-либо политической системы. Господство как категория политики вмещает в себя еще два понятия: действия и организации. Имеется в виду, что господство – это принципиально организованное правление, однако оно всегда является объектом столкновения завладевших им или сопротивляющихся ему общественных групп.

Государство (производ. от рус. господин, государь) - совокупность взаимосвязанных между собой учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом; звено политической системы общества с властными полномочиями. Государство – это основной институт политической системы и политической организации общества, создаваемый для организации жизнедеятельности общества в целом и проведения политики правящих классов и других социальных групп и слоев населения. Государство обладает суверенитетом и территориальностью, т.е. осуществляет власть над определенным политико-географическим пространством, устанавливает систему права. Обладая монополией на насилие, оно принуждает ко всеобщему исполнению законов и в целом обеспечивает охрану существующего порядка. Основные структурные элементы государства: законодательные учреждения, исполнительно-распорядительные органы, судебная система, надзорно-контрольные инстанции, органы охраны общественного порядка, органы государственной безопасности, вооруженные силы.

Гражданское общество – человеческая общность на определенной стадии развития, включающая добровольно сформировавшиеся негосударственные структуры в экономической, политической, социальной и духовной сферах жизнедеятельности общества; совокупность негосударственных – экономических, политических, социальных, духовных, религиозных, нравственных, семейных, национальных и др. отношений; сфера самопроявления свободных индивидов и добровольно сформированных организаций и ассоциаций граждан, огражденная законами от прямого вмешательства и произвольной регламентации их деятельности со стороны органов государственной власти.

В экономической сфере структурными элементами гражданского общества являются негосударственные предприятия: кооперативы, арендные коллективы, товарищества, акционерные общества, ассоциации, корпорации и другие добровольные объединения граждан в области хозяйственной деятельности, создаваемые ими по собственной инициативе.

Социально-политическая сфера гражданского общества включает: семьи, общественные, общественно-политические, политические организации и движения; органы общественного самоуправления по месту жительства или в трудовых и иных коллективах; механизм выявления, формирования и выражения общественного мнения, а также разрешения социальных конфликтов; негосударственные средства массовой информации. В этой сфере складывается практика институционального оформления интересов, возникающих в обществе, и выражения их в ненасильственной, цивилизованной форме, в рамках конституции и законов государства.

Духовная сфера гражданского общества предполагает свободу мыслей, слова, реальные возможности публично высказать свое мнение; самостоятельность и независимость творческих, научных и других самодеятельных объединений от государственных и политических структур.

Группы давления (от англ. “pressure groups”) – термин, применяемый в политических науках для обозначения различных заинтересованных групп (предпринимательских, финансовых, профсоюзных, религиозных, культурных и др.), которые осуществляют давление на политические институты с целью принятия определенных политических решений в свою пользу.

Демократия (от греч. demos – народ и kratos – власть) – власть народа, избранная народом и для народа, народовластие. Демократия представляет собой многоплановое явление, которое в политических и гуманитарных науках рассматривается как: 1) форма государства, государственного устройства и управления; 2) принцип организации общественной жизни, деятельности политических партий и общественных организаций; 3) характер и уровень обеспечения прав, обязанностей и свобод граждан, их участия в управлении.

Демократия – такая система организации, деятельности и отношений, которая складывается и протекает на основе принципа, признающего в качестве единственного источника власти народ, большинство. Она призвана обеспечить его волю, выборность органов власти, их подотчетность народу, верховенство закона, равенство и свободу граждан, их активное участие в решении основополагающих проблем жизни общества, его политических институтов, организаций. В основе демократии лежит соблюдение прав и свобод человека, наполнение их соответствующим социально-экономическим содержанием (достойный уровень жизни, наличие в обществе сильного “среднего класса”, общедоступность образования и здравоохранения), обеспечение условий для свободного волеизъявления граждан, их полноправного, заинтересованного и постоянного участия в политике. Со времен Аристотеля подлинной демократией считается та организация общества, в которой существуют не только принципы плюрализма, гласности и прав человека, решение политических и иных проблем посредством справедливых выборов, референдумов и т.д., но и созданы необходимые социально-экономические условия для достойного человеческого существования, решены проблемы голода, безработицы, серьезного разрыва в имущественных доходах и состояниях между самыми богатыми и самыми бедными членами общества. Провозглашаемые демократические принципы общественного устройства без решения социально-экономических проблем следует рассматривать как формально-юридические: они характеризуют политическую демократию, но не дают права говорить о создании подлинной, «социальной и экономической» демократии, социальной основой которой является развитый “средний класс”, а политико-юридической – правовое и социальное государство.

