Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предварительные операции. Доставка товаров под таможенным контролем. Временное хранение и порядок его осуществления




Понятие, цель, место, время, язык и виды таможенного оформления

Товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу России, подлежат таможенному оформлению.

Законодательное определение понятия таможенного оформления содержится в п.15 ст.18 ТК РФ, согласно которому таможенное оформление – это процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима в соответствии с требованиями и положениями Таможенного кодекса Российской Федерации.

Таможенное оформление производится одновременно с таможенным контролем, понятие, цели, формы и виды которого будут рассмотрены нами несколько позднее, и представляет собой совокупность действий должностных лиц таможенных органов по обеспечению соблюдения установленного нормами таможенного законодательства Российской Феде­рации порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Целью таможенного оформления является помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.

Таможенное оформление в соответствии со ст.127 ТК РФ производится в определенных для этого местах в регионе деятельности таможен­ного органа, в котором находится отправитель или получатель товаров либо их структурное подразделение. Осуществление таможенного оформ­ления и таможенного контроля возложены на отделы таможенного оформления и таможенного контроля (сокращенно – ОТО и ТК) таможен и таможенных постов.

Места таможенного оформления ввозимых товаров зависят от вида транспорта, которым эти товары перемещаются через таможенную гра­ницу. Оформление товаров, ввозимых в Россию железнодорожным транспортом, осуществляется таможенным органом, в регионе деятель­ности которого находится пограничная передаточная станция, ввозимых автомобильным транспортом – в пункте пропуска через государственную границу, ввозимых морским и воздушным транспортом – в местах ввоза на таможенную территорию (морских портах и аэропортах). В ряде слу­чаев допускаются отступления от изложенного правила. Это может быть связано с просьбой заинтересованного лица (при наличии согласия таможенного органа) либо с особенностями таможенного оформления отдельных категорий товаров и таможенного режима. Особенности таможенного оформления, в том числе места его проведения, установлены, например, для сырьевых товаров, для энергоносителей (существует спе­циализированная энергетическая таможня), для подакцизных товаров (существуют специализированные акцизные таможни и акцизные тамо­женные посты) и др.

Однако в любом случае отправитель или получатель товара не может по своему усмотрению определять место своего таможенного оформления. А обязательное наличие согласия таможенного органа на изменение установленного места таможенного оформления товаров необходимо либо в целях регулирования движения товаропотоков, либо чтобы перемещаемые через таможенную границу товары все время находились под таможенным контролем.

Статья 127 ТК РФ также устанавливает, что производство таможенного оформления осуществляется во время работы таможенного органа, однако по просьбе заинтересованного лица за его счет (уплата сбора за таможенное оформление согласно ст.114 ТК РФ осуществляется в двойном размере) оно может производиться и вне времени работы таможенного органа Однако на это так же, как и на изменение места производства таможенного оформления, требуется наличие согласия таможенного органа.

Таможенное оформление, включая заполнение таможенных документов для таможенных целей, производится на русском языке, но при определенных условиях согласно ст.174 ТК РФ таможенные органы могут принимать и использовать документы, составленные на иностранных языках, которыми владеют должностные лица таможенных органов. Нормативными актами ГТК России установлены также случаи, когда таможенное оформление производится на иностранном языке. Пример -таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу в соответствии с Таможенной конвенцией TIR 1975 года о международной перевозке грузов с использованием так называемой книжки МДП (книжки Международных дорожных перевозок).

При процедуре таможенного оформления имеют право присутствовать лица, обладающие полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, и их представители, полномочия которых подтвержде­ны надлежащим образом. Это право может стать обязанностью, если таможенный орган потребует присутствия указанных лиц. При этом под лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров и транспортных средств, понимаются лица, перемещающие их через таможен­ную границу, и таможенный брокер, то есть лица, которые в соответствии с Таможенным кодексом РФ имеют право осуществлять юридически значимые действия при производстве таможенного оформления, а также владельцы складов временного хранения, обладающие полномочиями на совершение от собственного имени действий с товарами в период их временного хранения. Сюда же относятся и перевозчики, на которых возложена обязанность по доставке товаров в определенное таможенным органом место.

Таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, делится на основное таможенное оформление и предварительное (предварительные операции).

В ряде случаев (например, при ввозе на таможенную территорию Рос­сии и вывозе с этой территории товаров, необходимых при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, живых животных, скоропортящихся продуктов, радиоактивных материалов и пр.) таможенное оформление может осуществляться в упрощенном порядке. Упрощенный порядок предусматривает упрощение процедуры таможенного оформления и со­кращение времени его производства, но в рамках и с соблюдением ос­новных принципов таможенного оформления, предусмотренных Таможенным кодексом РФ.

 

Предварительные операции (предварительное таможенное оформление) -это составная часть процедуры таможенного оформления товаров и транспортных средств, предшествующая основному таможенному оформлению и помещению товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим.

