Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лоббизм в структуре политической сферы общества




 

Содержание:

1. Причины возникновения «института лоббизма»

2. Цивилизованный лоббизм и нецивилизованные его формы

3. Властные структуры и направления лоббирования

4. Основные этапы процесса лоббирования

5. Формирование цивилизованного лоббизма в современной России

 

Лобби («лоббизм») (от англ. lobby) означает кулу­ары. Это система целенаправленного воздействия опре­деленных социальных сил на властные структуры — законода­тельные, исполнительные, судебные — в целях удовлетворения своих интересов. В наши дни лоббирование стало неотъемлемой составной частью политической жизни практически во всех стра­нах с развитой рыночной экономикой, демократическим поли­тическим режимом.

В системе лоббизма тесным образом переплетаются самые разнообразные интересы: политические, экономические, пра­вовые, социальные и многие другие. Однако при всем многооб­разии сталкивающихся здесь целей преобладают, бесспорно, экономические. Структуры политической власти чаще всего лоб­бируются по поводу экономических интересов. Поэтому изуче­ние «института лоббирования» весьма важно для понимания проблемы взаимодействия экономики и политики. В данной гла­ве рассмотрены вопросы, раскрывающие содержание указанно­го понятия, причины его возникновения, формы и условия ста­новления цивилизованного лоббирования, механизм, а также задачи становления системы цивилизованного лоббизма в Рос­сии.

1. Причины возникновения «института лоббизма»

 

Мировой опыт показывает, что «институт лоббизма» сложился практически во всех государствах. Разумеется, масштабы и фор­мы лоббистской деятельности в разных странах неодинаковы. «Институт лоббизма» образовался в известной степени стихий­но, и все попытки государств искоренить его оказываются без­успешными. Это объясняется тем, что существует ряд общих причин, питающих процесс создания и развития лоббизма. На­зовем основные из них.

1. В условиях демократии сформировавшееся автономно от го­сударства гражданское общество не может не взаимодействовать с государством. Центральный канал такого взаимодействия — лоббирование в государственных структурах многообразных ин­тересов организаций гражданского общества. Налаженная и четко регламентированная система лоббирования дает возможность представлять в государственных органах важнейшие интересы объединений, составляющих гражданское общество, способство­вать совершенствованию отношений между государством и граж­данским обществом.

2. В странах с федеративным устройством (особенно если пол­номочия центра и регионов окончательно не определены) воз­никает необходимость в лоббировании региональных интересов. Чего добиваются регионы, например, в современной России? Это:

• приоритетного финансирования;

• льгот в налогообложении;

• внесения изменений в федеральное законодательство с целью добиться больших полномочий для регионов и т.д.

3. В условиях многопартийности и борьбы за политическую власть оппозиционные партии лоббируют в структурах власти принятие выдвигаемых ими проектов экономических и полити­ческих преобразований в стране. Например, в России ряд поли­тических сил выступает со своими проектами экономических реформ.

4. В многонациональных государствах объектом лоббирования во властных структурах являются разного рода национальные интересы.

5. Многочисленные в условиях демократии общественные орга­низации и движения: профсоюзы, антивоенные движения, жен­ские, молодежные организации и т.д. — лоббируют свои инте­ресы в органах политической власти.

6. Составляющие хозяйственный комплекс отрасли экономи­ки имеют разнообразные интересы и проблемы, решение кото­рых требует целенаправленного воздействия на государственные структуры.

Переченьпричин столь широкого разрастания института лоббирования можно продолжить, обозначив нуждающиеся в лоббировании интересы таких групп, как представители бизне­са (крупного, среднего и мелкого), работники бюджетной сфе­ры и т.п.

Таким образом, есть основание говорить, что возникновение и функционирование «института лоббизма» имеет объективную основу. Стремление удовлетворить жизненно важные интересы посредством целенаправленного воздействия на структуры по­литической власти вполне оправданно. Проблематичность и сложность ситуации заключены в другом, а именно в том, что, как свидетельствует мировой опыт, средства лоббирования очень разные — от цивилизованных до криминальных. Общество же может признать и легализировать «институт лоббирования» только в его цивилизованной форме, всеми средствами пресекая и от­вергая негативные (тем более криминальные) формы. Остано­вимся на данном вопросе более подробно.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.