Идеологический (идейно-политический) спектр – 1) совокупность политически значимых идейных (идеологических) направлений и течений, а также выражающих их носителей (партий и движений), которые включены в политическую жизнь общества; 2) аналитический инструмент для классификации и сравнения распространенных в обществе фундаментальных политических идей и ценностей, их представителей, конкурирующих между собой по принципиальным целям и проблемам. Локализация идеологии или ее носителя в идеологическом спектре совершается, как правило, по одной из двух пересекающихся осей: левые – правые, либерализм – консерватизм. Иногда добавляют третью: радикализм – реформизм.

Идеология (гр. idea – идея, образ, logos – учение) – 1) относительно систематизированная совокупность взаимосвязанных идей, представлений, концепций и доктрин как об устройстве и принципах функционирования общества, так и о способах достижения отвечающего интересам носителя этих идей состояния общества, которая создает основу для организованной политической деятельности независимо от того, является ли целью идеологии сохранение, преобразование или разрушение наличной политической действительности; 2) введенная в рамки общей истории мифическая конструкция (Р.Барт).

В политической науке существует влиятельная традиция понимания феномена идеологии, связанная с работами Маркса и Мангейма: идеология – форма сознания, отражающая искаженный и частичный образ реальности, обусловленный социально-историческими обстоятельствами в целом, а в частности, особенностями познания реальности, ее интеллектуальной реконструкции познающим субъектом и его интересами (отсюда – представления о “ложности”, “иллюзорности” идеологии). Идеологическая картина мира ориентирована в значительной степени на практику. В этом смысле идеология понимается как противоположность претендующему на объективность и аналитичность научному постижению действительности.

Менее распространена интерпретация идеологии как закрытой, негибкой системы догматических положений, преимущественно коммунистического и фашистского толка, притязающей на обладание абсолютной истиной (К. Поппер, Дж. Тэлмон, Х. Арендт). В этом случае идеология понимается как инструмент социального контроля на службе тоталитарного режима или, шире, как орудие властвования правящей элиты, подчиняющее себе даже эстетическое и религиозное сознание (Г. Моска, В. Парето).

Для прикладного политического анализа идеология – это ориентированная на определенное действие система связанных идей; акцент в изучении идеологии делается на ее практическом участии в формировании общественного мнения и политических пристрастий.

Консерватизм (лат. соnservarе – охранять, сохранять) – многоуровневое и сложное общественное явление; это: 1) социально-психологическое качество индивида, выражающееся в акцентировании опыта и в предпочтении существующего порядка вещей, в чем бы он ни состоял, нововведениям;
2) политическая идеология, выдвигающая в качестве приоритетов поддержание морально-этических основ общества, естественно-исторически сложившихся институтов государства и политических процедур, а также сохранение стабильности (порядка) и преемственности как залогов устойчивого развития общества; 3) совокупность партий и движений, занимающих основные позиции в правой части идейно-политического спектра.

Главные образующие принципы консерватизма как метаидеологии – преемственность, эволюционность, традиционные ценности и порядок.

Современный консерватизм, оставаясь построенным на стереотипах охранительного сознания, представляет собой синкретическую (смешанную) систему взглядов, в которой сочетаются принцип уважения свободы индивида (взятый у классического либерализма) с уверенной ориентацией на защиту традиционных ценностей, институтов и процедур, с критикой коллективистских тенденций и программ “большого государства”. Все эти особенности обусловливают по-прежнему значительное влияние консерватизма в мировой политике.

Конфедерация (позднелат. сonfoederatio - объединение) - постоянный союз государственных образований, сохраняющих свою независимость (суверенитет), обладающих собственными структурами власти, которые объединяются для координации действий по некоторым внутри- и внешнеполитическим вопросам (валютное регулирование, оборона, дипломатия) и создают по данной причине специальные совместные органы.