Предварительные операции призваны облегчить и ускорить производство основного таможенного оформления. Их основное назначение – недопущение ввоза в Россию и вывоза из нее товаров и транспортных средств, запрещенных к такому ввозу и вывозу, а также идентификация товаров и транспортных средств для таможенных целей.

Глава 22 ТК РФ, посвященная предварительным операциям, не содержит их исчерпывающего перечня. В ней перечислены лишь основные предварительные операции, такие, как уведомление таможенных органов о пере­сечении таможенной границы при ввозе товаров и транспортных средств или о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории; доставка товаров, транспортных средств и документов на них в определяемое таможенным органом место; представление товаров и транспортных средств в месте доставки и подача краткой декларации.

Полный перечень предварительных операций определен Приказом ГТК России от 4 апреля 1996 года № 203 (с изм. от 4 сентября 2000 года) «О типовом порядке таможенного оформления и таможенного контроля», которому, впрочем, согласно письму Минюста России от 12 марта 2001 года №07/2384-ЮД было отказано в государственной регистрации. Со­гласно этому приказу при предварительном таможенном оформлении таможенными органами проводится:

1) прием уведомлений о пересечении таможенной границы при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию России;

2) прием уведомлений о намерении вывезти товары и транспортные средства за пределы таможенной территории России;

3) в случае перевозки товаров под таможенным контролем оформле­ние таких товаров в соответствии с правилами доставки товаров под та­моженным контролем;

4) прием уведомлений о прибытии товаров и транспортных средств в место доставки;

5) контроль за помещением товаров и транспортных средств на скла­ды временного хранения и оформление такого помещения;

6) прием краткой декларации;

7) получение проб и образцов товаров, контроль за получением проб и образцов другими органами государственного контроля, а также лицами, обладающими полномочиями в отношении товаров, и их представи­телями;

8) контроль за соблюдением условий нахождения товаров и транспортных средств в местах доставки и на складах временного хранения и их учет;

9) передача оформленных документов и сведений должностным ли­цам, производящим основное таможенное оформление, подготовка и передача документов и сведений в соответствующие специализированные подразделения таможенного органа в установленном порядке.

Как уже отмечалось, предварительное таможенное оформление на­правлено на недопущение ввоза и вывоза запрещенных товаров и транспортных средств, на их идентификацию для таможенных целей и на ус­корение пропуска товаров через таможенную границу Следовательно, объединение усилий всех субъектов, имеющих прямое отношение к пе­ремещению товаров и транспортных средств через таможенную границу в рамках своей компетенции для достижения целей таможенного контроля, –основная задача предварительных операций Ключевое место в этом про­цессе отведено таможенным органам. Этому способствует наделение их правом информирования и консультирования участников внешнеэкономической деятельности, в том числе о действующих нормативных актах по таможенному делу В свою очередь, все заинтересованные лица вправе получать у таможенных органов соответствующую информацию и консультации.

Согласование с соответствующим таможенным органом места, време­ни и порядка осуществления предварительного и основного таможенного оформления и других вопросов, возникающих на стадии предварительно­го оформления, относится к компетенции декларанта либо таможенного брокера, перевозчика (транспортно-экспедиторской организации) и не­посредственно таможенного органа. Только в результате взаимодействия всех участвующих в реализации предварительных операций лиц может быть достигнут тот эффект, в целях которого они осуществляются.

Предварительное таможенное оформление при ввозе товаров и транспортных средств начинается после подачи перевозчиком таможенному органу уведомления о пересечении таможенной границы Российской Федерации. Таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место ввоза товаров и транспортных средств, доводит до сведения заинтересованных в этом лиц форму, порядок и место подачи уведомления. Причем в качестве уведомления могут использоваться (и зачастую используются) грузовые или товаросопроводительные документы.

При вывозе товаров и транспортных средств с таможенной террито­рии Российской Федерации лицо, их перемещающее, также обязано предварительно уведомить таможенный орган о своем намерении вывезти товары и транспортные средства. Поданное уведомление должно быть зарегистрировано таможенным органом. Кроме того, должно быть назначено время и место, куда должны быть представлены товары и транс­портные средства для производства основного таможенного оформления.

Требования о подаче уведомления не распространяются лишь на мор­ские, речные и воздушные суда, пересекающие таможенную границу Российской Федерации без их остановки в порту или аэропорту, находящемуся на ее территории.

В число предварительных операций входят и такие, которые возникают в силу конкретных обстоятельств, в связи с чем их применение обусловлено особым назначением и порядком реализации. Прежде всего эти обстоятельства проявляются при ввозе товаров и транспортных средств, когда таможенный орган, в котором они берутся под таможен­ный контроль, именуемый таможенным органом отправления, принимает решение об их доставке в соответствующий таможенный орган, именуемый таможенным органом назначения, под таможенным контролем. Эта процедура именуется процедурой доставки товаров, транспортных средств и документов на них под таможенным контролем, и начинается она после приема таможенным органом описанного выше уведомления о пересечении таможенной границы или о намерении вывоза товаров.

