Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Органы власти и управления в Московском государстве




Главой государства являлся Великий князь Московский (с 1547 г. – царь). В его компетенцию входило издание распоряжений законодательного характера, право назначения на высшие государственные должности, ведение великокняжеского суда – высшей судебной инстанции. Он возглавлял наиболее значительные военные походы.

Тем не менее, царь не был абсолютным, т.е. неограниченным монархом. Он не столько возвышался над удельными и прочими князьями, сколько был первым среди равных. Во всех государственных делах царь координировал свои действия с Боярской думой – совещательным органом. В конце XV в. Дума состояла из двух чинов: бояр и окольничих. Ее численный состав был небольшим: 10-12 бояр, 5-6 окольничих. Боярство в Думе было представлено людьми из старых московских боярских фамилий. В среде этих бояр в XV в. сложились местнические отношения.

Местничество – это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков. Царь был обязан назначать на высшие государственные должности только в соответствии с этим принципом, что сильно ограничивало его власть. Существовала даже такая формула: «Царь решил, а бояре приговорили». Но царь не был игрушкой в руках бояр, думный чин окольничих появился как первая попытка обойти обычай местничества и назначать на должность самостоятельно, из числа лиц незнатного происхождения.

Численный состав Боярской думы не был фиксированным, в XVI-XVII вв. он увеличивается за счет новых чинов – думных дворян и думных дьяков. К концу XVII в. численность Думы составляет почти 100 человек.

Исполнительными органами власти были приказы. Они зародились в недрах княжеской системы управления из временных поручений, как правило, даваемых боярам. Приказная система выросла из двух общегосударственных ведомств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями великого князя, Казна ведала финансами.

В середине XVI в. возникают важнейшие приказы. Приказы были двух видов: отраслевые и территориальные. Первые занимались определенной отраслью управления. Например, Поместный приказ ведал делами поместного землевладения. Разрядный приказ обеспечивал сбор дворянского ополчения и назначал воевод. Стрелецкий приказ ведал созданным в 1550 г. войском стрельцов. Были и другие отраслевые приказы.

Территориальные приказы занимались управлением определенной территории. Например, с присоединением Казанского и Астраханского ханств создается приказ Казанского дворца. Полномочия между приказами не были четко прописаны, что вело к путанице и неразберихе. Во главе приказов находились бояре или дьяки.

В 1547 г. впервые созывается Земский собор – сословно-представительный орган. В его работе участвовали представители различных сословий (за что и получил такое название). В состав Земских соборов входили Боярская дума, Освященный собор — представители высшего духовенства; на совещаниях присутствовали также представители дворянства и верхушки посада. Изредка, на самые важные соборы приглашались крестьяне. Созывался собор нерегулярно, по инициативе царя или митрополита (патриарха) для решения важных вопросов: присоединения новой территории, начала войны, принятия Судебника и т.п. Численность собора тоже колебалась. Стоит отметить, что Земские соборы, скорее не ослабляли царскую власть, а укрепляли ее. При отсутствии надежной опоры в каком-либо сословии, царь опирался на широкое сословное представительство. Последний собор был созван в 1683 г., когда нужда в нем к тому времени отпала.

Местное управление. Пока шло простое расширение территории Московского княжества, вновь присоединенные княжества становились уездами, а их князья – служебными князьями, зависимыми от московского правителя. С превращением Московского княжества в централизованное государство в XV в. уезды подразделялись уже на станы и волости. Власть в уезде принадлежала наместнику, а в станах и волостях – волостелям. Наместники и волостели присылались из Москвы. Они получали управление территориями «в кормление» (отсюда их обобщенное название – кормленщики).

Кормления состояли из судебных пошлин и части налогов. Кормления являлись вознаграждением – но не за исполнение настоящих административных и судебных обязанностей, а за прежнюю военную службу. Поэтому кормленщики относились к своим обязанностям небрежно и передоверяли их своим тиунам – управителям. Не было строгой системы ни в самих назначениях кормленщиков, ни в размерах пошлин и налогов. В целом система кормлений являлась неэффективной, порождая поборы с населения и взяточничество.

Определенную роль в управлении государством играла русская церковь. Обладая большим земельным фондом, она была экономически могущественной. В 1448 г. после избрания митрополитом рязанского епископа Ионы русская церковь стала автокефальной (независимой от византийского патриарха). Вплоть до церковного раскола в середине XVII в. цари были вынуждены считаться с влиянием церкви. За редким исключением в Московском государстве главы светской и духовной властей поддерживали друг друга. Это был взаимовыгодный союз.

Наиболее яркое воплощение он нашел в религиозной идее «Москва – третий Рим», согласно которой Россия считалась последним оплотом православия в мире, что давало возможность обосновывать свои притязания во внешней политике. Светская власть помогала бороться с ересями: стригольниками (они полагали, что вера станет крепче, если будет опираться на разум) и жидовствующими (они отрицали власть священников, требовали равенства всех людей, считали, что монастыри не имеют право владеть землей и крестьянами). В борьбе иосифлян (последователи Иосифа Волоцкого, отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами) и нестяжателей (последователи Нила Сорского, возражали против накопления богатств и земельных владений церкви) Иван III поддержал иосифлян.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.