Кратология (гр. kratos – власть) – направление в политологии, исследующее комплекс проблем, связанных с понятием власть, формами и способами ее осуществления и/или распределения.

Легальность (лат. legalis – законный) – санкция со стороны власти на узаконение, придание законной силы какому-то политическому институту, документу и пр., а также формальное соответствие праву решений и нормативных актов органов государственной власти.

Легитимизация (на рус. языке используется также как легитимация) – обретение действующей политической властью легитимности, т.е. процедура общественного признания какого-либо политического действия, действующего лица, события или факта политической жизни общества.

Легитимность (лат. legitimus – законный, надлежащий, правильный) – соответствие политической власти основным ценностям большинства общества и его устремлениям. В широком смысле этого понятия легитимно любое правление, которое отвечает относительно долговременному общественному согласию с ним, восприятию его как оправданного, должного, оптимального. Легитимность выражает осознание и принятие членами общества общепризнанного порядка, результатов выборов, формирования и деятельности властных структур и организаций.

Либерализм (лат. liberalis – свободный) – 1. политическая идеология, выдвигающая в качестве своих приоритетов обеспечение: а) максимально возможной свободы индивида во всех сферах жизни общества – она имеет строгие гарантии, но не абсолютна, ибо ограничена в разумных пределах законом (отсюда – концепция общественного договора); б) индивидуализма как главного экономического, политического и социального принципа (в классическом либерализме); в) правового и политического равенства, а также равенства возможностей; г) терпимости и плюрализма как важных принципов социально-политического взаимодействия; д) участия в политике через различные формы представительства; 2. совокупность политических партий и движений, занимающих правоцентристские или центристские позиции в идейно-политическом спектре.

Либерализм – это метаидеология, или “большая” идеология, которая (наряду с социализмом и консерватизмом) закладывает фундаментальные принципы и направления идейно-политического содержания общественного развития: свободу и веру в возможность рационального постижения и переустройства мира (для социализма основной ориентир – равенство, для консерватизма – преемственность и эволюционность, традиционные ценности и порядок). В качестве метаидеологии либерализм в большей мере, чем другие, оказался способен к серьезной эволюции, в разное время сочетая в себе малосовместимые идеи, концепции и доктрины (напр., о государственном регулировании экономики), но при этом сохраняя ряд главных для него положений, среди которых выделяется признание возможности: индивидуальной свободы, если не в экономике, то во всех других сферах общественной жизни; критического отношения каждого индивида к общественному строю; уважения со стороны государства и его равного отношения к любому индивиду.

Современный либерализм – сложное духовное образование, где появились идейные течения, пытающиеся синтезировать его основные ценности с социально ориентированными идеями и концепциями “большого государства” или “государства всеобщего благоденствия” (Дж. Роулс) либо с представлениями, полностью отрицающими социальную направленность деятельности государства (праволиберальные концепции) (Р. Нозик).

Либертаризм – экономоцентрическое направление в современном консерватизме (некоторые относят его к неолиберализму или “либерализму экономических консерваторов”), основанное на идее максимизации индивидуальной свободы, прежде всего свободы выбора как главного жизненного принципа. Достижение данной цели предполагает, согласно идеологам либертаризма (Ф. Хайек, Л. фон Мизес, М. Фридман, Р. Нозик), сокращение масштабов государственного вмешательства в социально-экономическую сферу (требования уменьшения размеров госаппарата и налогов, устранение практики перераспределения доходов и т.д.) и почти полный отказ государства от участия в проблемах, связанных с социальной справедливостью и равенством (они рассматриваются только с позиции свободной рыночной конкуренции как единственного условия реализации способностей и свобод индивида). Либертаризм в американском варианте предусматривает также отказ от большей части ограничений в плане абортов, наркотиков, огнестрельного оружия и дорожных скоростных режимов. Все эти положения входят в программу Либертаристской партии в США (основана в 1971), добившейся некоторых успехов в 1970-1980-х годах. Либертаристский подход популярен в анархистских и радикальных движениях.

