Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Противоречивые тенденции в системе духовных ценностей иудаизма




Краткое содержание вопросов

Основная

Литература.

Противоречивые тенденции в системе духовных ценностей иудаизма..

1.2 Ценность человеческой личности и обоснование иудаизмом её прав.

1.3 Знание - источник чистейшего блаженства, целостного образа мысли. Образование как ценность в иудаизме

1.4 Отношение к богатству в иудаизме

 

2.1.1 Яблоков, И.Н. Религиоведение: учебное пособие и учебный словарь минимум по религиоведению. - М.: Гардарики, 2008. - 536 с.

 

2.2 Дополнительная

2.2.1 Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические / В Русском Переводе С Параллельными Местами. - М.: п/я 3, 2002. - 292 с.

2.2.2 Проблемы сохранения толерантности в полиэтнических регионах России: материалы межрегиональной научно-практической конференции - Оренбург: Изд-кий центр ОГАУ, 2005. - 202 с.

2.2.3 Толерантность и этноконфессиональные отношения: материалы заседания молодежно-студ. "круглого стола" от 26 февраля 2005 г. / Под ред. В. В. Амелина. - Оренбург: Изд-кий центр ОГАУ, 2006. - 106 с.

Иудаизм - современное название древнейшей монотеистической религии мира. Название происходит от греческого слова “иудаисмос”, которым в начале новой эры обозначали религию еврейского народа. О мировом значении этой религии нельзя сказать выразительнее и лучше русского мыслителя Н.Я. Данилевского: “среди него (еврейства) выработалось то религиозное миросозерцание, которое подчинило себе самые высокие развитые цивилизации и которому суждено было сделаться религиею всех народов, единою, вечною и непреходящую ее формой[12]. Более того, он полагал, что иудаизм является основой особой еврейской цивилизации. Естественно, что говоря о “всех народах”, автор имел ввиду единоверных ему приверженцев христианства, которое зародилось в иудаизме и в значительной степени прямо переняло его религиозную традицию. Эту мысль продолжает великий русский религиозный философ В. Соловьев, подчеркнув, что только у евреев религия принимает форму Союза или Завета между Богом и человеком как между существами, “хотя и неравносильными, но нравственно однородными”[13].

Иудаизм утверждает, что, следуя всеми силами предписаниям Торы и ее раввинистических толкований, человек может вести жизнь, наполненную божественно направляемой святостью, и что именно так он может достигнуть совершенства и единения с Богом.

Для иудаизма Тора и обширная традиция ее интерпретации — сложный, но верный путь к святой жизни и близости к Богу. Но, как уже было сказано выше, иудаизм — в высшей степени вариативная религия. Это не просто неподвижный комплекс верований и моделей поведения, существовавших тысячелетия, иудаизм — это также и религиозная способность воспринимать самые разнообразные идеи и убеждения, находящиеся подчас в видимом противоречии друг с другом. Так, например, в противоположность к вышеупомянутому фокусированию на интерпретации Торы и внешнем соблюдении заповедей в иудаизме существует другой край, который позволяет и допускает более простой, спонтанный контакт между человеком и Богом. Особый характер простого, непосредственного прикосновения к божественному раскрывается в одной легенде из «Книги благочестивых» (XIII в., Германия), старше нашего раввинистического мифа об Акибе и Моисее почти на тысячу лет. Легенда рассказывает о пастухе, который не умел молиться и поэтому, по обыкновению, каждый день говорил: «Господин мира! Наверняка ты знаешь, что если бы у тебя был бы скот и ты поручил бы мне о нем заботиться, я взял бы плату с других, а с тебя не взял бы ничего, потому что я люблю тебя!» И так шло время. Однажды с пастухом повстречался ученый человек, который услышал, как тот молится, и сказал: «Глупец! Нельзя так молиться!» И когда пастух спросил, как надо это делать, мудрец научил его традиционному порядку молитв и всем положенным словам. Так, пастух перестал молиться своим обычным способом, но и то, чему его научил мудрец, тоже вскоре забыл и перестал молиться вовсе. Он боялся молиться по-старому, так как сведущий человек запретил ему. Однажды ночью тому человеку приснился сон, в котором некий голос велел ему: «Пойди к пастуху и скажи ему, чтобы он продолжал молиться так, как делал это до встречи с тобой, а не то грех падет на тебя, ибо ты отнял у меня одного из тех, кто принадлежит миру грядущему». Ученый муж поступил так, как ему было велено. «Вот, — заключает легенда, — ни изучающий Тору, ни исполняющий Закон не будут вознаграждены больше, чем тот, кто имеет в сердце стремление к добру, ибо это великое дело. Ведь Всеблагой желает наши сердца! Поэтому пусть у людей будут добрые мысли и пусть обращены они будут к Святому! Благословен Он!»

3.2 Ценность человеческой личности и обоснование иудаизмом её прав.

Человек в иудаизме - цель и венец сотворения мира. Согласно талмудическим воззрениям, человек - нечто среднее между небесными и земными созданиями. Он может возвысится и занять своё место среди существ небесных, если будет следовать Торе. И наоборот, если он не следует Торе, то становится существом полностью земным, "приземленным". Человек сам волен выбрать свой путь и сам несет ответственность за свой выбор. Так как человек создан по образу и подобию Божию, то иудаизм всегда проявляет заботу не только о душе, но и о теле. В отличие от некоторых других религиозных систем, в иудаизме не поощряется "умерщвление плоти", одиночество считается ненормальным состоянием, отсутствие семьи - величайшем несчастьем. Вообще, нет в иудаизме ценности выше, чем человеческая жизнь. В талмудическом трактате "Санхедрин" сказано: Если человека заставляют преступить заповеди Торы, угрожая ему смертью - пусть преступит, но не умрет". Исключение составляет лишь запрет идолопоклонства, кровопролития и разврата.

С пониманием ценности человеческой личности связано обоснование иудаизмом её прав. Каждый еврей имеет право свободно высказываться по любому вопросу общественной жизни; мнение меньшинства не должно подавляться мнением большинства, ибо истина не определяется числом голосов. Поэтому, в частности, в талмудических дискуссиях фиксируются даже индивидуальные высказывания, идущие вразрез с точкой зрения всех остальных участников. Жизнь в изгнании наложила свой отпечаток на отношение иудаизма к неевреям, чужим религиям и государствам. В ортодоксальном иудаизме любой человек, независимо от национальности, прежде всего - человек, созданный по образу и подобию Божьему. Ценность человеческой жизни одинакова высока, идет ли речь о еврее или нееврее. Поэтому евреи обязаны соблюдать по отношению к неевреям те же самые морально-этические заповеди Торы: "не убий", "не укради", " не прелюбодействуй" и т. д. например, врач-еврей обязан пренебречь субботним отдыхом, если стоит вопрос о спасении жизни пациента - нееврея. Однако два тысячелетия изгнания, положения "чужаков", те или иные формы преследований способствовали развитию национального недоверия. Евреи склонны очень обостренно воспринимать высказывания в свой адрес - даже если эти высказывания абсолютно безобидны. Недружественное отношение к тому или иному еврею, подчас заслуженное, воспринимается в еврейской среде преувеличенно. Впрочем, пылкие выражения симпатий к еврейству тоже вызывают настороженность. Боязнь антисемитизма глубоко засела в сознании народа, и трагические события ХХ века лишь усиливают её.

Такое положение не могло не привести к появлению резких высказываний в иудейских источниках по отношению к неевреям. И эти высказывания звучат тем более жестко, чем суровее были гонения на иудаизм и евреев.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1406; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.