Доставка под таможенным контролем применяется при наличии оп­ределенных оснований. Так, в отношении ввозимых товаров доставка применяется в случаях, когда их помещение под определенный таможенный режим производится не в таможенном органе, в регионе деятельно­сти которого находится место ввоза товаров на таможенную территорию или место их ввоза с территории свободных таможенных зон и со свободных складов на остальную часть таможенной территории России.

Доставка применяется также и в отношении иностранных вывозимых товаров, подлежащих обложению таможенными пошлинами и налогами при их помещении под таможенный режим выпуска для свободного обращения и в отношении которых такие платежи таможенными органами не взысканы.

Процедура доставки под таможенным контролем применяется и в отношении продуктов переработки иностранных товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, а также товаров, перемещаемых между складами, и в некоторых иных определяемых таможенным законодательством России случаях.

Доставка товаров допускается с разрешения таможенного органа отправления при соблюдении следующих условий:

– товары не запрещены к ввозу в Российскую Федерацию и вывозу из нее, за исключением случаев доставки таких товаров в соответствии со ст.20 ТК РФ на склады временного хранения, владельцами кото­рых являются таможенные органы;

– в отношении ввозимых товаров произведен ветеринарный либо фитосанитарный контроль, если ввозимые товары подлежат такому контролю, либо представлено разрешение органов ветеринарного или фитосанитарного контроля на проведение такого контроля в месте назначения;

– имеется разрешение (лицензия) на ввоз товаров в Россию, если в отношении ввоза таких товаров введен разрешительный (лицензионный порядок);

– выполнены требования таможенных органов по надлежащему оборудованию транспортных средств, по таможенному сопровождению товаров, по перевозке товаров таможенным перевозчиком, по обеспече­нию уплаты таможенных платежей и др.;

– обеспечена возможность идентификации доставляемых товаров;

– представлен документ контроля за доставкой товаров и иные необходимые для таможенных целей документы.

Решение о таможенном сопровождении или перевозке товаров таможенным перевозчиком принимается таможенным органом отправления при доставке товаров, запрещенных к ввозу в Россию и вывозу из нее (при необходимости перевозки таких товаров между таможенными органами), а также может быть принято при перевозке товаров, подлежащих лицензированию, сертификации или контролю иных государственных органов.

Уплата таможенных пошлин и налогов может обеспечиваться залогом товаров и транспортных средств, банковской гарантией либо внесением на депозит таможенного органа причитающихся сумм.

Залог – один из способов обеспечения уплаты таможенных платежей. По своей юридической природе залог является гражданско-правовой категорией и определяется как правоотношение, в силу которого залогодержатель (в данном случае это таможенный орган) вправе при неисполнении залогодателем обеспеченного залогом обязательства (в данном случае – обязательства доставить товары и транспортные средства в определенное таможенным органом место) получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества.

Наличие банковской гарантии, определение которой дано в ст.368 Гражданского кодекса РФ, предусматривает, что банк, иное кредитное учреждение или страховая компания (гарант) дают по просьбе заинтересованного лица (принципала) письменное обязательство уплатить кредитору принципала (бенефициару, каковым в данном случае является таможен­ный орган) в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства (то есть в случае недоставки находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств в определенном таможенным органом месте) определенную денежную сумму по представлении бенефициаром письменного требования о ее уплате.

Внесение причитающихся сумм на депозит таможенного органа – это форма обеспечения уплаты таможенных платежей в виде внесения причитающихся к уплате денежных сумм на депозит таможенного органа, применяемая обычно к подакцизным товарам, доставляемым во внутренний таможенный орган (из таможни отправления на границе в та­можню назначения внутри страны) автомобильным транспортом (в том числе и в случаях перегрузки таких товаров с железнодорожного, морского, речного и воздушного транспорта на автомобильный), а также к перемещаемым по территории России товарам в соответствии с тамо­женным режимом транзита.

Товары, перевозимые под таможенным контролем, должны быть идентифицированы таможенным органом. Идентификация производится для исключения случаев изъятия без разрешения таможенных органов товаров, перевозимых под таможенным контролем, или их замены.

В случае невыполнения указанных выше условий доставка товаров под таможенным контролем не производится. При этом товары, ввози­мые в нашу страну в соответствии с таможенным режимом выпуска для свободного обращения, могут быть помещены под этот режим в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится место ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Таможенное оформление товаров, ввозимых в Россию в соответствии с другими та меженными органами, производится в таможенном органе, в регионе деятельности которого находится место ввоза товаров на таможенную территорию России, лишь в случае, когда лицо, перемещающее товары, находится в регионе деятельности таможни, которой подчинен указан­ный таможенный орган.