Лидер политический – авторитетный член общественной организации или социальной группы, личностное влияние и воздействие которого позволяет ему играть существенную роль в социально-политических процессах и ситуациях, в регулировании взаимоотношений в коллективах, группах, обществах, нациях, государствах, международных отношениях.

К существенным характеристикам политического лидера можно отнести: наличие собственной политической программы или новаторской стратегии и тактики, которые разработаны им или выдвигаются от его имени; умение выражать и отстаивать взгляды и интересы той или иной социальной (этнической) группы; определенные черты характера, проявляющиеся в деятельности по реализации программы и объединению своих сторонников (настойчивость, воля, гибкость, коварство и т.д.); соответствующий уровень политической культуры; имидж руководителя, отвечающий нормам морали, принятым в данном обществе, группе; популярность, умение завоевывать сторонников и влиять на людей, коммуникабельность, ораторские способности или иные качества, заменяющие их; наличие “команды” помощников и исполнителей, способность организовать действия своих сторонников; умение добиваться определенного уровня поддержки со стороны широких народных масс, общественных и профессиональных организаций и (или) от официальных структур власти; умение быть подобным своим сторонникам или избирателям, вести себя так, чтобы каждый член группы мог найти в лидере частичку самого себя, но в то же время быть “недоступным”, “особенным” в глазах общественного мнения.

Лидерство политическое – личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических и психологических взаимоотношений и ориентаций в группе, организации, обществе. Среди различных аспектов лидерства политическое лидерство занимает особое положение. Его отличительная черта – неразрывная связь с феноменом власти.

Политическое лидерство во многом определяют такие факторы, как личность и происхождение лидера, а также то, как он стал им; характерные черты и интересы групп, которыми руководит данный лидер; характер взаимоотношений между лидером и теми, кем он руководит; контекст или условия, в которых осуществляется его руководящая роль; результаты взаимодействия между лидером и теми, кем он руководит.

Марксизм – интеллектуально сконструированная (“научная”) политическая идеология, основанная на следующем: исторический материализм (“материалистическое понимание истории”); диалектический характер развития мира; неприятие капитализма вследствие отчуждения рабочего от продукта своего труда; классовая борьба ради искоренения частной собственности; пролетарская революция как путь разрешения противоречия между капиталом и трудом; достижение коммунизма в качестве конечного идеала и цели общественного развития.

Марксизм прошел ряд этапов развития, среди которых выделяются:
1) адаптация к конкретному национальному контексту (Г.В.Плеханов и др.); 2) марксизм “ревизионистского” толка, пересматривавший учение Маркса, внеся в него положение о возможности мирного перехода к социализму и отвергнув неизбежность классовой борьбы (К.Каутский, Бернштейн и др.); он стал идеологической основой для западной социал-демократии; 3) ортодоксальный коммунизм как официальная идеология, сформировавшаяся при становлении социалистических режимов и радикализированная постулатами о классовой борьбе, насильственной диктатуре пролетариата и т.д. (Ленин, Л.Д.Троцкий, И.В.Сталин, Мао Цзедун и др.); 4) неомарксизм, сохранивший основы в виде исторического и диалектического материализма, но отличающийся акцентом на гуманизм и теоретические проблемы человека (Д.Лукач и др.). Значительный вклад в развитие неомарксизма внесли представители Франкфуртской школы социальной философии (Т.Адорно, М.Хоркхаймер, Г.Маркузе, Э.Фромм), разработавшие так наз. критическую теорию – совокупность положений марксистской политэкономии, философии Гегеля и психологии Фрейда, повлиявшую на левое движение в 1960-1970-х годах.

Монархия (гр. monos - один, arkhein - правитель; единовластие) - форма правления, при которой верховная власть в государстве формально сосредоточена (полностью или частично) в руках единоличного правителя - монарха, а также государство с такой властью. Власть обычно передается в порядке наследования.

Партия политическая (от лат. part – часть) – один из важнейших элементов политической системы общества, добровольная и устойчивая политическая организация, объединяющая лиц с общими социально-классовыми, политико-экономическими, культурно-национальными или иными интересами и идеалами с целью завоевания и использования политической власти.

