Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие основных принципов перемещения через таможенную границу и их краткая характеристика




ОРГАНИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

ДЛЯ ЗАМЕТОК

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

по дисциплине

 

 

Специальность: 080115 «Таможенное дело»

Форма обучения: очная

 

 

Тула 2010 г.


Рассмотрено на заседании кафедры УППК

протокол № 1 от "31" августа 2010 г.

Зав. кафедрой ________________Т.В. Толстухина

 


Тема 1. Основные принципы и особенности перемещения товаров и транспортных средств через границу

Вопросы:

1 Понятие основных принципов перемещения через таможенную границу и их краткая характеристика.

2 Особенности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств физическими лицами.

 

Особенностью правового регулирования таможенно-правовых отношений, как уже упоминалось, является то, что эти отношения всегда так или иначе связаны с перемещением через таможенную границу товаров или транспортных средств

Под перемещением через таможенную границу по таможенному законодательству России понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию или вывозу с таможенной территории товаров или транспортных средств любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередач. К указанным действиям относятся:

– при ввозе товаров или транспортных средств на таможенную территорию России и при ввозе с территории свободных таможенных зон и свободных складов на остальную часть таможенной территории страны - фактическое пересечение таможенной границы России,

– при вывозе товаров или транспортных средств с таможенной территории России и при ввозе товаров и транспортных средств с остальной части ее таможенной территории на территорию свободных таможенных зон и на свободные склады – подача таможенной декларации или иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения соответственно вывезти либо ввезти товары или транспортные средства

Правовое регулирование порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России должно осуществляться на основе соблюдения всеми участниками таможенно-правовых отношений фундаментальных правовых требований, сформулированных в главе 3 Таможенного кодекса РФ и именуемых основными принципами перемещения товаров и транспортных средств. К таким принципам относятся:равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, возможность запрещения ввоза и вывоза отдельных товаров, возможность введения ограничений на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, добровольность выбора и изменения таможенного режима, обязательность таможенного оформления и таможенного контроля, определенность места и времени пересечения таможенной границы, регламентированность порядка пользования и распоряжения перемещаемыми через таможенную границу товарами и транспортными средствами.

Рассмотрим эти принципы более подробно.

Равное право всех лиц на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств. Суть этого принципа перемещения через таможенную границу заключается в том, что все юридические и физические лица на равных основаниях имеют право на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из нее товаров и транспортных средств. Это право соответствует нормам Конституции РФ, закрепившим за каждым (то есть независимо от принадлежности к российскому гражданству) возможность свободно выезжать за пределы России, а гражданам России – также беспрепятственно в нее возвращаться (ст.27 Конституции РФ), а также право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (ст.34 Конституции РФ), в том числе и во внешнеэкономической сфере. Юридическое равенство прав на перемещение товаров и транспортных средств признается за всеми лицами независимо от того, являются ли они собственниками товаров, их покупателями, владельцами или выступают в ином качестве, достаточном для совершения с товарами действий, предусмотренных законодательством, от собственного имени.

Статьей 19 ТК РФ однозначно также установлено, что никто не может быть лишен права или ограничен в праве на ввоз в Россию и вывоз из нее товаров и транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных Таможенным кодексом и другими актами российского законодательства. На этой норме основаны следующие два принципа перемещения через таможенную границу России – наличие возможности запрещения ввоза и вывоза определенных товаров и транспортных средств и возможности введения ограничений на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств.

Возможность запрещения ввоза и вывоза отдельных товаров. Перечень оснований, по которым может быть запрещен ввоз в Россию и вывоз из нее отдельных товаров, содержится в ст.20 ТК РФ и включает в себя: соображения государственной безопасности; защиту общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека; защиту животных и растений; охрану окружающей природной среды; защиту художественного, исторического и археологического достояния народов России и зарубежных стран; защиту права собственности (в том числе и интеллектуальной); защиту интересов российских потребителей ввозимых товаров. Этот перечень является открытым и может быть законодательно дополнен исходя из иных национальных интересов России. Подобный перечень, по существу, совпадающий с содержащимся в Таможенном кодексе РФ (а кое в чем и расширяющий его), содержится, в частности, в ст.19 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Введено, например, такое основание, как защита внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса России.

Установление запрета на ввоз и вывоз отдельных видов товаров должно оформляться принятием соответствующего федерального закона, который вступает в силу не ранее 30 дней со дня его официального опубликования.