Для контроля за доставкой товаров в определенное таможенным органом место используется специальный документ – документ контроля доставки (сокращенно – ДКД). Такой документ заполняется любым за­интересованным в этом лицом на каждую партию товаров. Допускается заполнение ДКД должностными лицами таможенных органов. Форма ДКД и порядок его заполнения регламентированы приказом ГТК России от 20 мая 1996 года №304 (в ред. от 25 июля 2002 года).

Местами доставки товаров, за исключением вывозимых из России товаров, являются склады временного хранения, расположенные в регионе деятельности таможенного органа назначения. Местами доставки вывозимых товаров являются пункты пропуска на границе в регионе деятельности таможенного органа назначения. А при вывозе товаров и транспортных средств на территорию свободных таможенных зон или на свободные склады местами доставки являются склады, находящиеся в регионе деятельности таможенного органа назначения.

Следует также отметить, что доставка товаров и транспортных средств в другие места не допускается, если иное не установлено нормами тамо­женного законодательства.

Таким образом, сущность процедуры доставки под таможенным контролем заключается в осуществлении доставки товаров, транспортных средств и документов на них с применением соответствующим образом оформленного таможенного сопроводительного документа – документ контроля доставки товаров. Само название этого документа отражает его основное назначение – обеспечить контроль за доставкой от таможни отправления до таможни назначения посредством вовлечения в этот процесс декларанта, то есть заявителя перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, и перевозчика, а также распределения между ними ответственности перед таможенными органами, включая уплату таможенных платежей.

В качестве ДКД таможенными органами также используются книжки МДП, оформленные в соответствии с Таможенной конвенцией TIR 1975 года о международной перевозке грузов с применением книжки МДП.

Согласно требованиям ст.140 ТК РФ перевозчик обязан доставить товары, транспортные средства и документы на них без какого-либо изменения их упаковки или состояния, кроме изменения вследствие есте­ственного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, без использования в каких-либо иных целях, кроме достав­ки. Доставка товаров должна быть произведена в сроки, установленные таможенным органом. Сроки доставки устанавливаются таможенным органом исходя из возможностей транспортного средства, но не более чем 2000 км в месяц.

Представление товаров и транспортных средств таможенному органу в месте доставки выражается в уведомлении об их прибытии не позднее 30 минут после их прибытия, а в случае прибытия товаров и транспорт­ных средств вне времени работы таможенного органа — не позднее 30 минут после наступления времени начала работы этого органа, то есть -на следующий день. Товары и транспортные средства, прибывшие в место доставки вне времени работы таможенного органа и соответствующе­го склада, должны быть размещены в зоне таможенного контроля. Таможенный орган назначения доводит до сведения заинтересованных лиц форму, порядок и место подачи уведомления о прибытии товаров и •транспортных средств, вручения документов на них и фактического предъявления представленных товаров и транспортных средств.

Одновременно с представлением товаров и транспортных средств либо (с разрешения таможенного органа) – не позднее следующего рабоче­го дня после представления товаров и транспортных средств таможенно­му органу вручаются транспортные, товаросопроводительные и иные коммерческие документы на них (накладные, счета-фактуры и др.), в том числе и составленные на иностранных языках, которыми владеют со­трудники таможни. Ответственность за вручение таких документов несет перевозчик. Утрата принятых для вручения таможенному органу доку­ментов на находящиеся под таможенным контролем товары и (или) транспортные средства рассматривается как нарушение таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена частью второй ст.16.9 КоАП РФ.

Исполнение перевозчиками обязательства по доставке товаров в та­можни назначения контролируется таможнями отправления. В случае неподтверждения таможней назначения в течение 10 дней после истече­ния установленного срока перевозки товаров под таможенным контролем таможня отправления направляет в таможню назначения копию ДКД с отметкой об отсутствии подтверждения о доставке, гарантийного обязательства и других документов.

Таможня назначения после проверки полученных документов и подтверждения факта недоставки может взыскать подлежащие уплате тамо­женные платежи с получателя товаров и завести дело о нарушении таможенных правил в отношении перевозчика по ст.16.9 КоАП РФ (выдача 'без разрешения таможенного органа, утрата или недоставление в таможенный орган товаров, транспортных средств или документов на них). Причем нарушение сроков или маршрута доставки также рассматривает­ся как нарушение таможенных правил и влечет административную ответственность, предусмотренную ст.16.10 КоАП РФ.

К предварительным операциям, помимо доставки товаров и транспортных средств под таможенным контролем, относятся также и опера­ции по их временному хранению.

Временное хранение – это хранение товаров и транспортных средств, осуществляемое под таможенным контролем в специально выделенных для этого и обустроенных надлежащим образом помещениях или иных местах, именуемых складами временного хранения, с момента представления товаров и транспортных средств таможенному органу и до их выпуска или предоставления в распоряжение лицу (их владельцу) в соответствии с избранным таможенным режимом.