Основополагающими документами политической партии служат ее Программа, Устав, решения руководящих органов, выступления и установки партийных лидеров. Специфическими чертами каждой политической партии является ее политическое поведение (стратегия и тактика), организационные принципы и нормы партийной жизни, стиль и методы ее деятельности. Многие партии имеют свою символику. По ориентации политические партии классифицируются как левые, центистские и правые.

Политика (I) (гр. politika – государственные или общественные дела; то, что относится к государству, от polis – государство) – 1) многомерное явление, которое может быть представлено как: а) сфера общественной жизни, социальная подсистема, выполняющая функции согласования общих и частных интересов, властвования и поддержания социального порядка, достижения общезначимых целей, управления людьми и общественными делами; б) вид активности социальных субъектов, совокупность их индивидуального поведения; в) тип социальных отношений между индивидами, малыми группами и большими общностями, система взаимодействий и коммуникаций людей между собой; 2) политический курс, т.е. сознательно выработанная политическая стратегия (как логически увязанный, направляемый единой волей ряд последовательных единичных действий), включающая в виде необходимых компонентов определение цели и способы ее достижения; направление в политике.

Политика (II) (от греч. politike – искусство управления государством) – человеческая деятельность, связанная с принятием и проведением в жизнь властных решений по управлению государством и обществом. Это многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентации и коммуникационных связей между людьми по поводу власти и управления обществом; основными факторами политики выступают различные социальные (этнические) группы, выражающие их интересы политические организации, институты, движения и лидеры.

Политика: 1) деятельность органов власти, объединений граждан и отдельных лиц в сфере отношений между государствами, классами, нациями, большими группами людей, направленная на реализацию, отстаивание своих интересов и связанную с устремлениями к завоеванию, обладанию и использованию политической власти; 2) участие в делах государства, определение форм, задач, содержания его деятельности; 3) в истории – виды, намерения, цели и образ действий правителей; их приближенных, нередко искусно скрываемые ими; 4) в обыденной речи – характеристика образа действий, направленных на достижение определенных целей в отношении людей между собой; 5) совокупность вопросов или событий текущей государственной или общественной жизни. В практическом обиходе политика получила определения “искусства возможного” и “искусства управлять”.

Политическая система (в широком смысле) - устойчивая форма человеческих отношений, с помощью которой принимаются и осуществляются на практике властные решения для данного общества. Эта система обладает четырьмя характеристиками, отличающими ее от других социальных систем: 1) она является универсальной, поскольку охватывает своим воздействием все общество; 2) она осуществляет полный контроль над применением физического и иного принуждения; 3) ее право выносить обязывающие решения считается легитимным; 4) ее решения являются авторитетно-властными, несущими в себе силу легитимности и существенную вероятность того, что люди подчинятся. Термин политическая система обычно используется для обозначения всей совокупности отношений, охватывающей управление государством и происходящие в нем разнородные политические процессы.

Политическая сфера (политический мир) – 1) область жизни общества, где непосредственно распределяется и осуществляется власть (как внутри государства, так и между государствами), а в самом широком плане – связанная с целедостижением и организацией политического пространства; 2) среда, в которой идет поиск приемлемых способов коллективного существования и они воплощаются на практике, что выражается в достижении справедливого политического порядка и нормального общения между людьми, т.е. коммуникативных действий.

Политическая элита – группа лиц, подготовленная для выражения социальных интересов той или иной общности, контролирующая процесс принятия политических решений и приспособленная для продуцирования определенных политических целей и ценностей.

Политические отношения – вид социальных отношений, реализующихся как взаимодействия политических субъектов и объектов по поводу приобретения, распределения и осуществления власти.

Политический актор (лат. actor – деятель) – индивид, общественная группа, институт и пр., осуществляющий конкретное политическое действие, т.е. субъект действия. В политологии термины актор и субъект выступают как синонимы. К субъектам политики относятся: индивиды (рядовые или лидеры), коллективы, этнические группы, конфессиональные общности, политические элиты, классы, массы, гражданское общество, народы, нации, цивилизации, политические институты (государство, политические партии), общественно-политические движения.

