Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные международные мусульманские организации




На всех этапах развития ислама наблюдается противоборство двух тенденций, традиционализма и модернизма. Наиболее ярко это противоборство проявилось в XIX-XX вв. Дело в том, что «мир ислама», который пережил блестящий расцвет в средние века, в XIX в. в экономическом и культурном отношениях находился далеко не на передовых рубежах. Под влиянием европейского опыта развития, где утвердились капиталистические отношения, начинается эпоха реформ и трансформации ислама, полная сложностей и противоречий, продолжающаяся и в наши дни.

Среди направлений, выступавших за реформы во второй половине XIX - начале XX в.в., видное место занимали панисламизм и исламский национализм. Главное отличие между ними сводилось к тому, что панисламисты призывали к объединению всех мусульман вне зависимости от их национальной принадлежности, а националисты выступали за политические и религиозные реформы только в своих странах, подчеркивая их специфику. Однако и те и другие пытались примирить ислам с новыми социальными условиями, стремились осмыслить Коран и Сунну с рационалистических позиций. Несмотря на яростное сопротивление со стороны защитников незыблемости ислама, реформы с начала XX в. начали проводиться во многих арабских странах. Наиболее ярким примером в этом смысле явилась Турция, где после революции 1924 г. произошел пересмотр многих исламских традиций. В результате преобразовательной деятельности Мустафы Кемаля Ататюрка мусульманство со всеми его религиозными нормами и ценностями было отделено от государства. Потеряли все былое значение суды шариата, которые постепенно уступали место светским судам, основанным на европейских юридических принципах и нормах. Резко менялось положение женщин, которые освобождались от затворничества и включались в активную общественную деятельность. В законодательном порядке была введена моногамия.

В других регионах распространения ислама процесс модернизации шел значительно медленнее, наталкиваясь на множество тормозящих факторов. Например, в Индии он осложнялся не только развитием национально освободительною движения, но и постоянными индомусульманскими конфликтами. В Индонезии и во многих арабских странах процесс модернизации шел рука об руку с национальным сопротивлением колонизаторам. В этих условиях вполне закономерным было стремление многих мусульман опереться на нормы первоначального ислама и противопоставить их влиянию Запада.

После Второй мировой войны и краха системы колониализма перед освободившимися странами Азии и Африки встал вопрос, по какому пути они должны развиваться дальше. Некоторые из них пошли по пути буржуазных реформ, в других же на первый план была выдвинута концепция «исламского социализма». Ее суть сводилась к поискам точек соприкосновения между первоначальным исламом и теорией научного коммунизма. Мусульманские теологи левого толка утверждали, что Мухаммед приветствовал бы учение марксизма-ленинизма, если бы оно не содержало в себе атеизма. Какие же элементы раннего ислама они считали социалистическими по своей сущности? К ним они относили идею ислама о равенстве всех людей перед Богом, положение о выборности главы религиозной общины, стремление регулировать отношения между людьми в сфере распределения при помощи обязательного налога, государственную собственность на землю, борьбу против чрезмерного богатства.

В 70 - 80-е гг. произошло резкое усиление экономических и политических позиций ведущих исламских стран в связи с энергетическим кризисом и проблемой нефти. Превращение этих стран во влиятельную силу современного мира повлекло за собой рост националистических амбиций правящих кругов. Соответствию возросла и роль ислама, нормы и ценности которого противопоставляются иноземным традициям. Ярким примером, подтверждающим тезис о возрождении исламского фундаментализма, могут служить события в Иране, где в результате революции 1979 г. к власти пришло фундаменталистское крыло шиитского духовенства, возглавляемое Аятоллой Хомейни. Без его согласия не решался ни один важный социальнополитический вопрос в этой стране. Он направлял и координировал деятельность законодательных и исполнительных органов. Сам Хомейни считал, что светские знания и широкая образованность не могли служить надежными критериями для занятия высоких должностей и руководства государством.

 

Лекция №15 (2 часа)

Тема: Место и роль религиозных объединений в мире. Ч.1

1 Вопросы лекции:

1.1 Противоречивое положение религии в обществе.

1.2. Нетрадиционные религии и культы XX века. Социальные антиценности.

1.3. Проблема сущности религии.

1.4. Принципы религиозного познания и обновление смысла истории.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-16; Просмотров: 1053; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.