В действующем Таможенном кодексе РФ институту временного хра­нения посвящена отдельная глава – глава 23.

Товары и транспортные средства приобретают статус находящихся на временном хранении с момента их представления таможенному органу. Временное хранение товаров и транспортных средств осуществляется на складах временного хранения. Склад временного хранения – это специально выделенное и оборудованное помещение или открытая площадка, предназначенные для хранения товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем. Склад временного хранения и прилегающая к нему территория являются зоной таможенного контроля.

Согласно ст.146 ТК РФ учредителями складов временного хранения могут быть либо таможенные органы, либо российские лица. При этом имеются в виду российские юридические лица.

На учреждение склада временного хранения требуется наличие специ­альной лицензии, выдаваемой таможенными органами, за исключением случаев, когда такие склады учреждаются самими таможенными органами.

С согласия таможенных органов склады временного хранения могут создаваться в любых пригодных для этого местах. В то же время в ряде мест, а именно: в аэропортах и морских портах, открытых для международного сообщения, на аэродромах, на грузовых дворах, контейнерных и иных площадках железнодорожных станций, где осуществляется прием, погрузка, выгрузка и выдача перемещаемых через таможенную границу товаров, в автомобильных пунктах пропуска через границу, наличие складов временного хранения является обязательным.

При создании складов временного хранения их владельцами должны указываться цели, ради которых эти склады создаются:

а) для хранения собственных товаров и транспортных средств;

б) для хранения товаров и транспортных средств их перевозчиком;

в) для хранения товаров и транспортных средств ограниченного круга лиц, перечень которых прилагается;

г) для хранения товаров и транспортных средств неограниченного круга лиц;

д) для хранения отдельных видов товаров.

Учреждение складов временного хранения с иными целями возможно только с разрешения регионального таможенного управления, в регионе деятельности которого такой склад создается.

Исходя из целей создания, склады временного хранения подразделя­ются на склады открытого типа, предназначенные для хранения товаров любых лиц, и склады временного хранения закрытого типа, предназна­ченные для хранения товаров строго определенного крута лиц (напряг мер, товаров, приобретаемых для нужд федеральных органов исполни. тельной власти). Причем склады временного хранения, учреждаемые таможенными органами, могут быть только складами открытого типа.

В ряде случаев предъявленные к таможенному оформлению товары с разрешения начальника таможенного органа могут помещаться не на склады временного хранения, а в другие специально оборудованные для их хранения места. Это касается прежде всего скоропортящихся товаров и товаров, транспортировка и хранение которых требуют соблюдения определенных условий (температура, влажность и т.п.). Сюда входят фрукты, овощи, мясопродукты, молочные продукты, рыбопродукты и растения. Такой же порядок временного хранения распространяется и на ряд других товаров, например крупногабаритных, негабаритных, наливных и т.п. При этом такие товары должны рассматриваться как находящиеся на складе временного хранения.

Как мы уже отмечали, деятельность складов временного хранения яв­ляется лицензируемым видом деятельности. В качестве лицензирующего органа выступает таможня, в зоне деятельности которой планируется создание склада временного хранения. Порядок выдачи лицензий уста­новлен приказом ГТК России от 10 ноября 2000 года №1013 (в ред. от 25 июня 2002 года).

Для получения лицензии владелец склада подает на имя начальника таможни, в регионе деятельности которой расположен склад, заявление в.произвольной форме, документы, подтверждающие указанные в заявлении сведения, платежный документ об уплате сбора за выдачу лицензии, проект процедуры использования склада временного хранения.

В заявлении указываются следующие сведения:

– тип склада временного хранения (открытого или закрытого типа);

– наименование владельца склада;

– сведения об учредителях владельца склада;

– размер уставного (складочного) капитала владельца склада;

– номер свидетельства о государственной регистрации, код ОКПО владельца склада;

– идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) владельца склада;

– место нахождения и почтовый адрес владельца склада;

– общая площадь склада временного хранения с раздельным указанием

– площади помещений и площади территории, прилегающей к помещениям склада;

– почтовый адрес помещения склада;

– сведения о праве собственности (или владения и пользования) владельца склада на помещения склада, а также на территорию, прилегающую к помещению склада;

– рублевые и валютные счета владельца склада, наименования, адреса, код ОКПО, ИНН банков, в которых эти счета открыты;

– сведения о наличии либо отсутствии лицензии на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера - при учреждении складов временного хранения открытого типа;

– характеристика материально-технического оснащения склада (погрузочно-разгрузочные и транспортные средства, складское и весовое оборудование, средства связи, вычислительная техника, оргтехника,.мебель),