Политический институт – 1) идеальная модель системы отношений и общения объединенных людей по поводу власти и управления, поддерживающая связь человека и коллектива, внутреннее единство какого-либо объединения и опирающаяся на совместные ценности, организационные принципы, рациональные нормы (установления); 2) состояние организованной общности; организационная форма объединения людей в особое сообщество (ассоциацию), основывающееся на коллективных воле, целях и образах жизнедеятельности, совокупных интересах и потребностях; 3) осуществление и воспроизводство посредством коллективной воли моделей отношений - принципов и норм, ценностей и целей - в единой политической практике и общении людей и их групп, общества в целом. Основные политические институты – государство и политическая партия.

Политический режим – это совокупность различных видов отношений между властью и обществом. 1) Институциональный способ взаимодействия правительства и гражданина (соблюдение конституционных норм, в т. ч. уровень уважения к фундаментальным правам и свободам человека; соответствие мероприятий административных органов государственно-правовым основам; значение официально-легальной сферы в общем объеме действий правительства). 2) Степень политического участия населения и его включенности в процесс принятия государственных решений, отражающая социальное представительство, народный контроль и волеизъявление. 3) Уровень возможности свободного соперничества между правящей и оппозиционной группировками при формировании органов государственной власти. 4) Роль открытого насилия и принуждения в государственном управлении. Другими словами, между управителями и управляемыми заключается своего рода “общественный договор” о правилах их отношений, а динамика осуществления государственного управления постоянно отражает состояние дел при поддержании властного порядка и сам характер регулирования отношений между государством и человеком.

Политическое общение – 1) тип политических отношений, вобравших в себя всю совокупность политических сообщений (требования, приказы, суждения, идеи, факты, сведения и т.п., а значит, информацию в широком смысле), источников выработки, средств и каналов обмена такой информацией, что придает структуру и осмысленность политике как таковой; 2) совокупность взаимодействий, целью которых является передача и обмен информацией (отсюда – одно из определений управления как процесса политического общения); 3) процесс передачи политической информации, посредством которого информация циркулирует между различными элементами политической системы, а также между политической и социальной системами, равно как и между индивидами, так и между управителями и управляемыми с целью достижения согласия.

Политология, политическая наука – систематизированное изучение государственного управления и политики. Политология – наука о закономерностях развития политических систем и политического управления обществом. В широком смысле (как совокупность политических дисциплин) наука о политической власти и властвовании, о закономерностях и особенностях развития политических отношений и процессов, функционирования политических институтов и систем, политического поведения и деятельности людей в различных цивилизационно-культурных и временных измерениях. Основные политические дисциплины: политическая философия, теоретическая и прикладная политология, теория государства, политическая социология, политическая психология, политическая экономия, политическая история, мировая политика, геополитика и др. В плане предметного содержания развитие политических наук шло от сосредоточения внимания на формальных политических институтах и правовых отношениях к проявлению интереса и изучению политических систем, поведения индивидов и групп, политических процессов, принятия политических решений, управления обществом и людьми.

Полномочия – признанное большинством граждан (легитимное) право какого-либо субъекта (индивида, института) влиять на поведение людей и деятельность политических и иных институтов, т.е. использовать власть. Полномочия – технологическое условие функционирования власти, реализуемое на практике как совокупность допустимых действий, установленных законами, традициями, авторитетом и т.п.

Правящая элита – руководящая часть общества, влияющая на политический процесс не только политическими, но и экономическими, информационными и иными средствами. По смыслу совпадает с термином «правящий класс», включающий политическую, экономическую, военную, культурную элиту.

Принуждение (англ. coercion) – разновидность эффективного влияния, основанного на использовании разнообразных политических, экономических, физических и др. способов и средств давления на объект (от запугивания, угрозы применения силы до собственно насилия). Цель принуждения – прямое повиновение объекта воле приказывающего. Монополия на законное применение силы отличает государство. В международных отношениях страх перед принуждением со стороны государств-соперников ведет к союзам, гонке вооружений и пр. ради безопасности. Принудительные взаимодействия субъекта и объекта либо двух субъектов глубоко конфликтны по своей сути.