По действующему законодательству к числу запрещенных к ввозу в Россию отнесены следующие товары:

1) оружие всякого рода военных образцов и боеприпасы к нему;

2) наркотические и психотропные вещества, а также приспособления для курения опия и гашиша;

3) результаты интеллектуальной деятельности (печатная продукция, кино-, фото-, аудио- и видеоматериалы, носители магнитной информации для ЭВМ), направленные на подрыв государственного строя, нарушение территориальной целостности, государственного суверенитета, пропаганду фашизма, возбуждение социальной, расовой, национальной и религиозной розни, а также материалы порнографического и вульгарно-эротического содержания;

4) опасные отходы в целях их захоронения или сжигания на российской территории;

5) озоноразрушающие вещества и содержащая их продукция. К товарам, запрещенным к вывозу из России, относятся:

1) оружие всякого рода военных образцов, боеприпасы к нему и воинское снаряжение;

2) наркотические и психотропные вещества;

3) аннулированные ценные бумаги;

4) произведения искусства и предметы старины, иные результаты интеллектуальной деятельности, представляющие значительную художественную, историческую, научную и иную культурную ценность;

5) материалы, содержащие сведения, могущие причинить вред интересам России, а также правам граждан;

6) рога сайгаков, маралов, пятнистых оленей и изюбрей, а также шкуры пятнистого оленя.

В некоторых случаях, однако, перемещение через таможенную границу отдельных видов перечисленных выше товаров (в частности, указанных в пп.1 и 2 списка запрещенных к ввозу в Россию товаров и в пп.1, 2, 4 и 6 списка запрещенных к вывозу из России товаров) возможно по специальным разрешениям, выдаваемым соответствующими министерствами и ведомствами (Министерством обороны РФ, Министерством здравоохранения РФ, Министерством культуры РФ и рядом других).

Помимо общего запрета на ввоз и вывоз отдельных видов товаров в случаях, обусловленных международными обязательствами, Россия может также вводить запрет на осуществление внешнеторговых связей с конкретной страной или группой стран, когда любые товары из этих стран в Россию, а также российские товары в адрес этих стран перемещению через таможенную границу не подлежат. Такая ситуация, в частности, имела место после принятия Советом Безопасности ООН Резолюции о введении экономического эмбарго в отношении ряда образовавшихся на территории бывшей Югославии самостоятельных государств

Товары, ввоз или вывоз которых запрещен, подлежат соответственно незамедлительному вывозу за пределы или возврату на таможенную территорию России Расходы по вывозу или возврату при этом возлагаются на лицо, перемещающее товары, либо на перевозчика. В случае невозможности вывоза или возврата указанных товаров они передаются на хранение на склады временного хранения, владельцами которых являются российские таможенные органы. Предельный срок их хранения составляет трое суток.

Наряду с полным запретом в отношении ввоза в Россию и вывоза из России определенных товаров и транспортных средств таможенным законодательством предусмотрена возможность введения ограничений на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств. Согласно ст.21 ТК РФ такие ограничения могут применяться исходя из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств Российской Федерации, защиты экономической основы ее суверенитета, защиты внутреннего потребительского рынка, а также в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц акции иностранных государств и по другим достаточно важным основаниям.

Ограничения на перемещение товаров и транспортных средств могут устанавливаться как в российских нормативно-правовых актах (указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, нормативных актах специально на это уполномоченного федерального органа исполнительной власти), так и в актах международного права (международных договорах, решениях международных организаций и пр.).

Президент РФ своими указами в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации вправе вводить признанные международным правом экономические санкции, регулирует сотрудничество в военно-технической сфере, определяет порядок экспорта драгоценных металлов, драгоценных камней и расщепляющихся материалов, вводя соответствующие запреты и ограничения. Правительство РФ принимает временные меры по защите внутреннего российского рынка, вводя количественные ограничения на ввоз и вывоз товаров и транспортных средств. Непосредственную же реализацию задач внешнеторговой политики по защите экономических интересов Российской Федерации и ее субъектов в соответствии с частью четвертой ст.12 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» обеспечивает специально уполномоченный на это Правительством РФ орган. Этот орган федеральной исполнительной власти (ранее это было Министерство внешнеэкономических связей РФ, после его упразднения –Минэкономразвития России) осуществляет разработку и проведение мер, связанных с ограничением внешнеторговой деятельности, занимается выдачей соответствующих лицензий на проведение экспортных и импортных операций с товарами, в отношении которых установлены количественные ограничения или введен разрешительный порядок перемещения через границу.