– характеристика мест, предназначенных для проведения таможенного досмотра,

– площадь выделенных заявителем на безвозмездной основе и оборудованных соответствующим образом (средства связи, оргтехника, множительная техника, мебель, сейфы и т.д.) помещений для проведения таможенным органом или его структурным подразделением таможен­ного оформления товаров и транспортных средств, а также таможен­ного контроля за ними, при размещении на территории склада временного хранения таможенного органа или его структурного подразделения;

– тип устанавливаемых охранного и пожарного сигнализационных устройств и противопожарного оборудования, сведения об организации пропускной системы;

– перечень товаров, предполагаемых для хранения на складе временно­го хранения, которые могут причинить вред другим товарам при хранении или требуют особых условий хранения, характеристика специально приспособленных для этого помещений (площадь, показатели температурного режима, средства обеспечения защиты и т.д.);

– характеристика установленной на складе автоматизированной систе­мы учета товаров и транспортных средств, ее совместимость с программными продуктами, разрешенными ГТК России для использова­ния таможенными органами;

– наличие выделенного канала связи для приема-передачи электронных данных о доставке товаров и транспортных средств и их таможенном оформлении с необходимой для этих целей скоростью передачи информации;

– наличие локальной вычислительной сети;

– описание выбранной для применения системы ограждения или обозначения территории, прилегающей к помещениям склада;

– возможность наложения средств идентификации на помещения скла­да, в которых будут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю (а также на места, где осуществляется деятельность, контроль за которой возложен на таможенные органы Российской Федерации);

– иная информация, которая, по мнению владельца склада, может быть использована таможней для принятия решения о выдаче лицензии.

К заявлению о выдаче лицензии прилагаются оригинал платежного документа, учредительные и регистрационные документы владельца склада, чертежи и планы склада временного хранения, документы, подтверждающие право собственности или владения и пользования на помещения склада и прилегающую к ним территорию, отчет о работе склада за предыдущий период при учреждении склада временного хранения (независимо от типа склада) на новый срок, заключение органа Государственной противопожарной службы МВД о соответствии помещений склада требованиям пожарной безопасности, перечень товаров, которые предполагается хранить на складе временного хранения, перечень лиц (для склада временного хранения закрытого типа), определенных владельцем склада, которым разрешается хранить товары и транспортные средства на складе временного хранения, проект процедуры использования склада временного хранения; иные документы, которые, по мнению владельца склада, могут быть использованы таможней для принятия решения о выдаче лицензии.

Если в заявлении на учреждение склада временного хранения указано, что на складе временного хранения предполагается хранить товары, хранение которых лицензируется, то к заявлению должна быть приложена соответствующая лицензия.

После обследования помещений склада и прилегающей к ним территории таможня прилагает к комплекту документов свои заключения:

а) о соответствии или несоответствии помещений склада и приле­гающей к ним территории требованиям к конструкции и обустройству;

б) о виде технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, которые предполагается использовать на складе временного хранения (ручные или стационарные);

в) о возможности размещения на территории склада структурного подразделения таможенного органа, производящего таможенное оформ­ление товаров и транспортных средств и осуществляющего таможенный контроль за ними.

Срок действия лицензии, которая не может быть передана другому лицу, три года. Решение об учреждении склада временного хранения оформляется приказом таможни.

Владельцу склада может быть отказано в выдаче лицензии в следующих случаях:

– помещения склада и предполагаемые условия хранения не соответствуют нормам, установленным государственными стандартами (СНИПы, ГОСТы, ОСТы, ТУ и т.д.);

– документы, дополнительно затребованные таможней у владельца склада для формирования комплекта документов, необходимые для выдачи лицензии, не поступили в сроки, установленные для рассмотрения заявления;

– в представленных владельцем склада документах и в заявлении указаны недостоверные сведения;

– при учреждении склада временного хранения владелец склада не выполнил одно из обязательных требований;

– владелец склада не выполнил в установленные таможней сроки дополнительных требований к обустройству и оборудованию склада;

– срок аренды на помещения или прилегающую к ним территорию меньше установленных сроков действия лицензии;

– таможня либо вышестоящий таможенный орган в силу объективных причин не может в полной мере осуществлять таможенный контроль за товарами и транспортными средствами, которые Предполагается хранить на складе временного хранения

Об отказе в выдаче лицензии таможня извещает владельца склада В письменном виде с изложением причин отказа, который может быть обжалован в соответствии с разделом XIII Таможенного кодекса РФ

Лицензия аннулируется, если при проверке деятельности склада временного хранения таможней, выдавшей лицензию, или вышестоящим таможенным органом установлено, что лицензия:

а) не могла быть выдана владельцу склада временного хранения на основании установленного порядка;

б) была выдана на основе неполных или недостоверных сведений, имевших существенное значение для принятия решения о выдаче.