Радикализм (лат. radicalis – коренной) – термин, обозначающий:
1) идейную ориентацию на поддержку качественных и быстрых изменений, затрагивающих основные элементы политической системы и политические процедуры, путем решительных действий с использованием крайних, в т.ч. насильственных, средств; 2) совокупность методов и средств политической деятельности, отвергающих компромиссы и альтернативы в политическом процессе; 3) оппозиционно-маргинальные политические движения с преимущественно дестабилизирующей ролью; 4) движения в Англии и Франции в XIX в., выступавшие за введение всеобщего избирательного права и широкие социальные реформы.

У радикализма нет самостоятельных идейных и мировоззренческих источников, потому он заимствует их у метаидеологий на обоих полюсах политического спектра. Выделяют два его варианта – левый радикализм, направленный на максимально быстрое и тотальное разрушение существующего общества либо политической системы (напр., анархизм, большевизм) и правый радикализм с агрессивной консервативно-охранительной направленностью (разновидности фашизма или национализма, напр., во Франции Национальный фронт Ж.-М. Ле Пена, движения против “большого правительства”, “партии налогового бунта”).

Разделение властей – политологическая и юридическая теория, созданная на основе теоретических разработок Дж. Локка (Англия, 1632–1704), Ш.Л. Монтескье (Франция, 1689–1755), А. Гамильтона (США, 1755-1804), Дж. Медисона (США, 1751–1836) и др. Важнейшие положения теории следующие: законодательная, исполнительная и судебная власти предоставляются различным лицам и органам, согласно конституции; все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой; никакая власть не может пользоваться правами, предоставленными конституцией другой власти; судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции. Применительно к президентской республике Дж. Медисоном разработана система “сдержек и противовесов” во взаимоотношениях между властями. В современных условиях разделение властей – характерная черта любого правового государства.

Республика (лат. res publica - букв. общественное дело; государство) - форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, как правило избираемыми гражданами на определенный срок.

Социализм (лат. socialis – общественный) – понятие, объединяющее несколько явлений: 1) идеал общественного устройства, положенный в основу многих утопий периода становления капитализма (утопический социализм Кампанеллы, Мора, Фурье, Сен-Симона, Оуэна и др.); негативная реакция на частную собственность и индивидуализм (в этой трактовке он ведет свою интеллектуальную родословную, видимо, от Платона и религиозных учений), в силу чего социализм выступает оппонентом прежде всего либерализма; 2) оформившаяся в XIX в. политическая идеология с такими ключевыми положениями, как идеал общественной собственности (что предполагает или национализацию частной собственности в пользу “социалистического государства”, или совместное, акционерно-кооперативное владение – по предложениям современных социалистических концепций); классовый подход – главная цель защита интересов обездоленных путем классовой борьбы; идеал равенства и принцип эгалитаризма; упор на общество (класс) и общественные (классовые) потребности, т.е. коллективизм, и др.; 3) низшая фаза коммунистической общественно-экономической формации в трудах Маркса и его последователей; 4) в основном нерадикальные (в отличие от коммунистических, национал-социалистических или национал-большевистских) партии и движения, руководствующиеся различными социалистическими или социал-демократическими доктринами и строго придерживающиеся легальной, электоральной практики политической борьбы; центральные программные идеи социалистов – политический либерализм (плюрализм, терпимость, демократия и т.д.), многоукладная экономика, социальное “государство всеобщегоблагоденствия” (welfare state), экономическая политика в духе Кейнса, равенство (если не прямое “равенство результатов”, то косвенное, реализуемое через социальные программы). Эти партии входят в состав так наз. Социалистического Интернационала (Социнтерна); 5) название общественного строя, основанного на социальных и экономических представлениях Маркса и Ленина о социализме в СССР и странах созданного им “социалистического лагеря”, а также национальные модели “государства всеобщего благоденствия”: самый известный вариант – “шведский социализм”; в последней трактовке социализм – одна из тенденций развития общества индустриального типа.

В XX в. социализм как идеология значительно изменился, заимствовав ряд положений у либерализма. Крушение мировой соцсистемы заметно уменьшило его авторитет, однако социалистические ценности все равно присутствуют в идейно-политическом дискурсе, что способствует появлению новых идейных течений (экосоциализм).

Суверенитет (фр. souverainite - верховная власть) - независимость государства во внешних и главенство во внутренних делах. Согласно классической теории суверенитета, критерий самостоятельного и хорошо организованного государства - наличие в нем субъекта или политического института, чья власть абсолютна, всецела, неделима, беспредельна и окончательна.