Меры по ограничению перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации можно поделить на меры общего характера и специальные (исключительные) меры.

Примером мер общего характера может служить требование ст.20 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» об обязательном соответствии ввозимых на российскую территорию товаров техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим стандартам и требованиям, установленным в Российской Федерации. Порядок сертификации ввозимых товаров регулируется Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Мерами исключительного характера являются количественные ограничения на ввоз и вывоз товаров в Российскую Федерацию, поскольку в соответствии со ст.15 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» экспорт из Российской Федерации и импорт в Российскую Федерацию осуществляются без количественных ограничений. Они вводятся Правительством РФ в случаях необходимости обеспечения национальной безопасности, выполнения международных обязательств и ряде иных случаев. Так, например, количественные ограничения могут применяться как защитная мера в отношении импорта товара, когда этот товар импортируется в Россию в очень больших количествах и на таких условиях, что наносится существенный ущерб или возникает угроза причинения такого ущерба производителям подобных или непосредственно конкурирующих с ними товаров на территории России. Яркий пример этому – введение в конце 1996 года защитных мер в отношении ввоза на таможенную территорию Российской Федерации спирта этилового из пищевого сырья и водки.

Как и в отношении товаров, ввоз и вывоз которых запрещен, частью четвертой ст.21 ТК РФ предусмотрено, что расходы, возникающие у лица, перемещающего товары, в отношении которых введены ограничения на их свободное перемещение через таможенную границу России, государственными органами России не возмещаются. Исключение (по закону «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности») составляют лишь случаи введения таких ограничений в связи с участием Российской Федерации в международных экономических санкциях.

Следующий принцип перемещения обозначен как право выбора таможенного режима. Перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации осуществляется в соответствии с их таможенными режимами в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом РФ. Право выбора таможенного режима предоставлено лицу, перемещающему товары. Оно вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств.

Таможенный режим является одной из основных таможенно-правовых категорий, поэтому определению понятия «таможенный режим», их классификации и особенностям правовой регламентации посвящена отдельная тема курса, которая будет рассмотрена нами позднее.

Принцип обязательности таможенного оформления и таможенного контроля закреплен ст.26 ТК РФ и заключается в том, что все перемещаемые через таможенную границу России товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, предусмотренных Таможенным кодексом РФ.

Следующий принцип – определенность места и времени пересечения таможенной границы. Согласно ст.27 ТК РФ пересечение товарами и транспортными средствами таможенной границы России допускается в местах, определяемых таможенными органами, и во время работы этих органов. В иных местах и вне времени работы таможенных органов пересечение таможенной границы России возможно лишь по согласованию с таможенными органами.

Принцип регламентированности порядка пользования и распоряжения перемещаемыми через таможенную границу товарами и транспортными средствами закреплен ст.28 и 29 ТК РФ и состоит в том, что пользование и распоряжение перемещаемыми через таможенную границу товарами и транспортными средствами осуществляется в соответствии с их таможенными режимами. Условно выпущенные товары и транспортные средства, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми предоставлены такие льготы. Использование условно выпущенных товаров и транспортных средств в иных целях, а также распоря­жение ими возможно только с разрешения таможенных органов при условии уплаты таможенных платежей и выполнения иных предусмотренных законодательством требований.

Профессор А.Ф.Ноздрачев в качестве общего принципа перемещения выделяет также принцип обеспечения сохранности товаров, согласно которому при осуществлении таможенных операций таможенные органы обязаны обеспечить сохранность поступающих к ним товаров и транспортных средств. Однако данный принцип не закреплен главой 3 ТК РФ в качестве общего принципа перемещения товаров и транспортных средств. В то же время, на наш взгляд, его можно относить к общим принципам перемещения. При этом только формулировать его надо как принцип обязанности обеспечения сохранности товаров и транспортных средств и распространять не только на таможенные органы, но и на лиц, перемещающих товары и транспортные средства, поскольку требование обеспечения сохранности товаров является обязательным условием помещения их под тот или иной таможенный режим.

Перемещение через таможенную границу товаров и транспортных средств с несоблюдением рассмотренных выше общих принципов является неправомерным и влечет за собой ответственность в соответствии с действующим российским законодательством.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 970; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.