Лицензия отзывается у владельца склада временного хранения при несоблюдении им требований главы 23 ТК РФ. Отзыв лицензии действует со дня издания таможней соответствующего приказа. Сбор за выдачу лицензии при ее аннулировании или отзыве возврату не подлежит.

Днем истечения срока действия лицензии считается день, следующий за указанной в лицензии датой окончания ее действия. Действие лицензии до истечения установленного в ней срока может быть прекращено по желанию владельца склада временного хранения при условии подачи им в таможню соответствующего заявления. В таком случае днем прекращения действия лицензии считается дата, указанная в заявлении владельца склада, но не ранее пяти дней со дня регистрации заявления в таможне.

Помещение товаров и транспортных средств на склад временного хранения не допускается со дня:

– издания приказа об аннулировании или отзыве лицензии;

– отзыва лицензии в качестве меры взыскания за нарушение таможенных правил;

– прекращения действия лицензии по желанию владельца склада временного хранения;

– истечения срока действия лицензии.

Товары и транспортные средства, ранее помещенные на временное хранение, но не прошедшие таможенного оформления до прекращения действия лицензии, приобретают статус товаров и транспортных средств, хранящихся на складе временного хранения, учрежденном таможенным органом. Указанные товары и транспортные средства могут находиться на складе под таможенным контролем не более одного календарного месяца.

При этом владелец склада временного хранения уплачивает таможне за хранение товаров и транспортных средств таможенные сборы, установленные при хранении на складах временного хранения, учрежденных таможенными органами:

– при аннулировании лицензии – со дня выдачи лицензии;

– отзыве лицензии – со дня издания приказа таможни либо со дня обращения постановления по делу о нарушении таможенных правил к исполнению;

– прекращении действия лицензии по желанию владельца склада владельца – со дня прекращения действия лицензии;

– прекращении действия лицензии в связи с истечением срока ее действия – со дня, следующего за указанной в лицензии датой окончания ее действия.

В случае изменения региона деятельности таможни, ее реорганизации или ликвидации склады временного хранения передаются под контроль другой таможне. Ранее выданные лицензии подлежат перерегистрации или переоформлению – по решению владельца склада временного хра­нения, согласованному с таможней.

Перерегистрация лицензии заключается в выдаче владельцу склада вре­менного хранения экземпляра лицензии с новым регистрационным номером, без уплаты сбора за выдачу лицензии, на основании письменного заявления владельца склада и ранее представленных им документов после:

– проведения инвентаризации склада;

– устранения владельцем склада временного хранения замечаний, выявленных в процессе обследования склада принимающей таможней;

– передачи документов, представленных владельцем склада при учреждении склада, а также двух экземпляров ранее выданной лицензии (экземпляра лицензии владельца склада и экземпляра лицензии выдавшей ее таможни).

Практика работы таможен, в частности Южного федерального округа, показала, что обязанности приема документов и выдачи лицензии целесообразнее возложить на одно структурное подразделение таможни, со­трудники которого не принимают участия в процессе таможенного оформления. Это позволяет избежать ошибок, которые впоследствии могут привести к аннулированию лицензии.

Согласно ст.152 ТК РФ в обязанности владельца склада временного хранения входит:

– обустроить склад надлежащим образом в целях обеспечения таможенного контроля;

– исключить возможность изъятия помимо таможенного контроля со склада товаров и транспортных средств, находящихся на хранении;

– не затруднять осуществление таможенного контроля;

– вести учет и представлять таможенному органу отчетность о хранящихся товарах и транспортных средствах;

– обеспечить невозможность доступа третьих лиц к хранимым товарам и транспортным средствам;

– оборудовать при необходимости склад двойным запорным устройством, одно из которых должно находиться в ведении таможенного органа;

– соблюдать условия лицензии на учреждение склада временного хранения и выполнять требования таможенных органов, включая обеспечение доступа к хранимым товарам и транспортным средствам должностных лиц таможенных органов в любое время по их требованию и предоставление этим лицам безвозмездно помещений, оборудования и средств связи для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления.

Практика работы показала, что помещение товаров на склады временного хранения удобнее производить на основании единого документа, в котором отражались бы следующие сведения:

– страна отправления либо страна получения;

– наименование и адрес российского отправителя либо получателя товара;

– сведения о перевозчике;

– сведения о транспортном средстве;

– номер транспортных документов;

– наименование, количество мест и вес брутто товаров;

– сведения о средствах идентификации.

Таким документом является краткая декларация, в которую заносятся все основные сведения о товаре, позволяющие учитывать и идентифицировать его на стадии временного хранения. После принятия краткой декларации она регистрируется в специальном журнале с присвоением ей номера. В соответствии с письмом ГТК России от 29 апреля 1996 года №01-15/7732 «О предоставлении товаров и транспортных средств в месте доставки» уведомление о доставке товаров и краткая декларация прини­маются только при нахождении транспортного средства с товаром в зоне таможенного контроля (то есть на территории склада временного хранения). При фактическом помещении товаров на склад сотрудник таможенного органа проставляет на краткой декларации штамп, которым перевозчик удостоверяет передачу, а владелец склада – принятие на хранение товара. Факт передачи заверяется личной номерной печатью сотрудника тамож­ни. Поступившие товары регистрируются в книге учета склада временного хранения.

