Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нравственность как средство достижения развития мудрости




Основные принципы оценки моральных ценностей в буддизме.

Буддисты подходят ко всем моральным ценностям, учитывая следующие принципы:

- очищение разума и развитие мудрости;

- следование наставления;

- непреложность закона Кармы и перерождения;

- направленность на искусные методы;

- развитие участливой доброты, а также сострадания.

Если человек ориентируется в жизни на эти принципы, то все его дела будут благословением миру. Для буддистов нет высшего авторитета, разбирающего, что правильно и что неправильно в каждом конкретном случае. Вы можете пользоваться руководством и прибегать к определенным ограничениям, однако ответственность за принятие решений, пусть даже они опираются на наставления, лежит только на вас.

Особенно буддисты подчеркивают важность гармонии и указывают, что экологическое равновесие должно распространяться на весь природный мир. Буддисты рассматривают необходимость обеспечения равновесия в природе как этический приоритет. Буддизм есть религия любви, понимания и сострадания, и в качестве таковой она стремится к идеалу ненасилия. Буддизм придает огромную важность делу охраны диких животных и защиты окружающей среды, от которой зависит выживание всех видов живых существ.

Согласно первому наставлению, все буддисты - вегетарианцы. Они считают, что убийство животных умножает боль и страдание, а тот способ, которым животных содержат и транспортируют из одного места в другое, можно объяснить только стремлением людей к наживе. Вегетарианцы считают, что мясоедение представляет собой молчаливое одобрение свойственной людям жадности и что мясоеды, соучастники преступления против живой природы.

Однако, из каждого правила бывают и исключения. Но буддисты на Западе считают, если человек хочет стать буддистом, то он должен перейти на вегетарианство.

Буддисты считают предосудительным отнимать у живого существа жизнь при любых обстоятельствах. Но в некоторых буддийских странах, особенно в Таиланде и Бирме, смертная казнь как наказание иногда практикуется. Притом, что на акт убийства в принципе наложен запрет, поскольку убийство является уголовно наказуемым, важно проявлять сострадание в любых случаях. Следует с состраданием относиться к любому человеку в любых обстоятельствах - независимо от действий, им совершенных.

Четыре возвышенных состояния ума - брахмавихара на пали (язык, на котором говорил Будда и на котором записаны его учения) - это четыре качества сердца, которые, будучи развиты в совершенстве, поднимают человека на высший духовный уровень. Они есть: Метта, которое может быть переведено как любящая доброта, всеобъемлющая любовь, доброжелательность, бессамостная всеобщая и безграничная любовь. Метта указывает на качество ума, которое имеет целью достижение счастья другими. Прямыми следствиями метта являются: добродетель, свобода от раздражительности и возбуждённости, мир внутри нас и в отношениях с окружающим миром. Для этого следует развивать метта ко всем живым существам, включая самых мелких. Не следует путать метта с чувственной и избирательной любовью, хотя метта и имеет много общего с любовью матери к её единственному ребёнку.

Каруна, что означает сострадание. Свойством каруна является желание освободить других от страдания. В этом смысле сострадание является чем-то совершенно отличным от жалости. Оно ведёт к великодушию и желанию помочь другим словом и действием. Каруна играет важную роль в Учении Будды, которое называется также Учением Мудрости и Сострадания. Именно глубокое сострадание Будды привело его к решению разъяснить Дхарму всем живым существам. Любовь и Сострадание - это два краеугольных камня практики Дхармы, поэтому Буддизм иногда называют религией мира.

Мудита - это сочувственная радость, которую мы ощущаем, увидев или услышав о счастье и благополучии других, это радость успеху других без оттенка зависти. Через сочувственную радость мы развиваем такие качества сердца, как счастье и нравственность.

Упеккха или равностность указывает на спокойное, устойчивое и стабильное состояние ума. Оно особенно проявляется при столкновении с несчастьем и неудачей. Некоторые с невозмутимостью встречают любую ситуацию с одинаковым мужеством, без волнений и отчаяния. Если они узнают о чьей-то неудаче, они не испытывают ни сожаления, ни радости. Спокойно и непредвзято они относятся одинаково ко всем, в любой ситуации. Регулярное размышление над действиями (карма) и их результатами (випака) разрушает предвзятость и избирательность, приводя к осознанию того, что каждый сам является хозяином и наследником своих поступков. Таким образом, возникает понимание того, что хорошо и что плохо, что благотворно и что неблаготворно и, в конечном счёте, наши действия станут контролируемыми, ведущими к добру и далее к высшей степени освобождающей мудрости. Ежедневная медитация с целью развить эти Четыре Высших Состояния Ума сделает их привычными и таким образом приведёт к внутренней стабильности и избавлению от помех и препятствий.

Буддизме нет места приказам и запретам. Нет места и комплексу вины. Это скорее одобрение хороших поступков и воздержания от недостойных действий обмана, насилия и опьянения ума. Правильные Средства к существованию означают, что наша деятельность не должна быть сопряжена с насилием над другими живыми существами, например, торговля живыми или мёртвыми (вследствие убоя) существами, ядами, оружием или опьяняющими веществами. При выборе профессии нам следует склоняться в сторону факторов доброжелательности и полезности с одной стороны, и сострадания и мудрости с другой.

3.4. Любовь к живому и сострадание – основа буддийской нравственности

Все люди, живущие на Земле, – не чужие друг другу, потому что у нас один дом – планета Земля. Для всех людей, живущих на Земле, существуют общие важные идеи и правила – человеческие ценности. Представления о добре и зле во всем мире одинаковы. Они объединяют людей всего мира. Одной из важнейших общечеловеческих ценностей является ценность жизни.

Ценность человеческой жизни заключается в том, что человек обладает сознанием и умом. В отличие от животных, мы способны исследовать страдание, понять его причины. Мы можем найти пути устранения этого страдания и устранить его причины.

Мы можем учиться, совершенствовать свой ум и достигать духовных высот. Буддизм говорит, что человек – это драгоценный сосуд, способный вместить учение о спасении.

Будда говорил о том, что человек должен взращивать в себе Святую Любовь, которая не предполагает никакого вознаграждения и желание духовного роста каждому живому существу, и Святое Сострадание. Когда кто-то делает что-то плохое – неважно, в отношении тебя или нет, ты должен сочувствовать этому человеку, он достоин сострадания, потому что из-за своих пагубных желаний он создает причины для своих несчастий, «роет себе яму».

Буддизм говорит о том, что каждое живое существо обладает способностью любви и безграничного сострадания ко всем без исключения живым существам.

Сострадание в буддизме значит безусловную любовь. Любовь означает заботу о благополучии других, не связанную с признанием, вознаграждением или получением чего-то в ответ. Высшее милосердие и сострадание - это желание Будды избавить от страданий всех людей.

 

Лекция №5 (2 часа)

Тема: Формирование ценностей в иудаизме. Ч.1

1. Вопросы лекции:

1.1. Религиозно-общественные предпосылки возникновения иудаизма.

1.2. Ветхозаветный иудаизм. 10 заповедей Ветхого Завета – морально этический кодекс иудея.

1.3. Процесс творческого взаимодействия противоположных идей и антагонистических тенденций в системе духовных ценностей иудаизма: этики и ритуала, универсализма и национализма, "избранности" еврейского народа (как носителя Божественного откровения) и равенства всех людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 2070; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.044 сек.