Тоталитаризм – форма политического режима, предполагающая полный (тотальный) контроль государства над всеми сферами жизнедеятельности общества; чаще всего сопровождается всеобъемлющей идеологической обработкой населения, открытым террором и насилием.

Унитаризм (лат. unitas - единство) - государственное устройство, характеризующееся централизованным управлением административно-территориальными единицами и отсутствием обособленных (самостоятельных) государственных образований. Унитарный - единый, составляющий одно целое.

Фашизм (ит. fascismo от fascio – пучок, связка, объединение) – праворадикальное политическое движение и идеологическое течение, отрицающее как либеральные, так и социалистические ценности. Является одной из основных разновидностей тоталитаризма, однако вполне терпим к частной собственности. Его отличают шовинистический национализм, антисемитизм, расизм, а также агрессивность во внешней политике. Одни исследователи считают фашизм единым феноменом, другие исходят из того, что в каждой стране развивался собственный, специфический фашизм. “Классические” образцы – итальянский фашизм и немецкий национал-социализм (нацизм).

Федерация (лат. foedus - союз) - форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства федеральные единицы (республики, земли, штаты и т.д.) обладают определенной политической и юридической самостоятельностью. Наряду с этим образуются общесоюзные - федеральные - органы власти, устанавливается единые гражданство, валюта и пр.

Харизма (от греч. charisma – благодать, милость, дар божий) – означает некое исключительное качество личности, являющееся основанием для обладания политической властью; особый тип легитимности, организации власти и лидерства, основанный на исключительных свойствах того или иного индивида, позволяющих ему осуществлять в обществе функцию пророка, вождя или реформатора. В политологию термин введен М. Вебером, который выделял харизматическое господство в качестве особого типа легитимного господства наряду с традиционным и легальным. Существуя как совершенно самостоятельный наряду с традиционным и рациональным, данный тип власти выполняет особую функцию, являясь своего рода катализатором при переходе общества от одного типа (традиционного) к другому (рациональному). Харизма обычно возникает в периоды общественных перемен, когда становится необходимой мобилизация сил общества на достижение определенной цели. Харизматическое лидерство может выступать, например, в форме пророчества или примера. Харизматический тип лидерства особенно распространен в развивающихся странах. Выполнив свою историческую миссию, харизма постепенно уступает место институциональным формам власти. Социальной базой харизмы выступают широкие массы, слепо доверяющие лидеру. Характерные черты харизматического лидера в политике: стремление к единоличной власти, поддержание культа его. личности, поиск внешних и внутренних врагов, служащие оправданием физических и моральных репрессий против инакомыслящих.

Экстремизм (лат. extremus – крайний) – ориентация в политике на крайне радикальные идеи и цели, достижение которых осуществляется в основном силовыми, а также нелегитимными и противоправными методами и средствами (напр., терроризм, разжигание религиозной, расовой ненависти, вооруженные выступления, партизанские войны и т.д.). Левый экстремизм обычно исходит из идей марксизма-ленинизма и других левых взглядов, критикуя капиталистический строй за подавление личности и эксплуатацию, а социалистические режимы – за предательство “дела Маркса, Ленина, Сталина, Мао”, отказ от “классовой борьбы” (примерами левоэкстремистских групп служат “Фракция Красной армии” в ФРГ, “Сендеро луминосо” в Перу, полпотовцы в Камбодже, Национал-большевистская партия Э.Лимонова в России). Правый экстремизм выступает с позиций антикоммунизма, расизма, крайнего национализма либо клерикализма и т.д.

Источник экстремизма как индикатора социального и политического неблагополучия – разнообразные кризисы. Ради достижения своих целей экстремисты обращаются к чувствам и предрассудкам людей, сознательно подавляя в них рациональное сознание. Участники экстремистских группировок являют собой особый психологический тип индивида, склонного к самовозбуждению, к потере контроля над поведением.поступкам.

 

 


* Здесь и далее: дополнительные вопросы могут быть рассмотрены как в процессе практического занятия, так и использоваться студентами для самостоятельной работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 373; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.