Срок временного хранения товаров, в зависимости от их категорий, устанавливается таможенным органом исходя из времени, необходимого на подачу таможенной декларации. При этом необходимо учитывать положения ст.171 Таможенного кодекса, определяющей максимальный срок подачи таможенной декларации в 15 дней (подробнее об этом позже). Но в отдельных случаях при решении спорных вопросов, например таких, как определение кода товара по Товарной номенклатуре или страны происхождения, когда необходимо привлечение экспертных учрежде­ний, указанный срок может быть продлен. Для этих случаев в ст.155 Таможенного кодекса РФ установлен предельный срок временного хранения - два месяца.

Для товаров, запрещенных к ввозу в РФ или вывозу из РФ, предельный срок хранения составляет трое суток. Для товаров, являющихся вещественными доказательствами по делу о нарушении таможенных правил, а также для товаров, необоснованно изъятых или принятых в качестве залога, а также имущества, на которое необоснованно был наложен арест, предельный срок хранения – шесть месяцев со дня направления соответствующего уведомления владельцу товара. После выпуска товаров либо при передаче его лицу в соответствии с заявленным таможенным режимом товар может находиться на складе не более трех суток.

В процессе временного хранения товары с разрешения таможенного органа могут осматриваться и измеряться, подвергаться операциям, необходимым для обеспечения их сохранности, перемещаться в пределах склада. Кроме того, в этот период могут браться образцы и пробы товаров.

Во время нахождения товаров и транспортных средств на складе временного хранения ответственность за уплату таможенных платежей несет владелец склада. Допускается солидарная ответственность с лицом, поместившим товар, если это предусмотрено договором на хранение.

При выдаче товара со склада временного хранения сотрудник таможенного органа проставляет на краткой декларации штамп, по которому владелец склада удостоверяет передачу, а получатель – принятие товара. Факт передачи заверяется личной номерной печатью сотрудника таможни.

Временное хранение как стадия может не применяться, если товар оформлен в течение суток.

Учреждение складов временного хранения таможенными органами имеет ряд особенностей.

1. Решение об учреждении склада временного хранения по согласованию с вышестоящим таможенным органом (за исключением случаев уч­реждения складов временного хранения ГТК России) оформляется при­казом таможенного органа, учреждающего такой склад. В этом случае склад является структурным подразделением таможенного органа.

2. Днем начала работы склада временного хранения, учрежденного таможенным органом, является день издания такого приказа.

3. Заведующий складом, его заместители, а также лица, занимающие материально ответственные должности на складе временного хранения, являются сотрудниками таможенного органа. Другие лица, принятые на работу в таможенный орган для обеспечения функционирования склада, являются работниками.

4. В случае учреждения склада временного хранения таможенным органом лицензия не требуется.

5. Для хранения на складе товаров, хранение которых в соответствии с законодательством лицензируется, таможенный орган должен получить соответствующую лицензию.

Наряду с предварительными операциями, предшествующими основному таможенному оформлению, выделяется и такое направление дея­тельности таможенных органов, как принятие ими предварительных решений. Принятие таможенными органами таких решений направлено на обеспечение надлежащего применения и исполнения норм таможенного законодательства в отношении перемещаемых через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Предварительные решения прежде всего направлены на защиту экономических интересов России, на предотвращение неправомерных действий в сфере таможенного дела и распространяются на классификацию Товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), на определение страны происхождения товаров, таможенной стоимости, размеров таможенных платежей и на другие вопросы применения нормативно-правовых актов по таможенному делу в отношении конкретного товара или конкретной хозяйственной операции. Принятие предварительных решений относительно классифи­кации товаров, страны их происхождения, размеров таможенных плате­жей отнесено прежде всего к компетенции ГТК России и региональных таможенных управлений. В ряде случаев, определяемых ГТК России, предварительные решения могут приниматься также и отдельными та­можнями. Например, к компетенции таможни отнесено принятие предварительного решения о возможности помещения товаров под тот или иной таможенный режим (в ряде таможен, например в Таганрогской, даже введены соответствующие Технологические схемы, определяющие порядок принятия предварительных решений о возможности помещения товаров под таможенные режимы реимпорта, переработки вне таможенной территории и др.).

В заключение еще раз отметим, что как предварительные операции, так и предварительные решения осуществляются до производства основного таможенного оформления, являются его подготовительными звеньями, но вместе с тем необходимыми и крайне важными процедурами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1687; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.165 сек.